- Преподавателю
- Школьному психологу
- План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ориховская И.В. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие детской одаренности является одной из форм образовательной деятельности Городского Дома детского творчества. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути почти все дети талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают или просто не умеют своим талантом пользоваться. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.
Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога.
При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования должна идти речь о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Мною была разработана программа психолого-педагогического сопровождения "Другой формат".
Возраст: 8-17 лет.
Сроки реализации программы: 2014 - 2017 годы.
Реализация программы (направление «Работа с одаренными детьми») проходит в 3 этапа:
1 этап - организационно - подготовительный (методологический) этап.
2 этап - исследовательско - диагностический этап или практический этап.
3 этап - констатирующий или аналитический этап.
1 этап - организационно - прогностический этап - общая подготовка к работе. Посредством бесед с педагогами и родителями собирается информация о детях.
Основные задачи этапа:
- приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми;
- сбор и систематизация материала и пакета диагностических методик для определения и выявления учащихся с творческими способностями;
- создание банка данных по одарённым детям в рамках программы;
- подготовка тем рекомендаций «Советы родителям» для работы с одарёнными детьми;
- предварительная организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности.
2 этап - исследовательско - диагностический или практический этап - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
Основные задачи этапа:
- изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности;
- диагностика и выявление одаренных детей;
- изучение работы учащихся путем посещения занятий педагогом-психологом.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, консультации, рекомендации и заполнение листов на учащихся).
2. Работа с детьми (наблюдение, диагностирование, анализ продуктов творчества).
3. Работа с родителями (беседы, консультации, рекомендации и анкетирование).
3 этап - констатирующий или аналитический этап.
Основные задачи этапа:
- обобщение банка педагогического опыта в работе с одаренными и творческими учащимися;
- аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми»;
- определение путей решения проблем, возникших в ходе реализации программы.
План мероприятий по реализации программы «Другой формат» на 2014-2017 гг.
(блок «Работа с одаренными детьми»)
№ п.п.
Мероприятия
Сроки
1.
2.
3.
-
Организационно - подготовительный этап.
1.
2.
3.
4.
Оформление необходимой нормативно-правовой документации.
Создание банка данных по одарённым детям:
- сбор и анализ информации о детях, занимающихся в творческих группах и индивидуально.
Подготовка тем рекомендаций:
- «Советы родителям» для работы с одарёнными детьми;
- «Советы педагогам» для работы с одаренными детьми.
Сбор, систематизация банка методических материалов и его постоянное пополнение.
Сентябрь - ноябрь 2014 г.
Сентябрь - октябрь 2014г., 2015 г, 2016 г.
Август - сентябрь 2014 г., 2015 г., 2016 г.
2014 г. - 2017г.
-
Исследовательско - диагностический или практический этап
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одаренности.
Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети ГДДТ».
Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого учащегося.
Работа с педагогами:
- беседы, консультации, рекомендации с заполнением листов на учащихся;
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Работа с детьми:
- наблюдение детей на занятиях путем посещения занятий педагогом-психологом;
- диагностирование детей, занимающихся в творческих группах и индивидуально;
- анализ продуктов творчества;
- психолого-педагогическое сопровождение детских научно-практических конференций, концертов, конкурсов различных уровней и т.д.;
- адресная поддержка одаренных детей: беседы, консультации, развивающие занятия с элементами тренинга.
Работа с родителями:
- беседы, консультации и анкетирование;
- оформление информационного стенда «Психолог советует» с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одаренных детей.
Выступление на педсоветах по темам:
«Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми»,
«Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми» и т.п..
Август - сентябрь 2014 г.
В течение года
Ежегодно
В течение года
В течение года
В течение года
Декабрь - февраль 2015 г., 2016 г., 2017 г.
По результатам участия в мероприятиях
Перед выступлением
В течение года по запросу
В течение года по запросу
В течение года
Ежегодно согласно плану работы на год.
-
Констатирующий или аналитический этап
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Обобщение банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми» за 3 года.
Определение проблем, возникших в ходе реализации программы.
Определение путей решения проблем, возникших в ходе реализации программы.
Составление перспективного плана работы на следующий учебный год.
Знакомство с литературой профессиональной направленности и новинками в психологии, посвященными вопросу одаренности.
Март - май 2015г., 2016г., 2017г.
Апрель - май 2017 г.
Апрель - май 2017 г.
Апрель - май 2017 г.
Апрель - май 2015г., 2016 г.
На протяжении всего периода реализации программы.