Проблемы психофизиологической готовности детей к обучению в условиях перехода к 12-летнему образованию

В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которая меняет образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества. В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях. Но и ак...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы психофизиологической готовности детей к обучению в условиях перехода к 12-летнему образованию


РК, ВКО, г.Семей

КГУ «Приреченская СОШ»

педагог-психолог

Жунуспаева Лаура Ауельбековна



В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которая меняет образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества. В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях. Но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. В связи с этим на передний план выходят определённые требования к такой личности - креативность, активность, толерантность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, устойчивая мотивация к познавательной деятельности.

Большую тревогу вызывает слабость психофизического здоровья нынешних детей. Установлено, что к шести годам почти у большей половины детей наблюдается незрелость психомоторики, эмоционально- волевая неустойчивость, снижение работоспособности, социальная незрелость, тревожность и aгрессия. В этой связи для дальнейшей модернизации образования необходима выработка cтратегически выверенных и научно обоснованных направлений организации всех звеньев образования. Исследования должны быть комплексными с участием психологов, психоневрологов, педагогов, социологов. Возможно, определенная категория шестилеток может обучаться в классах выравнивания. К сожалению, растет также количество детей, как с тяжелыми, так и легкими психофизическими отклонениями. Именно эта категория лиц должна стать предметом особой заботы, так как по уровню отношения к ним всегда расценивался уровень цивилизованности государства.

Современная школа должна подчинить цели обучения целям воспитания личности. Обучение не должно быть самоцелью, оно должно стать средством, методом формирования личности обучающихся, его мотивационно- потребностной сферы, развития познавательных возможностей. Школа, вуз, родители, педагоги должны создать такие психологические условия, чтобы они способствовали успешности межличностных взаимоотношений взрослых и детей, а также детей между собой, обеспечивали индивидуальную интенсивную целенаправленную деятельность. Только это может быть гарантом самовоспитания, саморазвития любой личности.

Но все же самым главным фактором развития остается деятельность самого ребенка по саморазвитию. Практика и научные факты показывают, что наиболее эффективными являются те воспитывающие действия, когда ученики с помощью какой-то деятельности воздействуют на самого себя, чтобы сформировать у себя какие-либо личностные качества. Ребенок должен этого желать и хотеть сам. Однако это трудный процесс. И здесь на помощь приходят блестящие идеи талантливейшего психолога Л.С.Выготского. Как известно, он указывал, что развитие всякой психической функции проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-либо делать только в сотрудничестве со взрослым и постепенно переходит на уровень актуального развития, когда эти действия он может осуществлять самостоятельно. Изменившиеся социально-экономические условия требуют пристального внимания, как ученых, так и практиков к тому, чтобы переосмыслить цели и задачи формирования личности современного подрастающего поколения.

В настоящее время необходимо осуществлять целостное развитие личности каждого учащегося. Прежде всего, необходимо максимально развивать инициативность школьников через активизацию их общения. Общая активность всегда способствует проявлению творческой активности. Для этого каждый учитель должен хорошо овладеть психологическими знаниями по установлению индивидуально-типологических особенностей детей.

© 2010-2022