- Преподавателю
- Школьному психологу
- Диагностика адаптации учащихся первых классов
Диагностика адаптации учащихся первых классов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова Л.А. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Диагностика адаптации учащихся первых классов
Цель: Выявить степень адаптации уч-ся 1-х классов к психолого-педагогическим требованиям школы, создание условий для устранения психолого-педагогических проблем.
Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новыйвозраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать
-благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия,
-отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья,
- хорошее усвоение учебной программы.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
С целью выявления адаптированности первоклассников к школе в октябре-ноябре провели ряд мероприятий:
-
Учитель и психолог смогли систематизировать своё представление о ребёнке, начинающем учиться в школе, с помощью опросника Л.М.Ковалёвой, куда входило 48 утверждений. Вычёркивая на бланке номера, в которых описаны фрагменты поведения ребёнка, и подсчитав сумму баллов, которую набрал ребёнок, можно определить коэффициент его дезадаптации.
-
Также проводился рисуночный тест "Школа зверей", где дети рисуют лесную школу, учениками и учителем которой являются лесные звери. С помощью этого теста можно изучит мотивационную сферу, как ребёнок относится к учителю, к одноклассникам, к обучению в школе, что его интересует больше, сам процесс обучения или общение с друзьями, а также школьную тревожность.
-
Индивидуальные беседы с учителями
-
Посещение уроков,
-
Наблюдения учителя
-
Диагностика и оценка психологом интеллектуального развития детей, изучение особенностей внимания, памяти, мышления.
Критериями адаптации являются следующие параметры - осознание учебных задач, сформированность позиции «школьник», положительное эмоциональное состояния в момент пребывания в школе, положительный характер отношений с учителем и одноклассниками, отсутствие детской, школьной тревожности, усвоение основной учебной программы.
Существует несколько факторов школьной дезадаптации.
Первый фактор- это школьный:
Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку,
Второй фактор тоже значительный - семейный:
Неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребёнка или наоборот, гиперопёка.
Третий фактор - микросоциальный:
Негативное влияние окружения.
Четвёртый фактор - макросоциальный:
Деформация общественных и нравственных идеалов, обстановка и пропаганда насилия и вседозволенности.
Пятый фактор - соматический:
Тяжёлые хронические и физические заболевании,
Трудности адаптации, рекомендации.
№
Трудности, проблемы адаптации
Рекомендации, пути решения.
1
Не осознают учебных задач, позиция ученика не сформирована
Учителям использовать методы мотивации и стимулирования (см. ниже)
2
Низкий уровень готовности учащихся к обучению в школе. (неорганизованные дети)
Развивать мелкую моторику руки.
Учителям четко и систематически предъявлять требования.
3
Трудности в установлении контактов с одноклассниками.
Кл. рук. проводить внеклассные мероприятия на сплочение; использование групповых форм и методов работы; развитие традиций в классах.
Учитывать интересы, запросы уч-ся в ходе воспитательного процесса.
4
Трудности, барьеры в установлении деловых отношений учащихся с учителями предметниками (стиль предъявления требований).
Психологу разработать и провести мероприятия на снятие барьеров в системе отношений «учитель-ученик»,использование эмоциональных методов мотивации.
(посещение уроков, индивидуальная беседа с учителем в аспекте «урок глазами ученика».
5
Пассивность родителей, не осознание ими важности, необходимости систематического контроля, внимания к учащимся.
Кл. рук в сотрудничестве с психологом проводить родительские собрания с использованием активных форм и методов внеклассной работы (деловая игра, пресс- конференция и т.п.)
6
Неблагополучные семейные отношения, ситуативный, эпизодический интерес к школьной жизни ребенка, отсутствие режима дня, не предъявление родителями четких требований к воспитанию ребенка
Психологу консультировать по вопросам возрастных особенностей.
Общие рекомендации:
1.Родителям:
-
Организовать соответствующий режим дня для своих детей. ( включающий не менее 2х часовой прогулки на свежем воздухе).
-
Больше хвалить и поощрять детей, по возможности подчеркивая их значимость как учеников, как школьников.
-
Для развития познавательных процессов использовать разнообразные игры.
( «Найди предмет»: «Подчеркни букву»; «Перескажи рассказ» и др.)
-
Улучшить мелкую моторику рук помогает работа с разнообразными конструкторами «Лего»; кубики; необходимо чаще лепить; складывать разнообразные мозаики; шить; вышивать; заниматься бисероплетением и т.д.
2.Классному руководителю:
1.Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.
2. В отношениях с дезадаптированными детьми проявлять предельное терпение и последовательность. Должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, психологами и родителями.
3.Осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми имеющими дезадаптацию из-за недостаточной физиологической зрелости, и с ребятами имеющими низкий уровень познавательных процессов. Давать учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка в классе; поощрять и замечать малейший успех; создавать благоприятный эмоциональный фон в классе.
4. Учитывать недостаточную зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности младших школьников.
5 .Изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного взаимодействия в целях и содержании обучения.
6.Учитывать возрастные особенности и возможности детей;
3.Завучу:
1.Учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста при составлении расписания занятий; распределении учебной нагрузки.
4.Психологу:
-
Психологу оказывать консультативную помощь учителям и родителям в понимании причин и поиске приемов и способов работы, которые помогли бы ребенку в организации учебной деятельности; в принятии ребенком позиции школьника.
-
Психологу организовать развивающие занятия для детей с низким уровнем готовности к школе.
-
Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
-
Учащихся имеющих низкий уровень готовности к школе из-за отставания в интеллектуальной сфере направить в ПНД.
Приложение
Методы мотивации и стимулирования
Эмоциональные
Познавательные
Волевые
Социальные
Поощрение
Опора на жизненный опыт
Предъявление учебных требований
Развитие желание быть полезным отечеству
Учебно-познавательная игра
Познавательный интерес
Информирование об обязательных результатах обучения
Побуждение подражать сильной личности
Порицание
Создание проблемной ситуации
Формирование ответственного отношения к учению
Создание ситуации взаимопомощи
Создание ярких наглядно-образных представлений
Побуждение к поиску альтернативного решения
Познавательные затруднения
Поиск контакта и сотрудничества
Создание ситуации успеха
Выполнение творческих задании
Самооценка деятельности и коррекция
Заинтересованность в результатах коллективной работы
Стимулирующие оценивание
Развивающая кооперация
Рефлексия поведения
Взаимопроверка, рецензирование.
Свободный выбор задания
Прогнозирование будущей деятельности
Удовлетворение желания быть значимой личностью