Программа элективного курса Психология общения 11 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Лицей №19» МО «Город Майкоп» Республики Адыгея



Согласовано

Руководитель школьного методического объединения

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.




Согласовано

Заместитель директора



______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.


Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей №19»



______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективный курс по психологии


«Секреты успешного общения»


11 класс


2015-2016 учебный год


Составлена на основе примерной программы


Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. Гимназия «Эврика» Анапа 2000г


Количество часов всего: 34, в неделю 2

Познахирина Елена Викторовна

Педагог- психолог



2015 - 2016 учебный год


I. Пояснительная записка

Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования.

Владея искусством общения человек, добивается больших успехов в жизни: удачная карьера, гармония в отношениях с близкими и друзьями, дружная, крепкая семья.

Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Секреты успешного общения» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.

Цели курса:

  1. формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

  2. формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Основные задачи курса:

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.

  • побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.

  • формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.

  • способствовать развитию диагностических навыков работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)

  • развивать навыки групповой работы.

В содержание курса «Секреты успешного общения» включены следующие виды знаний:

  • основные понятия и термины: понятие общения, психические свойства личности человека; конфликт, невербальное общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.

Содержание курса ориентирует на применение активизирующих методов и приемов обучения:

  • игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)

  • мозговой штурм

  • дискуссия

  • диалог

  • упражнения (настройки, разогревающие)

  • самоотчет (диагностика)

  • тесты,

  • анкеты,

  • опросники

В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:

  • поисковая деятельность по сбору информации.

  • игровая и коммуникативная деятельность.

  • диагностическая и рефлексивная деятельность

  • практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.

На занятиях используются следующие формы работы:

  • индивидуальная работа («И один в поле воин»).

  • работа в парах («Двойки»)

  • работа в малых группах («Тройки и четверки»)

  • работа всей группы («Круг»)

В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения:

изобразительные :

  • -иллюстрации,

  • фото,

  • схемы,

  • демонстрационные таблицы,

информационные:

  • ксероксы из книг

  • просмотр видеофильма и др.

Курс рассчитан на 34часа и включает в себя теоретические и практические занятия.

Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:

  • Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.

  • Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.

  • Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

Заканчивается курс представлением реферата по темам курса. Критерии оценки - работа должна быть выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями, содержать анализ проделанной работы и соответствующие выводы, с опорой на полученные теоретические знания по курсу.

Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:

  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются, вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.

  • ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

  • ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теорети ческие занятия

Практические занятия

1

Вводный урок. Представление курса Знакомство. «Кто я? Какой я?».

1ч.

0,5

0,5

Беседа, ролевые игры: «презентация индивидуальности», «интервью». Анкета.

Конспект: памятка о правилах работы в группе. Ожидаемый результат от курсов.

2

Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека.

1ч.

0,5

0,5

Тренинг «Турнир ораторов», тест «каким я выгляжу в глазах других людей».

Участие в дискуссии.

3

Понятие о личности. Я- концепция.

1ч.

0,5

0,5

Лекция, обсуждение, игры: Салат, «Я- это..», «Мое я…»

Конспект, презентация своей личности.

4

Темперамент человека и его проявление в общении.

2ч.

1

1

Лекция, практическое занятие

Домашнее задание определить тип темперамента 3человек из ближайшего своего окружения. Умение определять тип темперамента.

5

Характер личности. Характер и способности.

2ч.

1

1

Лекция, тест « Мой характер».Упражнение «Моя самооценка».

Домашнее задание написать мини-сочинение «Особенности моей личности: характер, воля, темперамент, мои отношения к окружающим, умение управлять собой».

6

Виды общения. Особенности невербального общения.

4ч.

1,5

2,5

Лекция, упражнение «зеркало», «расшифровка жестов»тренинг, тест. просмотр отрывок видеофильма

Конспект. Участие в дискуссии. Самооценка невербального языка.

7

Роль эмоций в общении. «Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями

1ч.

0,5

0,5

Лекция. Игра -исследование.

Правила управления собственными эмоциями и эмоциями других людей. Конспект: разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения.

8

Содержание общения

1ч.

0,5

0,5

Урок-тренинг

Практические навыки общения

9

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению

1ч.

0,5

0,5

Психологическое упражнение.

Конспект, участие в дискуссии. Активное слушание. Я - высказывание. Структура Я - высказывания. Преимущества Я - высказывания.

10

Обращение. Привлечение внимания. Принятие решений.

2ч.

1

1.

Игры: «Меняемся местами», «ассоциации», «шаг к цели»,

Практические навыки поведения

12

Этикет беседы. Умение слушать и слышать.

2ч.

1

1

Лекция, Ролевая игра. Тест «умеете ли вы слушать?»

Тезизы; 9 правил, чтобы овладеть искусством общения.

13

Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками.

2ч.

1.

1.

Лекция. Тренинг. Упражнение в парах.

Домашнее задание: мини-сочинение. Участие в дискуссии.

14

Конфликты в общении.

2ч.

1

1

Игры на активизацию работы. Лекция, проигрывание ситуаций.

Тезизы. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей

15

Способы разрешения конфликтов.

2 ч

1

1

Лекция, проигрывание ситуаций. Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

Картография конфликта. Составление и чтение карты конфликта. Стили разрешения конфликтов.

16

Как сохранить достоинство.

1ч.

0,5

0,5

Упражнения на саморегуляцию (отработка). Тест М. Снайдера "Оценка самоконтроля в общении".

Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Тезизы, эксперимент.

17

Этическая защита. Умение сказать «нет».

2ч.

1

1

Лекция, ролевые игры.

Конспект. Способы этической защиты.

18

Самопроверка навыков конструктивного общения.

1ч.

0

1

Психологический практикум. Анкета «Когда конфликты в классе, я…».

Анализ конфликтных ситуаций по эпизодам из сказок: вид, причина, вариант решения проблемы.

19

Я тебя понимаю…

1ч.

0

1

Урок-тренинг

Участие в дискуссии. Межличностное общение. Проверка навыков конструктивного общения

20

Воспитание «трудных» родителей.

1ч.

0

1

Родительская любовь (работа с образом). Тест - проверочное испытание. Упражнение «Непредвиденное».

Заповеди по воспитанию родителей.

21

Что мне нужно для жизни?

1 ч

0

1ч.

Урок-тренинг

Формирование образа будущего.

22

Самоотчет

1ч.

0

Урок-тренинг

Разработка индивидуального плана развития личности.

23

Подведение итогов работы за год. Праздник успеха

2ч.

1ч.

1ч.

Проверка эффективности занятий. (ответы на вопросы по теме курса).

Сочинение - рассуждение «Что мне дал курс «Секреты успешного общения!»

24

Итого:

34ч.

14ч.

20ч.





Список использованной литературы:

  • Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. Гимназия «Эврика» Анапа 2000г.

  • Егидес Аркадий «Лабиринты общения или как научится ладить с людьми. М. «АСТ-Пресс книга»2002г.

  • Сонин В.А. Час занимательной психологии. М.:Издательство «Институт практической психологии»,1997г.

  • Чуланова О.Л. Имиджелогия: учебно-метод. пособие. Сургут.: Изд-во СурГУ, 2007г.

  • Е. И. Рогов "Психология общения" М., Владос, 2004.

  • Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют…, Дубна, "ФЕНИКС+", 2000, 127 с.

  • Н.В.Щуркова «Собрание пестрых дел» М. Владос.2000.

  • Истратова О.Н Большая книга подросткового психолога.Изд.2-е. -Ростов н/Д:Феникс, 2008г.

© 2010-2022