План работы с одаренными детьми

Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть «ОСОБЕННЫЕ» или «НЕ ТАКИЕ КАК ВСЕ».      В современном обществе возрастает необходимость в людях, умеющих неординарно мыслить, в людях творческих, активных и способных нестандартно решать поставленные цели и задачи.  Установка на общее образование снизила возможность развития интеллектуального и творческого ресурса в ребенке, и только современная реформа образования в России...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие детской одаренности является одной из форм образовательной деятельности Городского Дома детского творчества. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути почти все дети талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают или просто не умеют своим талантом пользоваться. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.

Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога.

При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования должна идти речь о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Мною была разработана программа психолого-педагогического сопровождения "Другой формат".

Возраст: 8-17 лет.

Сроки реализации программы: 2014 - 2017 годы.

Реализация программы (направление «Работа с одаренными детьми») проходит в 3 этапа:

1 этап - организационно - подготовительный (методологический) этап.

2 этап - исследовательско - диагностический этап или практический этап.

3 этап - констатирующий или аналитический этап.

1 этап - организационно - прогностический этап - общая подготовка к работе. Посредством бесед с педагогами и родителями собирается информация о детях.

Основные задачи этапа:

- приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми;

- сбор и систематизация материала и пакета диагностических методик для определения и выявления учащихся с творческими способностями;

- создание банка данных по одарённым детям в рамках программы;
- подготовка тем рекомендаций «Советы родителям» для работы с одарёнными детьми;

- предварительная организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности.

2 этап - исследовательско - диагностический или практический этап - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

Основные задачи этапа:
- изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности;

- диагностика и выявление одаренных детей;

- изучение работы учащихся путем посещения занятий педагогом-психологом.

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, консультации, рекомендации и заполнение листов на учащихся).

2. Работа с детьми (наблюдение, диагностирование, анализ продуктов творчества).

3. Работа с родителями (беседы, консультации, рекомендации и анкетирование).

3 этап - констатирующий или аналитический этап.

Основные задачи этапа:

- обобщение банка педагогического опыта в работе с одаренными и творческими учащимися;

- аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми»;

- определение путей решения проблем, возникших в ходе реализации программы.

План мероприятий по реализации программы «Другой формат» на 2014-2017 гг.

(блок «Работа с одаренными детьми»)




№ п.п.




Мероприятия



Сроки

1.

2.

3.



  1. Организационно - подготовительный этап.



1.





2.







3.







4.

Оформление необходимой нормативно-правовой документации.

Создание банка данных по одарённым детям:

- сбор и анализ информации о детях, занимающихся в творческих группах и индивидуально.

Подготовка тем рекомендаций:

- «Советы родителям» для работы с одарёнными детьми;

- «Советы педагогам» для работы с одаренными детьми.

Сбор, систематизация банка методических материалов и его постоянное пополнение.

Сентябрь - ноябрь 2014 г.

Сентябрь - октябрь 2014г., 2015 г, 2016 г.

Август - сентябрь 2014 г., 2015 г., 2016 г.

2014 г. - 2017г.



  1. Исследовательско - диагностический или практический этап



1.





2.





3.





4.











5.



























6.













7.

Формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одаренности.

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети ГДДТ».

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого учащегося.

Работа с педагогами:

- беседы, консультации, рекомендации с заполнением листов на учащихся;

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Работа с детьми:

- наблюдение детей на занятиях путем посещения занятий педагогом-психологом;

- диагностирование детей, занимающихся в творческих группах и индивидуально;

- анализ продуктов творчества;

- психолого-педагогическое сопровождение детских научно-практических конференций, концертов, конкурсов различных уровней и т.д.;

- адресная поддержка одаренных детей: беседы, консультации, развивающие занятия с элементами тренинга.

Работа с родителями:

- беседы, консультации и анкетирование;

- оформление информационного стенда «Психолог советует» с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одаренных детей.

Выступление на педсоветах по темам:

«Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми»,
«Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми» и т.п..

Август - сентябрь 2014 г.

В течение года

Ежегодно

В течение года

В течение года

В течение года

Декабрь - февраль 2015 г., 2016 г., 2017 г.

По результатам участия в мероприятиях

Перед выступлением

В течение года по запросу







В течение года по запросу

В течение года



Ежегодно согласно плану работы на год.



  1. Констатирующий или аналитический этап



1.





2.





3.





4.





5.





6.

Обобщение банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми» за 3 года.

Определение проблем, возникших в ходе реализации программы.

Определение путей решения проблем, возникших в ходе реализации программы.

Составление перспективного плана работы на следующий учебный год.

Знакомство с литературой профессиональной направленности и новинками в психологии, посвященными вопросу одаренности.

Март - май 2015г., 2016г., 2017г.

Апрель - май 2017 г.

Апрель - май 2017 г.

Апрель - май 2017 г.

Апрель - май 2015г., 2016 г.

На протяжении всего периода реализации программы.



© 2010-2022