Применение интеллект-карт в образовательном процессе

Материал может помочь учителям-предметникам что бы дать большой обьем информации учащимся.  В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. А, как было неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с восторгом то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив: яркие рисунки, графические изобр...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение

интеллект-карт в образовании.

Применение интеллект-карт в образовательном процессе




Составитель:

Майорова А.А.,

Педагог-психолог



Введение

В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. А, как было неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с восторгом то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив: яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом - гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.

В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее значимым является метод интеллект - карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Интеллект-карты - очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Использование этого метода способствует:

  1. обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ - часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам);

  2. концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

  3. запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;

  4. мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более чётким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются.

Области применения Интеллект-карт

  1. Обучение

Применение интеллект-карт в образовательном процессе

  1. Запоминание

  • подготовка к экзаменам;

  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить.

  1. Презентации

При подготовке и проведении презентации интеллект-карты помогают практически на каждом этапе:

  • Сбор и анализ материала

  • Подготовка плана выступления

  • Использование интеллект-карт, как наглядного материала (плакаты, слайды)

  • Раздаточные материалы в виде интеллект карт.

Применение интеллект-карт в образовательном процессе

  1. Планирование

Интеллект-карты прекрасно подходят для планирования своей жизни. Очень часто в море деталей мы теряем видение всей картины целиком, и составление плана в виде интеллект-карты позволяет вернуть обратно целостное видение ситуации.

  • Планирование проектов

Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании…

  • Планирование времени

Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован и затрагивает разные аспекты жизни.

  • Планирование бюджета

Когда бюджет прорисован в виде карты - видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности трат. Легко корректировать бюджет. Легко отслеживать его выполнение.

  1. Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт

«Одна голова хорошо, а две лучше», гласит народная мудрость, забывая, что это верно только в том случае, если эти золотые головы помогают друг другу, а не мешают.

Разберем основные этапы, как можно провести мозговой штурм в виде интеллект-карт:

Этап 1-й: Выбор темы

На этом этапе - задается общее направление в котором нужно думать нашим светлым головам. В терминах Интеллект-карт - мы создаем центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели. Чтобы идеи, возникающие в ходе мозгового штурма работали именно на ту задачу, которую хотим решить.

Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака

В классике предлагается всем собраться вместе и начать накидывать на доску все возможные идеи (без критики). На практике, здесь обычно наблюдаем обратный эффект - из за наличия большого числа людей, кто-то промолчит, кому-то не дадут сказать, кто-то перетянет на себя внимание, кто-то уведет обсуждение в дебри… и групповая активность только мешает.

Лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде интеллект-карты.

По традиции - вначале «извержение идей»: все что приходит в голову набрасываем на черновике. Потом уже переписываем на чистовой вариант.

Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты

Наши три (или больше) умные головы собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. Берут лист побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую интеллект-карту.

Самое главное на этом этапе:

Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Все = все! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что - заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда

Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.

Как результат - получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать.

Этап 4-й: Инкубация

Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому наши три умные головы отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают.А в это время их бессознательное будет потихоньку работать.

Этап 5-й: Вторая редакция

Повторяем этапы 2 и 3.

На этапе 5.2 каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: свою карту, карты двух своих напарников, общую карту, объединяющую их 3 индивидуальные и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации».

И наш участник на основе всего этого создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы.

На этапе 5.3 опять создаем общую карту, объединяющую всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.

Этап 6: Анализ и принятие решения

Понятно, что сама карта не примет за вас никакого решения. Она соберет всю информацию о проблеме в таком виде, что ее можно будет обозреть одним взглядом, и с ней удобно будет работать. А решение принимают уже участники мозгового штурма сообща, или передав эту карту лицу принимающему решение, или еще как-то.

Но как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде интеллект-карт, то с ними гораздо удобнее работать, ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения, легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей (в результате обсуждение получается более насыщенным и продуктивным).

Применение интеллект-карт в образовательном процессе

  1. Принятие решений

Принятие решения в случае дилеммы с помощью Интеллект- карт:

Интеллект-карты помогают более взвешенно принять решение в случае дилеммы: «покупать - не покупать», «ехать - не ехать», «менять работу - не менять»…

Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.

Активизация ассоциативного мышления позволяет включить в рассмотрение важные факторы, которые были бы упущены при традиционном анализе.

Использование цветов и образов активизирует интуицию.

Разберем основные законы рисования Интеллект-карт:

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»

  • Максимально свободно выражайте свои идеи.

  • Будьте творческими, яркими, выразительными.

  • Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.




Как рисовать Интеллект-карту?

Применение интеллект-карт в образовательном процессе


  1. Стиль

Свой собственный (Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!)

Преувеличивайте (Если что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.)

Несерьезный (Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться - то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу)

Красивый (Красивая карта - это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!)

  1. Бумага

Белая (Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.)

А4 или А3 (На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!)

Альбомная ориентация (Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально)

  1. Центральный образ

В центре листа (Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо)

Яркий. Запоминающийся (Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!)

Цветной (>3 цветов) (Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами)

  1. Структура

Радиальная (Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру - более важные понятия. Дальше от центра - менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой)

Понятная

Для повышения понятности карты используем следующие элементы:

Порядок: нумеруем веточки цифрами - «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.

3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.

Ассоциативная (Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.)

  1. Слова

Ключевые (Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.)

1-2 слова (Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!)

В 1 линию (Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку - то проще!)

Буквы (Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.)

  1. Цвета

Чем больше - тем лучше (Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше - то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.)

Значение (Цвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение.)

Текстовыделитель (Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты - а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание - то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).

  1. Картинки

Цветные (Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!)

Объемные (3D) (Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.)

Символы (Если нет возможности нарисовать сложные рисунки - то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.)

Правила заполнения интеллект- карты

  1. В центре главная идея и главный образ, он должен быть самим ярким и запоминающимся. Добавьте, какую-нибудь картинку или рисунок.

  2. В центре выделяем главный образ

  3. От него буду отходить ветви - идеи и дополнения, здесь вы вольны делать что захотите.

  4. Рисуйте, раскрашивайте, выделяйте ключевые слова. Добавьте рисунки. Ветви живые, а не шаблонные. Они словно щупальца, проникают в мозг и достают от туда новые идеи.

  5. Меньше слов, и больше образов. Мозг плохо понимает целые предложения, сократите их до одного слова или яркого образа.

  6. Старайтесь не использовать больше 7 ответвлений, а то запутаетесь, и карта потеряет смысл.

  7. Пишем по часовой стрелке, т.е. с верхнего правого угла и читаем карту так же

Пример составления интеллект карты

Тема представленной интеллект-карты - «Класс Головоногие моллюски».

Применение интеллект-карт в образовательном процессе

Давайте проанализируем эту работу с точки зрения полноты и разнообразия скрытой в ней информации о когнитивных способностях подростка.

Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:

  1. сравнение - установление сходства или различия понятий по признакам;

  2. анализ - выделение признаков и понятий, или группу понятий, характеризующих данный объект;

  3. классификация - распределение понятий по группам на основании общих признаков;

  4. синтез - мысленное соединение понятий в единое целое, начиная от построения ветвей и заканчивая построением общей картины - интеллект-карты.

Кроме этого, следует добавить, что автор интеллект-карты демонстрирует умения:

  1. описывать реальные объекты и образы;

  2. концентрировать внимание на описываемом объекте, образе;

  3. моделировать;

  4. перекодировать информацию, представляя её в разной форме с использованием рисунков, символов, графики и др;

  5. структурировать предметную информацию;

  6. систематизировать предметную информацию;

  7. находить связь между понятиями.

В следующую очередь нужно отметить содержательный и личностный компоненты интеллект-карты:

  1. полнота содержания, выраженная количеством ключевых слов и ключевых фраз;

  2. богатство ассоциаций, отображенное наличием заполненных ответвлений разного уровня;

  3. позитивная эмоциональная составляющая, проявляющаяся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.

Основная тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Следующую интеллект-карту, посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, ребята строили увереннее, учитывая предыдущие недочёты. Сначала ребята прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По лермонтовским местам» и приступили к составлению интеллект-карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект-карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием. На следующем уроке было много желающих отвечать. Ребята выполнили задание разными способами: кто-то построил интеллект-карту традиционным способом (бумага и цветные карандаши), а кто-то воспользовался программой Microsoft PowerPoint. На рисунке представлена одна из таких интеллект-карт.

Применение интеллект-карт в образовательном процессе

Обобщая первые шаги экспериментальной работы по использованию метода интеллект-карт на уроках литературы, можно сделать следующие выводы о его применении: привлекают возможности решать разнообразные задачи (познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные); позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие памяти и мышления; сформированность общеучебных умений - аннотирование, конспектировани); эффективен для организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.


Список используемой литературы

1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

2. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование, № 12 - 2002, С.2-6.

3. Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в профтехучилищах. - М., 2005

4. Герцунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и пер-спективы. - М., 2004

5. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования / Е.В.Баранова и др. - СПб., 2005

6. Использование информационной технологии в учебном процессе /Отв. ред. Н. И. Шкиль. - Киев, 2003

7. mind-map.ru/

8.mindmap.ru/stat/begin.htm

9.quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

10.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

11.conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap































  1. Как обычно: в центре яркий образ, символизирующий дилемму.

  2. Запускаете поток ассоциаций, которые возникают в связи с этой дилеммой.

  3. Заполняете карту не последовательно, а по мере появления той или иной мысли. Все, что относится к одной альтернативе, рисуете одним цветом; все, что относится к другой альтернативе, - другим.

  4. Не забывайте активно использовать картинки и символы!

13


© 2010-2022