Психологическое сопровождение образовательного процесса

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

педагог-психолог МОБУ ЯГЛ Барковская Т.В.


Психологическое сопровождение образовательного процесса.

Психологическая служба ЯГКШ была создана в 1991 г. одновременно с образованием самой школы. Главными отличиями ЯГКШ от традиционных школ являлись:

  • профессиональная ориентация учащихся 9 - 11 классов;

  • создание возможностей для повышенного уровня обучения в рамках общего среднего образования и подготовка к поступлению в ВУЗы по профилю школы;

  • формирование общей культуры личности школьников с учетом их индивидуальных особенностей с целью адаптации их к жизни в обществе.

От психологов ЯГКШ требовалось:

  • определить интересы и склонности,

  • познавательные возможности учащихся,

  • распределить их по профильным классам (банковское дело, менеджмент, секретарь-референт, юриспруденция),

  • дать основы психологических знаний,

  • повысить профессиональную грамотность учащихся,

  • помочь им сделать профессиональный выбор,

  • способствовать оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Цель психологической службы - создание в рамках конкретных условий и возможностей школы максимально комфортных условий для обучения и развития учащихся в рамках учебного процесса.

Задачи:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

  • создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

  • сопровождение программы «Одаренные дети»;

  • оказание индивидуальной помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Методом и идеологией работы школьного психолога является СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Автором концепции сопровождения, как модели организации психологической службы в школе, является к.п.н. Битянова Марина Ростиславовна (Битянова М.Р. «Организация психологической работы в школе», М., 1998).

Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

С этой точки зрения все участники УВП в школе действуют в одном направлении, используя собственные формы и методы работы, помогая детям сохранить свое психологическое и физическое здоровье.

В 2012 году психологическая службы была переформирована в социально-психологическую службу. В состав Службы вошли педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, уполномоченный по правам участников образовательного процесса, классные руководители (по необходимости), учителя-предметники (по необходимости), инспектор ОДН (по необходимости).

Социально-психологическая служба ЯГЛ - это структура, которая работает в единой системе учебно-воспитательного процесса учреждения и предназначена для координации усилий педагогических работников лицея в обеспечении социального и психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса, обеспечении защиты прав и интересов детей, создание благоприятных условий для их полноценного развития, в том числе профилактике возможных девиаций в развитии. Цели и задачи службы кардинально не изменились.

Как решает социально-психологическая служба свои задачи в ходе учебно-воспитательного процесса?

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

Психолого-педагогический статус - это совокупность особенностей ребенка, влияющих на успешность его развития и образования.

Мы стремимся к тому, чтобы с первых минут нахождения ребенка в школе накапливалась информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития. При этом важно иметь четкое представление о том, что именно нам надо знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Для получения информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. В кабинете психологии создан методический банк, включающий в себя самые надежные, полезные, правильно оформленные тесты, опросники, анкеты в бланковом и компьютерном вариантах. В основном мы сотрудничаем с Санкт-Петербургской фирмой «Иматон» и «Амалтея», все материалы которой отличает безупречное исполнение, адаптация лучшими отечественными специалистами, наличие сертификата пользователя. Иногда приходится самостоятельно разрабатывать анкеты для учеников или учителей по различным сторонам школьной жизни.

Этапы диагностики мы определяем в связи с возрастными изменениями детей и учебными требованиями, предъявляемыми школой. Для каждой школьной параллели существует диагностический минимум, представляющий собой комплексное психолого-педагогическое обследование. Этот диагностический минимум систематизирует работу психолога, выявляет детей, испытывающих трудности в адаптации к требованиям ЯГЛ, определяет особенности познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы всех школьников обследуемой параллели, знание которых необходимо для успешного сопровождения. В случае необходимости (по индивидуальным запросам учителей, родителей, учеников) проводится углубленное психологическое обследование ребенка.

Большое значение в диагностическом анализе играют наблюдения педагогов за проявлениями и реакциями детей. Информация, получаемая от педагогов, является очень важной. Не обладая ею трудно соотнести данные психологической диагностики с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ребенком. Поэтому психолог и педагоги школы (кураторы) вместе работают над созданием эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработкой общей позиции, общего плана действий.

Информация, полученная в ходе разного вида диагностики, при строгом соблюдении этических норм используется на педагогических консилиумах, родительских собраниях, консультациях с кураторами классов, педагогами.

В целом любая психодиагностическая деятельность в рамках парадигмы сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами психологической практики.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Эффективность работы школьного психолога в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников.

Основной организационной формой сотрудничества педагогов и психолога является психолого-педагогический консилиум. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения. В ЯГЛ консилиум является обязательным и традиционным мероприятием, позволяющим решать многие вопросы на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности всех участников образовательного процесса. Плановые консилиумы проводится по 5-м классам по теме «Адаптация вновь прибывших учащихся к школе. Адаптация учащихся 5-х классов к среднему звену обучения», по 8-м классам «Адаптация вновь прибывших учащихся к школе. Соответствие интересов и возможностей учащихся выбранному профилю обучения» и по вновь прибывшим ученикам «Адаптация вновь прибывших учащихся к школе.».

Одним из условий для развития личности учащихся и их успешного обучения является целенаправленное и обоснованное формирование классных коллективов. Сплоченность и работоспособность класса зависит от степени разнородности и однородности членов классного коллектива, общего уровня интеллектуальных способностей, наличия потенциальных лидеров и др. Классный коллектив в свою очередь может повлиять на уровень учебной мотивации ребенка, формирование личностных качеств, его психологическое самочувствие, поведение. Измерение социально-психологического климата и определение структуры классов проводится регулярно и становится основой для выработки стратегии взаимодействия кураторов с детьми. При этом мы проводим общую линию воспитательной работы в школе: от чувства общности и сплоченности с классом к чувству общности со всем школьным коллективом.

Одно из новых направлений работы социально-психологической службы это тьюторское сопровождение, разработка индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при педагогической поддержке его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). ИОМ может применяться как для одаренных детей, так и для детей испытывающих трудности в обучении по определенным причинам.

3. Оказание индивидуальной помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Можно сказать, что социальный, образовательный, культурный статус семей наших учащихся предполагает меньше подобных проблем по сравнению с другими школами. У нас почти не возникает вопрос дифференциации нормы и патологии умственного развития, делинквентного (правонарушения) и девиантного поведения подростков. Однако мы нередко сталкиваемся с проявлением у детей реакций невротического характера - отсутствием успехов в учебе при нормальном умственном развитии, устойчивыми признаками подавленности и угнетенности настроения, усталости и переутомления, незаинтересованности и раздражительности при выполнении школьных заданий. Сюда следует добавить выраженное чувство неполноценности в отношениях с товарищами, учителями и в поведении в целом. Факторы, способствующие возникновению детских неврозов, могут быть разные: психическая травма, конфликты, особенности характера, дисгармония семейных отношений. Главное в коррекции подобных нарушений: вовремя выявить признаки невротического поведения, определить причины и выбрать оптимальные пути решения проблемы. Для этого используется система конкретных мероприятий: диагностика, внешнее наблюдение, консультирование школьников и их родителей, посредничество в решении конфликтных ситуаций, индивидуальные и групповые беседы с детьми, игровые тренинги, терапевтическая работа.

Психокоррекционная работа неизбежно соприкасается с проблемой границ профессиональной компетенции школьного психолога. Очевидно, что психолог не в силах решить проблемы глубокого личностного плана, требующей иногда вмешательства психотерапевта, невролога, дефектолога и других специалистов. В обязанности школьного психолога должна входить, прежде всего, развивающая работа и такие виды коррекционной работы, которые связаны с решением проблем адаптации школьников и трудностей в их познавательной сфере (в рамках психической нормы).

Очень важный вид практической работы - консультирование школьников, которое позволяет решать проблемы профессионального или личностного самоопределения и оказывать помощь детям, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Как видно из вышеизложенного деятельность психолога в школе многообразна по формам и содержанию и достаточно автономна. Однако цели и задачи его сущностно связаны с задачами и целями всего педагогического процесса. Объединение усилий всех участников учебно-воспитательного процесса позволяет выработать и проводить общую позицию в вопросах, касающихся обучения, развития, поддержания психологического и физического здоровья детей, распределять функции и полномочия в соответствии со своим кругом обязанностей, поддерживать друг друга и добиваться конкретных результатов.

© 2010-2022