- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проект «Прикоснись ко мне добротой»
Проект «Прикоснись ко мне добротой»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малышева И.В. |
Дата | 18.02.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Районный отдел образования администрации
Уренского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уренская средняя общеобразовательная школа №2
Проект
(Нравственное воспитание и творческое развитие школьников методом сказкотерапии)
Автор проекта: Н.А.Веселова - педагог-психолог МОУ УСОШ №2
Руководитель проекта: И.В.Малышева - заместитель директора по УВР МОУ УСОШ №2
г.Урень
2010 год
Краткое обоснование актуальности темы проекта
Во все времена важнейшими ценностями были доброта и человечность.
В настоящее время, когда мы все чаще слышим о бездуховности и дефиците доброты, когда поступками руководят не чувства, не движении души, а расчет, как никогда актуально воспитание духовно-нравственных качеств личности.
По результатам психологической диагностики, проведенной в начале учебного года, оказалось, что только у 30% учащихся 5-х классов, принявших участие в исследовании, на достаточно высоком уровне сформированы способности к эмпатии (умение сопереживать, эмоциональная отзывчивость), у 52% эти способности сформированы на среднем уровне, у 18% - на низком.
Диагностика творческих способностей (тест креативности Торренса) показал, что творческие способности 36% детей развиты на высоком уровне, 64% имеют средние творческие способности.
Способности к эмпатии Творческое развитие
Проведя диагностику степени информированности родителей пятиклассников о развивающих эффектах сказкотерапии, выяснила, что взрослые, принявшие участие в исследовании, недостаточно хорошо представляют себе насколько сказка, лежащая в основе сказкотерапии, необходима для здорового, полноценного духовного и душевного развития ребенка, какое это серьезное средство нравственного воспитания.
Встал вопрос: как помочь детям напитать душу добром, создавая ресурс противостояния негативным явлениям жизни?
Современная литература предлагает большое разнообразие различных методических подходов к развитию нравственных качеств ребенка. В поиске универсальных, интересных, и результативных методик я в своей практической деятельности решила использовать метод сказкотерапии.
Таким образом, возникла идея создания проекта по сказкотерапии.
Научное обоснование темы проекта
При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия.
Сказкотерапия - «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).
Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д.Бретт, Д.Миллс, Р.Кроули, Д.Соколов, Л.П.Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей различных возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: о жизненно важных явлениях; о жизненных ценностях; о внутреннем мире автора.
Гипотеза
Посредством, каких способов можно решить задачу нравственного воспитания, каким образом привить ребенку важные ценностные ориентиры, как предостеречь его на жизненном пути и где искать источник духовной силы, который будет сопровождать его всегда? Эти вопросы возникают практически у каждого мыслящего человека и история, к счастью, не оставляет их без ответа. Богатая своими традициями, она указывает на верный путь, это путь осознания и возрождения нравственных ценностей.
Особым свойством для восприятия обладают сказки. Сказка дает ребенку первое чувство героического, чувства испытания опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды". Именно в сказке народ сохранил свое вожделение, свое видение, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Нравственное воспитание не полно без национальной сказки.
Сказка универсальна, благодаря своим качествам она становится незаменимым источником, который подпитывает и обогащает целительными свойствами души не только маленьких детей, но и людей любого возраста.
Сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, сохраняясь в живом виде тысячелетиями. Сказка содержит вечные, неувядаемые ценности. Свойственная ей поэтичность, задушевность и красота, глубокая правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие сочетаются с детской наивностью, глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. Именно благодаря этим качествам, она беспрепятственно заселяет души людей, согревая и обогащая их.
Сказка через разум, чувства и эмоции дает рост внутренней созидательной силе, от которой зависят цели человека, и насколько быстро, а возможно, и с какой затраченной энергией, они будут осуществлены.
Идея проекта
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество.
Очень важно после чтения сказки обсуждать с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети должны учиться думать и выражать свои мысли в творчестве. Поэтому к каждой сказке я предлагаю вопросы, игры и творческие задания, которые учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; развивают воображение и интуицию, помогают ребенку научиться сопереживать.
Цель проекта
Создание условий для развития нравственных ориентиров школьников через технологию творческой работы со сказкой.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
-
Учить детей анализу сказочных ситуаций с позиций нравственно-этических норм; пробудить потребности выражать свое отношение к миру в творческой деятельности.
-
Помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли.
-
Формировать способность любить, сострадать, понимать окружающих, помогать людям, делиться своим творчеством с другими.
Основополагающий вопрос: Чего в сказках больше: добра или зла?
Возраст учащихся: 5 класс.
Время работы над проектом: с сентября 2009 года по январь 2010 года.
Режим работы: внеурочный, 0,5 часа в неделю (занятия проводятся по 1 часу в 2 недели).
Дополнительно привлекаемые участники: И.В.Малышева - зам.директора по УВР, Н.Л.Майорова - школьный библиотекарь, И.В.Светлова - учитель русского языка и литературы, зам.директора по УВР, Т.П.Махова - руководитель РМО по духовно - нравственному воспитанию.
Функциональные обязанности
№
Ф.И.О.
Функциональные обязанности
Срок
Отметка о выполнении
1.
Веселова Н.А. - педагог - психолог
Диагностика, анкетирование, анализ данных, разработка проекта, разработка и проведение занятий с учащимися
Постоянно
Проведены диагностики и опросы в соответствии с планом работы, разработан проект, разработаны и проведены занятия с учащимися по плану, проведено театрализованное представление, обобщены результаты, созданы методические рекомендации для педагогов и родителей, компьютерная презентация
2.
Малышева И.В. - зам.директора по УВР, координатор проекта
Методическое обеспечение, помощь в разработке проекта, индивидуальные консультации, анализ реализации проекта, помощь в подготовке презентации
Постоянно
Разработан проект, проведены консультации с педагогом - психологом, проанализированы результаты работы, создана компьютерная презентация
3.
Майорова Н.Л. - библиотекарь
Подбор литературы по теме проекта, текстов сказок, пополнение медиатеки
Сентябрь- ноябрь, 2009 год
Подобрана литература по теме, тексты сказок, произошло пополнение школьной медиатеки
4.
Светлова И.В. - учитель русского языка и литературы, зам.директора по УВР
Рекомендации учащимся по чтению соответствующей литературы, изменение УВП в 5-х классах
Октябрь, 2009 год
Список необходимой литературы для чтения
Расписание уроков, график занятий и мероприятий
5.
Махова Т.П. - кл.рук. 5 «Б» класса, рук. РМО по духовно - нравственному воспитанию
Помощь в подготовке и проведении консультаций для родителей, в проведении опросов родителей
Октябрь - декабрь, 2009 год
Проведение консультаций для родителей, опросов родителей учащихся
Методические условия реализации проекта
Сроки проведения
Название методики
Цель методики
Автор методики
Где заслушивается результат
Постоянно
Изучение психолого - педагогической, методической и дидактической литературы
Получение необходимых знаний по теме
-
Методсовет школы
Постоянно
Педагогические наблюдения
Получение информации о личных качествах учащихся
Загвязинский В.И.
Данилов М.А.
Методсовет школы
Сентябрь, 2009 год
Январь, 2010 год
Тестирование
Измерение в сопоставительных величинах индив-псих. свойств личности
Загвязинский В.И.
Торренс
Методсовет школы
Сентябрь, 2009 год
Январь, 2010 год
Опросы (анкетирование)
Получение значительного объёма эмпирической информации
Загвязинский В.И.
Методсовет школы
Октябрь - декабрь, 2009 год
Совместное чтение или прослушивание текстов сказок.
Получение информации
-
Методсовет школы
Октябрь - декабрь, 2009 год
Обсуждение, анализ содержания сказок, множественности скрытых смыслов и подтекстов.
Сравнение и обобщение результатов работы
КыверялгА.А.
ЖуравлёвВ.И.
Методсовет школы
Октябрь - декабрь, 2009 год
Выполнение творческих заданий (импровизированные устные выступления, диалоги, дискуссии, рисунки, сочинения).
Развитие творческих способностей учащихся
Методсовет школы
Октябрь - декабрь, 2009 год
Игры.
Познавательная деятельность, адаптация, стрессовый контроль, психотерапия
Добринская Е.И.
Методсовет школы
Октябрь - декабрь, 2009 год
Инсценировки на заданную тему.
Развитие творческих способностей учащихся
-
Методсовет школы
Октябрь - декабрь, 2009 год
Тренинги и упражнения.
Развитие творческих способностей учащихся, адаптация
-
Методсовет школы
Октябрь - декабрь, 2009 год
Беседы, рассказы ведущего.
Передача жизненного опыта
Методсовет школы
Январь, 2010 год
Классификация и систематизация
Классифицировать и систематизировать полученные данные в ходе реализации проекта
Журавлёв В.И.
Педагогический совет
Формы работы:
• Творческие мастерские.
• Мини-конкурсы.
• Индивидуальная работа.
• Групповая (парная) работа.
• Постановочная и репетиционная работа.
ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся:
- владение письменной и устной речью,
- владение определёнными знаниями по литературе, ИЗО, технологии, истории,
- умение работать с текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, анализировать, умение делать выводы, вести поиск информации.
Мотивация к познанию: личный интерес учащихся, самомотивация от удовлетворения результатом, самореализация.
Развитие навыков:
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информации,
- мыслительной деятельности при работе с источниками, анализе, осмыслении сказочных ситуаций,
- самостоятельного принятия решений, осуществления выбора в сложных жизненных ситуациях с учетом интересов других людей, ответственности за свои поступки.
Критерии оценки результатов проекта
-
Повышение уровня эмпатии примерно у 30-40% учащихся - участников проектной деятельности.
-
Динамика роста творческих навыков учащихся по диагностике креативности Торренса на 8-12%.
-
Доля детей, участвующих в конкурсах, проектах, представлениях различных уровней увеличится в среднем на 10-15%.
-
Разработаны методические рекомендации, проведены консультации для учителей и родителей «Воспитание сказкой».
-
Собран альбом сказок и рисунков детей «Мир волшебства».
-
Подготовлено и проведено театрализованное представление «Эта добрая, добрая сказка».
-
Создана компьютерная презентация «Прикоснись ко мне добротой».
Ожидаемый результат
-
Усвоение детьми нравственных норм и правил поведения.
-
Пробуждение потребности выражать свое отношение к миру в творческой деятельности.
-
Проявление способностей любить, сострадать, понимать окружающих, умения помогать людям, делиться своим творчеством с другими.
Прогноз возможных потерь
В сказках есть и положительные и отрицательные герои, некоторые из учащихся могут взять на вооружение негативный пример для подражания.
Способы коррекции и компенсации негативных последствий
В сказке добро побеждает зло. Обращать внимание, что положительные герои оказываются в выигрыше.
Практическое использование результатов работы над проектом
В результате работы над проектом:
-
Разработаны методические рекомендации, проведены консультации для учителей и родителей «Воспитание сказкой».
-
Собран альбом сказок и рисунков детей «Мир волшебства».
-
Написан сценарий театрализованного представления по сказкам.
-
Проведено театрализованное представление «Эта добрая, добрая сказка».
-
Создана компьютерная презентация «Прикоснись ко мне добротой».
Все эти материалы, включая театрализованное представление, можно использовать учителям, воспитателям группы продленного дня, психологам, в работе по нравственному воспитанию и творческому развитию учащихся.
Этапы выполнения проекта
1 этап: Подготовительный (подготовка проекта)
Сентябрь, 2009 год
Содержание работы (задача)
Исполнители, ответственные
Формы представления результата
Организационно - управленческие аспекты
Утверждение плана работы педагога - психолога на 2009-2010 учебный год
Директор Л.В.Шереметьева, зам.директора по УВР И.В.Малышева
План плана работы педагога - психолога на 2009-2010 учебный год
Изучение нормативно-правовой документации по психологическому сопровождению учащихся
Педагог - психолог Н.А.Веселова, зам.директора по УВР И.В.Малышева
Нормативно - правовая документация по психологическому сопровождению учащихся
Контроль за разработкой проекта
Зам.директора по УВР И.В.Малышева
Материалы внутришкольного контроля
Определение участников проекта: учащиеся 5 классов, родители учащихся.
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Группа учащихся 5-х классов
Научно - методическое сопровождение
Изучение литературы по использованию метода сказкотерапии в практической деятельности школьного психолога.
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Банк методической литературы по использованию метода сказкотерапии
Погружение в проблемное поле, формулирование целей и задач проекта
Педагог - психолог Н.А.Веселова, зам.директора по УВР И.В.Малышева
Совместное планирование УВР и проектной деятельности
Консультирование педагога - психолога по технологии проектной деятельности
Зам.директора по УВР И.В.Малышева
Индивидуальные консультации
Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.
Педагог - психолог Н.А.Веселова, зам.директора по УВР И.В.Малышева
Разработан проект «Прикоснись ко мне добротой»
Психолого - педагогическое сопровождение
Разработка и подготовка методик психолого - педагогического тестирования учащихся и их родителей
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Анкеты
Первичная диагностика сформированности нравственной воспитанности учащихся (уровень эмпатии)
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Анкеты учащихся и обобщённые результаты анкетирования
Первичная диагностика сформированности творческих навыков учащихся
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Анкеты учащихся и результаты анкетирования
Анкетирование родителей по использованию методики сказкотерапии
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Анкеты родителей и результаты анкетирования
2 этап: Практический (работа над проектом)
Октябрь - декабрь, 2009 год
Содержание работы (задача)
Сроки
Исполнители, ответственные
Формы представления результата
Организационно-управленческие аспекты
Организация УВП в 5-х классах с учетом особенностей условий проведения проектной деятельности
Октябрь - декабрь
Зам. директора по УВР И.В.Светлова, И.В.Малышева
Расписание уроков, график занятий и мероприятий
Формирование библиотеки, медиатеки для информационной поддержки проектной деятельности учащихся
Октябрь - декабрь
Зам. директора по УВР И.В.Малышева, библиотекарь Н.Л.Майорова
Каталог
Контроль хода выполнения проекта
Ноябрь
Зам. директора по УВР И.В.Малышева
Материалы внутришкольного контроля
Научно-методическое сопровождение
Разработка и проведение развивающих занятий для пятиклассников «Школа доброты».
Октябрь - декабрь
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Рабочие материалы
Разработка и проведение консультации для родителей «Воспитание сказкой».
Октябрь - декабрь
Педагог - психолог Н.А.Веселова, учитель истории, рук.РМО по духовно - нравственному воспитанию Т.П.Махова
Рабочие материалы
Разработка и проведение консультации для кл.рук. 5-х классов «Нравственное воспитание и творческое развитие школьников методом сказкотерапии».
Декабрь
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Рабочие материалы
3 этап: Контрольно-оценочный
Январь, 2010 год
Содержание работы (задача)
Исполнители, ответственные
Формы представления результата
Организационно - управленческие аспекты
Организация УВП в 5-х классах учетом особенностей условий работы над проектом
Зам. директора по УВР И.В.Светлова, И.В.Малышева
Расписание уроков, график итоговых мероприятий
Контроль выполнения проекта
Зам. директора по УВР И.В.Малышева
Материалы внутришкольного контроля
Научно - методическое сопровождение
Проведение театрализованного представления для первоклассников «Эта добрая, добрая сказка»
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Рабочие материалы
Подготовка и проведение итогового самоанализа выполнения проекта, анализ эффективности проекта
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Материалы самоанализа
Подготовка отчётных материалов, создание презентации проекта
Педагог - психолог Н.А.Веселова, зам.директора по УВР И.В.Малышева
Отчётные материалы, презентация
Психолого - педагогическое сопровождение
Итоговая диагностика нравственных качеств учащихся (уровень эмпатии)
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Анкеты учащихся и обобщённые результаты анкетирования
Итоговая диагностика сформированности творческих навыков учащихся
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Анкеты учащихся и обобщённые результаты анкетирования
Отзывы учителей и родителей
Педагог - психолог Н.А.Веселова
Обобщённые результаты отзывов
Материально-техническое и учебно - методическое обеспечение проекта
Название
Сроки
Сумма
Приобретение дополнительной психолого - педагогической и учебно - методической литературы
Сентябрь, 2009 год
560 руб.
Литература для использования на занятиях (тексты сказок)
Сентябрь - октябрь, 2009 год
Библиотека
Набор дисков с текстами сказок (пополнение медиатеки)
Сентябрь - октябрь, 2009 год
240 руб.
Карандаши и краски для рисования
Сентябрь, 2009 год
У каждого ученика в наличии
Цветная бумага, картон, фольга, кусочки материи, клей
Октябрь, 2009 год
На группу учащихся
Приобретение канцелярских товаров (печатной бумаги, магнитов)
Октябрь - декабрь, 2009 год
200 руб.
Итого:
1000 руб.
Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении. В комнате для занятий необходимо наличие достаточного количества стульев и хотя бы одного стола. Так же должно быть достаточно свободного пространства для проведения игр, тренировочных упражнений, репетиций.
Во время занятий не является обязательным наличие специальной формы, однако учащиеся должны приходить в свободной и удобной одежде.
Для проведения занятий необходимы: книги для прочтения предлагаемых для анализа текстов (сказки, притчи); компьютер, магнитофон или музыкальный центр, набор кассет, дисков; цветные карандаши или краски для рисования; цветная бумага, картон, фольга, кусочки материи, клей и т.п. для подготовки реквизита, украшений и импровизированных костюмов для выступлений.
Выводы
В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие практически все ученики 5-х классов. Каждый был вовлечён в творческую, мыслительную деятельность по данной проблематике, сочинил новые сказки, нарисовал свои рисунки к уже знакомым сказкам. Дети были включены в различные виды деятельности как индивидуальной, так и групповой. На заключительном этапе многие дети приняли участие в подготовке и проведении театрализованного представления для первоклассников «Эта добрая, добрая сказка».
Участие в осуществлении проекта позволяет учащимся расширить знания по литературе, истории, изобразительному искусству, а также способствует нравственному воспитанию школьников, пробуждает потребность выражать своё отношение к миру, понимать окружающих, сострадать, помогать людям.
При осуществлении такого проекта ценны не только результаты, но и сам процесс, который позволяет ученикам почувствовать себя творческими личностями, лучше понять друг друга.
По результатам итоговой диагностики нравственных качеств учащихся произошло повышение уровня эмпатии у 30% школьников, у 8% детей повысился уровень творческого развития.
Способность к эмпатии Творческое развитие
Сказка - это волшебная страна, и на занятиях с учениками я не читала нотаций, не учила, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно на этих занятиях по методу сказкотерапии, ненавязчиво, дети включались в «процесс поиска смысла расшифровки знаний о мире и системы взаимоотношений в нём». В сказках мы совместно нашли перечень практически всех человеческих проблем и способы их решения. Законы сказочного мира, где есть не только зло, но и добро, которое всегда побеждает, проходя трудный и тернистый путь, переносится ребенком в реальную жизнь и позволяет ему многое осознать.
Сказкотерапия использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Развивающие занятия для учащихся 5-х классов
«Школа доброты»
Занятие №1
Тема: «Каждый человек уникален и ценен»
(Игра «Ворота знакомства»; игра «Послушаем сердечки»; проигрывание сказки «Крылатый пленник»; обсуждение сказки, творческое задание «Послушаем сердце»; рисунок «Солнышко наших сердец»)
Занятие №2
Тема: «Взаимопонимание»
(Игра «Кто понимает без слов»; проигрывание и обсуждение сказки «Лепесток и цветок», рисунок «Разный взгляд на мир», творческое задание «Учимся пониманию»)
Занятие №3
Тема: «Великодушный поступок»
(Творческое задание «Великодушный поступок»; проигрывание и обсуждение сказки «Корень добра не сохнет»; рисунок «Великодушное сердце»)
Занятие№4
Тема: «Забота о других»
(Игра «Учимся заботиться»; проигрывание и обсуждение сказки «Поговорили»; творческое задание «Забота о близких»)
Занятие №5
Тема: «Дар любви»
(Игра «Круг любви»; проигрывание и обсуждение сказки «Великан эгоист»; творческое задание «Спасение любовью»; рисунок «Букет любви»)
Занятие №6
Тема: «Теплота сочувствия»
(Игра «Сочувственные слова»; проигрывание и обсуждение сказки «Волшебство»; творческое задание «Нужна помощь»; рисунок «Сочувствие без слов»)
Занятие №7
Тема: «Трудно ли быть добрым?»
(Творческое задание «Добрый поступок»; проигрывание и обсуждение сказки «Ум и доброта»; игра «Кто добрее»)
Занятие №8
Проведение театрализованного представления для первоклассников «Эта добрая, добрая сказка»
20