Проект по теме: Формирование толерантности у современных школьников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гиагинский район

«Средняя общеобразовательная школа №8 имени В. Солдатенко»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Межнациональное общение. Формирование толерантности у современных школьников»

Проект разработали

учащиеся 9 класса:

ЛедневаВ., Кузьменко А.,

Косолапова Е., Корабельникова А.

Олейник К., Прохорова И.

Курасова Н., ,Наталуха А., Толочинский А., Шляхова И., Кудлаев С., Гаджиева И..

Куратор проекта:

педагог - психолог

Проскурина Л.В.

Ст. Келермесская. 2013г





Оглавление

Оглавление……………………………………………………. …………….2

Введение………………………………………………………………………3

Разработка проекта…………………………………………………………….8

Реализация проекта (анализ)……………………………………………… 14

Оценка результата…………………………………………………………...19

Литература……………………………………………………………………23

Приложение………………………………………………………………….24

















Социальный проект

«Межнациональное общение. Формирование толерантности

у современных школьников».

«Мы должны взглянуть в лицо тому факту, что нам придется либо погибнуть всем вместе, либо научиться жить всем вместе, а чтобы жить вместе, надо общаться»
Рузвельт Элеанора

Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Межнациональное общение - это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов - экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Введение. На сегодняшний день в нашей стране, да и во всем мире трудно назвать более актуальной проблему, чем межнациональные отношения. Для России - многонационального государства - этот вопрос всегда относился к первостепенным и важным. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 180 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Современному школьнику очень сложно разобраться в своем отношении к представителям другой национальности, а тем более подростку, чья личность еще формируется, известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Все это ставит его в поле социально - психологического напряжения. Поэтому проблема формирования культуры межнациональных отношений выдвинулась в число ведущих воспитательных проблем.

Подходя к изучению данной темы, нам стало интересно, сколько национальностей проживает в республики Адыгея. Мы узнали, что на территории республики проживают около 95 национальностей. По данным переписи 2012г. на территории станицы Келермесской проживают 76 национальностей. Работая над тематикой проекта нам необходимо было выяснить, представители каких национальностей обучаются в нашей школе, с этой целью мы исследовали национальный состав школьников, получили результаты диаграмма №1.

Диаграмма № 1

Проект по теме: Формирование толерантности у современных школьников

Следовательно, подавляющее большинство учащихся русские. Отсюда возникает вопрос, является ли проблема межнациональных отношений и общения актуальной для нашей школы. Мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов (см. приложение). Основываясь на полученные данные можно сделать вывод, что на базе нашей школы не наблюдается особых противоречий и конфликтов в общении между представителями разных национальностей. Но все, же стоит задуматься о дальнейшем отношении учащихся к другим народам, так как немало учащихся плохо представляют межнациональное общение и мало знакомы с национальными культурами, кроме того43 % не знают своей национальной культуры.

Актуальность данной проблемы в нашей школе не высока, но все же, недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе могут повлиять на конкретные ситуации в межличностных отношениях. Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблема межнациональных отношений и общения уходит корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений и общения в школе. Воспитание у старшеклассников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы.

Мы предполагаем, что реализуя такие формы воздействия на старшеклассников, как:

- Бесед.

- Дискуссии.

- Праздники.

- Игровые и конкурсные программы.

- Викторины, познавательные игры.

( с привлечением педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор) помогут нам повысить уровень знаний о национальных культурах и поднять уровень толерантности у учащихся 8- 11 классов.

В нашей школе проводятся мероприятия по данной проблеме, но их недостаточно (считают77 % учащихся), как видно из результатов анкетирования и тогда мы решили создать проект в рамках, которого организовать и провести мероприятия направленные на поднятия уровня культуры межнационального общения и толерантного отношения друг другу. Для реализации проекта мы разработали и составили план работы команды «Друзья».

- поиск деловых партнеров;

- проведение переговоров;

- получение необходимых ресурсов;

- проведение плановых мероприятий;

- оценка и контроль.

  • Новый проект

  • Реализация проекта с 16.10. 2013 г. по 20.02.2014г.



Название проекта: «Межнациональное общение. Формирование толерантности у современных школьников».

Цель проекта: повысить культурный уровень межнационального общения, толерантности и взаимоуважения в среде старшеклассников по средствам социальных мероприятий и акций.

Задачи:

- создать информационное пространство о межэтнических культурах;

- развивать культуру межличностных взаимоотношений среди школьников;

- способствовать формированию толерантности и взаимоуважения учащихся через систему проведенных мероприятий.

Целевая аудитория проекта учащиеся 8-11 классов МБОУ СОШ №8 им. В. Солдатенко




« Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора Директор школы

________/Е.В. Гусарова/ ___________/ Н.В.Усольцева/

План

мероприятий реализации проекта

«Межнациональное общение.

Формирование толерантности у современных школьников»

2013-2014уч.год

Мероприятие

Сроки

Организаторы, участники

1

Экскурсия в Национальный музей (г. Майкоп).

- выпуск буклета

Ноябрь

Проскурина Л.В.,

группа учащихся 9класса Б

2

Экскурсия в станичный музей (ст. Келермесская)

- выпуск буклета

Декабрь

Проскурина Л.В.,

группа учащихся 9класса Б

3

Акция «Самое теплое объятие».

4 декабря

Проскурина Л.В.,

группа учащихся 9класса Б

4

Круглый стол « Проблема толерантности у современных школьников».

17декабря

Проскурина Л.В.,

группа учащихся 9класса Б

5

Игра (мини -проект) Планета Друзей

Январь

Проскурина Л.В.,

группа учащихся 9класса Б

6

Акция « Мы разные, но мы вместе».

Январь

Проскурина Л.В.,

группа учащихся 9класса Б

7

Выставка книг «Культура и быт народов Северного Кавказа».

Февраль

Проскурина Л.В.,Стоколясова Н.В.

группа учащихся 9класса Б

8

Фестиваль этнокультур «Венок дружбы».

11 февраля

Гусарова Е.В., Проскурина Л.В.,ФедоренкоА.С.,

группа учащихся 9класса Б

9

По следам проекта. Подведение итогов. Презентация.

20 февраля

Проскурина Л.В.,

группа учащихся 9класса Б

Составили: Проскурина Л.В.(куратор проекта), Олейник К., Кудлаев С., Корабельникова А., Косолапова Е. Кузьменко А., Леднева В., Курасова Н., Гаджиева И., Прохорова И., Наталуха А., Шляхова И., ТолочинскийА.

Потенциальные партнеры проекта:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. В. Солдатенко (администрация, педагогический коллектив)

Администрация сельского поселения (Дюмин А.В.)

Сельский дом культуры (Головинова Н.А.)

Станичный музей (ЗатолокинВ.П.)

Национальный музей.

Редакция газеты «Красное знамя» (Астахова А.С.)

Родители учащихся 8-11 классов.

Ресурсы проекта (человеческие ресурсы)

Должность

Количество человек

Ф.И.

Руководитель (командир команды)

1человек

Олейник Ксения

Исследователи (находили теоритический материал по тематике проекта, проводили опрос (диагностику).

2человека

Косолапова Елизавета, Кузьменко Алина

Техническое оснащение (компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат)

1 человек

Кудлаев Сергей

Социологи (осуществляли связь с социальными партнерами, вели переговоры)

2 человека

Леднева Валентина,

Художники - оформители (оформляли кабинеты, зал для запланированных мероприятий, готовили презентации, подбирали музыкальное сопровождение).

2человека

Шляхова Ирина, Курасова Надежда

Творческая группа (разрабатывала сценарии, готовила материал для печати в районной газете «Красное знамя», выпускала буклеты.

5 человек

Гаджиева Ирина, Корабельникова Алина, Прохорова Ирина, Наталуха Алексей, Толочинский Анатолий.

Бюджет проекта:

Источники средств на реализацию проекта:

Администрация школы (директор школы Н.В. Усольцева).

Администрация сельского поселения (глава администрации сельского поселения «Келермесское» А.В. Дюмин).

Индивидуальные предприниматели (индивидуальные предприниматели Затолокина Л.А.).

Родители учащихся(9 класса Б).

Необходимые материальные ресурсы:

Мероприятие

Материальные ресурсы

Цена

Экскурсия в национальный музей г. Майкоп

- выпуск буклета

Билет на проезд в автобусе

240р

Билеты на экскурсию в музей

120р

Бумага А-4(20листов),

10р

Фотоаппарат, компьютер, принтер (цветной).

-

Экскурсия в станичный музей ст. Келермесская

- выпуск буклета

Фотоаппарат, компьютер, принтер (цветной).

-

-

Акция «Самое теплое объятие»

Таблички (с надписями), ватман, цветная бумага, клей, воздушные шары, бумага А-4(50 листов),

530р

Игра (мини -проект) Планета Друзей

4 ватмана, клей, цветная бумага, ножницы.

100р

Акция « Мы разные, но мы вместе».

4 ватмана, клей, цветная бумага, ножницы, бумага А-4.

230р

Круглый стол « Проблема толерантности у современных школьников»

Кабинет, компьютер, фотоаппарат, бумага А-4, принтер, конверт почтовый(14),блокноты, ручки ( для гостей).

500р

Выставка книг «Культура и быт народов Северного Кавказа»

Стенд для выставки, 2 листа А-4.

-

Фестиваль этнокультур «Венок дружбы»

Музыкальный центр, проектор, ноутбук, цветная бумага -20л.20 р), воздушные шары - 50 шт (150 р), планшеты, ручки (4 шт -40р).

260 р

По следам проекта. Подведение итогов. Презентация.

Дипломы и грамоты(15шт) активным участникам конкурсов и мероприятий.

150р

Всего

2140р

Желаемые результаты и параметры измерения успеха проекта в улучшении качества и уровня жизни целевой аудитории.

У учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ №8 им. В. Солдатенко повысится уровень культуры межнационального общения и толерантности.

Параметры измерения успеха:

-анкетирование «Отношение учащихся к представителям другой национальности.

-диагностика уровня толерантности;

-отзывы о проекте (мероприятиях).

Формирование общественного мнения для реализации социального проекта:

- объявление на МО классных руководителей, линейках 1- 11 классов;

- на совете школы (ученическое самоуправление);

- публикации в СМИ (газета «Красное знамя»).

Документация проекта

-приказ, план;

-переписка (письма - приглашения);

-тексты выступлений;

- методические материалы.

Составление и проведение презентации проекта (на совете старшеклассников.

Анализ результатов работы над проектом

По результатам диагностического обследования старшеклассников и выбора темы социального проекта мы разработали проект «Межнациональное общение. Формирование толерантности у современных школьников» и план мероприятий. В ноябре 2013г. мы обратились с предложением к директору школы Н.В. Усольцевой об утверждении проекта и его реализации. Согласовали план мероприятий с заместителем директора по ВР Гусаровой Е.В. Директором школы был создан приказ и утвержден план мероприятий (см. приложение). Заручившись поддержкой администрации школы и получив материальную помощь (администрация предоставила нам: компьютер, принтер, интернет, проектор, музыкальный центр, фотоаппарат, кабинеты и зал для проведения акций и мероприятий). За спонсорской помощью мы обратились к главе сельского поселения Дюмину А.В., индивидуальному предпринимателю Затолокиной Л.А. с письмом (см. приложение). В результате чего ими была оказана спонсорская помощь на реализацию проекта. Собрав необходимые материальные средства, мы распределили роли в группе и приступили к реализации проекта.

Мероприятие

Описание

Экскурсии в Национальный и станичный музей.

Для посещения Национального музея и сбора информации с целью создания информационного буклета была создана рабочая группа (Олейник К., Кудлаев., Леднева В., Курасова Н.). По итогам экскурсии в Национальный музей был составлен буклет « Культура и быт адыгейского народа» (см. приложение).

Для посещения станичного музея и сбора информации с целью создания информационного буклета была создана рабочая группа (Кузьменко А., Косолапова Е., Наталуха А., Толочинский А.). По итогам экскурсии в станичный музей был создан буклет «Культура и быт русского народа» (см. приложение).

Буклеты были распространены среди учащихся 8-11 классов с целью поднятия уровня знаний об истории культуры и быта русского и адыгейского народа.

Выставка книг «Культура и быт народов Северного Кавказа»

Творческой группой совместно с библиотекарем школы (Стоколясовой Н.В.) была организована выставка книг. Цель расширить знания о культуре, обычаях и быте народов населяющих Северный Кавказ.

Акция «Самое теплое объятие»

В данной акции были задействованы все участники проекта. Они встречали всех участников образовательного процесса у входа в школу с воздушными шарами даря им свои теплые объятия. В течение дня проходил конкурс «Самое теплое объятие», в котором участвовала вся школа. Регистраторами участников конкурса была Олейник К. и Леднева В., а также они подвели итоги конкурса. Цель акции создать в школе атмосферу психологического комфорта, дружелюбия и уважения была достигнута (информация о данной акции напечатана в газете «Красное знамя» см. приложение).

Круглый стол « Проблема толерантности в подростковой среде»

С целью формирования у старшеклассников толерантного поведения нами была организована и проведена встреча учащихся 8-10 классов с представителями разных конфессий, организаций и ведомств. Для организации нам был выделен кабинет, компьютер, доска. Нами была разработана программа заседания, буклет «Школа - территория толерантности», презентация «Отношение школьников » (см. приложение). Для живого диалога были приглашены гости отец Александр, имам Соборной мечети г. Майкопа А.З. Ешев., представитель казачества Умеренко А. И., представители военного ведомства майор Кирилов А.А. и капитан Мурадян О.Г., инспектор ПДН Напсов А.К. председатель РК Лукьянцова Г.А. для всех приглашенным были составлены письма - приглашения (см. приложение). Учащиеся приняли активное участие в обсуждение данной проблема. Было интересно и познавательно. (дежурные Наталуха А. Толочинский, Курасова Н., ведущие Прохорова И.. Корабельникова А., выступающие Кузьменко А.. Олейник К., оформители кабинета Шляхова И., Леднева В., техническое обслуживание Кудлаев С.).

Игра «Планета Друзей»

Игру «Планета Друзей» организовали с целью сплочения учащихся старших классов. Творческой группой проекта среди учащихся 8-11 классов были распределены задания для создания Планеты Друзей (см. приложение). По итогам игры учащимися была создана «Планета друзей» со своими жителями, ландшафтом, городами, растениями и животными, транспортом и законами. (Ответственные Косолапова Е., Корабельникова А., Олейник К..)

Акция « Мы разные, но мы вместе».

Акцию провели среди учащихся 8- 11 классов. Учащимся предлагалось обвести свою ладонь, вырезать ее и раскрасить в предложенные цвета, которые обозначали качества человека как отрицательные, так и положительные. Тем самым учащиеся определи, сколько в них качеств, а затем делался вывод, что одинаковых людей не бывает, что мы выглядим по- разному, думаем по - разному и т. д., но нам нужно жить всем вместе и уважать друг друга. Затем ладошки наклеивались на макет планеты. Цель данной акции сформировать гражданское и толерантное самопознание, активную жизненную позицию. Девиз акции- дружба, согласие, взаимоуважение лучший способ жить в этом мире какими бы разными мы не были. (Ответственные Прохорова И. , Олейник К., Кудлаев С., Курасова Н.)

Фестиваль этнокультур «Венок дружбы»

Командой проекта было составлено положение фестиваля, написан сценарий (см. приложение ) (КузьменкоА., Косолапова Е.) составлено объявление, которое висело на доске объявлений. Разосланы письма - приглашения. В школе была создана атмосфера праздника, вели фестиваль Кузьменко А.и Гаджиева И. по средствам национальной культуры (костюма, блюда, песен и танцев, обычаев) учащихся 8 - 11 классов представляли национальности и знакомя присутствующих с культурами разных народностей.

На праздник нами были приглашены директор сельского дома культуры (Головинова Н.А.) , художественный коллектив «Хуторянка», которые исполнили русские народные песни, учащаяся 4 класса Б Затолокина Е. исполнила Адыгейский танец.

Торжественная линейка.

Командой проекта были получены от директора школы 15 грамот и вручены активным участникам мероприятий и акций. ( Ответственные Олейник К., Косолапова Е.)

Презентация проекта

Ответственные: Кудлаев С., Олейник К., Курасова Н.. На совете старшеклассников 25февраля учащиеся представили отчет о результатах проекта в виде презентации.

Оценка результатов проекта

С целью изучения (оценки) эффективности реализации проекта мы проводили исследовательскую работу. На первом этапе нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня толерантности среди учащихся 9 классов. Диагностику провели Кузьменко А., Косолапова Е. Используемая методика экспресс - опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Кравцова, Шайгерова). Учащиеся 9класс А (контрольная группа), учащиеся 9классаБ (испытуемая, активно участвующая в организации и проведении мероприятий и акций проекта). Результаты исследования уровня толерантности учащихся 9 классов констатирующего эксперимента представлены в приложении и таблице № 2

Результаты исследования (качественного анализа)уровня толерантности учащихся 9 класса А

Таблица №2

Уровень толерантности

Этнической

Социальной

Личностной

А

Б

А

Б

А

Б

Высокий

4

23.5%

3

17%

3

17.6%

4

22%

3

17.7%

2

11%

Средний

8

47%

11

61%

10

58.9%

9

50%

9

52.9%

10

55.5%

Низкий

5

29.5%

4

22%

4

23.5%

5

28%

5

29.4%

6

33.5%

Результаты исследования (количественного) уровня толерантности учащихся 9 класса А(группа А) представлены в диаграмме №1

Диаграмма №1

Проект по теме: Формирование толерантности у современных школьников

Вывод: из результатов диагностики мы видим, что у группы А высокий уровень толерантности ниже, чем у группы Б, но средний уровень выше, чем у группы Б, а низкий уровень одинаковый. Таким образом, можно сделать вывод, что на начало исследования учащиеся 9 классов уровень толерантности примерно был одинаковый.

По окончанию реализации проекта нами был проведен итоговый эксперимент, результаты которого представлены в приложении и таблице № 3и диаграмме №2.

Результаты исследования (качественного анализа) уровня толерантности учащихся 9 класса Б представлены в таблице № 3.



Таблица №3

Уровень толерантности

Этнической

Социальной

Личностной

А

Б

А

Б

А

Б

Высокий

4

23,5%

5

28%

3

17.6%

3

16.6%

4

23.5%

4

22.2%

Средний

9

52.9%

11

61%

12

70%

13

72.2%

9

52.9%

12

66.6%

Низкий

4

23.5%

2

11%

2

11%

2

11.1%

4

23.5%

2

11.1%

Результаты исследования (количественного) уровня толерантности учащихся 9 класса Б (группа Б) представлены в диаграмме №2

Диаграмма №2

Проект по теме: Формирование толерантности у современных школьников

Вывод: из результатов диагностики мы видим, что высокий уровень толерантности в группе А остался на том же уровне, а у группы Б повысился, хотя средний уровень толерантности в группе А стал выше, так же как и в группе Б , в группе А низкий уровень составил 6%, а у группы Б 0%, что подтверждает эффективность проведенных нами мероприятий и гипотезу нашего исследования.

А так же результаты анкетирования (см. приложение) проведенные в феврале учащихся нашей школы 8-11 классов свидетельствуют о нужности данного проекта и его положительных результатах (79% опрошенных хотят продолжить знакомство с культурами других национальностей).

Таким образом, мы решили, что необходимо продолжить проектную работу и создать проект «Дни национальных культур в школе» с целью повышения национальной культуры общения и толерантности у школьников.















Литература:

1.Культура Адыгов.- Нальик: Эльбрус, 1993.- 256с.

2.Беджанов М.Б Одной судьбой, одной дорогой. - Краснодар:.1998.-224с.

3.Беджанов М.Б./ Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. МайкопАдыгейское республ. кн.изд-во. 1997.-440с.

4.География Республики Адыгея/ Бузаров А.Ш. др. - Майкоп: Адыг. Респ. Кн.изд-во, 2001. - 200с.

5.Из истории населенных пунктов Республики Адыгея/ состав. Гишев Н.Т., Емтыль Р.Х., Бузаров А. К./ Вып.2-Майкоп, ГУРИПП «Адыгея», 2005.- 248с.

6.Культура Адыгов.- Нальик: Эльбрус, 1993.- 256с.

7.Мегалитические памятники Республики Адыгея/состав. ЦипиновР.К /Майкоп- 2003.- 10с.

8.Сивер А.В./Этническая история и идентификация. -Нальчик: Полигр. и Т, 2002с

9.Тхакушинов А.К./ Культура, власть и проблемы толерантности. Избранные труды. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд - во, 2009.- 376с.

10.Шоров И.А. /Адыгейская (черкесская) народная педагогика. Учебное пособие. - Майкоп: 1999.-468с.









Приложение

- Приказ № 244/1 от 15.11.2013г.;

- план мероприятий;

- договора пожертвования (договор №1 от 25 ноября 2013г., № 2 от 25 .ноября 2013г.);

- письма приглашения;

- статьи в газету «Красное знамя»

- результаты диагностики;

- тексты опросников и анкет;

- сценарии мероприятий

- буклеты (3), программа (заседания круглого стола)

- отзыв о проекте.

24



© 2010-2022