Мастер класс на тему Преодоление эмоционального выгорания в педагогической среде

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической п...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.

Мастер-класс «Преодоление эмоционального выгорания в педагогической среде»


Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи:

  1. Актуализировать потребность в сохранении психического здоровья педагогов

  2. Ознакомить педагогов с приемами саморегуляции

Ход мастер-класса

  1. Введение участников мастер-класса в проблему

Звучит музыка. Участники мастер-класса заходят в кабинет. Садятся в круг.

Психолог:

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является одной из приоритетных линий в работе школьного психолога. Сегодня я предлагаю вашему вниманию несколько техник, которые я надеюсь, помогут вам преодолеть стрессовые ситуации на работе и дома.

Фототерапия упражнение «Метафорический образ моего настроения»

Наше настроение - это индикатор нашего психического и физического здоровья, поэтому я предлагаю вам сейчас выйти из круга и прогуляться вокруг столов, где разложены картинки с различные образами. Посмотрите эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать Ваше настроение. Может быть, одна или две картинки привлекут Вас своей внутренней метафорой.

Звучит спокойная музыка. Участники выбирают понравившиеся картинки и возвращаются в круг. Предлагается участникам показать выбранную картинку и рассказать свои ассоциации с ней и своим настроением.

Обсуждение:

Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение? (высказывание участников)

Психолог:

С точки зрения нейрофизиологии, выполняя это упражнение, мы больше задействовали правую гемисферу нашего головного мозга, отвечающую за абстрактные, метафоричные понятия. И это дало некоторым возможность переключиться, посмотреть на свою ситуацию со стороны.

Цветотерапия.

Кто-то может воспринимать жизнь как череду черного и белого, для кого-то она расписана в серых тонах и полутонах. Редко бывает, что человек пробует воспринимать ее в разноцветном варианте. А ведь цвет - это неотъемлемая часть нашей жизни. Даже дальтоник видит цвета, пусть и путает их немного. И даже слепой, простите, если конечно, он слеп не от рождения, вспоминает цвета и его настроение тоже зависит от цвета.

Цветотерапия - это древнейшая наука. Еще в древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.

Применять цветотерапию можно не только с подачи и помощью специалистов, но и самостоятельно. Для этого необходимо лишь знать какой цвет каким действием на человека обладает. (видеоролик «радуга жизни»)

«Звуковая гимнастика»

Человек, который имеет веру в свои силы, превосходит своей мощью все болезни, судьбу и продолжает жить столько, сколько запрограммировал.

Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Она помогает укреплению здоровья.

Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды и понуждает их очищать организм. Пение гласных производится легко и свободно, однако, с полной энергией глубокого дыхания. Попробуйте, и вскоре вы почувствуете себя полным новой энергией.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А - воздействует благотворно на весь организм;

Е - воздействует на щитовидную железу;

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О - воздействует на сердце, легкие;

У - воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я - воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

X - помогает очищению организма;

ХА - помогает повысить настроение.

Позитивное мышление.

Притча о позитивном мышлении

У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда- либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!» Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» - и приказал отправить своего друга в тюрьму. Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но

каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили. Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним. - Ты был прав, - сказал он, - это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал всё, что только что с ним произошло. - Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо. - Нет, - сказал его друг, - это хорошо! - Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму? - Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

Психолог:

Позитивное мышление - это ваше психическое отношение к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Это ваши хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником личностного роста и успеха в жизни. Позитивное мышление, это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений. Независимо от того, что вы ожидаете, это приходит к вам.

Рефлексия.

Нашу работу предлагаю завершить составлением синквейна, посвященного саморегуляции.

Правила синквейна

Синквейн - составление четверостишья по схеме:

первая строка - понятие, выраженное существительным,

вторая строка - описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка - 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка - слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Моделирование.

А теперь, уважаемые коллеги я попрошу вас кратко прокомментировать и сказать где и когда в своей работе вы могли бы применять рассмотренные техники.



© 2010-2022