Тренинговое занятие для подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие для подростков

«Значение невербальных средств в общении.

Вербальные приёмы эффективной коммуникации.

Межличностное взаимодействие в группе».

Цель: отработка приёмов эффективной коммуникации, приёмов позитивной установки в практике реальных межличностных отношений, личностный рост участников.

Целевая группа: подростки 13-14 лет.

Количество участников: 10-12 человек.

Время: 1ч.20 мин.

Материалы: два мотка нетолстой веревки, длиной 15-20 м, 2 непрозрачных мешка, секундомер; лист ватмана А4 с изображением геометрических фигур в различных вариациях на листе; клубок с нитками для вязания.


Ход:


Упражнение «Приветствие» (10 мин.)

Цель: выявление значения индивидуального восприятия; определение закономерностей общения; развитие рефлексии.

Инструкция: каждый участник должен поздороваться по очереди со всеми присутствующими без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимики (движения тела), желательно не повторяться.

Рефлексия:

  • Сложно ли было не заговорить в процессе невербального приветствия участникам?

  • Как быстро догадывались участники, ясно ли было, что им хотел передать приветствующий?

  • Что помогало, что мешало участникам передавать приветствие?

  • Кого было легко понять? Почему?

  • Какие приветствия участников «читались» сразу?

  • Какие общие выводы можно сделать по окончании упражнения?


Упражнение «Мне - Соседу» (2 - 3 мин.)

Цель: создание благоприятного настроя на работу

Инструкция: все участники встают в круг, достают из своего кармана любую мелкую вещицу и кладут её на ладонь правой руки. Пальцы левой руки складывают щепоткой над ладонью правой руки соседа слева. Со словами «мне» каждый участник берет предмет с ладони соседа и перекладывает его на свою правую ладонь со словами «соседу» и так до тех пор, пока предмет не вернется к своему хозяину.

Рефлексия:

  • На что направлено данное упражнение?

  • Какие чувства испытывает каждый участник после выполнения упражнения?


Упражнение «Кот в мешке» (15 мин.)


Цель: определение проблемных зон во взаимодействии.

Инструкция: все участники произвольно делятся на две группы. Каждая группа получает по непрозрачному мешку с лежащими в них запутанными веревками. Сначала участники должны без слов, с помощью мимики и жестов распутать веревку и смотать ее в клубок. Во второй части задания выложить из нее какой-либо символ, цифру, букву, используя как вербальные, так и невербальные формы общения и презентовать получившуюся фигуру в течение одной минуты.

Рефлексия:

  • Какую часть задания было выполнять сложнее? Почему?

  • Какие жесты и мимика помогли вам договориться?

  • Какие фразы и предложения позволили вам найти общий язык и прийти к общему мнению?

  • Как вы думаете, на что было направлено упражнение? Чему оно учит?

Беседа «Общение и его особенности» (13-15 мин.)


Участники тренинга вначале работают самостоятельно индивидуально каждый в собственной рабочей тетради (выданной на первом занятии).

Инструкция: на листе формата А4 изображён круг, который необходимо разделить на три части соответственно определив процентное соотношение трёх основных факторов в человеческом общении - весь круг составляет 100%: сколько из него будет составлять язык жестов, язык информации, язык голоса в полноценном конструктивном общении.

Данный круг необходимо разделить на три части, исходя из представлений и опыта общения каждому участнику: из 100% какова доля каждого из этих трёх факторов в процессе межличностного взаимодействия?

Может эти факторы равнозначны по степени важности или имеют разный процент важности?

Характеристики анализируемых категорий:

  1. Язык жестов (невербальное общение - движение, выражение лица, мимика, фокус зрения, движения глаз, поза, осанка, положение головы, походка, дыхание, жесты) - 57%

  2. Язык информации (содержание речи - базовый словарь, грамотность, стилистика, интонационное оформление, логичность, уместность, ясность, образность) - 18%.

  3. Язык голоса (голосовое оформление речи - громкость, тембр, использование пауз, дикция, диапазон) - 25%


Рефлексия:

  • Удалось ли группе осознать реальные составляющие идеального общения?

  • Кто из участников был максимально близок к верному соотношению процентов в круге?

Упражнение «Пойми меня» (15 мин.)


Цель: тренировка умения слушать, понимать говорящего, развитие грамотности в формулировании собственных высказываний - основы конструктивного общения.

Инструкция: участники делятся на пары: один из них (по очереди) получает лист ватмана А4 с изображением геометрических фигур в различных вариациях на листе.

Участники садятся друг к другу спиной. Первый объясняет второму как можно точнее расположение фигур на своём листе, чтобы тот воспроизвёл предложенный вариант рисунка на чистом листе.

Анализ полученных работ проходит по принципу, у кого из пар участников максимально точно удалось воспроизвести предложенный рисунок по описанию, услышанному от первого участника.

Рефлексия:

  • Что чувствовал слушающий участник? Что чувствовал говорящий участник?

  • Какая из пар участников тренинга «максимально сработалась» - удалось повторить рисунок - образец?

  • Что помогало и что мешало процессу общения?

  • Сложно ли было общаться, когда не видишь глаз собеседникам?

Упражнение «Печатная машинка» (10-12 мин.)

Цель: развитие навыков эффективного взаимодействия.

Инструкция: группе даётся пословица (например «Один в поле не воин»), Участникам необходимо распределить между собой буквы алфавита, а затем озвучить пословицу чётко, быстро, логически и эмоционально. Необходимо достигнуть целостной, осмысленной и ритмичной передачи пословицы.

Рефлексия:

  • Чем на Ваш взгляд полезно это упражнение?

  • Какие возникли затруднения?

  • Когда они возникли? С чем они были связаны?

Упражнение «Клубок» (10-12 мин.)


Цель: рефлексия занятия.

Инструкция: Ведущий говорит: «У меня в руках клубок ниток для вязания. Сейчас мы будем вязать узор нашей группы. Участник, у которого в руках окажется клубок, должен вначале сказать, что для него сегодня было наиболее важным, затем обмотать нить вокруг своего пальца и перебросить клубок любому другому участнику. Постараемся, чтобы клубок побывал у всех. И еще: внимательно слушайте каждого, кто говорит. Это нам пригодится» (проходит обсуждение занятия). Затем ведущий подводит итог «Вот, сколько полезного и интересного было сегодня! Теперь давайте посмотрим, какой узор группы у нас получился. Что напоминает этот узор, о чем он вам говорит?

После обсуждения ведущий предлагает следующее задание: «А сейчас предлагаю смотать клубок обратно. Делать это будем так: тот, кто снимает нить с пальца, наматывает её на клубок и припоминает, что именно говорил предыдущий участник, что для него было важно».




Используемая литература:


  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003.

  2. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. - М.: Генезис, 2006. - 208 с. - (Серия «Бизнес-психология»).

  3. Завьялова Ж.В., Фарба Е.О., Каденильяс-Нечаева Е., Авдюнина М.Н. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам: Пособие для практикующего бизнес-тренера. - СПб.: Речь, 2005. - 159 с.

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части. Пер с нем. М.: Генезис, 1998

© 2010-2022