Программа психологического сопровождения детей группы риска

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа психологического сопровождения детей группы рискаГБОУ РМЭ «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ОВЗ VIII вида»





Согласовано:

Зам. по УР_________/Г.С. Ахмадуллина

«____»___________________2013г.

Утверждаю:

Директор школы________/А. В. Черезов

«____»__________________2013г.

















Программа психологического сопровождения

детей «группы риска»





Педагог - психолог:

Бахтина С.Э.









2013г.

Пояснительная записка

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения.

Одной из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике является организация работы детей с ограниченными возможностями здоровья «группы риска». Отсутствие должного внимания к этому вопросу ведет к конфликту на уровнях «подросток-учитель», «подросток-воспитатель», «подросток-подросток». Один из путей решения этой проблемы - организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников «группы риска».

В категорию детей «группы риска» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков совершающих правонарушения. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками (далее именуемыми «группа риска»).

Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке детей «группы риска».

Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, профилактика правонарушений, профилактика зависимого поведения стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для профилактики зависимостей, коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями «группы риска».

Цель: Создание условий для психологической помощи детям «группы риска» (в частности по поведенческим и социальным факторам). Профилактика отклонений в поведении детей с ОВЗ.

Задачи:

- Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.

- Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.

- Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.

- Повышение социально-психологической компетентности подростков развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

- Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.

- Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.

- Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Предлагаемая программа предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные.

1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.

2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.
А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать». (Макаренко А. С. Педагогичские сочинения. Т. 3, с. 158).
Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:

3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.
После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:

4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания.

Основные этапы организации работы:
1. Предварительный этап:
- ознакомление с запросом учителя, родителя на реабилитационную и абилитационную работу;
- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.
2. Этап первичной (вторичной) диагностики:

•тревожности (методика Филлипса);

•диагностика мотивации Лусканова;

•диагностика аддиктивных наклонностей;

•исследование агрессии по методике Б. Дарки


3. Этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий:
- беседы;
- проблемно-ориентированные тренинги;
- упражнения по саморегуляции;
4. Заключительный этап:
- итоговая диагностика подростков;
- индивидуальное консультирование подростков по их запросу;
- выступление психолога на педсовете школы;
- подведение итогов, выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных школьников.
Продолжительность занятий 40 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Общее в организации занятий
Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии - ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики - оценка своего настроения по пятибалльной шкале.
Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.
В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).
Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.
Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.









Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Цели и задачи

Форма работы

Кол-во
час.

1.Вводная часть

Проведение диагностического минимума на начальном этапе.
Теоретическая часть. Познакомить всех участников программы друг с другом, создать атмосферу доверительных и доброжелательных отношений, дать представление о значении общения в жизни человека.



Темы занятий:
1. «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».
2. «Общаться и не ругаться»
(навыки общения).

2



2


Практическая часть.

В игровой форме познакомить участников между собой и подготовить их к дальнейшей совместной работе.

Упражнения:
«Я - это…», «Разминка»,
«Интервью»,
«Обратное интервью»,
«Меня зовут… Я люблю себя за то, что…»,
«Моя пара»,
«Ураган» (разминка),
«Уличное знакомство», «Подключить соседа», «Просьба», «Комплименты»

2.Эмоциональ-ный блок.

Теоретическая часть. Познакомить подростков с психической природой человека: ощущением, восприятием, чувством, а также с базовыми эмоциями человека (негативными и позитивными).

Темы занятий:
1.»Наше ощущение, восприятие, иллюзии».
2. «В мире эмоций».
3. «Агрессия: быть или не быть?»
4. «Жизнь без стресса, страха и тревоги: чего и почему мы боимся?».

4

Практическая часть.Практическими приёмами и упражнениями научить школьников дифференцировать свои эмоции, прислушиваться к ощущениям собственного тела, его потребностям и возможностям. Развить умение рефлексивных навыков, а также работа с негативом и закрепление позитива.

Упражнения:
«Приветствие». «Ощущение моего тела». «Знакомство руками». «Слепец и поводырь». «Чувствование».
«Творческое восприятие».
«Конфликт эмоций».
«Чувства без слов». «Психогимнастика».
«Стенка на стенку». «Ругаться вслепую». «Зоопарк» (разминка). «Портрет твоего врага».
«Злая фигурка».
«Групповое приветствие». «Крепкий орешек».
«Молекулы» (разминка).
«Ужасно-прекрасный рисунок».
«Доверяющее падение».

3. Поведенческий блок.

Теоретическая часть.Познакомить старшеклассников с основным определением поведения и видами девиантного (отклоняющегося) поведения. В доступной и дозированной форме предоставить информацию о видах, свойствах и последствиях потребления психоактивных и психотропных веществ.
Обсуждение вопросов любви и секса в плане психического и физического здоровья.
Проблемное обсуждение темы жизни и смерти (профилактика суицидов).

Темы занятий:
1. «Свой среди чужих, чужой среди своих». (1 ч.)
(поведение человека в обществе).
2. «Кто такие «девианты» и почему с ними трудно?» (1 ч.)(о девиантном поведении детей и взрослых).
3. «Курить и пить - здоровью вредить!» (1ч.)
о деликвентном поведении подростков).
4. «Наркомания и токсикомания: - смерть после жизни». (1 ч.)
5. «Жить или не жить - вот в чём вопрос!». (1 ч.)
(профилактика суицида среди подростков).

5

Практическая часть.Выработать и скорректировать формы межличностного взаимодействия, развить способность гибко реагировать на ситуацию, научить адекватному поведению в различных условиях и разных группах. Сформировать негативное отношение к психоактивным и психотропным веществам, выработать навыки сопротивления групповому давлению. Отработать приёмы ответственного, уверенного и конструктивного поведения. Овладеть техникой перевода негативного состояния в позитивное.

Упражнения:
«Комплимент».
«Свой среди чужих, чужой среди своих».. «Отцы и дети» (ролевая игра).
«Ты мне нравишься тем…». «Приветствие». «Зубы и мясо».
«Конфликт». «Согнать со стула». «Необычное приветствие». «Мой организм». «Смерть в сигарете - смерть сигарете» (рисунок). «Групповое приветствие». «Антиреклама». «Сопротивление». «Между молотом и наковальней».
«Приветствие». «Паутина». «Марионетка». «Ангел-хранитель». «Степень риска». «Безопасное поведение».
«Комплимент».
«Три рыбы» (сказка-притча). «Ураган».
«Негативные идеи».

4.Когнитивный блок.

Теоретическая часть.
Активизировать подростков на дальнейшее конструктивное взаимодействие, закрепление рефлексивных навыков.

Подведение итогов работы группы

Тема занятия
Упражнения:
«Комплимент», Мои лучшие качества», «Портрет друга», «Декларация моей самоценности».

2

5. Заключительная часть

Диагностический минимум

2




Список литераторы:

1.Битянова М.Р. с соавторами. Организация психологической работы в школе - М., «Совершенство», 1998.

2.Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.

3.Дубровина М.В. с соавторами. Рабочая книга школьного психолога. М., «Просвещение», 1991.

4.Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков - М., «Академия», 1998.

5.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков - С.Пб., «Речь», 2003.

6.Краковский А.П. Трудный возраст - М., «Просвещение», 1966.

7.Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми (тренинг «Путешествие к собственным возможностям) - М., 1997.

8.Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения - М., «Просвещение», 1990.

9.Психокоррекционная программа работы с подростками: Методические рекомендации С.В. Семенцовой. - ИГПУ, 1998.

10.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»: Методическое пособие / Составители: Л.Г. Печерская, С.М. Ильина. - Иркутск, 2006.

11.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999.

12.Раттер М. Помощь трудным детям - М., 1999.

13.Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000.



© 2010-2022