- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методика Работа с неполными семьями
Методика Работа с неполными семьями
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каминская Т.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
В рамках реализации Республиканской Программы поддержки семьи психологической службой школы была разработана и используется программа помощи неполным семьям.
Актуальность этой темы состоит в том, что в настоящее время социальный институт семьи испытывает серьезный кризис, вызванный объективными процессами в обществе, прежде всего, это - утрата институтом семьи части своих функций в связи с распадом традиционного уклада общества и, как следствие, появление множества различных «осколочных» форм семьи. Вследствие чего в современных условиях семья не всегда самостоятельно выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать педагог-психолог и социальный педагог.
Были определены задачи:
1. Обобщить теоретические данные по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях.
2. Провести диагностику детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
3. Проанализировать полученные данные и сделать сравнительный анализ.
4. Разработать программу психолого-педагогической помощи для неполных семей.
Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия. Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического равновесия. Отсутствие нескольких элементов в системе нарушает динамическое равновесие и приводит к снижению адаптационных возможностей семьи. Данная система без поддержки извне гораздо быстрее приходит в деструктивное состояние. Следовательно, неполные семьи в первую очередь нуждаются в социальной поддержке, которая позволит устранить негативное влияние среды на неполную семейную систему.
Проведенные обследования семей учащихся показали, что 63 % учащихся живут в полных семьях, 33% учащихся - дети из неполных семей и4 % составляют дети - социальные сироты.
На базе СОШ №19 была проведена диагностика учащихся и их родителей с помощью следующих методик:
Методика 1
Опросник FPI (модифицированная форма B)
Цель: диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Средние показатели по опроснику FPI
ШКАЛА
Средние показатели в неполных семьях
Средние показатели в полных семьях
I
невротичность
8,8
6,57
II
спонтанная агрессивность
6,75
4,62
III
депрессивность
5,47
5,17
IV
раздражительность
6,29
5,13
V
общительность
5,21
5,62
VI
уравновешенность
3,36
5,55
VII
реактивная агрессивность
7,53
4,28
VIII
застенчивость
6,26
4,39
IX
открытость
7,64
8,73
X
экстраверсия-интроверсия
8,18
5,26
XI
эмоциональная лабильность
7,55
6,41
XII
маскулинизм - феминизм
4,2
4,47
Методика 2
«Диагностика показателей и форм агрессии» Авторы: А. Басс, А. Дарки.
Цель: диагностика агрессивных и враждебных реакций.
Уровни агрессивности подростков в полных и неполных семьях
Тип семьи
Уровень агрессии
высокий
средний
низкий
Неполные семьи
43%
33%
24%
Полные семьи
32%
38%
30%
Методика 3
«Диагностика уровня самооценки личности» Автор: Г.Н. Казанцева
Цель: диагностика уровня самооценки личности.
Количественные показатели агрессивного поведения подростков
№
Показатель
Средние значения
из неполных семей
из полных семей
1
Физическая агрессия
6,47
5,4
2
Косвенная агрессия
4,53
4,94
3
Раздражение
5,7
5,5
4
Негативизм
2,94
2,65
5
Обида
4,53
3,85
6
Подозрительность
5,47
4,76
7
Вербальная агрессия
8,76
8,7
8
Чувство вины
6,59
6,45
Полные семьи
Неполные семьи
Методика 4
«Шкала явной тревожности CMAS»
Автор: А.М. Прихожан.
Цель: диагностика тревожности.
Уровни тревожности подростков в полных и неполных семьях
Тип семьи
Уровень тревожности
очень высокий
Повышен-
ный
несколько повышенный
нормаль-ный
низкий
Неполные семьи
45%
10%
15%
15%
15%
Полные семьи
25%
10%
10%
25%
30%
Показатели уровня самооценки подростков из неполных семей
Показатели уровня самооценки подростков из полных семей
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в полной семье
по тесту-опроснику А.Я.Варга-В.В.Столина
№ п/п
Принятие
Кооперация
Симбиоз
Гиперсонализация
Инфантилизация
Ср.зн.
51,9
63,05
63,85
49,95
62,1
№ п/п
Принятие
Кооперация
Симбиоз
Гиперсонализация
Инфантилизация
Ср.зн.
58,8
56,6
55,3
49,3
66,85
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной семье
по тесту-опроснику А.Я.Варга-В.В.Столина
В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты:
ПРОГРАММАПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- повышение психологической компетенции неполных семей;
- изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;
- формирование психологических навыков;
- оказание психологических услуг неполным семьям;
- активизация эффективности психолого-ролевого поведения в процесс построения детско-родительских, деловых;
- формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции.
ПРОГРАММАПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1.Лекторий для родителей по повышению психолого-педагогической компетенции.
2. Тренинг взаимодействия родителей с детьми, расширяющий возможности понимания ребенка, улучшение рефлексии взаимоотношений, выработка новых навыков взаимодействия, активизация коммуникаций в семье.
3. Песочная терапия, позволяющая решать диагностические, коррекционные, терапевтические задачи, а также задачи творческого развития ребенка.
Формы песочной терапии:
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного случая, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. И могут применятся:
-
с целью диагностики;
-
с целью оказания первичной психологической помощи;
-
в процессе краткосрочной психотерапии;
-
в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Песочная терапия успешно используется в следующих случаях:
-
Трудности в общении
-
Взаимоотношения детей и родителей
-
Кризисные ситуации (развод, переезд)
-
Психологические травмы
-
Расстройства настроения
-
Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства
-
Проблемы поведения (агрессия)