Социально-психологическое сопровождение одаренных детей. (Из опыта работы педагога-психолога Яковенко С. В.)

Одаренный ребёнок – это неординарность, непохожесть на основную массу сверстников. Это делает его «белой вороной» и особенно тяжело переживается в подростковом возрасте, когда велика потребность в идентификации. Подростки ранимы, восприимчивы, сверхчувствительны и нетерпимы. А одаренные подростки бывают иногда ещё более уязвимы. Как организовать их психологическое сопровождение, в нужный момент не оставить без поддержки…? Нередко вопросов возникает много и не всегда мы находим на них ответы. Пре...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-психологическое сопровождение

одаренных детей.


Одарённость имеет различные формы и сроки проявления, а условия пребывания такого ребёнка могут или способствовать дальнейшему развитию, или его тормозить. Продолжительные наблюдения за развитием одаренных детей показывают, что если они из благополучных семей, где серьезно занимаются воспитанием и развитием, то у них редко возникают проблемы в индивидуально-личностном развитии и общении. Такие дети значительно опережают своих сверстников в развитии, у них выражена успешность в деятельности. Учащиеся, которые не получили должного развития и воспитания, нередко испытывают различного рода осложнения в жизни. К сожалению, массовая практика дошкольного и школьного образования не всегда может обеспечить соответствующие условия. В результате ребенок с раннего возраста не только не получает развития, но, наоборот, претерпевает разрушающее воздействие. В дальнейшем эти дети по многим причинам не могут ужиться в коллективе сверстников, нередко с первых классов у них развивается неприязнь к школе от того, что учебная программа для них скучна, неинтересна и не соответствует их способностям, им сложно подчиняться стандартам и достигать завышенных целей, которые сами для себя ставят. Одаренный ребёнок - это неординарность, непохожесть на основную массу сверстников. Это делает его «белой вороной» и особенно тяжело переживается в подростковом возрасте, когда велика потребность в идентификации. Подростки ранимы, восприимчивы, сверхчувствительны и нетерпимы.

Социально-психологическая служба гимназии считает, что указанная проблема разрешима путём:

  • наиболее раннего выявления одарённости;

  • создания оптимальных условий для развития;

  • социальной адаптации ребёнка.

Во избежание вышеобозначенных проблем, необходимо психологическое сопровождение способных учащихся, которое предусматривает решение ряда основных задач:

  1. Разработка системы диагностики детской одаренности, т.е. определение критериев одарённости, периодичности диагностирования и диагностических методик.

  2. Продумывание схемы работы с учащимися летней школы «Эрудит».

  3. Создание спецкурсов или тренингов «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей», «Социальная адаптация и личностный рост».

  4. Оказание консультативной помощи учащимся, их родителям и педагогам.

  5. Отслеживание дальнейшего развития и продвижения учащихся, особо приближенных к одаренности.

Практическая деятельность:

Опыт работы подсказывает формулу определения одаренности:

креативность + интеллект + мотивированность + результаты деятельности (достижения). Это основные критерии, однако составляющих одаренности гораздо больше.

  1. Следуя данной формуле, в гимназии с 1999-2000 учебного года проводили исследования детской одаренности. Ежегодно выявлялись учащиеся, у которых все составляющие были представлены на высоком уровне, что свидетельствует об их одаренности или максимальной приближенности к ней.

  2. Подобран диагностический материал для изучения интеллектуального развития и креативности.

  3. Создана схема работы с учащимися летней школы «Эрудит»:

1 год (6 кл.) - курс «Развитие познавательных и интеллектуальных

способностей»

2 год (7 кл.) - курс «Социальная адаптация и личностный рост»

3 год (8 кл.) - тренинг «Личностный рост».

  1. Подобраны тренинги и созданы спецкурсы.

  2. В течение всего года оказывается консультативная помощь учащимся, их родителям и педагогам в случае обращения или по необходимости.

  3. Отслеживается дальнейшее развитие и продвижение учащихся максимально приближённых к одарённости.

  4. Для родителей организованы:

  • Беседы с целью ознакомления с результатами диагностического обследования и с особенностями благотворного взаимодействия с детьми и создания оптимальных условий для их успешной социальной адаптации и дальнейшего развития.

  • Беседы по ознакомлению с развивающими упражнениями и особенностями проведения развивающих занятий в домашних условиях.

  1. Создаётся банк данных о творческих способностях учащихся, степени их одарённости на основе психолого-педагогической диагностики.

  2. Подготовлена памятка по эффективному взаимодействию с одаренными детьми их родителей и педагогов.

Яковенко С.В., руководитель

социально-психологической

службы гимназии № 25




Одаренный ребёнок - это неординарность, непохожесть на основную массу сверстников. Это делает его «белой вороной» и особенно тяжело переживается в подростковом возрасте, когда велика потребность в идентификации. Подростки ранимы, восприимчивы, сверхчувствительны и нетерпимы. А одаренные подростки бывают иногда ещё более уязвимы. Как организовать их психологическое сопровождение, в нужный момент не оставить без поддержки…? Нередко вопросов возникает много и не всегда мы находим на них ответы. Предлагаю свою апробированную систему работы с высокомотивированными учащимися.

© 2010-2022