- Преподавателю
- Школьному психологу
- Планирование «Экспертиза научной и практической ценности кинофотофонодокументов»
Планирование «Экспертиза научной и практической ценности кинофотофонодокументов»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жакупова Ж.Т. |
Дата | 04.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Экспертиза научной и практической ценности кинофотофонодокументов.
Вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Принципы экспертизы ценности кинофотофонодокументов.
2. Общие и специфические критерии экспертизы ценности.
3. Оформление результатов экспертизы ценности документов.
Методологическими принципами экспертизы ценности кинофотофонодокументов являются принципы историзма, всесторонней и комплексной оценки. Применение при оценке документов принципа историзма предполагает изучение отраженных в них событий, явлений, предметов, а также анализ развития фотожурналистики, документального, научно-популярного (кино и звукозаписи, условий создания кинофотофонодокументов в определенный исторический период. При оценке кинофотофонодокументов необходимо учитывать особое значение кинофотофонодокументов как средства агитации и пропаганды, их идейно-воспитательную роль, их место в системе органов массовой информации при освещении важнейших событий, происходящих внутри страны и за рубежом, наиболее актуальных для развития народного хозяйства, науки, техники и культуры. Принцип всесторонней и комплексной оценки кинофотофонодокументов предусматривает анализ одних и тех же событий и явлений в совокупности с другими событиями и явлениями во всех их проявлениях, нашедших отражение в различных видах документов (кино-, фото-, фоно-), в комплексе с другими видами документации.
2. Общие и специфические критерии экспертизы ценности КФФД.
Экспертиза ценности кинофотофонодокументов предполагает комплексное использование общих и специфических (характерных только для кинофотофонодокументов) критериев, экспертизы ценности.
Общие критерии происхождения: время и место создания кинофотофонодокументов; авторство; обстоятельства появления документа; значение учреждения, лица создавшего документ; оригинальность (подлинность) документа.
Общие критерии содержания: значение объекта, зафиксированного в документе; полнота, достоверность и новизна сообщаемых сведений.
Общие критерии внешних особенностей: физико-химическое состояние документов и степень их сохранности.
Специфические критерии содержания кинофотофонодокументов, определяющие ценность кинофотофонодокументов как произведений искусства: художественные достоинства кинофотофонодокументов, композиционно-сюжетная целостность, выразительность и оригинальность кинофотофонодокументов.
Специфические критерии, характеризующие внешние особенности кинофотофонодокументов: своеобразие носителя информации, цветовое решение, способ записи и воспроизведения информации, техническое состояние.
При проведении отбора кинофотофонодокументов на государственное хранение учитывается полнота и степень сохранности комплекта, наличие и качество текстовой сопроводительной документации, возможности научного и практического использования кинофотофонодокументов.
При экспертизе ценности кинофотофонодокументов решаются вопросы повторяемости информации в кннофо-тофонодокументах: дублетности, поглощенности и вариантности документов.
Дублетные кинофотофонодокументы - документы, размноженные в нескольких экземплярах.
Поглощенные кино- и фонодокументы - одни и те же кинокадры и фрагменты фонодокументов, в различном объеме и интерпретации входящие в состав фильмов, теле- и радиопередач и др.
Варианты фото- и фонодокументов - два (или более) документа, различающиеся деталями, не изменяющими смысла и содержания документа.
При отборе дублетных, поглощенных и вариантов документов необходимо обращать внимание на следующие общие моменты:
-
значение информации, повторяющейся в кинофотофонодокументах;
-
степень полноты повторяемости информации в кинофотофонодокументах;
-
периодичность создания кинофотофонодокументов;
-
физико-химическое и техническое состояние кинофотофонодокументов.
Из дублетных кинофотофоно документов - отбираются на государственное хранение документы, имеющие более высокое качество изображения, записи, пленки, располагающие необходимым комплектом (для кино- и фонодокументов).
Поглощенные кино- и фонодокументы не рассматриваются обособленно, так как кинокадры и фрагменты фонодокументов несут благодаря монтажу различную смысловую нагрузку и не имеют самостоятельного значения. Их следует анализировать прежде всего в монтажной взаимосвязи со всем остальным материалом конкретного кино- и фонодокумента.
Из нескольких вариантов фото- и фонодокументов, имеющих научно-историческую и культурную ценность, принимаются на государственное хранение документы, отличающиеся более полным содержанием, лучшими композиционными, цветовыми решениями и удобным для использования размером (для фотодокументов.
Отбор кинофотофонодокументов на государственное хранение в учреждениях осуществляется на основе методологических принципов и критериев экспертизы ценности кинофотофонодокументов сотрудниками ведомственных кинофотофоноархивов при методической помощи работников государственных архивов.
3. Оформление результатов экспертизы ценности кинофотофонодокументов.
Решение о приеме кинофотофонодокументов, отобранных на государственное хранение, и о выделении к уничтожению кинофотофонодокументов, не подлежащих хранению принимает экспертная комиссия (ЭК) учреждения и экспертно-проверочная комиссия (ЭПК) архивного учреждения. В состав ЭПК входят руководящие и наиболее квалифицированные сотрудники архивных учреждений, а также учреждений, являющихся источниками комплектования государственных архивов.
Заседание оформляется протоколом, утверждаемым руководством архивного учреждении
Кинофотофонодокументы, отобранные на государственное хранение, подлежат включению в описи кинофотофонодокументов постоянного хранения . Описи составляются в трех экземплярах, подписываются представителями ЭК учреждения, согласовываются с руководителем учреждения. Два экземпляра описи направляются в соответствующий государственный архив на утверждение. Первый экземпляр описи после утверждения ЭПК архивного учреждения остается в государственном архиве как контрольный при приеме документов, а второй возвращается учреждению. При приеме кинофотофонодокументов в государственный архив передается третий экземпляр описи кинофотофонодокументов.
В соответствии с утвержденной описью учреждение обязано в установленные сроки сдать, а государственный архив принять на хранение внесенные в опись документы.
Экспертиза ценности кинофотофонодокументов в государственном архиве проводится с целью выявления документов, не подлежащих дальнейшему хранению.
К уничтожению отбираются дублетные, поглощенные документы, различные варианты фотофонодокументов, а также документы, имеющие неисправимые повреждения.
Отбор кинофотофонодокументов к уничтожению в государственном архиве оформляется актом о выделении к уничтожению кинофотофонодокументов. Акт о выделении к -уничтожению кинофотофонодокументов, не подлежащих хранению, рассматривается ЭПК архивного учреждения. Кинофотофонодокументы на пленочной основе, выделенные к уничтожению, сжигаются, а зола передается на завод драгоценных вторичных металлов. Граммофонные оригиналы, предварительно превращенные в металлический лом, а также грампластинки передаются на соответствующие предприятия, производящие их утилизацию. Фонодокументы на магнитной ленте размагничиваются или сжигаются. Уничтоженные или переданные на переработку кинофотофонодокументы снимаются с учета в государственном архиве в соответствии с требованиями.