- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья для психолога Невнимательные дети
Статья для психолога Невнимательные дети
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбовская И.А. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Невнимательные дети
Ребенок не виноват
Недостаточность развития механизмов внимания - проблема, которая есть у подавляющего большинства современных детей. Причины тому самые разные:
Болезненность. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма.
Высокие нагрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Нередко график школьного расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
Недостаток общения ребенка с родителями. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни.
Синдром дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Большинство детей активны от природы и могут быть не в состоянии надолго сосредоточиться на каком-то одном деле. Однако некоторые дети, которые проявляют постоянную гиперактивность, должны подвергнуться обследованию. Кстати, поставленный диагноз не говорит об умственной отсталости ребенка, его интеллектуальные способности обычно не хуже. Чем у обычных детей. Такие дети нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе с медиками, психологами, учителями.
Следующие типы поведения, если они случаются излишне часто, могут указывать на ранние симптомы заболевания СДВ.
-
Постоянно шевелит руками или ногами
-
Разговаривает часто и громко
-
Не в состоянии сидеть на месте
-
Легко отвлекается
-
Обладает коротким периодом внимания и занимается то одним делом, то другим
-
С трудом ждет своей очереди
-
Вмешивается и любит распоряжаться остальными детьми
-
Ведет себя импульсивно.
Советы родителям
Внимание - психический процесс, нуждающийся в постоянном развитии. Многое для этого могут сделать родители.
Для некоторых, наверно, будет новостью, что внимательный ребенок - это, прежде всего самостоятельный ребенок. Как формировать это качество, разговор отдельный.
Нельзя от ребенка, страдающего невнимательностью, требовать, чтобы он был таковым просто так. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием, а для этого надо увлечь, построить работу так, чтобы он был заинтересован сделать работу правильно. И не стоит дожидаться начала учебного процесса, двух-трех летний ребенок вполне готов к обучению. В этом вам помогут веселые игры и задания, которые сделают занятия с малышом не только полезными, но и увлекательными.
Если ваш ребенок невнимателен и легко отвлекается, однако не является излишне активным или импульсивным, попробуйте проверить его слух или способности к восприятию устной информации. Несмотря на то, что он может слышать вас, вполне возможно, что информация, которую он слышит, недостаточно эффективно достигает его мозга.
Учите ребенка быть внимательным
Внимание - одно из главных показателей готовности ребенка к школе, и для того чтобы в будущем избежать многих неприятностей, его надо тренировать, и как можно раньше, пока ваш малыш - еще дошкольник. А что делать, если ребенок - уже школьник и у него стали появляться проблемы из-за неумения концентрировать внимание и управлять им? Как ему помочь? Тренируйте его внимание. Но сначала проанализируйте его поведение, подумайте, что может служить поводом для беспокойства:
-
долго не может сосредоточиться на задании
-
не умеет планировать работу
-
его отвлекают посторонние раздражители
-
не может одновременно делать два дела (читать наизусть вслух стихотворение и записывать его)
-
плохо ориентируется на улице, особенно в малознакомых местах
-
на уроках не успевает выполнять задание, потому что отвлекается на посторонние дела
-
без помощи взрослых не может выполнить домашние задания.
Поговорите с учителем. Как правило, детей, которые трудно удерживают внимание на уроке, сажают за первую парту, чаще других привлекают к работе в классе (чтобы они расслаблялись и их внимание не рассеивалось).
Но этих мер часто бывает недостаточно. Надо поработать над развитием внимания индивидуально. И для этого надо только регулярно выполнять с ребенком игровые упражнения, которые займут всего 5-7 минут в день.
Упражнения, игры на внимание
Упражнение 1. Нарисовать под диктовку (формируется внимание при слуховом восприятии) в 1-м ряду: 1 гриб, 2 мячика, 2 елочки, 2 гриба, 1 мяч.
Во 2-м ряду: 1 елку, 1 гриб, 1 елку, 1 мяч, 1 гриб, 1 елку, 1 мяч, 1 гриб, и так 10 рядов (предметы располагайте произвольно).
Задание:
-
вычеркнуть все грибочки
-
подчеркнуть все мячики
-
вычеркнуть все мячики красным карандашом, а елочки - синим
-
вычеркнуть все елочки и подчеркнуть все грибочки.
Упражнение 2. Напечатаны 10-20 рядов алфавита.
Задание:
-
подчеркнуть все согласные буквы синим карандашом, а все гласные - красным
-
вычеркнуть все буквы «и»
-
подчеркнуть все буквы «п», «р» и так далее.
Упражнение 3. Нужно читать вслух стихотворение и одновременно на бумаге рисовать поочередно знаки: + - + - + -.
Игра «Какого цвета не стало?» Полоски цветной бумаги убирают по очереди.
Задание:
-
ребенок быстро должен назвать, какого цвета нет.
«Кто больше увидит?» При внимательном рассмотрении картинки предложите ребенку перечислить как можно больше предметов.
«Что неправильно?» Предметы рассортированы в соответствии с их цветом (размером, формой) на три группы.
Задание:
-
найти ошибку, если она есть.
«Летает - не летает». Если названный предмет летает, дети поднимают руки, если не летает, то, соответственно, не поднимают. Предупреждение о внимательности обязательно: ведущий будет обманывать.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.
«Съедобный - несъедобный». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.