- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа элективного курса Психология общения 11 класс
Программа элективного курса Психология общения 11 класс
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Познахирина Е.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Лицей №19» МО «Город Майкоп» Республики Адыгея
Согласовано
Руководитель школьного методического объединения
_______________________
Ф.И.О.
«___» _________ 201__г.
Согласовано
Заместитель директора
______________________
Ф.И.О.
«___» _________ 201__г.
Утверждаю
Директор МБОУ «Лицей №19»
______________________
Ф.И.О.
«___» _________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективный курс по психологии
«Секреты успешного общения»
11 класс
2015-2016 учебный год
Составлена на основе примерной программы
Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. Гимназия «Эврика» Анапа 2000г
Количество часов всего: 34, в неделю 2
Познахирина Елена Викторовна
Педагог- психолог
2015 - 2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования.
Владея искусством общения человек, добивается больших успехов в жизни: удачная карьера, гармония в отношениях с близкими и друзьями, дружная, крепкая семья.
Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Секреты успешного общения» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.
Цели курса:
-
формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
-
формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Основные задачи курса:
-
дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.
-
побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.
-
формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.
-
способствовать развитию диагностических навыков работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)
-
развивать навыки групповой работы.
В содержание курса «Секреты успешного общения» включены следующие виды знаний:
-
основные понятия и термины: понятие общения, психические свойства личности человека; конфликт, невербальное общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.
Содержание курса ориентирует на применение активизирующих методов и приемов обучения:
-
игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)
-
мозговой штурм
-
дискуссия
-
диалог
-
упражнения (настройки, разогревающие)
-
самоотчет (диагностика)
-
тесты,
-
анкеты,
-
опросники
В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:
-
поисковая деятельность по сбору информации.
-
игровая и коммуникативная деятельность.
-
диагностическая и рефлексивная деятельность
-
практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.
На занятиях используются следующие формы работы:
-
индивидуальная работа («И один в поле воин»).
-
работа в парах («Двойки»)
-
работа в малых группах («Тройки и четверки»)
-
работа всей группы («Круг»)
В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения:
изобразительные :
-
-иллюстрации,
-
фото,
-
схемы,
-
демонстрационные таблицы,
информационные:
-
ксероксы из книг
-
просмотр видеофильма и др.
Курс рассчитан на 34часа и включает в себя теоретические и практические занятия.
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:
-
Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
-
Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
-
Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.
Заканчивается курс представлением реферата по темам курса. Критерии оценки - работа должна быть выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями, содержать анализ проделанной работы и соответствующие выводы, с опорой на полученные теоретические знания по курсу.
Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:
-
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются, вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
-
ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
-
ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Теорети ческие занятия
Практические занятия
1
Вводный урок. Представление курса Знакомство. «Кто я? Какой я?».
1ч.
0,5
0,5
Беседа, ролевые игры: «презентация индивидуальности», «интервью». Анкета.
Конспект: памятка о правилах работы в группе. Ожидаемый результат от курсов.
2
Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека.
1ч.
0,5
0,5
Тренинг «Турнир ораторов», тест «каким я выгляжу в глазах других людей».
Участие в дискуссии.
3
Понятие о личности. Я- концепция.
1ч.
0,5
0,5
Лекция, обсуждение, игры: Салат, «Я- это..», «Мое я…»
Конспект, презентация своей личности.
4
Темперамент человека и его проявление в общении.
2ч.
1
1
Лекция, практическое занятие
Домашнее задание определить тип темперамента 3человек из ближайшего своего окружения. Умение определять тип темперамента.
5
Характер личности. Характер и способности.
2ч.
1
1
Лекция, тест « Мой характер».Упражнение «Моя самооценка».
Домашнее задание написать мини-сочинение «Особенности моей личности: характер, воля, темперамент, мои отношения к окружающим, умение управлять собой».
6
Виды общения. Особенности невербального общения.
4ч.
1,5
2,5
Лекция, упражнение «зеркало», «расшифровка жестов»тренинг, тест. просмотр отрывок видеофильма
Конспект. Участие в дискуссии. Самооценка невербального языка.
7
Роль эмоций в общении. «Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями
1ч.
0,5
0,5
Лекция. Игра -исследование.
Правила управления собственными эмоциями и эмоциями других людей. Конспект: разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения.
8
Содержание общения
1ч.
0,5
0,5
Урок-тренинг
Практические навыки общения
9
Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению
1ч.
0,5
0,5
Психологическое упражнение.
Конспект, участие в дискуссии. Активное слушание. Я - высказывание. Структура Я - высказывания. Преимущества Я - высказывания.
10
Обращение. Привлечение внимания. Принятие решений.
2ч.
1
1.
Игры: «Меняемся местами», «ассоциации», «шаг к цели»,
Практические навыки поведения
12
Этикет беседы. Умение слушать и слышать.
2ч.
1
1
Лекция, Ролевая игра. Тест «умеете ли вы слушать?»
Тезизы; 9 правил, чтобы овладеть искусством общения.
13
Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками.
2ч.
1.
1.
Лекция. Тренинг. Упражнение в парах.
Домашнее задание: мини-сочинение. Участие в дискуссии.
14
Конфликты в общении.
2ч.
1
1
Игры на активизацию работы. Лекция, проигрывание ситуаций.
Тезизы. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей
15
Способы разрешения конфликтов.
2 ч
1
1
Лекция, проигрывание ситуаций. Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»
Картография конфликта. Составление и чтение карты конфликта. Стили разрешения конфликтов.
16
Как сохранить достоинство.
1ч.
0,5
0,5
Упражнения на саморегуляцию (отработка). Тест М. Снайдера "Оценка самоконтроля в общении".
Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Тезизы, эксперимент.
17
Этическая защита. Умение сказать «нет».
2ч.
1
1
Лекция, ролевые игры.
Конспект. Способы этической защиты.
18
Самопроверка навыков конструктивного общения.
1ч.
0
1
Психологический практикум. Анкета «Когда конфликты в классе, я…».
Анализ конфликтных ситуаций по эпизодам из сказок: вид, причина, вариант решения проблемы.
19
Я тебя понимаю…
1ч.
0
1
Урок-тренинг
Участие в дискуссии. Межличностное общение. Проверка навыков конструктивного общения
20
Воспитание «трудных» родителей.
1ч.
0
1
Родительская любовь (работа с образом). Тест - проверочное испытание. Упражнение «Непредвиденное».
Заповеди по воспитанию родителей.
21
Что мне нужно для жизни?
1 ч
0
1ч.
Урок-тренинг
Формирование образа будущего.
22
Самоотчет
1ч.
0
1ч
Урок-тренинг
Разработка индивидуального плана развития личности.
23
Подведение итогов работы за год. Праздник успеха
2ч.
1ч.
1ч.
Проверка эффективности занятий. (ответы на вопросы по теме курса).
Сочинение - рассуждение «Что мне дал курс «Секреты успешного общения!»
24
Итого:
34ч.
14ч.
20ч.
Список использованной литературы:
-
Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. Гимназия «Эврика» Анапа 2000г.
-
Егидес Аркадий «Лабиринты общения или как научится ладить с людьми. М. «АСТ-Пресс книга»2002г.
-
Сонин В.А. Час занимательной психологии. М.:Издательство «Институт практической психологии»,1997г.
-
Чуланова О.Л. Имиджелогия: учебно-метод. пособие. Сургут.: Изд-во СурГУ, 2007г.
-
Е. И. Рогов "Психология общения" М., Владос, 2004.
-
Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют…, Дубна, "ФЕНИКС+", 2000, 127 с.
-
Н.В.Щуркова «Собрание пестрых дел» М. Владос.2000.
-
Истратова О.Н Большая книга подросткового психолога.Изд.2-е. -Ростов н/Д:Феникс, 2008г.