Консультация для подростков и старшеклассников Самомотивация. Мотивируем себя учиться

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самомотивация. Мотивируем себя учиться.


Когда то у каждого из нас случается ситуация, что необходимо что то делать, а не можем. И не просто нет сил, а улетучилась мотивация. Ведь когда она есть, мы находим и силы и ресурсы и делаем. Мы все как один рьяно беремся за дело, а потом по-тихонечку наш запал действовать пропадает, мы начинаем заниматься самообманом, что завтра точно все наверстаем и сделаем за два дня. Но реальность такова, что мы все просто напросто забрасываем и иногда даже не пробуем об этом даже вспомнить, чтобы самим же не было стыдно от незавершенных дел. Хотя, мы народ находчивый и всегда себе «любимым» находим оправдание.Консультация для подростков и старшеклассников Самомотивация.Мотивируем себя учиться

Так что же такое все - таки мотивация? Это наша с вами способность пробудить себя к активным действиям, для достижения определенных действий. Сам алгоритм мотивации выглядит следующим образом:

- у нас возникает потребность в чем то;

- мы начинаем искать возможности для реализации;

- планируем;

- принимаем решение и начинаем осуществлять задуманное;

- получаем результат.

По своей сути человек живет, удовлетворяя свои потребности по мере их возникновения. И чтобы у нас не пропадала мотивация нужно ставить правильные и достижимые цели. Когда не знаешь что, придешь не знаю куда. Для достижения цели и сохранения мотивации сделайте так, чтобы вы почувствовали как проходит процесс достижения цели. Не заниматься самообманом, а реально смотреть на сколько и как качественно вы продвигаетесь. Наш мозг устроен так, что ему можно говорить «халва, халва!», но от этого слаще во рту не станет. Необходимо то, что можно как иногда говорится, «пощупать» руками. Наш организм устроен так, что срабатывает инстинкт самосохранения энергии. Не видя результата, организм перестает на это действие выдавать энергию. И человек привык от всего получать удовольствие и избегать боли любого происхождения. Так вот знание этого нам должно помочь и не нужно спорить с природой. Просто нужно давать нашему мозгу своего рода доказательства наших действий.

Очень многое зависит от нашей уверенности в себе. Чтобы ее развить в себе нужно не многое всего лишь держать свое слово. Когда вы научитесь сдерживать слово данное другим, вы научитесь так же со временем держать слово данное самому себе.

Очень часто чтобы цель была достигнута, рекомендуется всеми фибрами своей души захотеть ее, страстно ее пожелать. Да так словно от этого зависит ваша жизнь. Это как в той притче про ученика, что пришел на обучение к мастеру. Мастер взял его, но ничего с ним не делал. Тогда ученик пришел к мастеру и спросил его, отчего тот с ним не занимается и ничему не учит. Мастер просто взял ученика и повел его к реке, там они вместе вошли в воду. И вдруг в какой то момент мастер взял и резко запрыгнул ученику на спину, да так, что тот стал тонуть. Первое время ученик не понял , что же именно произошло, а потом резко стал сбрасывать мастера со спины, чтобы сделать живительный глоток воздуха. И когда он это сделал, мастер ему сказал: «Вот когда у тебя будет такое же желание учиться, как ты сейчас стремился сделать глоток воздуха, тогда и начнется твое обучение!» Вот это и есть страстно пожелать достижение цели.

Наши чувства активно принимают участие практически во всех этапах алгоритма мотивации:

- побудительные чувства, те, что нас и заставляют что либо захотеть;

- предвкушение удовольствие, то чувство, которое возникает на этапе принятия решения;

- удовлетворение, то чувство, которое возникает когда мы достигли своей цели.

Способы самомотивации:

- необходимо четко понимать свои потребности;

- уметь создавать страстное желания для достижения цели;

- важно делать то, что именно вам нравиться, а иначе смысл что то делать;

- придумать себе вознаграждение по достижении цели;

- уметь себя программировать аффирмациями (формулами самовнушения, которые помогают человеку настроить свое сознание на позитивную волну), настроями;

- и помимо поощрений нужно установить себе штрафные меры в случае того, если не сдержите данное себе слово.

Фокусируйтесь на одной задаче, не распыляйтесь. Ведь все незавершенные дела забирают вашу энергию, от этого то и возникает усталость. Выполните следующее упражнение: сядьте на стул и сами себе скажите: «Либо я сейчас приступаю к задуманному, либо так и остаюсь сидеть на стуле!». Обязательное условие, стул должен стоять либо в центре комнаты, либо по возможности подальше от телевизора и доступа к интернету. Поверьте, по истечение малого количества времени, вам не захочется сидеть ровно на стуле и бездействовать.

Чаще себе задавайте вопрос: «А зачем я это делаю?»

Итак, рассмотрим основные причины низкой мотивации:

Первая причина низкой мотивации - это Ваша лень. Да, это звучит банально, но это так. Не все люди ленивые, и если Вы к таким не относитесь, тогда эта причина Вас не касается. Эта причина касается по-настоящему ленивых людей, которые просто не хотят ничего делать, так как привыкли к ничегонеделанию. Они только критикуют, умничают, дают советы, а сами являются полными нулями.

Вторая причина низкой мотивации - это нехватка энергии. Да, если Вам лень что-то делать, это вовсе не означает, что Вы лентяй. Просто у Вас не хватает энергии. Вы вроде бы хотите выполнить что-либо, но подняться с дивана очень трудно. Проблемы с энергетикой часто связаны с ведением неправильного образа жизни: поздно ложитесь спать, не занимаетесь спортом, мало отдыхаете, сидите дома, не гуляете, стресс и депрессия и так далее. Ну как себя мотивировать, если Вы так живете? Чтобы себя мотивировать, первое, что Вам надо - это иметь огромный прилив энергии. Только энергичные люди достигают небывалых высот. Если у Вас будет высокая энергетика, вопрос - как себя мотивировать тут же потеряет свою актуальность. Люди с высокой энергетикой просто не могут сидеть, сложа руки.

Как поднять энергетику? А очень просто. Вовремя ложиться спать, сбалансировано питаться, гулять, заниматься спортом, соблюдать режим труда и отдыха, медитировать. Только так Вы сможете поддерживать уровень своей энергетики на высоком уровне, а значит Вам никогда не будет лень что-либо делать.

Третья причина низкой мотивации - это отсутствие интереса. Поэтому мотивировать себя на учебу дело не простое. Ведь по сути дела, почти каждому второму школьнику не интересен школьный материал. Многие дети просто забивают на учебу.

Поэтому, если Вы хотите мотивировать себя, Вам необходимо иметь четкое представления того, чего Вы получите в итоге. Какую выгоду Вы получите?

То есть, чтобы себя мотивировать, Вы должны увидеть конечную выгоду и эта выгода должна Вас интересовать.

Четвертая причина низкой мотивации - это отсутствие желания. Вы наверняка скажите, что желание у Вас есть, просто как-то руки не доходят.

Чтобы оставаться мотивированным, Вам необходимо:

1) Развивать трудолюбие.

2) Иметь высокий уровень энергетики.

3) Иметь жгучее желание.

4) Вы должны видеть конечный результат (выгоду).

5) Выгода (награда) должна Вас сильно интересовать.

6) Желательно иметь товарища по подотчетности.

7) Вас должно что-то не устраивать

Хочешь, чтобы твоё обучение было успешным? Тогда развивай необходимые для этого навыки и привычки. Они пригодятся и во время учёбы, и после.

1. Будь ответственным. Чтобы чего-то достичь и в учёбе, и в жизни, ты сам должен осознать свои приоритеты и следить за эффективным распределением времени и ресурсов.

2. Будь собран. Умей концентрироваться на своих целях, принципах и ценностях. Не отвлекайся от своей цели, следуй своим приоритетам, а не подсказкам и пожеланиям других. Распределяй приоритеты в зависимости от трудности материала.

3. Будь рационален в выборе места и времени для учебной и исследовательской работы. Они должны способствовать продуктивной и сосредоточенной деятельности.

4. Стремись выполнять всё наилучшим образом. Пусть все (и преподаватели, и однокашники) увидят тебя с лучшей стороны. Старайся делать всё блестяще не только для себя, но и для всех остальных.

5. Ищи эффективные и наилучшие способы решения проблем. Если в изучении материала зашёл в тупик, ищи новые пути, попроси помощь у преподавателя, друга, посоветуйся с каким-либо специалистом или более опытным в этой области человеком.

6. Стремись быть к себе требовательным. Доводи до конца начатое, не поддавайся соблазнам облегчить поставленную задачу или решить проблему за счёт других. Высокий уровень требований и притязаний к себе - важное условие успешного обучения.

7. Стремись к повышению самооценки, к уверенности в своих силах. Неуверенность заранее обрекает на поражение.

8. Ищи способы самомотивации и овладевай ими. Учебная мотивация обеспечивает в обучении при достижении цели и решении проблемы положительные переживания, поэтому необходимо знать, как себя мотивировать, если этот процесс притормозится или по каким-либо причинам желание идти вперёд пропадёт. Чтобы не остановиться, следуй советам:

- понаблюдай за собой, найди свои способы - приёмы, которые заставят двигаться вперёд, и используй их и впредь;

- используй принцип «маленьких успехов», когда каждый день ставится небольшая цель (просто выучить несколько строк из хорошего стихотворения, сходить в магазин за продуктами для пожилых соседей и т.п.), а её достижение становится маленькой победой, трамплином к новым высотам.

- не отступай при неудаче, если не удалось достичь цели, ведь это тоже опыт, который пригодится в жизни.

9. Постоянно развивай в себе волевые качества:

- ориентируйся в своём развитии на лидера, развивай и себе лидерские волевые качества.

- следи за своим поведением, одеждой, манерами: будь опрятен, внимателен, уверен в себе, корректен и приветлив, держись с достоинством;

- учись принимать быстрое мотивированное решение, будь твёрд и последователен в своих поступках;

- стремись не только понимать людей, но и определять их достоинства и недостатки, слабые и сильные стороны их личности: одни прекрасные математики и физики, но разговор на темы литературы их ставит в тупик, другие, наоборот, асы в поэзии, но конус от призмы отличить не могут, для одних похвала - стимул к работе, для других понятен только приказ и т.д.

10. Учись общаться с людьми, ведь мы все индивидуальны и не всегда, отношения с окружающими строить легко. Коммуникативные люди более успешны в общении.

- хотя бы раз в неделю стань простым слушателем для своих друзей, не обязательно быть и советчиком, главное уметь выслушать, попытаться понять проблемы других;

- стремись приобретать опыт выступления перед публикой (удобнее это делать выступая перед классом, перед одногруппниками, и даже перед своей семьёй), это всегда пригодится в жизни.

- учись отстаивать позиции в споре, если уверен в правоте, не избегай ситуаций спора в повседневной жизни (если ты никогда не торговался на рынке или не вступал в переговоры с продавцами, выбирая или обменивая товар, попробуй, это тоже будет твоим опытом).

11. Учись восстанавливаться, поддерживать себя в хорошей физической и психологической форме, борись со стрессами.

- ты можешь использовать метод «отстранённости», т.е. просто игнорировать раздражающую тебя информацию, как бы отстраниться от неё, «пропустить мимо ушей».

- найди свой приём, чтобы успокаиваться, например, считать до 10, говорить какую-либо считалочку, ходить по кругу, представлять летящие шарики или вспоминать что-то хорошее, приятное из жизни;

- беспокойся, когда это необходимо, не накручивайте себя заранее, если всё равно ничего не можешь изменить, ведь зная о существовании какой-то болезни, мы не начинаем лечиться, ещё не заболев;

- можно научиться простейшим упражнениям аутотренинга или медитации для снятия напряжения, послушать приятную для тебя музыку, сделать физические упражнения, а кому-то помогут танцы или созерцание картин природы и произведений искусства.

12. Чтобы чего-то в жизни достичь, надо постоянно учиться, развиваться, стремиться к новым вершинам.

- главное надо начать - выбери тему исследования, предмет для творчества, интересующие тебя более других, и работай над ними, не бросай начатое.

- следи за новыми методиками обучения, получения знаний, например, освой методы скоростного чтения или ассоциативного запоминания, учись работать с новыми техническими источниками информации и не отказывайся от уже эффективно используемых и освоенных ранее.

Самое главное, о чём следует помнить, это то, что интеллект и личность любого человека способны к постоянному развитию, т.е. существенному и количественному, и качественному изменению. А это происходит только, если ты постоянно чему-то учишься.

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение - читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение - это титанический труд. «А как же заставить себя учиться??».

Сегодня Вы узнаете ответ! 10 способов заставить себя учиться

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Повод к обучению - лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в вашем случае. Для большинства хорошей мотивацией является перспектива: «Если я хорошо окончу школу, то смогу поступить в институт, который выбрал, а потом смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице». Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: «Если закончу 2 четверть хорошо, то папа купит мне коньки, и я с друзьями буду ходить на каток!» Мы не знаем, что может заставить учиться именно вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком - вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное - медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме место, в котором вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности. Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший ученик всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о «плохом» ученике. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавателей. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели он взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе.

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт). Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в вашем классе, пишут конспекты не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Важные фразы можно писать другим цветом, правила выделять, подчеркивать. Такую информацию будет проще запомнить, так как она запоминается ещё и визуально. Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин - ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Поощряйте себя за успехи. Например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки - похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой погулять. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким например шоколадкой. Если провинились, то ни о каком отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько - ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?! Главной причиной сложного старта является банальная лень. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первой четверти! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первой четверти. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что вы выполнили всю классную работу и в конце урока у вас остаётся свободное время, это время мы вам не советуем тратить впустую, вы всё равно находитесь в школе, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и отдыхать по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакая мотивация ни способна заставить начать учиться. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

Педагог-психолог ГУ ТО КЦСОН № 3

Анпилова Мария Александровна



8


© 2010-2022