Программа кружка по ФГОС Мир эмоций

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР: Директор школы:

______________/Гапонова Н.В./ ____________/Харламова И.С./




ПРОГРАММА КРУЖКА


внеурочной развивающей деятельности детей

(духовно-нравственное направление)

« Мир эмоций »

5 «А» класс

Принята на педагогическом совете учителей МБОУ Михайловской СОШ

(протокол от 29.08.2015г. № 1).

Учитель: Сафронова К.А.

.

х. Михайлов

2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

В настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция является весьма актуальной.

Новизна

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса.

Педагогическая целесообразность

Программа является эмоционально - развивающей. Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Отличительные особенности

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.

При планировании работы с детьми учитываются основные цели:

  1. помочь детям осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.

  2. формирование и коррекция эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей детей.

Целеполагание определило задачи деятельности:

  1. дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

  2. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

  3. развивать навыки совместной деятельности, общения;

  4. научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

  5. способствовать творческой самореализации;

  6. обогащать репертуар социальных навыков;

  7. учить доверять себе и другим людям.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы 11 - 12лет. Программа рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий.

На занятиях используются как коллективные формы работы, индивидуальные и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей учащихся, формированию нравственных качеств учащихся.

Методы и приемы обучения.

Беседы, направленные на знакомство и анализ различных эмоций и чувств, игры-упражнения, направленные на проигрывание эмоций, рисуночная терапия, релаксация. Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Ожидаемые результаты.

  1. Расширение у детей круга понимаемых эмоций;

  2. Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;

  3. Повышение самооценки;

  4. Повышение уровня самоконтроля;

  5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.


  1. ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ. (4 ч.)

Осознания подростками происходящих с ними психологических изменений. Определение основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Анализ подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания. Обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.


  1. РАСПОЗНАНИЕ ЭМОЦИЙ (3 ч.)

Обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира. Анализ подростками амбивалентности эмоций. Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.


  1. ОВЛАДЕВАНИЕ ЭМОЦИЯМИ (2 ч.)

Анализ подростками необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора. Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. Углубленное самоисследование своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.


  1. АНАЛИЗ СОБСТВЕНЫХ ЭМОЦИЙ (4 ч.)

Рефлексия подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства. Приобретение подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме. Самоанализ учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап). Самоанализ учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).


  1. ПОНЯТИЕ СТРАХА, ТРЕВОГИ И САМООЦЕНКИ (6 ч.)

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обращение подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. Обращение подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.


  1. ПОНЯТИЕ ЗЛОСТИ И АГРЕСИИ. ЛИСТ ГНЕВА (3 ч.)

Обращение подростков к собственному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.


  1. ОБИДА И ЧУВСТВО ВИНЫ (3 ч.)

Осознание подростками психологической природы обиды. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту. Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.


  1. ЭМПАТИЯ (5 ч.)

Понятие эмпатии. Тренинг по эмпатическим навыкам. Исследование учащимися уровня своей эмпатии. Развитие эмпатии в игровой деятельности.

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ (3 ч.)

Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Развитие навыков выражения и принятия комплиментов.


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 ч.)

Рефлексия собственных достижений на уроках психологии в 5 классе.


Основные блоки распределения часов



Содержание

Кол-во часов

Знакомство с эмоциями

4

Распознание эмоций

3

Овладевание эмоциями

2

Анализ собственных эмоций

4

Понятие страха, тревоги и самооценки

6

Понятие злости и агрессии. Лист гнева

3

Обида и чувство вины

3

Эмпатия

5

Проявление эмоций

3

Подведение итогов

1

Итого:

34



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА (34 ЧАСА)

Дата

п/п

Колич. часов

Тема занятия

Содержание деятельности

Характеристика деятельности

(УУД)

Знакомство с эмоциями

03.09.

1

1

Что значит - «я подросток».

Осуждение правил групповой работы.

Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений.

Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Познавательные: развитие внимания, наблюдательности.

Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.

10.09.

2

1

Как узнать эмоцию?

Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация).

Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

17.09.

3

1

Я - наблюдатель.

Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

24.09.

4

1

Мои эмоции.

Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний.

Распознание эмоций

01.10.

5

1

Эмоциональный словарь.

Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний.

08.10.

6

1

Чувства «полезные» и «вредные».

Создание условий для анализа подростками амбивалентности эмоций.

Личностные: формирование интереса к учению.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог

15.10.

7

1

Сказка «Страна Чувств».

Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.

Личностные: целостное восприятие происходящего.

Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя.

Овладевание эмоциями

22.10.

8

1

Нужно ли управлять своими эмоциями?

Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора.

Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами.

Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

Личностные: освоение смысла учения.

Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности.

Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.

29.10

9

1

Что такое «запретные чувства»?

Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни.

Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

Анализ собственных эмоций

12.11

10

1

Какие чувства мы скрываем?

Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств.

Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.

Личностные: нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом.

Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в паре.

19.11.

11

1

Маска.

Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

26.11

12

1

Я в «бумажном зеркале».

Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

03.12.

13

1

Бумажное отражение.

Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).

Понятие страха, тревоги и самооценки

10.12.

14

1

Что такое страх?

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение.

Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы

17.12.

15

1

Страхи и страшилки.

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

24.12.

16

1

Страшная-страшная сказка

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих.

Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний.

Познавательные: наблюдение, сравнение.

Коммуникативные: умение работать в паре.

14.01.

17

1

Побеждаем все тревоги.

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

21.01.

18

1

А что они обо мне подумают.

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

28.01.

19

1

Страх оценки.

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог.

Понятие злости и агрессии. Лист гнева

04.02.

20

1

Злость и агрессия.

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре.

11.02.

21

1

Как справиться со злостью?

Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.

Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

18.02

22

1

Лист гнева (сокращенно).

Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Обида и чувство вины

25.02.

23

1

Обида.

Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.

Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту.

Регулятивные: организация своего рабочего места для игры.

Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре.

03.03.

24

1

Как простить обиду (сокращенно).

Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.

10.03.

25

1

Ах, в чем я виноват.

Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.

Эмпатия

17.03.

26

1

Что такое эмпатия?

Экспресс - диагностика уровня эмпатических тенденций.

Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Личностные: освоение смысла учения.

Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности.

Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.

31.03.

27

1

Зачем мне нужна эмпатия?

Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.

07.04.

28

1

Развиваем эмпатию.

Создание условий для развития эмпатии учащихся.

Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре.

14.04.

29

1

Еще раз про эмпатию.

Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

21.04.

30

1

Эмпатия в действии (сокращенно).

Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Проявление эмоций

28.04.

31

1

Способы выражения чувств (сокращенно).

Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.

Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом.

Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в паре.

05.05.

32

1

Тренировка «Я - высказываний».

Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования «Я - высказываний».

12.05.

33

1

Комплименты.

Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

Подведение итогов

19.05.

34

1

Подведение итогов.

Создание условий для рефлексии собственных достижений на уроках психологии в 5 классе.

Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Познавательные: развитие внимания, наблюдательности.

Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер, проектор.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М. : ВАКО, 2006

  2. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии. - СПб.: Издательство «Речь», 2011

  3. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2006

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010

  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. - М.: Генезис, 2005


© 2010-2022