- Преподавателю
- Школьному психологу
- О проблемах общении детей и родителей
О проблемах общении детей и родителей
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свирина Е.Н. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проблемы в общении?!
Коммуникативные навыки - навыки общения имеют огромное значение в жизни ребенка: от этого во многом зависит как будут складываться во взрослой жизни его взаимоотношения со сверстниками, а так же межличностные и интимно-личностные отношения.
Сейчас многие дети впервые начинают посещать детские коллективы в возрасте 4-5-ти лет. Как правило, это связано с желанием родителей подготовить детей к школьному обучению: детей «отдают» в различные центры дошкольного образования, обучения и развития. В этих группах детям приходится вступать в общение с другими детьми, и родителей часто волнует, как ребенок будет строить это общение, сможет ли он найти общий язык со сверстниками, примут ли они его, не отвергнут ли, будут ли с ним взаимодействовать.
Это беспокойство родителей понятно: не всем детям удается легко и без проблем наладить общение со сверстниками, многие при этом испытывают определенные трудности. Как правило, можно заранее предсказать, будут ли у ребенка такие проблемы.
Если дошкольник в реальной жизни и общении с близкими людьми проявляет следующие негативные характеристики: неспособность сопереживать другому человеку, откликнуться на эмоциональное состояние близких людей, отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением, множество отрицательных эмоций и страхов, - можно предположить, что у него будут трудности в общении с другими детьми.
Совсем не нужно ждать, когда у ребенка проявятся проблемы в общении. Если родители предполагают, что так будет, лучше всего заранее заняться развитием коммуникативных способностей ребенка.
При этом нужно помнить, что общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей, а также осознание себя и других людей и учет их в ходе общения.
Очень часто проблемы в общении бывают у детей с дефектами личностного развития - у агрессивных, конфликтных, застенчивых, неуверенных в себе, беспокойных, замкнутых детей, а также у детей с нарушениями речевой функции. Таким детям недостаточно развивать только коммуникативные навыки, им требуется комплексная помощь, подразумевающая корректирование и развитие необходимых качеств личности.
В последние годы было издано немало научно-популярных книг, методических пособий для родителей, воспитателей, педагогов и детских психологов, посвященных проблеме развития коммуникативных способностей детей. Родители, опасающиеся того, что их ребенок будет испытывать трудности в общении со сверстниками, могут воспользоваться этой литературой для организации занятий с детьми в домашних условиях. Такая работа часто оказывается достаточно эффективной.
В случаях, когда родителям самим не удается помочь ребенку, необходимо обращаться к психологу. Разработаны специальные тренинги, упражнения и игры для детей-дошкольников, способствующие развитию у них навыков общения.
Главное, «не запускать» ребенка. Родители должны помнить, что если они не научат своего ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.