Рабочая программа Умники и умницы (4 класс)

             Рабочая программа дополнительной организации (кружковой занятости) для учащихся 4 классов  «Умники и умницы»,  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г., УМК «гимнастика для ума « книга для  учащихся начальных Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамк... Цель: развитие УУД и познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.              Задачи: 1)Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2)Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3)Развитие языковой культуры и формирова...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка рабочей программы

педагога-психолога МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»

психологического кружка «Умники и умницы»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительной организации (кружковой занятости) для учащихся

4 классов «Умники и умницы», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2007 г., УМК «гимнастика для ума « книга для учащихся начальных

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках познавательной, ощеинтеллектуальной направленности направления.

Нормативно-правовой и документальной основой программы кружка «Умники и умницы» являются:

  • Федеральный Закон «Об образовании РФ».

  • Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.

  • «Всеобщая декларация прав человека».

  • Гражданский кодекс РФ.

  • «Основы законодательства РФ о культуре»

  • Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Актуальность проведения данного кружка обусловлена в МБОУ «Средней общей образовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области», несколькими аспектами:

1. Психолого-педагогическое сопровождение и развитие познавательной активности обучающихся 4-х классов, в период подготовки к переходу на среднее звено образования.

2. Психолого-педагогическое сопровождение Муниципальной инновационной площадке по сопровождению одаренных обучающихся на базе МБОУ «Средней общей образовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»

3. Внедрение в образовательный процесс ФГОС ОО с 2015-2016 учебного года.

Цель: развитие УУД и познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

1)Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»).

Принципы программы:

  1. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.

  2. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

  3. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность ребенку испытать радость преодоления.

  4. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

5. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.

Программа предполагает 34 часа, с частотой встреч 1 раз в неделю, с продолжительностью 1 ученический час.

Программа рассчитана для младших школьников 10-11 лет (обучающихся 4 класса) для групповых занятий.

Критерии отбора учащихся определяется по запросу родителей учащихся 4 классов.

Организационные моменты по реализации программы.

Программа разработана для учащихся 4 классов на 1 учебный год (36 часов), включая каникулярные дни, с продолжительностью 1 час в неделю. Продолжительность занятия - 1 ученический час - 45 минут.

Форма занятий - групповая. Рекомендованное количество человек в группе - 15-25.

Ожидаемый результат:

1)Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)Развитие языковой культуры и сформированность речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)Сформированность навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5)развить познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)Сформированность и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)Сформированность навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Содержание программы.

п/п

Название раздела

Количество часов

Содержание раздела

1. Вводная часть

1

Ознакомление обучающихся с особенностями проведения занятий кружка «Умники и умницы», организационными моментами проведения занятий, основными понятиями познавательных процессов обучающихся 4 классов и особенностями развития.


2. Диагностическая часть (вводная диагностика)

4

Диагностическое исследование развития познавательных процессов обучающихся составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников в возрасте 10-11 лет.

3. Развивающая часть

27

В предлагаемом программе, создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В программу включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.

Диагностическая часть (заключительная диагностика)

4

Диагностическое исследование развития познавательных процессов обучающихся.

Итого

36


Используемые методики диагностики познавательных процессов:

п/п

Диагностика

1.

Диагностика восприятия

-Методика диагностики объема восприятия;

- Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников.

2.

Диагностика внимания

- Методика «Корректурная проба» (Методика Бурдона);

- Методика «Цифровой квадрат»;

- Методика «Таблицы Шульте».

3.

Диагностика памяти

-Диагностика слуховой памяти;

- Диагностика слуховой механической памяти;

- Диагностика смысловой памяти;

- Диагностика логической памяти;

- Диагностика зрительной памяти на образы;

- диагностика оперативной памяти

4.

Диагностика мышления

- Диагностика творческого мышления ( изучение речевых творческих способностей)

- Изучение развития логических операций (осведомленности, исключение понятий, обобщение, аналогии)

Развивающая часть. В программу включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 10-11 лет.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Структура занятия.

1. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. Разминка (3 минуты).Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенногоположительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения и мышления(20 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4.Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5.Рефлексия (10 минут). Проверка выполнения правильности заданий. Выявление сложности при выполнении заданий.

Методы контроля.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать диагностическую систему оценивания «Мониторинг развития познавательных процессов». Оценивание предполагает выполнение учащимися тестирования и выведения уровней развития познавательных процессов (внимания, мышления, памяти и др.). С целью отслеживания индивидуальных результатов уровни выставляются в индивидуальные карты развития с последующими рекомендациями психолога по развитию уровня познавательных процессов.



Календарно-тематическое планирование

4 «А»


п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

Дата проведения занятия

Примечание

По плану

Фактически

I.

Вводное занятие

1

4.09.14



II.

Вводная диагностика

4


2.1.

Диагностика воображения

1

11.09.14

2.2.

Диагностика внимания

1

18.09.14

2.3.

Диагностика памяти

1

25.09.14

2.4.

Диагностика мышления

1

2.10.14

III.

Развивающие занятия

27

3.1.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

9.10.14

3.2.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16.10.14

3.3.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

23.10.14

3.4.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30.10.14

3.5.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6.11.14

3.6.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13.10.14

3.7.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20.11.14

3.8.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27.11.14

3.9.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

4.12.14

3.10.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

11.12.14

3.11.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

18.12.14

3.12.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

25.12.14

3.13.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

15.01.15

3.14.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

22.01.15

3.15.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

29.01.15

3.16.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5.02.15

3.17.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12.02.15

3.18.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.02.15

3.19.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26.02.15

3.20.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5.03.15

3.21.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12.03.15

3.22.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.03.15

3.23.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26.03.15

3.24.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

2.04.15

3.25.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

9.04.15

3.26.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

16.04.15

3.27.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

23.04.15

IV.

Заключительная диагностика

4

2.1.

Диагностика воображения

1

30.04.15

2.2.

Диагностика внимания

1

7.05.15

2.3.

Диагностика памяти

1

14.05.15

2.4.

Диагностика мышления

1

21.05.15

ИТОГО

36

36






Календарно-тематическое планирование

4 «Б»

п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

Дата проведения занятия

Примечание

По плану

Фактически

I.

Вводное занятие

1

5.09.14



II.

Вводная диагностика

4


2.1.

Диагностика воображения

1

12.09.14

2.2.

Диагностика внимания

1

19.09.14

2.3.

Диагностика памяти

1

26.09.14

2.4.

Диагностика мышления

1

3.10.14

III.

Развивающие занятия

27

3.1.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

10.10.14

3.2.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

17.10.14

3.3.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

24.10.14

3.4.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

31.10.14

3.5.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

7.11.14

3.6.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14.10.14

3.7.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

21.11.14

3.8.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28.11.14

3.9.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5.12.14

3.10.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12.12.14

3.11.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.12.14

3.12.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26.12.14

3.13.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16.01.15

3.14.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

23.01.15

3.15.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30.01.15

3.16.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6.02.15

3.17.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13.02.15

3.18.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20.02.15

3.19.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27.02.15

3.20.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6.03.15

3.21.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13.03.15

3.22.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20.03.15

3.23.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27.03.15

3.24.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

3.04.15

3.25.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

10.04.15

3.26.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

17.04.15

3.27.

Совершенствование мыслительных операций, внимания, воображения, памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

24.04.15

IV.

Заключительная диагностика

4

2.1.

Диагностика воображения

1

8.05.15

2.2.

Диагностика внимания

1

15.05.15

2.3.

Диагностика памяти

Диагностика мышления

1

22.05.15

ИТОГО

35

35












Список средств.

В процессе обучения используется различный учебно-дидактический материал:

- рабочие тетради;

- диагностический материал (диагностика познавательных процессов).

Техническое оборудование:

1. Мультимедийное оборудование.


Список используемой литературы

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей » [Текст]

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. - 34 с. - ( Серия «Умники и умницы»)

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения)

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

8.

Развивающие занятия для начальной школы : Рабочая тетрадь для 4 класса/А.А. Гришко, А.П. Лазарева - Х.: Издательство «Ранок», 2010.



14


© 2010-2022