Рабочая программа Этика и психология юношеских отношений. Подготовка к семейной жизни

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Этика и психология юношеских отношений. Подготовка к семейной жизни.


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида поселка Эгвекинота»










Адаптированная рабочая программа

«Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни»


на 2015-2016 учебный год

9 класс




составитель: Тищенко Т.М

педагог-психолог первой категории






«Принято МО

учителей-предметников.



Рекомендована к утверждению

Протокол от

«_____»______________2015 г.

№ ___________




«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБС(К)ОУ

«С(К))Ш-И VIII вида п. Эгвекинота»

____________Т.М. Швыркова

Приказ от

« ____»_____________2015 г.

№ _________











Срок реализации: 1 учебный год

Эгвекинот

I.Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни» предназначена для обучающихся, воспитанников 9 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».

Актуальность. В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения - факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.

В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников - одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

Реализация программы предполагает учет следующих принципов:

- гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

- использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

- соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

- учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

- возможность закрепления полученных знаний на занятиях, связь с жизнью.

II.Общая характеристика программы

Адаптированная рабочая программа «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни» составлена на основе: Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б.

Цель программы:

1)создание условий для:

  • формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;

  • выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;

2)коррекции и развитие эмоционально-волевой сферы подростков.

Задачи программы:

1.Формировать представления:

  • о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

  • о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;

  • об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

  • об основах семейного законодательства;

  • о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

2.Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.

3.применять на практике полученные знаний, умения, навыки, способствующие созданию крепкой и дружной семьи.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций);

  • практические методы (игра, упражнение);

Формы работы: групповые психологические занятия с элементами тренинга.

III. Описание места программы в основной образовательной программе учреждения МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».

Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Программа состоит из 24 групповых занятий с элементами тренинга. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня. Срок реализации программы: 1 учебный год.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы

Адаптированная рабочая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников. Она направлена на работу с обучающимися, воспитанниками 9 класса по формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта навыки необходимые им в будущей семейной жизни.

Ключевые идеи курса:

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.

V. Ожидаемые результаты:

Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. В процессе работы по данной программе у учащихся формируются представления о семье, ее роли в жизни человека; о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.; о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание; о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи. Учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков.

Учащиеся должны знать:

  • основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи;

  • знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи

  • основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;

  • основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

  • об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;

  • объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;

  • оценивать и находить мотивы поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

VI. Содержание тем программы

На занятиях идет разговор о необходимости молодежи готовиться к браку и семейной жизни, о семейных ролях, о качества семьянина, о семейных правилах.

Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности - изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви.

Любовь девушки и юноши как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; способность любить- программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов.

На занятиях обращается внимание на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией.

На занятиях рассматриваются особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.

VII. Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Проблема счастья человека. Различные представления о счастье.

1

24.09

Культура чувств. Эмоции и чувства.

1

01.10

Темперамент. Типы темпераментов.

1

08.10

Характер. Внешние проявления характера.

1

15.10

Воля. Цель. Планирование. Исполнение.

1

22.10

Понятие духовности.

1

29.10

Я взрослый. Проблемы переходного возраста.

1

12.11

Коммуникация. Социально-психологические особенности юношеских взаимоотношений.

1

19.11

Товарищество, дружба и любовь.


26.11

Проблема межличностных отношений. Стереотипы поведения людей.

1

03.12

Культура общения юношей и девушек.

1

10.12

Современный юноша. Мужественность-важнейшее нравственное качество мужчины.

1

17.12

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера.

1

24.12

Есть любовь и есть влюбленность.

1

14.01

Профилактика ранних половых связей

1

21.01

Разрушительное влияние на личность вредных привычек

1

28.01

Брак и семья в истории человечества

1

04.02

Современная семья. Нравственные нормы брака

1

11.02

Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни.

1

18.02

Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита).

1

25.02

Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность).

1

03.03

Права и обязанности супругов

1

10.03

Родители и дети

1

17.03

Семья и семейные ценности.

1

24.03

VIII. Литература


  1. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. -М.: Глобус, 2007. - 206 с.

  2. Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991.

  3. Бондырева Е.К., Колесов Д.В. Толерантность. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2003. 240 с.

  4. Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или как стать настоящим мужчиной /М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 256с.

  5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или психология на каждый день. - М., Новая школа, 1999, - 320 с.

  6. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: Просвещение, 1991. -143 с.

  7. Найк А. Практическая психология для девочек, или как относиться к себе и к мальчикам /М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 336 с.

  8. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры и упражнения/авт-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. - Волгоград: Учитель, 2008.-90 с.

  9. Фопель К. как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2006. - 541 с.

  10. «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б.//Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

© 2010-2022