О дружбе мальчиков и девочек

Тема «О дружбе девочек и мальчиков» Цель: помочь детям различать положительные качества мальчиков и девочек, подвести учащихся к осознанию умения дружить, формировать позитивное отношение к сверстникам, закреплять навыки групповой работы, закрепить черты толерантной личности.    В процессе работы дети смогут лучше узнать и прочувствовать друг друга, научатся понимать и прислушиваться друг к другу, используют возможность побыть вместе, ощутить радость от совместно выполняемых заданий и упражнений...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «О дружбе девочек и мальчиков»

в 6 классе


Цель: помочь детям различать положительные качества мальчиков и девочек, подвести учащихся к осознанию умения дружить, формировать позитивное отношение к сверстникам, закреплять навыки групповой работы, закрепить черты толерантной личности.


Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Разминка" Захвати руки".

Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают сходиться к центру, вытянув руки перед собой. По сигналу ведущего каждый старается поймать как можно больше рук. По следующему сигналу все открывают глаза и смотрят, чьи руки "захвачены"

2. Тест "Круг".

"Для начала проведем маленький тест. Нарисуйте в тетради круг. В любом месте нарисуйте прямую линию (черту). Интерпретация: 1) черта "врезалась" в круг-вы часто ссоритесь, не думаете о чувствах другого, но зато вы, может, не держите камня за пазухой. 2) Черта на некотором расстоянии от круга - вы боитесь выяснять отношения, предпочитаете терпеть или затаивать обиду, поэтому вас воспринимают как неконфликтного человека. 3) Черта касается окружности - вы тактичный собеседник, чувствующий "границы".

Вывод: многим надо учиться общаться, быть более терпимым к своим друзьям, родным.

3. Беседа.

- Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе « учатся с первого класса. На прошлом занятии я задала вам вопрос: С желанием ли ты идешь в школу?" (Следуют результаты опроса.)

Среди причин есть и такая: не складываются отношения с одноклассниками. Давайте попробуем определить степень понимания, принятия друг друга.

Модель идеальной группы. Зачем ходят в школу? Во-первых, чтобы получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Ведущий чертит окружность и делит ее на 16 частей. (Можно 1 заготовить на листе ватмана). Далее он просит назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. Ведущий подписывает каждый радиус с внешней стороны круга, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и др.

Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 частей или такая разметка имеется на заготовленном плакате. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта. - Если все качества оценить в 10 баллов, то получится круг. Это будет модель идеальной группы. Но мы знаем, что такая группа существует лишь в идеале. Давайте составим модель реальной группы - вашего класса.

Модель реальной группы.

Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. Например, группа решила, доброта "тянет" на 6 баллов. На чертеже (на радиусе, обозначающем данное качество) ведущий точкой отмечает выставленный балл. Аналогично оцениваются и отмечаются все другие качества. После этого соединяются все точки, в результате чего получается "паутина". Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе ''паутина" к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы, оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. "Мы не можем изменить группу, не изменяя себя".

Беседа.

- Каждый человек имеет друга или несколько друзей. Они помогают преодолевать друг другу неприятности, радуются вместе приятным событиям, делятся секретами. Но чаще всего мальчики выбирают себе в друзья мальчиков, а девочки - девочек. Это происходит, потому что интересы мальчиков совпадают, как совпадают и интересы девочек. Но бывает и по-другому, когда дружат мальчик и девочка, знакомые с малых лет. Жаль, что некоторые ровесники дружбу мальчика и девочки высмеивают, считая невозможными такие взаимоотношения.

- Как чувствуют себя девочка или мальчик, если нет друга?

- Что изменится в классе, если все будут внимательно, вежливо относится друг к другу?

4. Упражнение "Дерево комплиментов".

Ведущий раздает мальчикам листы цветной бумаги с именами девочек, а девочкам с именами мальчиков. Предлагается вырезать любую форму листа и написать 1-2 хорошие черты того, чье имя написано на листе. По окончании работы получается "дерево" с листьями разной формы и цвета.

В зависимости от сплоченности и динамики группы каждый участник может озвучить свои листок, либо это может сделать ведущий. Листок со своим именем можно взять себе на память. Рекомендуется сделать групповую фотографию.

5. Упражнение "Гомеостат на пальцах".

- Давайте посмотрим, как мы чувствуем друг друга, можем ли мы действовать слаженно?"

Все стоят в кругу. На счет "три" все участники должны "выбросить" какое-то количество пальцев одной руки, молча посмотреть друг на друга, увидеть, у кого сколько пальцев, затем повторить попытку. Задача: всем участникам "выбросить" одинаковое количество пальцев. Делается несколько попыток.

Обсуждение.

- Какая стратегия принесла успех?

6. Упражнение «Как научиться мягким выражениям»

Введение понятия

«Эвфемизм» (с греч. «эфвемисмос» - хорошо и «феми» - говорю)

Эвфемизмы - это более мягкое слово или выражение, которое используют вместо грубого и непристойного, например, «не сочиняйте» вместо «не врите».

Задание.

Попробуйте найти более мягкие формы выражения для таких, несомненно обидных фраз: «Люба - врушка», «Вася - псих: чуть что лезет в драку» (вместе)

Работа в группах:

«Вера - ябеда»,

«Коля - трус»,

«Тетя Клава - жадина»,

«Ваня - лентяй».

Обсуждение. Трудно ли было придумывать эвфемизмы?

Итог. Каждый может внести свой вклад в позитивную атмосферу класса. От этого выиграет каждый. Толерантный человек с уважением относится к людям, не конфликтует, соблюдает правила, принятые в обществе. Если у девочек и мальчиков хорошие отношения, они проявляют друг к другу уважение, терпение, доброту, не ссорятся, не обижают, дружат между собой, то такое поведение будет толерантным.

7. Ритуал прощания.

Образовать два круга, в одном круге девочки, в другом мальчики. С помощью рук показать следующие движения: встретились (поздоровались), поругались, помирились, попрощались. Затем стоящие во внутреннем круге передвигаются и повторяют свои жесты с другим участником. В заключении все образуют один большой круг и берутся за руки.

Посмотрите на улицу, какие яркие краски дарит нам природа. Такой же разноцветный мир, в котором мы живем. И вот для того, чтобы нам хорошо в нем жилось, нам надо многое знать и понимать.





© 2010-2022