• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА РЕБЕНКА СПЕЦИАЛЬНЫМИ АППАРТНОПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМБИНАЦИИ СТЕПЕНИ И ТИПА ОГРАНИЧЕНИЙ МОТОРИКИ РУК

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА РЕБЕНКА СПЕЦИАЛЬНЫМИ АППАРТНОПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМБИНАЦИИ СТЕПЕНИ И ТИПА ОГРАНИЧЕНИЙ МОТОРИКИ РУК

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КОМПЛЕКТАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА РЕБЕНКА СПЕЦИАЛЬНЫМИ АППАРТНОПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМБИНАЦИИ СТЕПЕНИ И ТИПА ОГРАНИЧЕНИЙ МОТОРИКИ РУК

Оптимизация и адаптация рабочего места ребенка с серьезными нарушениями моторики рук, не позволяющими ему использовать стандартные устройства для взаимодействия с компьютером, - процесс строго индивидуальный. Как уже отмечалось ранее, при подборе и оснащении средствами ИКТ рабочего места ученика с физическими ограничениями важно помнить, что должна быть организована регулярная профессиональная (врачами по профилю заболевания, дефектолагами, психологами и др.) оценка их текущего психофизического состояния и потребности в специальном оборудовании для обеспечения максимально комфортных условий работы на компьютере. Должна быть предусмотрена процедура текущего подбора и, при необходимости, замены одних устройств на другие. Надо отметить, что процесс создания специальных условий состоит из нескольких шагов и сугубо индивидуален, т.е. процесс должен осуществляться исходя из потребностей конкретного ребенка с инвалидностью. На первой стадии этого процесса необходимо как можно четче и подробнее определить исходные условия. Нужно определить конкретные индивидуальные навыки, возможности и ограничения и сопоставить их с необходимыми условиями успешной и эффективной работы. Нужно обязательно учесть, что этот процесс должен проходить при непосредственном участии самого ребенка. Данный материал предназначен для ознакомления заинтересованных лиц и ни в коем случае не может быть использован как решение всех проблем, особенно учитывая необходимый индивидуальный характер этого процесса.

Ниже приведены некоторые примеры комплектации рабочего места ребенка специальными аппартнопрограммными средствами в зависимости от комбинации степени и типа ограничений моторики рук.

ПРИ ГИПЕРКИНЕЗАХ РУК

Если у ребёнка гиперкинез и спастика рук с преобладанием гиперкинеза 6неконтролируемые спонтанные движения не позволяют ему фиксировать руки в определённом положении, попадать на нужные клавиши, ему подбирается следующее специальное оборудование:

  1. Специальная клавиатура с увеличенными размерами клавиш и с увеличенным размером шрифта.

  2. Специальная накладка, которая позволяет нажимать на нужную клавишу, не задевая соседних клавиш.

  3. Джойстик с тремя съёмными насадками на ручку для удобных и лёгких захватов. Заменяет стандартную мышь.

  4. Выносные компьютерные кнопки, которые подключаются к джойстику.

ПРИ СПАСТИКЕ РУК

Если у ребенка спастика рук - сильное напряжение и контрактуры кисти не позволяет ему производить целенаправленные движения, ему подбирается следующее специальное оборудование:

  1. Сенсорная клавиатура со специальными накладками.

  2. Роллер, заменяющий стандартную мышь.

  3. Выносные кнопки, которые подключаются к роллеру. Ребёнок может перемещать руку по клавиатуре (с накладкой) без риска случайного нажатия на клавиши и нажимать нужную клавишу. Шар роллера прокручивается рукой, любой частью кисти, локтем. Выбор производиться или кнопками, расположенными на роллере, или выносными кнопками.

ПРИ ОТСУТСТВИИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ И НЕВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ ПАЛЬЦАМИ НОГ Если у ребёнка отсутствуют верхние конечности и недоступна работа пальцами ног, но он может производить движение головой и нажи6 мать на кнопку любой частью тела с сохранным остаточным движением, то ему подбирают следующее оборудование:

  1. Головная мышь с выносной кнопкой.

  2. Виртуальная клавиатура В верхней части монитора устанавливается устройство «Головная мышь». На лбу ребёнка фиксируется специальный светоотражающий элемент. На экран выводиться виртуальная клавиатура. Движением головы приводят к перемещению курсора на экране монитора. Устанавливая курсор на нужной букве или символе управления, ребёнок нажимает выносную кнопку. Таким образом производится набор текста и управление компьютером.

ПРИ ОТСУТСТВИИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, НО РАЗВИТОЙ РАБОТЕ ПАЛЬЦЕВ НОГ Если у ребёнка отсутствуют верхние конечности, но развита работа пальцев ног, ему необходимо следующее оборудование:

  1. Клавиатура с увеличенными размерами клавиш и с увеличенным размером шрифта.

  2. Специальная накладка, которая позволяет нажимать нужную клавишу, не задевая соседних клавиш.

  3. Роллер, заменяющий компьютерную мышь.

  4. Три выносные кнопки, подключаемые к роллеру. Ребёнок может набирать текст на клавиатуре пальцами ног, прокручивать шар роллера ступней, использовать выносные компьютерные кнопки в качестве кнопок мыши, нажимая на них ногой.


ПРИ ОСЛАБЛЕННЫХ МЫШЦАХ РУК (МИОПАТИЯ)

Вариант 1 Если у ребёнка ослаблены мышцы рук и ему трудно держать их на весу над клавиатурой и нажимать клавиши, но ему доступны движения, требующие минимальных усилий, например, перемещение руки по гладкой поверхности и возможность лёгкого нажатия пальцами рук, то ему необходимо оборудование:

  1. Специальная клавиатура, требующая минимального усилия для вызова клавиш.

  2. Выносные кнопки. Ребёнок, перемещая руку по гладкой поверхности клавиатуры, совершает лёгкое нажатие пальцем на выбранной клавише. Происходит набор текста. На клавиатуре есть кнопки, которые выполня6 ют функции стандартной мыши. Нажимая на клавиши со стрелками можно перемещать курсор на экране. Есть клавиши, отвечающие за щелчок мыши, двойной щелчок, выделение и перетаскивание объекта. Курсор может перемещаться в 8 направлениях.

Вариант 2 Если у ребёнка ослаблены мышцы рук и ему трудно держать их на весу над клавиатурой и нажимать клавиши, и ему недоступны даже минимальные движения руками, то ему необходимо оборудование:

  1. Головная мышь с выносной кнопкой.

  2. Виртуальная клавиатура. В верхней части монитора устанавливается устройство «Головная мышь». На лбу ребёнка фиксируется специальный светоотражающий элемент. На экран выводиться виртуальная клавиатура. Движением головы приводят к перемещению курсора на экране монитора. Устанавливая курсор на нужной букве или символе управления, ребёнок нажимает выносную кнопку. Таким образом производится набор текста и управление компьютером.


© 2010-2022