- Преподавателю
- Школьному психологу
- Организация профилактической работы, направленной на предупреждение и устранение последствий суицидов среди обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида п. Орловского
Организация профилактической работы, направленной на предупреждение и устранение последствий суицидов среди обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида п. Орловского
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кагальницкая О.Н. |
Дата | 06.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Информация об организации профилактической работы, направленной на предупреждение и устранение последствий суицидов среди обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида
п. Орловского за 2012 - 2013 учебный год.
-
Приказы по образовательному учреждению по профилактике суицидов:
-
« О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся, воспитанников школы - интерната на 2012 - 2013 учебный год » №108 от 01.09. 2012 г.
-
« Об организации и проведении работы по выявлению учащихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального риска на 2012» № 109 от 01.09.2012 г.
-
Организация информирования участников образовательного процесса о правилах поведения в кризисных ситуациях, службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь.
2.1. В целях информирования сотрудников ОУ о правилах поведения в кризисных ситуациях администрацией школы разработан алгоритм действий :
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
При возникновении проявлений агрессии и суицидального поведения у обучающихся, воспитанников школы-интерната
Сотрудникам, в присутствии которых произошел данный случай необходимо незамедлительно:
-
Сообщить директору школы-интерната (лицу, его замещающему) о поведении (настроении) ребенка.
-
Обратиться за консультацией к педагогу-психологу школы-интерната.
-
Зафиксировать случившееся в дневнике развития ребенка.
Педагогу-психологу:
-
Внести запись в журнал консультаций.
-
Провести установление контакта с ребенком, оценку летальности (возможности суицида).
-
Выявить проблему ребенка.
-
Заполнить карту учета проявлений агрессии (суицидального поведения)
-
Разработать индивидуальную программу психологического сопровождения ребенка.
-
Разработать рекомендации для педагогов по контролю поведения и эмоционального состояния ребенка.
Классному руководителю отслеживать и контролировать поведение и эмоциональное состояние ребенка во время учебных занятий и на переменах.
Воспитателю интерната отслеживать и контролировать поведение и эмоциональное состояние ребенка во время нахождения в интернате, на прогулке.
Социальному педагогу отслеживать и контролировать поведение и эмоциональное состояние детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следуя рекомендациям педагога-психолога.
-
В целях оказания срочной квалифицированной помощи в кризисной ситуации в школе-интернате обеспечено размещение стендов с информацией о службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, телефонах доверия, специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь в кризисной ситуации (информация о ППМС Центрах Ростовской области, список участников проекта «Организация психосоциальной помощи учащимся в кризисных ситуациях, информация об организациях, оказывающих правовую помощь - КДН и ЗП Орловского р-на, служба Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области) .
-
Мероприятия, направленные на повышение психологической культуры учителей и родителей.
С целью повышения психологической культуры педагогического коллектива и родителей был проведен комплекс мероприятий: тренинги, семинары, психолого-педагогические чтения, родительские лектории, консультации, собрания
Педагогический коллектив
1
Организация работы по профилактике профессионального выгорания
в течение года
психолог
2
Обучение кл. руководителей методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся»
сентябрь
Зам. директора по УВР
психолог
3
Психолого - педагогические чтения «Причины, профилактика суицидального поведения детей и подростков»
сентябрь
психолог
4
Издание и распространение буклетов по профилактике насилия и суицидов среди подростков «Защити себя», «Дорожи своей жизнью», «Телефон доверия», «Как не стать жертвой преступления»
октябрь
соц. педагог
5
Психолого - педагогические чтения «О жестоком обращении с детьми»
ноябрь
психолог
6
Семинар классных руководителей «Формы и методы профилактики насилия в подростковой среде»
декабрь
соц. педагог
7
Консультация «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми»
декабрь
завуч по ВР
руководитель МО
8
Консультация «Поддержка обучающихся, воспитанников во время подготовки к экзамену»
январь
завуч по УВР
педагог - психолог
9
Тренинг для педагогов «Профилактика агрессивного поведения в школе»
март
завуч по УВР
педагог - психолог
Родители
1
Родительский лекторий:
-
Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)
-
Детское доверие, как его сохранить
-
Современный подросток - кто он?
-
Подросток ворует
-
Признаки острых переживаний у подростков, сигналы неблагополучия
-
Как говорить с юношами и девушками о любви.
-
Поддержка обучающихся, воспитанников во время экзамена
-
Чем и как увлекаются подростки
-
Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества
-
Уголовная ответственность несовершеннолетних
-
Депрессия - это не каприз, а заболевание
-
Как создать ситуацию успеха у ребенка
-
Проблемы семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии
по плану, по запросу
психолог
завуч по ВР
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
соц. педагог
соц. педагог
соц. педагог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
-
Наличие образовательных программ, групповых занятий, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся.
В целях эффективной организации профилактической и коррекционной работы, выработки неотложных мер по предупреждению суицидов и суицидальных попыток среди обучающихся, воспитанников разных возрастных групп была составлена и реализована программа профилактики суицидального поведения «Перекресток». (Приложение 1)
-
Организация индивидуальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В школе-интернате организована системная работа по выявлению и оказанию индивидуальной помощи детям данной категории. На каждого из них разработана индивидуальная программа реабилитации, в реализации которой участвуют специалисты ППМС службы школы-интерната: администрация школы, классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, медицинские работники.
Основными направлениями работы являются:
- выявление причин возникновения сложной жизненной ситуации;
-изучение индивидуальных особенностей ребенка, его положения в коллективе, ближайшего социального окружения;
-сбор информации, диагностика проблем семьи;
-разработка рекомендаций по решению семейных проблем, поиск путей и средств оздоровления обстановки в семьях;
- ведение систематического учёта успеваемости и посещаемости воспитанников;
- организация необходимой психолого-педагогической помощи;
- оптимизация школьной деятельности, межличностных отношений воспитанников и педагогов;
- организация системной работы по правовому воспитанию детей, по профилактике правонарушений с привлечением сотрудников КДН и ПДН;
-системная работа по социальной адаптации, профилактике употребления ПАВ;
-организация свободного времени воспитанников ( вовлечение в работу блока дополнительного образования, привлечение к участию в творческих мероприятиях);
-оказание специализированной медицинской помощи, консультирование, назначение врачом-психоневрологом.
-
Выявление детей группы суицидального риска.
Для выявления обучающихся, воспитанников группы суицидального риска в школе-интернате проводится ряд мероприятий:
- проведение мониторинга среди учащихся 1 - 9 классов по выявлению детей, находящихся в кризисных ситуациях, посредством заполнения и последующего анализа «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся » 2 раза в год;
- изучение межличностных взаимоотношений обучающихся в классных коллективах (социометрия), выявление изолированных детей;
- изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х, в том числе, самооценки, уровня тревожности;
- беседы с учителями, родителями.
-
Организация комплексного сопровождения детей и подростков с высокой степенью суицидального риска (с приложением примера индивидуальной программы)
Для оказания своевременной квалифицированной помощи детям и подросткам с высокой степенью суицидального риска предусмотрена разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации (Приложение 2)
-
Порядок действий администрации образовательного учреждения в случае завершенного суицида обучающегося.
Приказом по школе-интернату VIII вида п. Орловского от 01.09.2011 года № 151 « О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида п. Орловского» утверждён следующий порядок действий в случае завершённого суицида:
1. При возникновении случаев совершения суицидов, независимо от места совершения (во время образовательного процесса или в быту) сообщать незамедлительно директору школы - интерната, дежурному администратору;
2. Директор школы - интерната незамедлительно информирует:
- министерство общего и профессионального образования области;
- прокуратуру по месту возникновения несчастного случая;
- ОВД по месту возникновения несчастного случая.
2.2. Обеспечивает незамедлительное предоставление информации в Минобразование Ростовской области о факте совершения завершенного суицида и суицидальных попыток в строгом соответствии с утвержденным порядком.
2.3. При возникновении случаев совершения суицидов проводит специальное расследование в соответствии с действующим законодательством.
2.4. При возникновении несчастных случаев со смертельным исходом в результате завершенного суицида, а также суицидальных попыток немедленно принимает меры к устранению причин, повлекших несчастный случай, создает комиссию по специальному расследованию несчастного случая в составе: председателя комиссии - представителя Минобразования Ростовской области, членов комиссии - представителей Минобразования Ростовской области, администрации учреждения, членов педагогического коллектива, в т.ч. психолога, специалиста, ответственного за охрану труда в образовательном учреждении. Своевременно проводит расследования по фактам несчастных случаев и обеспечивает предоставление полного пакета документов (материалов расследования) в установленные сроки в отдел специального образования и социально-правовой защиты детства с обязательным согласованием в курируемом отделе.
3. Комиссия по специальному расследованию несчастного случая, связанного с суицидом:
3.1.- в течение 3-х суток проводит расследование обстоятельств и причин несчастного случая;
- готовит материалы расследования, составлять акт о несчастном случае по форме Н-2 в 4-х экземплярах, разрабатывать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направлять на утверждение в Министерство образование Ростовской области.
3.2. Комиссия по специальному расследованию несчастного случая со смертельным исходом в результате завершенного суицида, а также суицидальных попыток дополнительно к материалам специального расследования предоставляет в отдел специального образования и социально-правовой работы минобразования Ростовской области:
-
справку Комиссии о проведении расследования по завершенному суициду обучающегося (воспитанника);
-
психолого-педагогическое заключение по факту завершенного суицида несовершеннолетнего.
3.3. По окончании специального расследования несчастного случая, связанного с суицидом, издаётся приказ о выполнении предложенных комиссией мероприятий по устранению причин, приведших к несчастному случаю, и наказании лиц, допустивших нарушения требований соблюдения безопасности жизнедеятельности.
Приложение №1
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«ПЕРЕКРЕСТОК»
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся, воспитанников разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков", книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. "Детский суицид: психологический взгляд". - СПб.: КАРО, 2006,
ЦЕЛЬ : в формировании у обучающихся, воспитанников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
-
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
-
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
-
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
-
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
-
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
-
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
3.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
-
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
-
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
-
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
-
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. Наибольший эффект программа может быть реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Просвещение и профилактика
Обучающиеся, воспитанники
№ п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
в течение года
соц. педагог
2
Составление базы данных по социально неблагополучным семьям
сентябрь
соц. педагог
3
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска
в течение года
соц. педагог
4
Организация оздоровления и отдыха детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В течение года
соц. педагог
5
Психологические классные часы:
-
Что делать с гневом (1, 2 класс)
-
Я могу собой гордиться (3 класс)
-
Я ушел в свою обиду (4 класс)
-
Мои поступки (5 класс)
-
Что значит быть агрессивным (6 класс)
-
Как избавиться от стресса? ( 7 класс)
-
Что такое толерантность ( 8 класс )
-
Толерантная и интолерантная личность
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
6
Правовые классные часы:
-
Преступление и наказание. Что ты должен знать об УК РФ (5-6 кл.)
-
Уголовная ответственность несовершеннолетних (7-9 кл.)
-
Знаешь ли ты свои права и обязанности (7 - 9 классы)
сентябрь, октябрь
ноябрь
инспектор
инспектор
соц. педагог
7
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, воспитанников к выпускным экзаменам (тренинг 9 класс)
март - апрель
психолог
8
Игра для обучающихся 5 класса «Мы пятиклассники» (сплочение коллектива)
октябрь
психолог
9
Игра для обучающихся 7 класса «Как избавиться от стресса»
март
психолог
10
Психокоррекционная группа с подростками девиантного поведения
в течение года
психолог
11
Психокоррекционная группа с неадаптивными детьми (1 класс)
октябрь - март
психолог
Педагоги
1
Организация работы по профилактике профессионального выгорания
в течение года
психолог
2
Обучение кл. руководителей методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся»
сентябрь
Зам. директора по УВР
психолог
3
Психолого - педагогические чтения «Причины, профилактика суицидального поведения детей и подростков»
сентябрь
психолог
4
Издание и распространение буклетов по профилактике насилия и суицидов среди подростков «Защити себя», «Дорожи своей жизнью», «Телефон доверия», «Как не стать жертвой преступления»
октябрь
психолог
5
Психолого - педагогические чтения «О жестоком обращении с детьми»
ноябрь
психолог
6
Семинар классных руководителей «Формы и методы профилактики насилия в подростковой среде»
декабрь
соц. педагог
завуч по ВР
руководитель МО
7
Консультация «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми»
декабрь
завуч по УВР
педагог- психолог
8
Консультация «Поддержка обучающихся, воспитанников во время подготовки к экзамену»
январь
завуч по УВР
педагог - психолог
9
Тренинг для педагогов «Профилактика агрессивного поведения в школе»
март
завуч по УВР
педагог - психолог
Родители
1
Родительский лекторий:
-
Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)
-
Детское доверие, как его сохранить
-
Современный подросток - кто он?
-
Подросток ворует
-
Признаки острых переживаний у подростков, сигналы неблагополучия
-
Как говорить с юношами и девушками о любви.
-
Поддержка обучающихся, воспитанников во время экзамена
-
Чем и как увлекаются подростки
-
Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества
-
Уголовная ответственность несовершеннолетних
-
Депрессия - это не каприз, а заболевание
-
Как создать ситуацию успеха у ребенка
-
Проблемы семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии
по плану, по запросу
психолог
завуч по ВР
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
соц. педагог
соц. педагог
соц. педагог
психолог
психолог
психолог
2
Школа для родителей
по плану
соц. педагог
психолог
Диагностика
Обучающиеся, воспитанники
1
Исследование социального статуса
ежегодно
кл. руководитель
2
Исследование уровня адаптации
по плану
психолог
3
Исследование уровня тревожности
по плану
психолог
4
Тест Люшера
по плану
психолог
5
Опросник Басса - Дарки (агрессия, чувство вины)
по запросу
психолог
6
Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации
по запросу
психолог
7
Склонность к отклоняющемуся поведению
дети группы риска
соц. педагог
Родители
1
Опросник для родителей - диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин
по запросу
психолог
2
Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)
по запросу
психолог
3
Диагностика семейной ситуации
по запросу
психолог
Коррекция
1
Коррекционное занятие «Толерантная и интолерантная личность»
октябрь
психолог,.
кл. руководитель
2
Психологическая акция «Письмо матери» с целью формирования детско - родительских взаимоотношений
ноябрь
психолог
3
Занятие «Записки из дневника (откровения наркоманов)»
ноябрь
март
психолог
4
Психологический тренинг по профилактике суицидального поведения «Моя дорога к себе» 7 -9 классы
декабрь
соц.педагог
5
Тренинг «Твоя профессиональная карьера» 9 класс.
февраль
психолог
кл. руководители
6
Тренинг по развитию толерантных отношений «Толерантность»
март
соц.педагог
7
Акция «Скажи телефону доверия «ДА!»
март
психолог
Приложение №2
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского
Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы
(профилактика суицидального поведения подростка)
Фамилия, Имя ребенка Татьяна П******а
Дата рождения 14.10.1998 г. класс 5
Клинический диагноз: Умственная отсталость легкой степени
без нарушения поведения
Проблема : умеренно - выраженные эмоционально - волевые расстройства ( колебания настроения, депрессия, неустойчивость самооценки)
Сроки реализации индивидуальной программы: май 2012 года ( ежедневно)
Форма работы: индивидуальная
Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, сформированная адекватная самооценка; ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.
Направления коррекционной работы:
-
Усиление личностных ресурсов в формировании « антисуицидального барьера».
-
Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;
-
Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости
Содержание работы
№ п\п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Содержание
1.
Установление контакта, кризисная поддержка, формирование установки на сотрудничество
1
21.05
Диагностический минимум ( тест Люшера, ЦТО)
2
Знакомство с самим собой.
Я - концепция
1
22.05
Упражнение «Кто Я?» Упражнение «Я - высказывание»
3.
Использование техники «Жизненная прямая»
1
23.05.
Проанализировать свое отношение к событиям, которые произошли в жизни до сегодняшнего дня.
4.
Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни».
1
24.05
Помочь найти, как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы.
5.
Основы конструктивного взаимодействия, психологические механизмы установления позитивного контакта с другими людьми.
2
25.05
26.05
Моделирование проблемных ситуаций, стили поведения в конфликте. Упражнение «Я - высказывание»
6.
Мобилизация адаптивных навыков проблемно - разрушающего поведения
1
28.05
Упражнения «Мои права», «Мои ценности»
7.
Формирование образа позитивного будущего
2
29.05
30.05
Упражнение «Линия жизни»
Упражнение «Прогнозируем свое будущее» Диагностический минимум (тест Люшера, ЦТО)
8.
Оптимизация семейных взаимоотношений
1
30.05
Совместное занятие с родителями «Семейный альбом»
Итого
10 часов
Использованная литература:
-
Анн Л. Психологический тренинг с подростками, Питер, 2005г.
-
Вербовая Н., Осипенко В. Тренинг социального действия, Калининград, 2006г.
-
Вроно Е. За гранью отчаянья ( журнал Школьный психолог №17 2000г.)
-
Крюкова М., Никитина Т, Сергеева Ю. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие, М., изд. НЦЭНАС, 2001г.
-
Реан А.А. Психология подростка, м., Олма-Пресс, 2003г.
-
Фадина А.Г. Работа школьного психолога по профилактике подросткового суицида (материалы первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы»), М., 2004г.
-
Материалы журнала Вестник практической психологии образования №2(7) 2006г.
-
Методические рекомендации для учреждений образования по профилактике суицидального поведения. Сальск, 2010г.