Помогите Трудным

Откуда берутся «трудные» дети? Ясно, что никто из родителей созна­тельно не воспитывает их такими. Как справедливо считает польский нар­колог С. Гурски, взрослые часто не отдают себе отчета о том, что, напри­мер, чрезмерная заботливость матери о ребенке (особенно единственном) в раннем возрасте, предоставление ему безграничной свободы, отстране­ние от обязанностей и безоговорочное выполнение всех прихотей или, на­оборот, слишком суровое отношение, нетерпимость, эмоциональная холод­ность родителе...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОМОГИТЕ «ТРУДНЫМ»!

Откуда берутся «трудные» дети? Ясно, что никто из родителей сознательно не воспитывает их такими. Как справедливо считает польский нарколог С. Гурски, взрослые часто не отдают себе отчета о том, что, например, чрезмерная заботливость матери о ребенке (особенно единственном) в раннем возрасте, предоставление ему безграничной свободы, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение всех прихотей или, наоборот, слишком суровое отношение, нетерпимость, эмоциональная холодность родителей являются одним из основных источников формирования таких черт личности, которые впоследствии могут стать причиной наркотического пристрастия подростка.

При таком воспитании у ребенка не вырабатывается стремления преодолевать трудности, формируется инертная, уступчивая психика.

В первом случае закрепляются и переносятся на подростковый возраст сложившиеся в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с жизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать сложных ситуаций, опасаясь поражений, понимая, что он не такая уж исключительная личность, какой считают его родители. Молодой человек порой старается убежать от трудностей в беспроблемный, как ему кажется, а вместе с тем и неизвестный мир наркотического дурмана.

Во втором случае ребенок жаждет родительской ласки, понимания, которых не получает от суровых, отталкивающих его родителей. И он восстает против их требований и возлагаемых на него обязанностей. Подросток агрессивен по отношению к родителям из-за эмоциональной черствости. Наркотик же, искажая действительность, создает ему иллюзию любви.

Психические травмы и обиды - одна из причин невроза, в котором доминируют чувства страха и напряженности из-за впечатления безнадежности своего положения. Все это приводит к депрессии, потере самоуважения. При усугублении этого состояния даже единичный, иногда совершенно случайный прием одурманивающего препарата может привести к пагубному пристрастию.

В школе такие ребята, как правило, не испытывают интереса к учебе и не отличаются усердием. Отсутствие достижений в учебе компенсируется стремлением импонировать соученикам независимостью, грубостью, силой и игнорированием общепринятых норм поведения.

В этой ситуации они начинают искать среду, где могли бы найти сочувствие и признание. Так некоторые из подростков и попадают в группу наркоманов, где получают поддержку и ощущение собственной значимости. Там юноши познают «экзотику» жизни и, поскольку «деятельность» и цели кружка противоречат интересам «нудного мира», рассматривают взрослых как своих врагов.

Наиболее отчетливо эти проблемы выступают у детей из неблагополучных, распавшихся или подверженных алкоголизму семей. Но не только семейные конфликты являются причиной, толкающей подростков к наркотикам. Аналогичную роль играют конфликты в школе. Пример тому - подлинная история 16-летней девушки.

Она увлекалась художественной литературой и много читала. Нудные, по ее словам, уроки и скучная школа были поводом для того, чтобы, не ожидая окончания занятий, отправляться домой. Учителей раздражало, что она не хочет выполнять то, что требуется по программе. Они ставили ей двойки и угрожали отчислением из школы. «Квалифицированные» педагоги пришли к мнению, что с такой ученицей они справиться не могут. Вызвали родителей и порекомендовали им перевести дочь в другую школу; по такому же принципу ей меняли школу несколько раз.

После нескольких таких переводов из школы в школу она начала сама искать что-то более интересное, каких-то более сильных впечатлений. Поиски привели ее к «открывателям смысла жизни», которые, одурманив себя наркотиками, проводили время в слушании психоактивной музыки, прославлении «свободной любви». Прежде всего они подчеркивали собственную исключительность: щеголяли босиком, одетые в старательно подобранные живописные лохмотья, курили, афишировали свою наивную концепцию любви и красоты, разрисовывая красками лица. Обильно «заправлялись», вдыхая разные химические препараты, часто весьма ядовитые, что стало причиной серьезных заболеваний и даже смертельных случаев. И все это - ценой собственного здоровья и жизни, во имя достижения иллюзорного состояния «просветленного сознания».

Конечно, такие «забавы» могут казаться подросткам гораздо интереснее школьных уроков, и им нельзя отказать в ранге «сильного переживания».

Семейные и школьные конфликты - далеко не единственные источники подростковых проблем. Их гораздо больше. Тяжело переживаются молодыми людьми проблемы, связанные с половым созреванием.

Обычно недостаточно серьезное, насмешливо-снисходительное отношение взрослых к первым проявлениям любви у подростков становится поводом для глубоких конфликтов, толкающих их на опасный путь:

- Она была убеждена,- рассказывает С. Гурски,- что молодой человек ее понимает. Он пошел на действительную военную службу. Девушка через день писала ему письма, он отвечал. Через полгода на имя родителей пришло письмо. Анонимный автор сообщал, что все письма их дочери читаются в казарме вслух для увеселения слушателей, которые советуют парню, что отвечать девушке. Анонимщик писал, что у него есть сестра того же возраста и он больше не может слушать всего того, что солдаты высказывают по адресу девушки.

В доме - серия бурных скандалов: она опозорила семью, обманула доверие родителей и т. п. Для них именно это было самым важным. Им не пришло в голову, что больше всего страдает дочь.

Она перестала верить не только в идеализируемую ею любовь, но и f человеческую порядочность. Потеряла доверие не только к парню, но и к< всем людям на свете. Началось с того, что в приступе отчаяния она проглотила пригоршню таблеток аспирина. Дело кончилось промыванием желудка. В больнице познакомилась с лечившимся там наркоманом. Тот ввел ее в группу. Эти одурманенные наркотиками «люди» заменили девушке нормальную эмоциональную жизнь. Любая мысль о том, что она еще может найти действительно полноценных молодых людей, для нее, по собственному признанию, тошнотворна.

Пример этот доказывает, что нельзя игнорировать эмоциональные проблемы подростков, ибо они могут стать причиной внезапного и глубокого изменения отношения к жизни, людям и миру и даже привести к увлечению наркотиками.

Каждая из этих проблем может стать непосредственной причиной трагедии, причем тем скорее, чем слабее психическая сопротивляемость человека перед лицом сложностей повседневной жизни. Постараемся же по мере возможности не громоздить перед подростками трудностей, обучая в то же время наших дочерей и сыновей тому, как рационально они должны решать свои вопросы, которых, разумеется, в жизни не избежать.

Переживают молодые люди и проблемы иного характера: в чем смысл и цель жизни? Чем заняться? Как поступать в тех или иных обстоятельствах?

Даже взрослым трудно бывает найти ответы на такого рода вопросы, что же говорить о подрастающей молодежи! Но юные ищут ответа, выбирают образцы для подражания, накапливают свой опыт. Сопоставления событий реальной жизни ставят перед ними вопросы о честности и справедливости, заставляют задуматься над пороками общественной жизни.

Не ищите причин несчастья, которое настигло ребенка, только в нем самом. Они коренятся в структуре взаимоотношений в семье, школе или в группе его товарищей и приятелей. Возможно также, что подросток столкнулся с несовершенством нашей социальной действительности.

Наркологи рекомендуют следующие основные элементы тактики общения с «трудными» подростками, ступившими на путь наркомании:

  • Вскрыть и устранить причины увлечения подростка наркотиками.

  • Исправить нарушения, вызванные этими причинами. Восстановления и коррекции требуют подорванное наркотиками здоровье подростка, его психика и расстроенные контакты с людьми. В этом помогут врач, психолог и другие специалисты.

  • Закрепить достигнутые результаты, устраняя причины и исправляя вызванные ими нарушения. Иначе грозит возврат к наркотикам.

  • Не навредить! Вы должны следить за тем, чтобы, борясь за человека, в то же время не действовать против него.

  • Необходимо также понять, что держать под замком все, что годится для одурманивания, нереально. Задача заключается в том, чтобы у молодых людей не было мотивов употребления наркотиков. А это уже вопрос качества семейного и школьного воспитания детей. Но, если даже удастся добиться излечения наркомана с помощью запертых дверей, решеток на окнах и сторожей (что маловероятно), то все равно он, не имея осознанного желания порвать с пороком, вернется к употреблению одурманивающих веществ даже после долговременной изоляции.

Но главное, пожалуй, даже не в этом, а в наших социальных бедах.

91


© 2010-2022