Программа развивающих занятий в сенсорной комнате для учащихся 5-6 классов

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Репьевская средняя общеобразовательная школа»





Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по ВР Директор

МКОУ Репьевская СОШ МКОУ Репьевская СОШ

___________ Е.И.Гостева __________С.А.Ельчанинова

Рабочая программа

развивающих занятий в сенсорной комнате

для учащихся 5-6 классов



Разработана на основе учебно - методического пособия . В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»




Педагог-психолог

МКОУ Репьевская СОШ

_____________Е.А.Попова



с.Репьевка

2015 год


Паспорт программы


Наименование Программы

Рабочая программа

развивающих занятий в сенсорной комнате

Целевая группа

Для учащихся 5-6 классов, имеющих соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети с ОВЗ

Цель Программы

Профилактика эмоционального напряжения и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

  • нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;

  • снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;

  • развитие когнитивных процессов;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие креативности и др.

Ожидаемые конечные результаты

-снятие эмоциональной напряженности;

-поддержка положительной самооценки;

-создание позитивного настроя;

-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;

-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки реализации программы

2015-2016 учебный год

1 раз в неделю



Пояснительная записка

Занятия в сенсорной комнате способствуют сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья обучающихся посредством создания специальной мультисенсорной среды.

Специальное оборудование в сенсорной комнате позволяет решить следующие задачи:

  • -нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;

  • снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;

  • развитие когнитивных процессов;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие креативности и др.

Сенсорную комнату в своей профессиональной деятельности могут использовать психологи, преподаватели, другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.

Основные области применения сенсорной комнаты в образовательном процессе школы:

  1. занятия в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсомоторными нарушениями, проблемами эмоционального развития, нарушениями слуха, зрения, речи и др.;

  2. сенсорная комната является эффективным средством обучения будущих социальных работников, воспитателей инновационным технологиям, методам, приемам реабилитационной, коррекционно-развивающей работы с лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в том числе с инвалидами;

  3. в сенсорной комнате могут проводиться занятия, направленные на коррекцию поведения, эмоционального состояния обучающихся, а также реабилитационные занятия со школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации;

  4. сенсорная комната может быть использована для проведения занятий с преподавателями и другими специалистами учебного заведенияс целью нормализации их психоэмоционального состояния.

В зависимости от проблем и возраста обучающихся, а также с учетом рекомендаций врача используются различные формы, методы и приемы работы в сенсорной комнате. Как правило, на одном занятии может присутствовать от 1 до 8 человек. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития личности. Длительность занятий также определяется индивидуально и зависит от проблем и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

Занятия в сенсорной комнате противопоказаны лицам с аллергией, соматическими, инфекционными и психоневрологическими заболеваниями.

Примерная структура занятия в сенсорной комнате:

Вводная часть - ритуал приветствия, входная диагностика, разминка;

Основная часть - игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты;

Завершающая часть - подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.

Не рекомендуется использовать в сенсорной комнате большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемого оборудования, направленного на развитие и коррекцию ощущений различной модальности. Например, занятие с интерактивной воздушно-пузырьковой трубкой может сопровождаться спокойной мелодией, в это время другие приборы включаться не должны, поскольку каждый из них, в зависимости от сюжета занятия, требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Целевая группа:

- учащиеся 5-6 классов МКОУ Репьевская СОШ, имеющих соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети с ОВЗ.

Ожидаемый результат:

Данная программа создаст у ребенка чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.



Общее психофизиологическое развитие.

  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных;

  • интеллектуальных и речевых функций;

  • активизация мышления;

  • повышение иммунитета;

  • улучшение соматического здоровья;

  • коррекция эмоционального состояния;

  • активизация деятельности;

  • нормализация сна

Эмоциональное развитие.

  • обогащение эмоционального опыта;

  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

  • формирование эмоционально спокойного состояния; способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

  • формирование коммуникативных навыков у детей;

  • коррекция девиантного поведения

Речевое развитие.

  • активизация словаря;

  • накопление языковых представлений;

  • формирование диалогической речи;

  • формирование элементов словесного планирования;

  • формирование монологической речи;

  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;

  • развитие выразительности речи

Социальное развитие.

  • формирование личностной ориентации;

  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;

  • проекция общественных взаимодействий;

  • развитие социальных норм поведения;

  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;

  • формирование организационных умений;

  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;

  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;

  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;

  • развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;

  • формирование и развитие творческих способностей;

  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;

  • формирование правильного поведения в коллективе



Содержание программы

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

- профилактическая и развивающая работа с учащимися группами учащихся 5-6 классов с ослабленным здоровьем до 8 человек;

- индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;

- просветительская работа с педагогическим коллективом;

- просветительская работа с родителями.




Виды и формы работы в сенсорной комнате

Наименование оборудования

Цель

Кол-во

часов

Виды и формы работы

Категория детей

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Проектор «Релакс»

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Саморегуляция психического состояния.

Снижение двигательного тонуса.


2



Комплекс дыхательных упражнений

Мышечная релакчация

Упражнение

«На Северный полюс»


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Проектор «Релакс»

Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)

Ковер потолочный «Звездное небо»

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Достижение мышечного расслабления.

Улучшение настроения

Преодоление застенчивости.


2



Упражнение

«Спонтанный танец»



Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Ковер потолочный «Звездное небо»

Пузырьковая колонна

(сенсорный уголок «Зеркальный обман»)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Улучшение настроения.

Развитие зрительной памяти.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Реабилитация нервно-психического состояния.

Релаксация.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.


2



Упражнение

«Мысленная картина»

Сказкотерапия



Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Ковер потолочный «Звездное небо»

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие зрительной координации, зоркости, воображения.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

Снятие негативных эмоций и состояний.


2



Игра «Звездочеты»



Сказкотерапия


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Ковер потолочный «Звездное небо»

Проектор «Релакс»

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление,

Развитие речи и воображения, коммуникативных навыков.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Улучшение работоспособности.


2



Игра

«Писатели звездных историй»



Сказкотерапия

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Релаксация.

Уменьшение уровня тревожности.


2



Упражнение «Солнечные зайчики»


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Оптиковолоконный пучок «Волшебный фонтан»

Настенный фибероптический модуль «Каскад»

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Стол для рисования песком

Развитие мелкой моторики.

Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, Создание положительного эмоционального фона.

Релаксация.

Уменьшение уровня тревожности.

Снижение двигательного тонуса.


2



Упражнение «Коса»

Игра «Спокойствие, только спокойствие», «У страха глаза велики»

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Упражнение «Защитный амулет»


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Релаксация

Развитие слухового восприятия, воображения.

Уменьшение уровня тревожности.

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.


2



Упражнение

«Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Саморегуляция эмоционального состояния с помощью нервно - мышечной релаксации


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Светозвуковой стол для рисования песком

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Развитие:

- воображения;

- зрительного восприятия;

- мышления;

- мелкой моторики.

Снижение уровня тревожности.

Создание психологического комфорта.

Коррекция страхов.


2



Рисование песком

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастические валики

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Снятие усталости и улучшение работоспособности.


2



Прогрессивная мышечная релаксация



Саморегуляция эмоционального состояния с помощью нервно - мышечной релаксации


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Диски «Релакс», DVD

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Снятие усталости и улучшение работоспособности.

Релаксация.


2



Упражнение

«На берегу моря»

Комплекс упражнений на снятие усталости и улучшение работоспособности

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Кольца массажные

Тренажер для восстановления мышечного тонуса рук

Электрограф

Контур для эрготерапии «Зигзаг»

Светозвуковой стол для рисования песком



Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Напряжение и расслабление мышц рук.

Развитие мелкой моторики, воображения, креативности.

Улучшение настроения, работоспособности.

Снятие усталости, напряжения.


2



Упражнение

«Игра с песком»

Рисование песком

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Массажные кочки.

Мяч «Баланс»

Тренажер для рук и ног «Манупед»

Тренажер для востонавления функций верхних и нижних конечностей.

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Коррекция плоскостопия, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Развитие:

- целенаправленных движений конечностей;

- укрепление мышечного тонуса;

- равновесия;

- координации движений.


2



Упражнение

«Игра с муравьем»



Игра «Болото»



Комплекс упражнений на развитие равновесия и координации движения

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, плоскостопие, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.


2



Упражнение

«Солнышко и тучка»

Комплекс упражнений для мышечного тонуса

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастическая подушка

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.


2



Упражнение

«В уши попала вода»


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастическая подушка

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Улучшение мышечного тонуса лица и шеи.


2



Упражнение

«Лицо загорает»


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)

Гимнастическая подушка

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Мышечное расслабление.

Создание положительного эмоционального фона.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Снятие усталости и улучшение работоспособности.

Релаксация.


2



Упражнение

«Сон на берегу моря»

Комплекс упражнений на снятие усталости и улучшение работоспособности

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Установка для ароматерапии

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Диски «Релакс», DVD

Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)

Развитие чувства ритма, воображения, восприятия.

Снижение уровня тревожности.

Создание психологического комфорта.

Улучшение работоспособности


2



Упражнение

«Гусли-самогуды»

Комплекс упражнений на развитие чувства ритма


Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Итого

36


Структура занятия



Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

  • Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.

  • Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

  • Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности.

Основные методы:

  • Элементы сказкотерапии;

  • Психогимнастика;

  • Игры на развитие навыков общения;

  • Игры на развитие восприятия, воображения;

  • Ролевые игры.

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.

  2. Групповая работа.

Формы работы с родителями и учителями.



Тема

Месяц

Контингент

Примечание

1

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья и как мы им можем помочь.

Октябрь, Апрель

Учащиеся начальных классов

Выступления на классных часах

2



Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в системе образования.



Декабрь, Март



Педагоги

МКОУ «Репьевская СОШ»

Лекции

Семинары

Круглый стол


3



Дети-инвалиды и их интеграция в общество с помощью учащихся общеобразовательной школы.



Психологические особенности детей с ОВЗ.



В течение года



Родители учащихся МКОУ «Репьевская СОШ»



Выступления на родительских собраниях


Средства обучения:

  1. Оборудование сенсорной комнаты.

  2. Учебно - наглядные пособия:

  • Литература

  • Игры на сенсомоторное развитие учащихся

  1. Средства ТСО

  • Компьютер

  • Диски с музыкой

  • Проектор «Релакс»

  • Аромалампа

  • Ионизатор воздуха

Интернет ресурсы:

1. logoped18.ru/logopedist/logoped-rekomenduyet-ryad-uprazhneniy-reguliruyushchikh-myshechnyy-tonus.php

2. metod-psv.ru/lechenie-bolezney/narusheniya-ravnovesie/uprajneniya-ravnovesie.html

3. trepsy.net/korrek/trevojnost/

4. e-reading.club/chapter.php/87734/20/Belova_-_200_uprazhneniii_dlya_razvitiya_obshcheii_i_melkoii_motoriki.html

5. nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2011/12/20/psikhotekhnicheskie-uprazhneniya-dlya-snyatiya-napryazheniya





© 2010-2022