Статья для психолога Невнимательные дети

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Невнимательные дети

Ребенок не виноват

Недостаточность развития механизмов внимания - проблема, которая есть у подавляющего большинства современных детей. Причины тому самые разные:

Болезненность. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма.

Высокие нагрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Нередко график школьного расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Недостаток общения ребенка с родителями. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни.

Синдром дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Большинство детей активны от природы и могут быть не в состоянии надолго сосредоточиться на каком-то одном деле. Однако некоторые дети, которые проявляют постоянную гиперактивность, должны подвергнуться обследованию. Кстати, поставленный диагноз не говорит об умственной отсталости ребенка, его интеллектуальные способности обычно не хуже. Чем у обычных детей. Такие дети нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе с медиками, психологами, учителями.

Следующие типы поведения, если они случаются излишне часто, могут указывать на ранние симптомы заболевания СДВ.

  • Постоянно шевелит руками или ногами

  • Разговаривает часто и громко

  • Не в состоянии сидеть на месте

  • Легко отвлекается

  • Обладает коротким периодом внимания и занимается то одним делом, то другим

  • С трудом ждет своей очереди

  • Вмешивается и любит распоряжаться остальными детьми

  • Ведет себя импульсивно.

Советы родителям

Внимание - психический процесс, нуждающийся в постоянном развитии. Многое для этого могут сделать родители.

Для некоторых, наверно, будет новостью, что внимательный ребенок - это, прежде всего самостоятельный ребенок. Как формировать это качество, разговор отдельный.

Нельзя от ребенка, страдающего невнимательностью, требовать, чтобы он был таковым просто так. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием, а для этого надо увлечь, построить работу так, чтобы он был заинтересован сделать работу правильно. И не стоит дожидаться начала учебного процесса, двух-трех летний ребенок вполне готов к обучению. В этом вам помогут веселые игры и задания, которые сделают занятия с малышом не только полезными, но и увлекательными.

Если ваш ребенок невнимателен и легко отвлекается, однако не является излишне активным или импульсивным, попробуйте проверить его слух или способности к восприятию устной информации. Несмотря на то, что он может слышать вас, вполне возможно, что информация, которую он слышит, недостаточно эффективно достигает его мозга.

Учите ребенка быть внимательным

Внимание - одно из главных показателей готовности ребенка к школе, и для того чтобы в будущем избежать многих неприятностей, его надо тренировать, и как можно раньше, пока ваш малыш - еще дошкольник. А что делать, если ребенок - уже школьник и у него стали появляться проблемы из-за неумения концентрировать внимание и управлять им? Как ему помочь? Тренируйте его внимание. Но сначала проанализируйте его поведение, подумайте, что может служить поводом для беспокойства:

  • долго не может сосредоточиться на задании

  • не умеет планировать работу

  • его отвлекают посторонние раздражители

  • не может одновременно делать два дела (читать наизусть вслух стихотворение и записывать его)

  • плохо ориентируется на улице, особенно в малознакомых местах

  • на уроках не успевает выполнять задание, потому что отвлекается на посторонние дела

  • без помощи взрослых не может выполнить домашние задания.

Поговорите с учителем. Как правило, детей, которые трудно удерживают внимание на уроке, сажают за первую парту, чаще других привлекают к работе в классе (чтобы они расслаблялись и их внимание не рассеивалось).

Но этих мер часто бывает недостаточно. Надо поработать над развитием внимания индивидуально. И для этого надо только регулярно выполнять с ребенком игровые упражнения, которые займут всего 5-7 минут в день.

Упражнения, игры на внимание

Упражнение 1. Нарисовать под диктовку (формируется внимание при слуховом восприятии) в 1-м ряду: 1 гриб, 2 мячика, 2 елочки, 2 гриба, 1 мяч.

Во 2-м ряду: 1 елку, 1 гриб, 1 елку, 1 мяч, 1 гриб, 1 елку, 1 мяч, 1 гриб, и так 10 рядов (предметы располагайте произвольно).

Задание:

  • вычеркнуть все грибочки

  • подчеркнуть все мячики

  • вычеркнуть все мячики красным карандашом, а елочки - синим

  • вычеркнуть все елочки и подчеркнуть все грибочки.

Упражнение 2. Напечатаны 10-20 рядов алфавита.

Задание:

  • подчеркнуть все согласные буквы синим карандашом, а все гласные - красным

  • вычеркнуть все буквы «и»

  • подчеркнуть все буквы «п», «р» и так далее.

Упражнение 3. Нужно читать вслух стихотворение и одновременно на бумаге рисовать поочередно знаки: + - + - + -.

Игра «Какого цвета не стало?» Полоски цветной бумаги убирают по очереди.

Задание:

  • ребенок быстро должен назвать, какого цвета нет.

«Кто больше увидит?» При внимательном рассмотрении картинки предложите ребенку перечислить как можно больше предметов.

«Что неправильно?» Предметы рассортированы в соответствии с их цветом (размером, формой) на три группы.

Задание:

  • найти ошибку, если она есть.

«Летает - не летает». Если названный предмет летает, дети поднимают руки, если не летает, то, соответственно, не поднимают. Предупреждение о внимательности обязательно: ведущий будет обманывать.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

«Съедобный - несъедобный». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

© 2010-2022