- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс
Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ельцина Т.В. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс.
1. Навыки организации учебной деятельности
1.1. Планирование (возможность организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью).
Низкий уровень - действия ребенка не соответствуют поставленной цели.
Средний уровень - действия ребенка частично соответствуют поставленной цели.
Высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют поставленной цели.
1.2. Контроль (умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью).
Низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели.
Средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие).
Высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью).
1.3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их).
Низкий уровень - стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств.
Средний уровень - стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения.
Высокий уровень - стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.
2. Психологическая и социальная готовность к школе
2.1. Желание учиться в школе:
а) ребенок хочет идти в школу;
б) особого желания идти в школу у ребенка пока нет;
в) идти в школу ребенок не хочет.
2.2. Учебная мотивация:
а) ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность;
б) собственные цели учения ребенком не осознаются, для него привлекательной является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);
в) цели учения ребенок не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
2.3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
а) ребенок достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;
в) ребенок плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
2.4. Организованность поведения:
а) поведение организованное;
б) поведение недостаточно организованное;
в) поведение неорганизованное.
3. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
3.1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
а) у ребенка нет нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении, речь правильна, отчетлива;
б) в фонематическом строе речи и звукопроизношении ребенка есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
в) ребенок косноязычен (обязательно обследование логопеда).
3.2. Мелкие мышцы руки:
а) рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;
б) рука развита недостаточно хорошо - карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;
в) рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
3.3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
а) ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
б) у ребенка отмечаются отдельные признаки недоразвития умений по ориентации в пространстве, координации движений, недостаточная ловкость;
в) ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж, малоподвижен.
3.4. Координация в системе «глаз-рука»:
а) ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на определенном расстоянии (с классной доски);
б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, ребенок переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
в) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, ребенок допускает грубые искажения.
3.5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контурных линий):
а) соответствует средним показателям возрастной группы;
б) ниже средних показателей возрастной группы;
в) намного ниже средних показателей возрастной группы.
4. Развитие познавательной деятельности
4.1. Кругозор:
а) представления ребенка о мире достаточно развернуты и конкретны, он может рассказать о стране, городе (селе), в котором живет, о животных и растениях, временах года;
б) представления ребенка достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
в) кругозор ребенка ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
4.2. Развитие речи:
а) речь ребенка содержательна, выразительна, грамматически правильна;
б) ребенок затрудняется в подборе слов, в выражении мыслей, в его речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
в) ответы на вопросы чаще всего односложные, в речи ребенка много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
4.3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
а) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
в) уровень активности, самостоятельности ребенка низок, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
4.4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
а) ребенок правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, ребенок выполняет с консультационной помощью взрослого;
в) ребенок выполняет задания с организующей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;
г) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, ребенку нужна обучающая помощь, которая чаще всего воспринимается с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
4.5. Произвольность деятельности:
а) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
б) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке взрослого;
в) деятельность ребенка хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется; ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
4.6. Темп деятельности:
а) соответствует средним показателям возрастной группы;
б) ниже средних показателей возрастной группы;
в) намного ниже средних показателей возрастной группы.
4.7. Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся, указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу, например знание букв, элементарные математические представления и др.)
5. Состояние здоровья
5.1. Особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания)
5.2. Темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить и т.п.) ___________________________________________
5.3. Состояние соматического здоровья
Характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней___________________________________________
Вывод: группа здоровья_____________________
6. Возможные трудности школьной адаптации
6.1. Трудности, связанные с поведением ребенка
_________________________________________________________________________________
6.2. Трудности, связанные с организацией учебной деятельности
_________________________________________________________________________________
6.3. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть):
- тревожность;
- высокая утомляемость;
- раздражительность;
- чрезмерная невнимательность;
- неусидчивость;
- расторможенность;
- заторможенность;
- обидчивость;
- плаксивость;
- упрямство;
- драчливость, агрессивность;
- двигательное беспокойство;
- головные боли;
- головокружение;
- плохой аппетит;
- навязчивые привычки;
- другие признаки (указать)_________________________________________________________
6.4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть):
- чрезмерная усталость после занятий;
- недосыпание;
- нарушение сна;
- страх темноты, одиночества;
- непослушание, конфликтность;
- беспричинный подъем температуры;
- плохой аппетит;
- тошнота;
- укачивание в транспорте;
- непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода;
- потливость;
- аллергические реакции;
- ночное недержание мочи;
- другие жалобы на состояние здоровья (указать)______________________________________
- другие признаки (указать)_________________________________________________________
7. Заключение
Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком
Психолого-педагогическое представление на ПМПК
(для ребенка школьного возраста)
Дата заполнения __________________ 20__ г.
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________________
Дата рождения «__» __________________________ г.
Образовательное учреждение _____________________________________________________
Класс (группа) ____, _______ (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)
История дошкольного развития:
а) посещал (не посещал) ДОУ (если посещал, то какое: обычного типа, логопедическую, коррекционную группу, ДОУ коррекционного типа) _______ б) иное________________________________________________
Поступил в _____ класс в _______ месяце _______года.
Был оставлен на повторный год обучения (да, нет, в каких классах) _________________________
Домашний адрес _____________________________________________________________________
Телефон: ___________________________________________________________________________
Общее впечатление о ребенке:
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Характеристика общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика особенностей психофизического развития: (работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственная ориентация, зрительное и слуховое восприятие, особенности внимания, памяти)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень развития учебных навыков
Общая оценка состояния учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)
Математика (устный счет, характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтение (тип, темп, осознанность, характерные ошибки в чтении) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ) _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер ошибок в письменной речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах)_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности устной речи (четкость произнесения звуков, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационное оформление)________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Трудовые умения и навыки (труд по самообслуживанию)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные особенности обучения (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, одноклассников и др.)________________________________________________________________________________
Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы в общении, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и рекомендации психолога:
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Подпись классного руководителя _____________________ «___» ______________ г.
Директор школы ___________________________________________________________________
М.П.
Типологические особенности:
1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.
2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.
3. Преобладающее настроение - жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.
4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.
Характерологические особенности:
1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.
2. Отношение к товарищам - дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.
3. Отношение к лидерству - стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.
4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.
5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.
6. Активность речевого общения - соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.
7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.
Психологические особенности:
1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.
2. Устойчивость внимания - способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения - отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.
3. Переключаемость внимания - легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.
4. Распределение внимания - достаточное, затруднено.
5. Общий уровень развития внимания - соответствует возрасту, низкий, не сформировано.
Уровень развития мыслительной деятельности:
1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений.
2. умение использовать приемы для запоминания - опосредованность, группировку, ассоциации.
Развитие сенсорных функций:
1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности - соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.
Развитие воображения:
1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) - соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.
Вербальная часть:
1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.
2. Парные аналогии.
3. Сюжетное рассказывание - номинативная и коммуникативная функции речи.
4. Умение работать в режиме диалога.
Речевая деятельность - адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.
Работоспособность на занятиях:
1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.
2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.
3. Быстро или медленно включается в работу.
4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы - обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности - вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.
5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.
6. Субъективные и объективные признаки утомления - жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.
7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.
Произвольность деятельности:
1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.
Проводимая работа с ребенком:
1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).
2. Результаты, ее успешность, формирование навыков - по возрасту, с трудом, отсроченное.
3. Работа с родителями, семьей - отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.