Статья Здоровье с психологической точки зрения

ЗДОРОВЬЕ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Проблемы, связанные со здоровьем - это общечеловеческие проблемы. Эти проблемы встречаются каждому человеку на протяжении всей его жизни. Поэтому представители многих профессий работают над проблемами, связанными со здоровьем человека - это медики, психологи, философы, литераторы и даже члены правительства. Проблемы здоровья рассматриваются на государственном уровне многих стран мира, а мировое сообщество считает общей ценностью индивидуальное и обществен...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Проблемы, связанные со здоровьем - это общечеловеческие проблемы. Эти проблемы встречаются каждому человеку на протяжении всей его жизни. Поэтому представители многих профессий работают над проблемами, связанными со здоровьем человека - это медики, психологи, философы, литераторы и даже члены правительства. Проблемы здоровья рассматриваются на государственном уровне многих стран мира, а мировое сообщество считает общей ценностью индивидуальное и общественное здоровье. Особое внимание уделяется проблемам здоровья детей, потому что состояние здоровья, заложенное до 18 лет - это фундамент состояния здоровья во взрослой жизни. Примерно 75% болезней во взрослом возрасте - последствия условий жизни в детские и юношеские годы. Здоровье нации рассматривается как показатель цивилизованности государства, который отображает социально-экономическое состояние общества. Здоровье - это главный критерий целесообразности и эффективности всех сфер деятельности.

Здороваясь с человеком, мы часто говорим "Здравствуйте", а прощаясь "Будьте здоровы" и это отображает здоровье как ценность человеческой жизни. О здоровье много сказано и написано, но до сих пор ведутся дискуссии о том, что же такое "здоровье". Всемирная организация охраны здоровья даёт такое определение :"Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических пороков". О значимости здоровья гласит поговорка :"Здоровье - это ничего, но без здоровья всё - ничто". Только здоровый человек может эффективно функционировать в среде, испытывать гармонию с ней и почувствовать себя счастливым. Существует тесная связь состояния человека с множеством внутренних и внешних факторов. Различают разные виды здоровья: физическое, психическое, психологическое, эмоциональное, интеллектуальное, духовное, социальное и т.д., которые тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Здоровый человек - это человек, который жизнерадостно и охотно выполняет обязанности, которые возлагает на него жизнь и полностью реализует свои физические и умственные способности. Именно здоровый человек достигает значительных успехов в жизни и помогает их достичь другим людям. Абсолютно здоровым называется человек, у которого наблюдаются проявления по всем видам здоровья. К сожалению, с каждым годом в Украине таких людей становится всё меньше. Много людей рождаются уже больными, многие часто болеют и теряют здоровье в процессе жизнедеятельности.

У каждого человека есть периоды в жизни, когда он болеет. Болезнь традиционно рассматривается как эволюционно сформированный способ адаптации организма к изменённым условиям жизнедеятельности, причём этот сложный и противоречивый процесс обуславливается не только внешними, но и внутренними субъективными факторами. Каждая болезнь - это нарушение жизнедеятельности организма в целом, хотя при многих заболеваниях имеет место локализация болезненного процесса. Болезнь протекает на разных уровнях организма и влияет на них. Болея, человек меняется. Длительное или тяжёлое заболевание может кардинально изменить физиологию и личность, могут сформироваться негативные тенденции к обеднению и упадка всего психического вида, сужения связи с миром. Разные люди реагируют по-разному на одно и то же заболевание, что зависит от индивидуальных особенностей физиологии и личности, от доминирующего типа реагирования на болезнь.

Во время заболевания происходят такие изменения в личности:

- ощущаются именно негативные негативные ощущения, поэтому изменяется настроение: подавленное, возбуждённое, нестабильное;

- возникают интеллектуальные реакции на болезнь: определяется болезнь и пути борьбы с ней;

- возникают негативные эмоциональные реакции: чрезмерное эмоциональное напряжение из-за невозможности справиться с болезнью или её преувелечение; страх смерти, который может трансформироваться в надежду или чувство одиночества, тревожность, растерянность, обречённость, неизбежность, депрессию, безнадёжность, отчаяние;

- нарушаются значимые отношения с людьми: в семье, в кругу родных, со знакомыми;

- встречается мотивация деятельности.

«Болезнь» - это общее понятие, «больной» - единичное.

Больной - это человек, который страдает и имеет нарушения физического, душевного и социального благополучия, а также расстройство биосоциальной адаптации, ощущение зависимости от болезни, переживания сжатой свободы.

Личности, которая имеет частые или серьезные проблемы со здоровьем, необходимо решить проблему выбора жизненной стратегии. Проектирование жизненного пути усугубляется разногласиями, нерешенными проблемами, непродуктивными психологическими защитами, комплексами, связанными с психотравмирующим воздействием. Сохранение привычного, устоявшегося образа жизни - путь к возникновению дисгармонии, невротизации, замедление, искажения личностного роста.

Индивидуальность жизнетворчества проявляется в определенной архитектонике жизненного мира, созданного по неповторимыми законами и авторскими проектами. В этом проекте есть общечеловеческий смысл, отражающий эволюционный путь других людей, и имеющийся опыт самой личности. Жизнетворчество является результатом самодвижения личности и активного отношения к действительности, предполагает жизненный выбор.

Нуркова В. выделила 2 типа жизненных стратегий:

- «Беглец» («жертва») - личность считает, что у нее нет выбора;

- «Охотник» («агрессор») - личность активно решает свои проблемы.

Жизненная стратегия комбинируется с различными ролями: «агрессор», «судья», «воин», «учитель» и другие. Личность выбирает определенную роль и выбирает жизненные ситуации для ее поддержания.

В личности с проблемами здоровья нужно пробудить желание встречать трудности в жизни, с уверенностью преодолевать их, а также принимать ответственность за свою жизнь и помогать другим. Важно достичь аутентичности, достаточности, соответствия себе, собственной глубинной сущности и соответствия социальным аспектам.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), на формирование здоровья влияют следующие факторы:

- Наследственность - 20%;

- Уровень медицины - 10%;

- Экология - 20%;

- Образ жизни - 50%.

Особую роль эти факторы выполняют в раннем детстве, ведь современные научные исследования свидетельствуют, что 75% мозга, системы жизнедеятельности организма формируется именно в первые 3 года жизни.

Еще в 4 в. до н.э. Демокрит высказал такое мнение: «Люди вымаливают свое здоровье у богов. Им не известно, что они сами могут повлиять на свое здоровье ».

Здоровье во многом зависит от самого человека, его сознания и активного отношения к своему здоровью, от его поведения. Именно от того, какого образа жизни придерживается человек, как он проявляет себя в работе, учебе, общении, как организовывает свой досуг, как питается, в каком соотношении находится ее физическая и психическая активность, или гигиенически обоснованный режим труда и отдыха, зависит состояние ее здоровья.

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности человека, целью которого является формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также сознательное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных положительных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних.

Составляющие здорового образа жизни:

- Физкультура - это бег, утренняя зарядка, различные виды спорта, аэробика, фитнес, туризм, активное движение ежедневно 20 - 30 мин.

- Здоровое питание - 1 - 2 раза в день употреблять горячую первое блюдо, ежедневно - овощи и фрукты.

- Личная гигиена - чистить зубы утром и вечером, 1 раз в неделю принимать ванну, 2 раза в день принимать душ, стричься, делать маникюр ...

- Правильный режим труда и отдыха. (Через каждые 45 минут делать 10 минут отдыха, переключаться с одного вида деятельности на другой. Спать не менее 8 часов в сутки. Владеть основами релаксации и аутотренинга.

- Закалка. (Ходить босиком летом. Умываться холодной водой. Загорать на солнце. Принимать контрастные души и обливаться холодной водой, спать с открытой квартирой. Посещать баню. Бегать). Могут укрепить здоровье и другие мероприятия, которые относятся к нетрадиционным методам оздоровления. Человек сам выбирает свой образ жизни.

Важное значение играет психология здоровья - это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению, поддержанию здоровья, предупреждению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья и болезни с ее дисфункцией, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии здоровья. (Дж.Матраццо).

Психология здоровья - это совокупность базовых знаний для понимания здоровья и болезни. Она изучает причины, пути предупреждения и лечения болезней, коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям жизни, условия создания благоприятной среды на протяжении всего жизненного пути человека. Она также рассматривает причины здоровья, методы и средства его сохранения, укрепления и развития от его зачатия до смерти. Психология здоровья - это наука о психологическом обеспечении здоровья человека на протяжении всего ее жизненного пути.

Психология здоровья рассматривает следующие вопросы:

- Определение базовых понятий психологии здоровья, систематизация критериев психического и социального здоровья;

- Разработка метода, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

- Разработка простых тестов на определение здоровья и начальных стадий заболевания, факторов здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

- Изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью, психологических механизмов здорового поведения, формирования внутренней картины здоровья и коррекции индивидуального развития;

- Профилактика психических и психосоматических заболеваний, исследования состояний перед болезни личности и их профилактика, разработка концепции здоровой личности;

- Определение путей и условий для самореализации, само осуществление, раскрытие творческого и духовного потенциала личности, психологические механизмы стрессоустойчивости;

- Социально-психологические факторы здоровья, гендерные аспекты психического и социального здоровья, разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых и личностных особенностей человека;

- Детская и школьная психология здоровья, психологическое обеспечение профессионального здоровья, психологии долголетия, признаки психического старения и их профилактика, психологическая помощь при завершении жизненного пути.

Здоровье - наивысшая ценность.

Традиционно выделяют следующие ценности:

- Общечеловеческие - совесть, правда, доброта, любовь, справедливость и т.п.;

- Общественные - культура и политических отношений, защиту индивидуальных прав и свобод, уважение к закону, право на свободу слова, печати и т.п.;

- Семейные - верность супругов, забота о детях, уважение к старшим и т.п.;

- Личностные - мудрость, воля, решительность, мужество, оптимизм, ум и тому подобное.

Как видно из общепринятой структуры, такие ценности, как здоровое мышление, обдуманные поступки, доброжелательные отношения, адекватное поведение (как отдельной личности, так и общества в целом) пока еще не стали нормой повседневной жизни современного человека. С развитием науки и техники люди постепенно отходят от природы, практически становятся на путь самоуничтожения, во многом следуя нездорового образа жизни. Поэтому именно мы, современные люди, должны вести здоровый образ жизни, ведь здоровье - высшая ценность, без которой невозможно счастливое гармоничную жизнь.

Заботясь о здоровье, следует понимать, что на него влияете не только Вы сами, а и окружающая Вас среда. Здоровье относится к той проблеме, которую невозможно решить усилиями одного человека. Только объединение усилий государства, общества и самого человека позволяют решить эту проблему.

Список использованных литературных источников:

1.Борисова Н.В. Технологии обучения здоровью. - Чебоксары, 2006. Технологии обучения здоров'ю. Чебо google.ru/

2.Василюк Т.А. Тренінг "Здоров'я - цінність нашого життя".

teacher.in.ua/vihovna-robota/pedagogu-vihovatelyu/tren-ng-zdorov-ja-c-n-st-nashogo-zhitja.html

3.Виховна година-тренінг «Я буду здоровим !»

ukped.com›vihovni-zahodi/1955.html

4.Володарська Н. Д. Проблеми життєтворчості особистості з вадами здоров'я. // Практична психологія та соціальна робота, №7 за 2005 рік, стор. 50-54.

5.Завгородня О. В. Проблема психологічного здоров'я : спроба психологічного аналізу. // Практична психологія та соціальна робота, №1 за 2007 рік, стор. 55-60.

6.Зимівець Н.В., Сивогракова З. А., Лещук О. Н. та інші. Твоє життя - твій вибір.: Навч.-метод. Посіб. - К.: Навч. Книга, 2002.-190 с. - стор.124-125,149-151.

7.Калошин В. Ф., Безносюк О. О., Лемешко Ю. П. Вплив емоцій на ефективність навчального процесу ( теорія і практика ). // Практична психологія та соціальна робота, №1 за 2006 рік, стор. 70-74.

8.Корніенко О. В. Цінність психосоматичного здоров'я підростаючого покоління. // Практична психологія та соціальна робота, №10 за 1998 рік , стор. 33.

9.Максименко К. С. Переживання емоційних станів при соматичних захворюваннях. // Практична психологія та соціальна робота, № 12 за 2007 рік, стор. 28-30.

10.Педан В. Закладаємо основи здоров'я.// Дошкільне виховання, №12 за 2007 рік, стор. 5-6.

11.Подкорытов В.С. Станет ли больной ребенок правилом, а здоровый - исключением.// Практична психологія та соціальна робота, №6-7 за 1998 рік, стор. 66-69.

12.Психологічне забезпечення здоров'я студентської молоді як напрям практичної психології. copy.yandex.net/

13.Пульняшенко Н. Репродуктивне здоров'я молоді. // Психолог, 318(306), травень 2008 року, стор. 9-14.

14.Слободяник Н.В. Ставлення людини до проблем репродуктивного здоров'я.// Практична психологія та соціальна робота, №12 за 2004 рік, стор. 62-65.

15.Стан здоровя дітей і молоді України.

dovkil-zdorov.kiev.ua/health.nsf/

16.Тараненко Н.Е. Внутренняя картина болезни у детей с хроническим соматическим заболеванием.// Практична психологія та соціальна робота, №2 за 2002 рік, стор. 48-50.

17.Терещенко І. Хочеш бути здоровим - будь ним ! //Палітра педагога, №1 за 2003 рік, стор.17-20.

18. Тренінгове заняття «Молодь обирає здоров'я».

lebmed.com.ua/index.

19.Хлівіна О. М., Федотова Т.В. Здорова особистість в світлі гуманістичної моделі А. Маслоу та акмеологічного підходу.// Практична психологія та соціальна робота, №9 за 2005 рік, стор. 1-4.

20.Цібуля Н. Здоровий стиль життя. // Психолог, №18(306), травень за 2008 рік, стор. 7-8.

21.Шаповаленко И.В., Миронова Т. Б. Тяжелое заболевание ребенка: горестные переживания. // Практична психологія та соціальна робота, №6 за 2004 рік, стор. 68-75.

22.Шевченко Н. Ф. Практикум із психологічної допомоги соматичним хворим.// Практична психологія та соціальна робота, №34 за 2006 рік, стор.17-29.

© 2010-2022