Методика Работа с неполными семьями

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В рамках реализации Республиканской Программы поддержки семьи психологической службой школы была разработана и используется программа помощи неполным семьям.

Актуальность этой темы состоит в том, что в настоящее время социальный институт семьи испытывает серьезный кризис, вызванный объективными процессами в обществе, прежде всего, это - утрата институтом семьи части своих функций в связи с распадом традиционного уклада общества и, как следствие, появление множества различных «осколочных» форм семьи. Вследствие чего в современных условиях семья не всегда самостоятельно выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать педагог-психолог и социальный педагог.

Были определены задачи:

1. Обобщить теоретические данные по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях.

2. Провести диагностику детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.

3. Проанализировать полученные данные и сделать сравнительный анализ.

4. Разработать программу психолого-педагогической помощи для неполных семей.

Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия. Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического равновесия. Отсутствие нескольких элементов в системе нарушает динамическое равновесие и приводит к снижению адаптационных возможностей семьи. Данная система без поддержки извне гораздо быстрее приходит в деструктивное состояние. Следовательно, неполные семьи в первую очередь нуждаются в социальной поддержке, которая позволит устранить негативное влияние среды на неполную семейную систему.

Проведенные обследования семей учащихся показали, что 63 % учащихся живут в полных семьях, 33% учащихся - дети из неполных семей и4 % составляют дети - социальные сироты.

Методика Работа с неполными семьями

На базе СОШ №19 была проведена диагностика учащихся и их родителей с помощью следующих методик:

Методика Работа с неполными семьями

Методика 1

Опросник FPI (модифицированная форма B)

Цель: диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.





Средние показатели по опроснику FPI

ШКАЛА

Средние показатели в неполных семьях

Средние показатели в полных семьях

I

невротичность

8,8

6,57

II

спонтанная агрессивность

6,75

4,62

III

депрессивность

5,47

5,17

IV

раздражительность

6,29

5,13

V

общительность

5,21

5,62

VI

уравновешенность

3,36

5,55

VII

реактивная агрессивность

7,53

4,28

VIII

застенчивость

6,26

4,39

IX

открытость

7,64

8,73

X

экстраверсия-интроверсия

8,18

5,26

XI

эмоциональная лабильность

7,55

6,41

XII

маскулинизм - феминизм

4,2

4,47

Методика Работа с неполными семьями





Методика 2

«Диагностика показателей и форм агрессии» Авторы: А. Басс, А. Дарки.

Цель: диагностика агрессивных и враждебных реакций.

Уровни агрессивности подростков в полных и неполных семьях

Тип семьи

Уровень агрессии

высокий

средний

низкий

Неполные семьи

43%

33%

24%

Полные семьи

32%

38%

30%

Методика Работа с неполными семьями



Методика 3

«Диагностика уровня самооценки личности» Автор: Г.Н. Казанцева

Цель: диагностика уровня самооценки личности.

Количественные показатели агрессивного поведения подростков

Показатель

Средние значения

из неполных семей

из полных семей

1

Физическая агрессия

6,47

5,4

2

Косвенная агрессия

4,53

4,94

3

Раздражение

5,7

5,5

4

Негативизм

2,94

2,65

5

Обида

4,53

3,85

6

Подозрительность

5,47

4,76

7

Вербальная агрессия

8,76

8,7

8

Чувство вины

6,59

6,45

Полные семьи

Неполные семьиМетодика Работа с неполными семьями

Методика 4

«Шкала явной тревожности CMAS»

Автор: А.М. Прихожан.

Цель: диагностика тревожности.

Уровни тревожности подростков в полных и неполных семьях

Тип семьи

Уровень тревожности

очень высокий

Повышен-
ный

несколько повышенный

нормаль-ный

низкий

Неполные семьи

45%

10%

15%

15%

15%

Полные семьи

25%

10%

10%

25%

30%

Методика Работа с неполными семьями



Показатели уровня самооценки подростков из неполных семей

Методика Работа с неполными семьями

Показатели уровня самооценки подростков из полных семей



Методика Работа с неполными семьями



Результаты изучения стиля отношения к ребенку в полной семье
по тесту-опроснику А.Я.Варга-В.В.Столина



№ п/п

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсонализация

Инфантилизация

Ср.зн.

51,9

63,05

63,85

49,95

62,1

Методика Работа с неполными семьями

№ п/п

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсонализация

Инфантилизация

Ср.зн.

58,8

56,6

55,3

49,3

66,85

Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной семье
по тесту-опроснику А.Я.Варга-В.В.Столина

Методика Работа с неполными семьями





В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты:



Методика Работа с неполными семьями



ПРОГРАММАПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- повышение психологической компетенции неполных семей;

- изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;

- формирование психологических навыков;

- оказание психологических услуг неполным семьям;

- активизация эффективности психолого-ролевого поведения в процесс построения детско-родительских, деловых;

- формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции.

ПРОГРАММАПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1.Лекторий для родителей по повышению психолого-педагогической компетенции.

2. Тренинг взаимодействия родителей с детьми, расширяющий возможности понимания ребенка, улучшение рефлексии взаимоотношений, выработка новых навыков взаимодействия, активизация коммуникаций в семье.

3. Песочная терапия, позволяющая решать диагностические, коррекционные, терапевтические задачи, а также задачи творческого развития ребенка.

Формы песочной терапии:

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного случая, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. И могут применятся:

  • с целью диагностики;

  • с целью оказания первичной психологической помощи;

  • в процессе краткосрочной психотерапии;

  • в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Песочная терапия успешно используется в следующих случаях:

  • Трудности в общении

  • Взаимоотношения детей и родителей

  • Кризисные ситуации (развод, переезд)

  • Психологические травмы

  • Расстройства настроения

  • Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства

  • Проблемы поведения (агрессия)



© 2010-2022