- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа Этика и психология юношеских отношений. Подготовка к семейной жизни
Рабочая программа Этика и психология юношеских отношений. Подготовка к семейной жизни
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тищенко Т.М. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида поселка Эгвекинота»
Адаптированная рабочая программа
«Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни»
на 2015-2016 учебный год
9 класс
составитель: Тищенко Т.М
педагог-психолог первой категории
«Принято МО
учителей-предметников.
Рекомендована к утверждению
Протокол от
«_____»______________2015 г.
№ ___________
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБС(К)ОУ
«С(К))Ш-И VIII вида п. Эгвекинота»
____________Т.М. Швыркова
Приказ от
« ____»_____________2015 г.
№ _________
Срок реализации: 1 учебный год
Эгвекинот
I.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни» предназначена для обучающихся, воспитанников 9 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».
Актуальность. В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения - факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.
В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников - одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.
Реализация программы предполагает учет следующих принципов:
- гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
- использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
- соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
- учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
- возможность закрепления полученных знаний на занятиях, связь с жизнью.
II.Общая характеристика программы
Адаптированная рабочая программа «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни» составлена на основе: Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б.
Цель программы:
1)создание условий для:
-
формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
-
выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
2)коррекции и развитие эмоционально-волевой сферы подростков.
Задачи программы:
1.Формировать представления:
-
о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
-
о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
-
об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
-
об основах семейного законодательства;
-
о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
2.Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
3.применять на практике полученные знаний, умения, навыки, способствующие созданию крепкой и дружной семьи.
Методы и приемы:
-
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
-
наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций);
-
практические методы (игра, упражнение);
Формы работы: групповые психологические занятия с элементами тренинга.
III. Описание места программы в основной образовательной программе учреждения МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Программа состоит из 24 групповых занятий с элементами тренинга. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня. Срок реализации программы: 1 учебный год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Адаптированная рабочая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников. Она направлена на работу с обучающимися, воспитанниками 9 класса по формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта навыки необходимые им в будущей семейной жизни.
Ключевые идеи курса:
В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.
V. Ожидаемые результаты:
Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. В процессе работы по данной программе у учащихся формируются представления о семье, ее роли в жизни человека; о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.; о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание; о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи. Учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков.
Учащиеся должны знать:
-
основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи;
-
знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи
-
основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;
-
основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
-
об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
Учащиеся должны уметь:
-
уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;
-
объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;
-
оценивать и находить мотивы поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
VI. Содержание тем программы
На занятиях идет разговор о необходимости молодежи готовиться к браку и семейной жизни, о семейных ролях, о качества семьянина, о семейных правилах.
Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности - изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви.
Любовь девушки и юноши как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; способность любить- программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов.
На занятиях обращается внимание на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией.
На занятиях рассматриваются особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.
VII. Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Проблема счастья человека. Различные представления о счастье.
1
24.09
Культура чувств. Эмоции и чувства.
1
01.10
Темперамент. Типы темпераментов.
1
08.10
Характер. Внешние проявления характера.
1
15.10
Воля. Цель. Планирование. Исполнение.
1
22.10
Понятие духовности.
1
29.10
Я взрослый. Проблемы переходного возраста.
1
12.11
Коммуникация. Социально-психологические особенности юношеских взаимоотношений.
1
19.11
Товарищество, дружба и любовь.
26.11
Проблема межличностных отношений. Стереотипы поведения людей.
1
03.12
Культура общения юношей и девушек.
1
10.12
Современный юноша. Мужественность-важнейшее нравственное качество мужчины.
1
17.12
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера.
1
24.12
Есть любовь и есть влюбленность.
1
14.01
Профилактика ранних половых связей
1
21.01
Разрушительное влияние на личность вредных привычек
1
28.01
Брак и семья в истории человечества
1
04.02
Современная семья. Нравственные нормы брака
1
11.02
Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни.
1
18.02
Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита).
1
25.02
Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность).
1
03.03
Права и обязанности супругов
1
10.03
Родители и дети
1
17.03
Семья и семейные ценности.
1
24.03
VIII. Литература
-
Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. -М.: Глобус, 2007. - 206 с.
-
Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991.
-
Бондырева Е.К., Колесов Д.В. Толерантность. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2003. 240 с.
-
Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или как стать настоящим мужчиной /М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 256с.
-
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или психология на каждый день. - М., Новая школа, 1999, - 320 с.
-
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: Просвещение, 1991. -143 с.
-
Найк А. Практическая психология для девочек, или как относиться к себе и к мальчикам /М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 336 с.
-
Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры и упражнения/авт-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. - Волгоград: Учитель, 2008.-90 с.
-
Фопель К. как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2006. - 541 с.
-
«Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б.//Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.