Конспект выступления Развитие творческих способностей детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Уфимская коррекционная
школа-интернат №13 для обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата




Тема «Развитие творческих способностей детей литературными, художественными средствами. Итоги внеклассной работы, посвящённой Году литературы в России».


Выступление по МО воспитателей

выступила воспитатель

Вахова Э.Ю.



Уфа-2016

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Направленность образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех её свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом.

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Учащиеся старшего школьного возраста - это люди, находящиеся на пороге совершеннолетия и самостоятельности, на пороге зрелости, готовые стать полноценными гражданами российского государства. Это время формирования мировоззрения и характера, время жизненного самоопределения, время мечты, дерзаний, глубоких чувств и мужественных поступков. Переход школьника к юности является переходом к иной, более высокой ступени отражения окружающей действительности.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность.

Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности - одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Творческие способности - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Так трактует понятие творческих способностей американский психолог Э. Фромм .

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды ?

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Но некоторые рекомендации существуют:

- поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

- избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

- быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

- проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

- находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

- поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Все эти рекомендации играют значительную роль при знакомстве детей с художественной литературой.

«Одна из самых важных проблем педагогики - дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить - приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности.

Огромная роль в развитии творческих способностей детей отводится литературным средствам.

Чтения в обретении мировоззрения, в самообразовании. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.

В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Некоторые элементы этих техник применяются на занятиях при изучении произведений народного творчества: загадок, пословиц, сказок .

Слушая и анализируя произведения, воспитанник задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности воспитанников, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

самостоятельности мышления;

любознательности;

познавательного интереса;

художественного вкуса;

творческих умений;

чувства прекрасного.

Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать - они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциал.

Для школьника художественный интерес способствует разностороннему, гармоничному развитию личности, ее творческому воображению, фантазии, активности, способности к сопереживанию, мышления и расширения художественных представлений, развитию эстетических чувств, идеалов и вкусов. Он пробуждает стремление к познанию, приобщению к различным видам искусства, овладению ими и определяет познавательную, творческую активность ребенка, не только в какой-то определенной сфере искусства, но и жизни в целом.
Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, воспитателей, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность подростка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей. Следовательно, приобщение к искусству важно не само по себе, а в качестве предпосылки одного из мощных средств воздействия на становление и развитие личности.

Специфическая роль искусства в формировании мировоззрения отмечалась Л.С. Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личности вовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Поскольку искусство своеобразная модель человеческой культуры, концентрированное выражение идеала эпохи, то приобщение к художественным ценностям способствует развитию потребности в активной деятельности по законам красоты. И это последнее особенно важным представляется в подростковом возрасте, когда на первый план выступает потребность в практическом действии. С начальных классов активно осуществляется работа по формированию творческой личности. У ребят обращают внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше, какая музыка по их мнению лучше и т.д. так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Развитие потребностно - мотивационной сферы в области формирования творческой личности учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества.

Старшеклассники начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении. Что для подростка искусство? Прежде всего, искусство исключительное средство самовыражения: оно способствует таким образом самоутверждению и пробуждению индивидуального мышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью воображения. К тому же эстетическое созерцание один из видов бескорыстно деятельности, которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду подняться над собой и открывает ему некий абсолют. На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются

в процессе учебной деятельности:

  • использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-аукционы, уроки-турниры, уроки-конкурсы и др.);

  • использование активных форм обучения: проблемные ситуации проблемные лекции; дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышлений вслух, диалогов; проведение деловых и имитационных игр; игровых и практических занятий;

  • проведение интегрированных занятий;

  • организация самостоятельной работы учащихся;

  • проведение исследований;

  • применение рейтинговой системы обучения;

  • использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий: аукционы знаний, сократовские беседы, конференции, круглые столы, открытые микрофоны, устные журналы);

  • применение разноуровневого контроля знаний;

в процессе внеучебной деятельности:

  • организация работы кружков, клубов, секций, факультативов различной направленности в соответствии с возможностями и запросами учащихся;

  • проведение предметных олимпиад, турниров знаний, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов художественной самодеятельности, спортивных соревнований, выставок, научных конференций.

2015 год в Башкортостане объявлен Годом литературы согласно подписанному Указу Президента Башкортостана Рустэма Хамитова в соответствии с Указом президента Путина "О проведении в Российской Федерации Года литературы".

Целью проведения Года литературы в Башкортостане в 2015 году является привлечение внимания общества к чтению и литературе, утраченному уже давно. Нелегкая задача предстоит нашему правительству по «реанимированию» интереса к литературе в свете современного уклада жизни.

Наш класс активно участвовал во всех мероприятиях посвящённых этому событию. Все литературные конкурсы, посещения библиотек, чтение книг были нами осуществлены. Воспитанники пригласили к себе в гости работников библиотеки. Мероприятия которое они представили нам было интересным, познавательным. Были приглашены и другие ребята из старших и младших классов.

Настоящим праздником для воспитанников школы-интерната №13 стало посещение Модельной библиотеки №2.

Во-первых, интеллектуальный ринг «Лабиринт для эрудита», который провели библиотекари, стал для ребят открытием Года литературы, и они смогли проявить свои знания о книгах и писателях. Практически каждый смог ответить хоть на один вопрос интереснейшей литературной викторины. Но самые точные и блестящие ответы дал Тимур, за что и получил главный приз - книгу.

Во-вторых, для детей это была первая экскурсия в современную модельную библиотеку, и они с восторгом и интересом рассматривали красочные стенды, выставки книг, журналы. Особенно было интересно в детском отделе: ведь здесь такие классные настольные игры, даже успели сыграть в «Поле чудес». В «отделе абонемента для взрослых» мальчиков заинтересовали книги о войне, ребята узнали, что здесь могут выбирать книги по душе не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки. Ну а больше всего ребятам понравился компьютерный зал, в котором так много современной техники, и, конечно же, есть Интернет.

Впечатлений у ребят было очень много. Было жаль, что время так быстро пролетает, и дети выразили желание приехать еще в такую красивую и интересную библиотеку.

Работники библиотеки постарались при помощи литературных игр -

превратить детей из пассивных читателей в активных и творческих, приобщить их к прекрасному миру литературы, ознакомить детей с лучшими произведениями детской литературы. Способствование развитию творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.

В конце года мы ещё планируем поездку в модельную библиотеку №9. Будем знакомиться с творчеством зарубежных авторов знаменитых классических произведений.

Список литературы

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие.- Екатеринбург, 1996

5. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы.- М.,1980.

6. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии.- М.,2005.

7. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2006

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998.

9. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в обучении.- М., 1996.

10. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990.



© 2010-2022