Тренинг Проффесиональное выгарание педагогов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТРЕНИНГ «Как справится с профессиональным кризисом»

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками: определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельности: снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования тек же поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки: страх оказаться непрофессионалом: страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. Известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоциональное выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами , провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциональных факторов , ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило однополы, а это дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне - и я забуду

Покажи мне - и я запомню

Вовлеки меня - и я пойму и чему - то научусь»

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50% того, что видит,

70% того, что сам переживает,

90% того, что сам делает.

  1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего:

Это упражнение показало, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона - некоторую закрытость или нежелание работать.

  1. Упражнение «Выбор»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент повидло в нутрии. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

А) относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

Б) говорите себе: «бывает- и съедаете пустой пончик».

В) Съедаете что-то другое.

Г)намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарии ведущего:

Если вы выбрали первый вариант, то вы человек, не поддающийся панике , знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себе как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди , выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства - уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовый принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы

  1. Упражнение «Совместный рисунок»

Участникам тренинга предлагается лист ватмана, карандаши, фломастеры, краски.

Под спокойную музыку каждый участник подходит ко столу и рисует свой рисунок. Упражнение продолжается до того момента когда не останется желающих дополнить картину. После проходит обсуждения полученной картины.

Комментарии ведущего:

Каждый из нас вносил свои коррективы в рисунок. Вот так же и ребенок приходит к нам в школу чистым листом бумаги и задача каждого из нас внести только самое лучшее и правильное в личность ребенка.

  1. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления является представление о том, что лучший способ отдыха и восстановления является наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограниченно, т.к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

  1. Рекомендации

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психоматику.

- если у вас есть нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

- каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривайте события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода издавна является мощным энергетическим источником.

- начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

И заключительным этапом тренинга предлагаю провести релаксационное

  1. Упражнение «Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лес, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» по окончанию упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

  1. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.



© 2010-2022