- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа кружка по ФГОС Мир эмоций
Программа кружка по ФГОС Мир эмоций
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бойко К.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР: Директор школы:
______________/Гапонова Н.В./ ____________/Харламова И.С./
ПРОГРАММА КРУЖКА
внеурочной развивающей деятельности детей
(духовно-нравственное направление)
« Мир эмоций »
5 «А» класс
Принята на педагогическом совете учителей МБОУ Михайловской СОШ
(протокол от 29.08.2015г. № 1).
Учитель: Сафронова К.А.
.
х. Михайлов
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
В настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция является весьма актуальной.
Новизна
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса.
Педагогическая целесообразность
Программа является эмоционально - развивающей. Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.
Отличительные особенности
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
При планировании работы с детьми учитываются основные цели:
-
помочь детям осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.
-
формирование и коррекция эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей детей.
Целеполагание определило задачи деятельности:
-
дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
-
научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
-
развивать навыки совместной деятельности, общения;
-
научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
-
способствовать творческой самореализации;
-
обогащать репертуар социальных навыков;
-
учить доверять себе и другим людям.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы 11 - 12лет. Программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий.
На занятиях используются как коллективные формы работы, индивидуальные и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей учащихся, формированию нравственных качеств учащихся.
Методы и приемы обучения.
Беседы, направленные на знакомство и анализ различных эмоций и чувств, игры-упражнения, направленные на проигрывание эмоций, рисуночная терапия, релаксация. Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.
Ожидаемые результаты.
-
Расширение у детей круга понимаемых эмоций;
-
Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;
-
Повышение самооценки;
-
Повышение уровня самоконтроля;
-
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.
-
ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ. (4 ч.)
Осознания подростками происходящих с ними психологических изменений. Определение основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Анализ подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания. Обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.
-
РАСПОЗНАНИЕ ЭМОЦИЙ (3 ч.)
Обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира. Анализ подростками амбивалентности эмоций. Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.
-
ОВЛАДЕВАНИЕ ЭМОЦИЯМИ (2 ч.)
Анализ подростками необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора. Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. Углубленное самоисследование своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.
-
АНАЛИЗ СОБСТВЕНЫХ ЭМОЦИЙ (4 ч.)
Рефлексия подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства. Приобретение подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме. Самоанализ учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап). Самоанализ учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).
-
ПОНЯТИЕ СТРАХА, ТРЕВОГИ И САМООЦЕНКИ (6 ч.)
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обращение подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. Обращение подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.
-
ПОНЯТИЕ ЗЛОСТИ И АГРЕСИИ. ЛИСТ ГНЕВА (3 ч.)
Обращение подростков к собственному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
-
ОБИДА И ЧУВСТВО ВИНЫ (3 ч.)
Осознание подростками психологической природы обиды. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту. Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.
-
ЭМПАТИЯ (5 ч.)
Понятие эмпатии. Тренинг по эмпатическим навыкам. Исследование учащимися уровня своей эмпатии. Развитие эмпатии в игровой деятельности.
-
ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ (3 ч.)
Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Развитие навыков выражения и принятия комплиментов.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 ч.)
Рефлексия собственных достижений на уроках психологии в 5 классе.
Основные блоки распределения часов
-
Содержание
Кол-во часов
Знакомство с эмоциями
4
Распознание эмоций
3
Овладевание эмоциями
2
Анализ собственных эмоций
4
Понятие страха, тревоги и самооценки
6
Понятие злости и агрессии. Лист гнева
3
Обида и чувство вины
3
Эмпатия
5
Проявление эмоций
3
Подведение итогов
1
Итого:
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА (34 ЧАСА)
Дата
№
п/п
Колич. часов
Тема занятия
Содержание деятельности
Характеристика деятельности
(УУД)
Знакомство с эмоциями
03.09.
1
1
Что значит - «я подросток».
Осуждение правил групповой работы.
Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений.
Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.
Познавательные: развитие внимания, наблюдательности.
Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.
10.09.
2
1
Как узнать эмоцию?
Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация).
Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.
17.09.
3
1
Я - наблюдатель.
Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.
24.09.
4
1
Мои эмоции.
Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний.
Распознание эмоций
01.10.
5
1
Эмоциональный словарь.
Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний.
08.10.
6
1
Чувства «полезные» и «вредные».
Создание условий для анализа подростками амбивалентности эмоций.
Личностные: формирование интереса к учению.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог
15.10.
7
1
Сказка «Страна Чувств».
Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.
Личностные: целостное восприятие происходящего.
Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя.
Овладевание эмоциями
22.10.
8
1
Нужно ли управлять своими эмоциями?
Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора.
Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами.
Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.
Личностные: освоение смысла учения.
Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности.
Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.
29.10
9
1
Что такое «запретные чувства»?
Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни.
Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.
Анализ собственных эмоций
12.11
10
1
Какие чувства мы скрываем?
Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств.
Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.
Личностные: нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом.
Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в паре.
19.11.
11
1
Маска.
Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.
26.11
12
1
Я в «бумажном зеркале».
Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).
03.12.
13
1
Бумажное отражение.
Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).
Понятие страха, тревоги и самооценки
10.12.
14
1
Что такое страх?
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
Личностные: целостное восприятие окружающего мира.
Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: наблюдение.
Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы
17.12.
15
1
Страхи и страшилки.
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
24.12.
16
1
Страшная-страшная сказка
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих.
Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний.
Познавательные: наблюдение, сравнение.
Коммуникативные: умение работать в паре.
14.01.
17
1
Побеждаем все тревоги.
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
21.01.
18
1
А что они обо мне подумают.
Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.
28.01.
19
1
Страх оценки.
Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог.
Понятие злости и агрессии. Лист гнева
04.02.
20
1
Злость и агрессия.
Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.
Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре.
11.02.
21
1
Как справиться со злостью?
Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.
Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
18.02
22
1
Лист гнева (сокращенно).
Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
Обида и чувство вины
25.02.
23
1
Обида.
Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.
Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту.
Регулятивные: организация своего рабочего места для игры.
Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре.
03.03.
24
1
Как простить обиду (сокращенно).
Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.
10.03.
25
1
Ах, в чем я виноват.
Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.
Эмпатия
17.03.
26
1
Что такое эмпатия?
Экспресс - диагностика уровня эмпатических тенденций.
Создание условий для тренинга эмпатических навыков.
Личностные: освоение смысла учения.
Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности.
Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.
31.03.
27
1
Зачем мне нужна эмпатия?
Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.
07.04.
28
1
Развиваем эмпатию.
Создание условий для развития эмпатии учащихся.
Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре.
14.04.
29
1
Еще раз про эмпатию.
Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.
21.04.
30
1
Эмпатия в действии (сокращенно).
Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.
Проявление эмоций
28.04.
31
1
Способы выражения чувств (сокращенно).
Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.
Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом.
Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в паре.
05.05.
32
1
Тренировка «Я - высказываний».
Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования «Я - высказываний».
12.05.
33
1
Комплименты.
Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.
Подведение итогов
19.05.
34
1
Подведение итогов.
Создание условий для рефлексии собственных достижений на уроках психологии в 5 классе.
Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.
Познавательные: развитие внимания, наблюдательности.
Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер, проектор.
ЛИТЕРАТУРА
-
Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М. : ВАКО, 2006
-
Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии. - СПб.: Издательство «Речь», 2011
-
Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. - М.: Генезис, 2005