Разработка Рекомендации молодому педагогу

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В помощь начинающему педагогу

Психологические аспекты урока

1. Развитие внимания

Организация внимания учащихся в начале занятия; каким образом педагогом создаётся новая психологическая ситуация быстрой настройки; что побуждает школьников сосредоточиться на предмете занятия.

Активизация внимания школьников в процессе изложения новой темы:

- отчётливая целеустремлённость изложения новой темы;

- чёткость её теоретического освещения;

- продуманность разделения темы на отдельные звенья с применением обоснованных переходов между ними;

- постановка вопросов, обращённых к мышлению школьника и побуждающих к самостоятельности в суждениях;

- педагогически обоснованное сочетание словесных и наглядных средств обучения и развития.

Развитие внимания учащихся:

- ясная постановка вопроса;

- тактичное направление ответа на выделение основной мысли;

- побуждение к логичности в ответе.

Важным условием развития внимания учащихся является наличие у самого педагога комплекса профессиональных свойств:

- проявление внимания ко всему, что важно для проведения занятия;

- сочетание наблюдательности за работой учащихся и их поведением со своевременностью педагогических воздействий;

- умение сочетать устойчивость внимания и его подвижность в меняющихся условиях групповой работы;

- соблюдение учителем выразительности внимания, его заметности для учащихся.

2. Развитие восприятия:

- Чёткость формулировки цели занятия.

- Подготовленность учащихся к восприятию нового материала.

- Включение в работу различных анализаторов.

- Фиксация результатов наблюдения.

- Целесообразное использование наглядных пособий.

- Приёмы выделения основного, главного в предлагаемом материале (как достигается избирательность восприятия).

3. Развитие памяти:

- использует ли педагог в процессе деятельности основные приёмы осмысленного запоминания:

доступность;

- связь нового материала с имеющимися у учащихся знаниями;

- смысловая группировка материала;

- выделение смысловых опор.

4. Развитие мыслительной деятельности учащихся:

- Развитие логического мышления при проведении различных видов заданий на занятии.

- Развитие самостоятельности мышления, его творческой направленности (с привитием элементов воссоздающего и творческого воображения школьников).

- Привлечение внимания учащихся к таким качествам мышления, как логичность, последовательность, умение выделять основное в вопросах, умение делать выводы из приведённых фактов.

- Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, абстрагирование.

- Совершенствование форм выражения мысли: суждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных, по аналогии) и т.д.

- Развитие осознания школьниками процессов своего мышления и целенаправленного его течения.

Схема психолого-педагогического анализа урока (занятия)

1. Психологическая оценка структуры урока (занятия) в связи с его конкретными целями и задачами:

- тема, цели и задачи урока (занятия);

- структура урока (занятия) и его психологическая необходимость.

2. Психологическая оценка содержания урока (занятия):

- психологическое качество предложенного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности и абстрактности, обобщённости);

- активизации каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения), - какие эмоции могут быть вызваны;

- соответствие данного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний;

- как педагог делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.);

- каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое и т.д.);

- насколько оптимально педагог реализует воспитательные возможности предлагаемого материала.

3. Управление познавательной деятельностью и её проявление на уроке

А) организация внимания:

- пути организации внимания (подчёркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности, обращение к непроизвольному вниманию и т.д.);

- виды внимания, имевшие место на уроке, форма их проявления у отдельных школьников;

- способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую;

- в каких сложных видах деятельности, предложенных педагогом, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились.

Б) организация восприятия и его характер:

- что является объектом восприятия учащихся (речь педагога, текст учебника, различные наглядные средства);

- качество материала восприятия;

- использование наглядных средств, их функция на уроке;

- осмысленность восприятия материала.

В) активизация памяти и её развитие:

- обращение педагога к памяти школьников (воспитанников); с какой целью оно проводилось на различных этапах урока;

- какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая, логическая);

- какие приёмы лучшего запоминания материала использовал педагог на уроке.


Самоанализ урока (занятия)

Определите место урока в теме, в общем курсе. Насколько ясным стало это место для учащихся после урока?

Соотнесите поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определите причины успеха и неудачи.

Определите уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений.

Ответьте на вопрос, что нового дал урок для развития мышления, памяти, внимания, личностных качеств, коммуникативных способностей; для развития умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Подумайте, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню развития учащихся, специфике класса?

Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?

Оцените степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них высказывался на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа? При этом необходимо руководствоваться правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного детского коллектива с другим.

Оцените темп урока. Поддерживался ли интерес учащихся к занятию на всём его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на урока?

Как в ходе урока была организована опора на уже имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был материал урока?

Охарактеризуйте психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников занятия, характер их общения.

Изменилось ли Ваше настроение после урока по сравнению с тем, каким оно было до занятия? В чём причина этих изменений? Что теперь, когда занятие прошло, целесообразно было бы в нём изменить? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?

Схема анализа внеклассного мероприятия

1. Актуальность темы: отвечает ли тема целям и задачам воспитания в современном обществе, возрастным особенностям и конкретным задачам данного класса. Была ли она в плане воспитательной работы классного руководителя или предложена по необходимости; если предложена, то кем и почему.

2. Характеристика и оценка плана, по которому готовилось мероприятие: целенаправленность, логичность, чёткость, соответствие избранной формы и методов содержанию, выполнен ли план.

3. Содержание проведённого мероприятия: характеристика использованного материала, его воспитательное и познавательное значение, доступность, эмоциональность, конкретность; соответствие использованного материала, форм и методов возрасту детей и воспитательным задачам данного коллектива.

4. Качество подготовки: интерес детей к мероприятию, активность учащихся, организованность, дисциплинированность, использование наглядных пособий, демонстрационного материала, технических средств и т.д. Какие навыки были приобретены учащимися в процессе подготовки к мероприятию.

5. Наиболее существенные недостатки и положительные стороны по содержанию, методам проведения, по качеству подготовки и воспитательным результатам.

6. Общая оценка: выполнена ли поставленная цель, отношение детей, роль педагога в подготовке и проведении мероприятия.


© 2010-2022