Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7-9класс) «Развитие памяти у подростка»

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7- 9класс)

«Развитие памяти у подростка»


Ф.И.О. подростка______________________________________________________

Дата рождения___________________________

Возраст на начало занятий_________________

Результаты первичной психодиагностики:_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель индивидуальной программы: содействие развитию у подростка разных видов памяти, которые помогут ему более успешно справляться с процессом обучения.

Задачи программы:

  1. Получение представления об основных процессах и видах памяти.

  2. Обучение подростка распознаванию особенностей развития своей памяти.

  3. Знакомство и обучение основным приёмам запоминания.

Длительность программы: программа рассчитана на 18 часов, 1 раз в неделю, длительность занятия 45минут.

Срок реализации программы с ……………20… г. по……………20…. г.







Учебно-тематический план программы «Развитие памяти у подростка»


занятия

Дата

проведения

Цель занятия

(решаемые задачи)

Содержание (методы и приемы)

Отслеживание динамики

1

- ознакомление с основными процессами и видами памяти

- мотивирование подростка на работу

- выявление особенностей развития памяти

Беседа о значении памяти в жизни человека

Предоставление информации о видах памяти

Упражнение «Вспомни движения»

Обсуждение результатов диагностики памяти.

2

- знакомство с удобными способами запоминания

- закрепление способов запоминания на практическом материале

Знакомство с приёмами запоминания (Приём рифмы, составление фраз, приём «мест», приём «группировки»)

Рефлексия о приёмах, которые использует подросток, чтобы что-то запомнить.

Упражнение «Список дел»

3

- обогащение словарного запаса

- тренировка зрительной памяти

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Круговерть»

Упражнение «Высший пилотаж»

Упражнение «Игра-описание»

4

-развитие долговременной памяти

- увеличение объёма памяти

- развитие слуховой памяти

Упражнение «Запомнившиеся слова»

Упражнение «Как Суворов»

Упражнение «Переговори меня»

5

- развитие образной и зрительной памяти

- способствование развитию объёма памяти

Упражнение «Разноцветный лабиринт»

Упражнение «Интересный язык»

Упражнение «Рисование фигур»

6

- развитие словесной памяти

- обогащение словарного запаса

- развитие умения строить сложные предложения

- развитие образной памяти

Упражнение «На языке вертится»

Упражнение «Серпантин»

Упражнение «Интересное кино»

7

- развитие словесной, образной памяти,

- развитие воображения, мышления

- развитие слуховой и зрительной памяти

Упражнение «Кубики, буквы, слова»

Упражнение «Песни и стихи»

Упражнение «Телефонные номера»

8

- развитие логической памяти, зрительной и долговременной

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Развиваем память»

Упражнение «Вспомни группы»

Упражнение «Имена и лица»

9

- тренировка концентрации внимания

- развитие образной памяти

- развитие слуховой памяти

Упражнение «Что? Где? Сколько?»

Упражнение «Разноцветное упражнение»

Упражнение «Переговори меня»

10

- развитие образной памяти

- развитие зрительной памяти

- развитие ассоциативной памяти

Упражнение «Постарайся»

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Возникшие ассоциации»

11

- развитие ассоциативной памяти

- развитие зрительной памяти и воображения

Упражнение «Нарисуй по памяти»

Упражнение «Представь себе»

Упражнение «Дорисуй»

12

- развитие ассоциативной и образной памяти

- выработка устойчивых навыков к запоминанию

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Совсем нелогично»

Упражнение «Логичные ассоциации»

Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Дом. задание «Всё наоборот»

13

- развитие ассоциативной и зрительной памяти

- обогащение словарного запаса

- развитие умения упорядочивать запоминаемую информацию

Упражнение «Назови ассоциацию»

Упражнение «Отыщи картинки»

Упражнение «Весёлый художник»

Дом. задание «Воспоминания перед сном»

14

- развитие образной памяти

Упражнение «Вспомни предмет по памяти» (устно, в рисунке)

Упражнение «Игра-соревнование»

Дом. задание. «Фотографирование обстановки»

15

- развитие ассоциативной памяти с использованием приёма классификации

- развитие образной и двигательной памяти

Упражнение «Ассоциация»

Упражнение «Герои сказок»

Упражнение «Составь своё задание с героями»

Дом. задание «Изображение и движение»

16

- развитие образной и словесно-логической памяти

- развитие ассоциативной памяти

Упражнение «Пословицы»

Упражнение «Представляем и запоминаем»

Упражнение «Логичные ассоциации»

Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Дом.задание «Работа со стихотворением»

17

- развитие образной и словесно-логической памяти

- развитие опосредованной памяти

Упражнение «Устный портрет»

Упражнение «Путаница»

Дом. задание «Прогулка»

18

- подведение итогов работы

- выявление наиболее удобных способов запоминания для подростка

Рефлексия накопленного опыта и успешность применения его в жизни.

Выполнение заданий, позволяющих проследить динамику усвоения предложенного материала.

Список литературы:


  1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛДДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое ис­следование с элементами математической статистики.)

  2. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. М.: Педагогика, 1988.

  3. Преподавание психологии в школе, 3 - 11- й классы: Учебно-методическое пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

  4. Развиваем детскую память/ С.В. Кузнецова, Е.А. Терских. - Ростов н/Д; Феникс, 2011.


Диагностика.

Рекомендуется использовать методики (Немов Р.С):

- Методика «Оценка объёма слуховой памяти»

- Методика «Оценка объёма зрительной памяти» (Блейхер В.М., Крук И.В. Боков С.Н.)

- Методика «Уровень развития кратковременной и долговременной памяти »

- Методика «Запомни двухзначные числа»

Практический материал к занятиям.

Занятие № 1.

Цель занятия:

- ознакомление с основными процессами и видами памяти

- мотивирование подростка на работу

- выявление особенностей развития памяти

1.Беседа о значении памяти в жизни человека

Основное отличие памяти пятилетнего ребёнка, старшеклассника и взрослого - различные формы использования своих способностей. Взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки, кон­спекты, план, т.е. прибегают к приемам мнемотехники, вклю­чая механизм опосредованной памяти.

Развитие памяти, конечно, связано со здоровьем челове­ка, с возрастом и, к сожалению, имеет тенденцию к сниже­нию. Понятно, что память ухудшается при недосыпании, ус­талости, физическом недомогании. Но даже в зрелом возра­сте, после 65-70 лет, у людей, занимающихся интеллекту­альной творческой деятельностью, память долго «не стареет».

2.Предоставление информации о видах памяти.

Виды памяти:

- двигательная

- эмоциональная

- образная (наглядно-образная)

  • Зрительная

  • Слуховая

  • Обонятельная

  • Осязательная

  • Вкусовая

- словесно-логическая.

Также память делиться на непроизвольную и произвольную, кратковременную и долговременную, механическую и смысловую (логическую)

3.Упражнение «Вспомни движения»

Хорошо ли ты запоминаешь разные движения? Попробуй как можно точнее показать, как…

- ударяют молотком по гвоздю;

- бежит конькобежец;

- мама моет посуду;

- передвигается маленький ребёнок, который ещё только учиться ходить.

…..

Занятие № 2.

Цель занятия:

- знакомство с удобными способами запоминания

- закрепление способов запоминания на практическом материале



1.Знакомство с приёмами запоминания (Приём рифмы, составление фраз, приём «мест», приём «группировки»)

- составление рифмы на запоминание чего-либо

- составление фраз: Пример: чтобы запомнить цвета радуги («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

приём «мест» (чтобы запомнить список вещей каждую помещают на определённое место: холодильник, шкаф и т.д.)

- приём «группировки» (чтобы запомнить какие-то предметы можно объединить их в несколько групп).

2.Рефлексия о приёмах, которые использует подросток, чтобы что-то запомнить.

3.Упражнение «Список дел».

Проведи эксперимент. Попробуй составить два списка. В одном запиши те дела, которые уже сделал. А в другом - те которые не смог завершить по каким-либо причинам. Каких действий тебе удалось вспомнить больше, завершённых или незавершённых?

Занятие № 3.

Цель занятия:

- обогащение словарного запаса

- тренировка зрительной памяти

- увеличение объёма памяти



1.Упражнение «Круговерть»

Цель: развитие памяти, увеличение объема памяти.

В игре принимают участие несколько человек. Все встают в круг, ведущий дает задание: по очереди поприветствовать всех не только словом, но и каким-либо жестом, движением. Первый человек приветствует всех и показывает свое движе­ние, второй должен повторить приветствие и движение пер­вого и поприветствовать и показать свое движение, третий игрок произносит приветствие и показывает движение перво­го и второго участников. Затем говорит свое приветствие и показывает свое движение и т.д.

Примечание: задания могут быть разными. Назовите свое имя и покажите какой-либо жест; назовите животное и пока­жите движение, которое ему присуще.

2.«Запомнившиеся слова»

Цель: развитие долговременной памяти, увеличение объе­ма памяти.

Ведущий предлагает послушать и записать слова, которые запомнил игрок. Слова: вагон, принцесса, акватория, ки­лометр, заря, бракосочетание, пингвин, эгоизм, праздник, телефон. Затем ведущий дает установку:

- Слова, которые сейчас будут прочитаны, нужно запом­нить, а записывать их будем через неделю.

Слова: осина, чебурек, асфальт, крокодил, драка, сим­фония, сейф, термометр, геометрия, танк, вывод. Затем ведущий просит написать запомнившиеся слова.

Сравнивается количество слов, записанных после установ­ки на долговременное запоминание, с количеством слов, за­писанных в первый раз. Сделать выводы о влиянии установ­ки на запоминание.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, чет­ко, не торопясь, между каждым словом делать паузу 1-2 се­кунды.

3.Упражнение «Высший пилотаж»

Цель: увеличение объема памяти.

Для того чтобы запомнить и понять текст научной статьи, нужно следовать некоторым правилам:

♦ прочитайте первый абзац статьи;

♦ найдите в словаре толкование неизвестных слов;

♦ через 5-7 минут прочитайте первый абзац еще раз и постарайтесь пересказать его своими словами;

♦ запишите коротко главную мысль первого абзаца;

♦ прочитайте второй абзац;

♦ найдите в словаре толкование неизвестных слов;

♦ через 5-7 минут прочитайте второй абзац еще раз и по­старайтесь пересказать его своими словами;

♦ запишите коротко главную мысль второго абзаца;

♦ прочитайте всю статью;

♦ перескажите статью, опираясь на записанные тезисы.

4.Упражнение «Игра-описание».

Цель: обогащение словарного запаса, тренировка зрительной памяти и воображения.

Ведущий показывает написанное на карточке слово, просит игрока прочитать его, представить внешний вид этого предмета, его запах, вкус, и вслух описать этот предмет. Например: апельсин - круглый, оранжевый цвета, сочный, ароматный, сладкий с косточками. Слова для игры: снег, линейка, окно, подушка, кот, зубная паста, лист бумаги, куртка, ёжик, лимонад, тропинка.



Занятие № 4.

Цель занятия:

-развитие долговременной памяти

- увеличение объёма памяти

- развитие слуховой памяти

1.Упражнение «Запомнившиеся слова»

Цель: развитие долговременной памяти, увеличение объе­ма памяти.

Ведущий предлагает послушать и записать слова, которые запомнил игрок. Слова: метр, варежка, сосна, кофе, скорость, печаль, варенье, празднование, игрушка, кольцо. Затем ведущий дает установку:

- Слова, которые сейчас будут прочитаны, нужно запом­нить, а записывать их будем через неделю.

Слова: карта, ландыш, золото, ствол, ракета, книга, вода, ночь, расстояние, метла. Затем ведущий просит написать запомнившиеся слова.

Сравнивается количество слов, записанных после установ­ки на долговременное запоминание, с количеством слов, за­писанных в первый раз. Сделать выводы о влиянии установ­ки на запоминание.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, чет­ко, не торопясь, между каждым словом делать паузу 1-2 се­кунды.

2.Упражнение «Как Суворов»

Цель: развитие долговременной памяти, увеличение объе­ма памяти.

Для того чтобы запоминать имена людей быстрее, прочнее и точнее, следует соблюдать основные принципы запомина­ния имен:

♦ при знакомстве с человеком правильно услышать и вос­принять его имя и фамилию;

♦ в течение 20-30 секунд после восприятия имени повто­рять его несколько раз;

♦ в процессе повторения превратить имя в наглядный об­раз, т.е. связать имя с образом человека, с особенно­стями его внешности или поведения;

♦ несколько раз повторить наглядный образ имени, это способствует более прочному закреплению имени чело­века в памяти.

3.Упражнение «Переговори меня»

Цель: развитие умения концентрироваться, развитее слуховой памяти.

Ребёнку предлагается повторить скороговорку, сначала медленно, чтобы её запомнить, потом быстро и без ошибок.

  1. Семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  3. От топота копыт пыль по полю летит.

  4. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  5. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

  6. Дятел ель долбил-долбил, ствол у ели толстый был.

  7. Из кузова в кузов перегружали арбузы, в грозу от груза сломался кузов.



Занятие № 5.

Цель занятия:

- развитие образной и зрительной памяти

- способствование развитию объёма памяти



1.Упражнение «Разноцветный лабиринт»

Цель: развитие образной памяти, способствование разви­тию увеличения объема памяти.

Материал: поле с расчерченными и пронумерованными 36 клетками разных цветов: 9 красных клеток, 9 синих кле­ток, 9 желтых клеток, 9 серых клеток; фишки красная, си­няя, желтая и серая по 1 штуке (Приложение 14).

В игру играют три человека. Ведущий предлагает каждому игроку в начале игры выбрать фишку. Какого цвета выпадет фишка, такого цвета ячейки и нужно будет запоминать. Пе­ред игроками на 30 секунд открывается квадрат с цифрами от 1 до 36, каждая написана в квадратике своего цвета.

Задание: запомни номера ячеек своего цвета. Через 30 секунд поле закрывается; игроки по очереди на­зывают номера своих ячеек; за каждую правильную ячейку -

2 балла, за неправильную минус 1 балл. Выигрывает тот, кто наберет большее количество баллов.

2.Упражнение «Интересный язык»

Цель: развитие словесной памяти.

Материал: карточки с «иностранными словами» для каж­дого, листы бумаги, ручки или карандаши.

- Сегодня нам предстоит выучить новый язык и с его по­мощью пообщаться.

Раздаются карточки с «иностранными» словами.

Задание: составьте предложения: У меня зазвонил телефон. Все люди братья. У меня в кармане рубль. Наше здоровье в наших руках. Держи телефон в кармане. Здоровье за рубль не купишь.

Обратить внимание на то, что у каждого слова есть пере­вод, первая часть - русское слово, 2 часть - иностранное слово. Нужно запомнить иностранные слова.

Примечание: в следующей игре предложения и «иностран­ный язык» можно придумывать самим. Игру можно прово­дить, разбившись на команды, и переводить предложения на время.

Карточка с «иностранными» словами:

Здоровье - люб

у - би

Рубль - шан

меня - кус

Зазвонил - рич

наше - икш

Не-бут

за - виг

Люди - МИШ

все - уг

Телефон - даб

братья - баг

В - мур

кармане - нарш

Держи - юр

руках - хаз

Купишь - люм

наших - бол

Например: У меня зазвонил телефон. - Би кус рич даб.

Ответы:

Все люди братья - уг миш баг.

У меня в кармане рубль - би кус шан.

Наше здоровье в наших руках - икш люб мур бол хаз.

Держи телефон в кармане - юр даб мур нарш.

Здоровье за рубль не купишь - люб виг шан бут люм.

3.Упражнение «Рисование фигур»

Цель: Развитие зрительной памяти и концентрации внимания.

Материал: нарисованные на отельных листах простые геометрические фигуры, например: прямоугольный треугольник; овал; окружность, вписанная в квадрат; треугольник с окружностью внутри; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю и др.

Ведущий показывает одну за другой 6-7 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется 5-6 секунд. Просмотрев все фигуры, подросток в течение 2 минут на своём листе бумаги рисует по памяти увиденное.

Занятие № 6.

Цель занятия:

- развитие словесной памяти

- обогащение словарного запаса

- развитие умения строить сложные предложения

- развитие образной памяти

1.Упражнение «На языке вертится»

Цель: развитие словесной памяти, обогащение словарного запаса.

Материал: листы бумаги, карандаши или ручки для каж­дого игрока.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, чет­ко, не торопясь.

Ведущий зачитывает слово и просит игроков в течении 1 минуты к этому слову подобрать и записать как можно боль­ше синонимов - слов, схожих по значению.

Слова: сильный ветер; переживание; холодный; весельчак; слабохарактерный; тайна; нежность; долго; красиво; бежать; смотреть; хорошо; говорить; большой и т.д.

Затем каждый игрок по очереди зачитывает слова-синони­мы, которые он написал, остальные слушают и сравнивают со своими словами.

2.Упражнение «Серпантин»

Цель: развитие словесной памяти, развитие умения стро­ить сложные предложения.

Игроки рассаживаются по кругу. Ведущий произносит фра­зу. Каждый игрок продолжает эту фразу в пределах одного предложения.

Например: Я слушаю музыку.

♦ Я слушаю громкую музыку.

♦ Я слушаю громкую музыку дома.

♦ Я слушаю громкую музыку дома, когда нет родителей.

♦ Я слушаю громкую музыку дома с друзьями, когда нет родителей. И т.д.

3.Упражнение «Интересное кино»

Цель: развитие образной памяти.

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

  1. Скрежет машины.

  2. Малиновое варенье.

  3. Котёнок, греющийся на солнышке.

  4. Партизан, пробирающийся по лесу.

  5. Бушующие волны моря.

  6. Сирень, цветущая под окном.

  7. Новогодний подарок под ёлкой.

  8. Пожар в соседнем доме.

  9. Громкий лай собаки.

  10. Мальчик, ворующий кошелёк у старушки.

А теперь вспомните и запишите названия картинок, которые вы себе представили. Если ребёнок вспомнил более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Инструкция для ведущего: предложения произносить громко, чётко, не торопясь, между каждым предложением делать паузу 1-2 секунды.



Занятие № 7.

Цель занятия:

- развитие словесной, образной памяти,

- развитие воображения, мышления

- развитие слуховой и зрительной памяти

1.Упражнение «Кубики, буквы, слова»

Цель: развитие памяти, воображения и мышления.

Материал: 10 кубиков с буквами, мешочек для кубиков, листы бумаги, карандаши или ручки на каждого.

Ведущий высыпает из мешочка кубики; выпадают различ­ные буквы. Кубики с выпавшими буквами выкладываются перед игроками в ряд, за одну минуту из них нужно составить как можно больше возможных слов-существительных в един­ственном числе. Затем игроки слова зачитывают, подсчиты­вают их, исправляют ошибки в словах. И игра продолжается дальше. Ведущий складывает кубики в мешочек, перемеши­вает их, высыпает. Появляется новый набор букв, из кото­рого нужно составить как можно больше слов за одну минуту.

Например: выпавшие буквы О, Т, К, О, Ф, А, У, Д, М, С.

Задание: составить из них слова: откос, коса, мода, дом, фото, акт, дума, факт, суд, утка, фокус, код, кот, дока, мак, сом, сок, сук, ток, сад, сода и т.д.

2.Упражнение «Песни и стихи»

Цель: развитие словесной и образной памяти.

Ведущий называет слово, а игроки должны вспомнить и спеть песню, в которой есть это слово или рассказать стихо­творение, в котором встречается это слово.

Слова: рябина, снег, руки, тучи, река, глаза, снегопад, город, свадьба, рассвет, колдун, бусы, сон, весна, море, даль, черемуха и т.д.

3.Упражнение «Телефонные номера»

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти, концентрации внимания.

Материал: у каждого карандаш и несколько листов бумаги.

Ведущий записывает на своём листе 5 цифр, затем чётко их произносит. Затем игрок записывает услышанные цифры в том же порядке, в каком они были произнесены. Затем предъявляются ведущим записанные цифры. И игрок должен их повторить на листе бумаги.

Начинается игра с однозначных чисел, затем двухзначных, и трёхзначных.

Занятие № 8.

Цель занятия:

- развитие логической памяти, зрительной и долговременной

- увеличение объёма памяти

1.«Имена и лица»

Цель: увеличение объема памяти, развитие зрительной и долговременной памяти.

Материал: 30-40 фотографий лиц, вырезанных из журна­лов; на обратной стороне каждой фотографии написано имя.

1вариант: ведущий показывает игроку фотографию че­ловека и произносит его имя. Игрок внимательно рассматри­вает фотографию, повторяет имя; запоминает лицо и имя, мысленно их соединив.

Ведущий откладывает эту фотографию, но не убирает ее совсем; показывает другую фотографию и называет имя. Так. происходит со всеми фотографиями. Затем фотографии лиц перемешиваются, ведущий просит припомнить установленные связи имени и лица на фотографии, называя имена.

Примечание: начинать проводить игру с 10 фотографий, затем количество фотографий постепенно увеличивать.

2вариант: через час или на следующий день ведущий про­сит припомнить установленные связи имени и лица на фото­графии, называя имена.

2.Упражнение «Развиваем память»

Цель: развитие логической памяти.

Материал: листы бумаги, карандаши или ручки для каждо­го игрока.

Ведущий предлагает послушать и запомнить предложения.

Инструкция для ведущего: предложения произносить гром­ко, четко, не торопясь, между каждым предложением делать паузу 1-2 секунды.

1. Романские языки возникли в Европе.

2. Планета Земля движется вокруг Солнца.

3. Без воды человек не выживет.

4. Древние греки носили бороды.

5. Животные не могут разговаривать.

6. Бензин - это смесь углеводородов.

7. Сон - лучшее лекарство.

8. Курение вредит вашему здоровью.

9. Летом все деревья зеленые.

10. Киты - это не рыбы, а млекопитающие.

11. Воинские законы суровы и неумолимы.

12. Невозможно представить городские улицы без свето­форов.

13. В недрах Земли кипит раскаленная магма.

14. Ураганы, шквалы, смерчи - вот названия разбушевав­шегося ветра.

Затем ведущий зачитывает только начало предложения, игроки записывают его окончание.

1. Романские языки...

2. Планета Земля...

3. Без воды...

4. Древние греки.,.

5. Животные...

6. Бензин - это...

7. Сон -...

8. Курение...

9. Летом...

10. Киты - это...

11. Воинские законы...

12. Невозможно представить...

13. В недрах Земли...

14. Ураганы, шквалы, смерчи...

3.Упражнение «Вспомни группы»

Цель: развитие логической памяти при помощи слухового и зрительного анализаторов.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, чет­ко, не торопясь.

Ведущий показывает и называет одну за другой 25 карти­нок: коньки, электродрель, скорая помощь, скейтборд, ве­лосипед, гитара, шахматы, мотоцикл, труба, автобус, но­жовка, балалайка, легковой автомобиль, плоскогубцы, бу­бен, настольный теннис, отвертки, трактор, дартс, скрип­ка, бульдозер, кисть, барабан, молоток, экскаватор.

Игрок рассматривает каждую картинку в течении 4-5 се­кунд. Затем, ведущий просит вспомнить и записать, какие картинки запомнили:

♦ группа картинок музыкальных инструментов;

♦ группа картинок инструментов домашнего мастера;

♦ группа картинок спортивного инвентаря;

♦ группа картинок транспорта.

Занятие № 9.

Цель занятия:

- тренировка концентрации внимания

- развитие образной памяти

- развитие слуховой памяти

1.Упражнение «Что? Где? Сколько?»

Цель: тренировка концентрации внимания, развитие об­разной памяти.

На столе разложить много разных вещей: карандаши, кни­ги, ножницы, листы бумаги, игрушки, монеты разного до­стоинства, крупные и мелкие пуговицы, значки с разными надписями и т.д.

Задание: внимательно рассмотреть предметы, расположен­ные на столе, запомнив, что где лежит. Затем закрыть глаза, сконцентрироваться и ответить на вопросы ведущего:

♦ Вспомни, сколько всего было предметов.

♦ Каковы их форма, цвет, размер?

♦ Какие надписи на значках?

♦ Какого достоинства монеты?

♦ Каково расположение предметов, что возле чего лежит?

2.Упражнение «Разноцветное упражнение»

Цель: развитие образной памяти.

Материал: палочки двух цветов, не более 10 штук, пуго­вицы разных цветов, не более 10 штук.

Ведущий сообщает игроку о том, что сейчас он бросит на стол некоторые предметы, нужно постараться их запомнить. Затем ведущий бросает палочки и пуговицы на стол и через 3-4 секунды накрывает их листом, просит игрока закрыть гла­за, представить разбросанные предметы и ответить на вопро­сы. Сколько палочек на столе? Сколько красных пуговиц?

Примечание: предметы для «разбрасывания» могут быть разными: фишки, геометрические фигурки, мелкие игрушки и т.д. Вопросы могут быть другими:

♦ Сколько всего предметов на столе?

♦ Какого цвета палочка лежит рядом с синей пуговицей? И т.д.

3.Упражнение «Переговори меня»

Цель: развитие умения концентрироваться, развитие слуховой памяти.

Ребёнку предлагается повторить скороговорку, сначала медленно, чтобы её запомнить, потом быстро и без ошибок.

  1. Семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  3. От топота копыт пыль по полю летит.

  4. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  5. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

  6. Дятел ель долбил-долбил, ствол у ели толстый был.

  7. Из кузова в кузов перегружали арбузы, в грозу от груза сломался кузов.

Занятие № 10.

Цель занятия:

- развитие образной памяти

- развитие зрительной памяти

- развитие ассоциативной памяти

1.Упражнение «Постарайся»

Цель: развитие образной памяти, развитие зрительной па­мяти.

Посмотрите внимательно на картинку, постарайтесь рас­смотреть и запомнить все детали как можно лучше. Картинка убирается.

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7- 9класс) «Развитие памяти у подростка»

А теперь посмотрите на эту картинку, постарайтесь вспом­нить, что не дорисовал художник и дорисовать. Сравните картинки!

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7- 9класс) «Развитие памяти у подростка»

2.Упражнение «Найди отличия»

Цель: развитие волевых качеств, образной и зрительной памяти.

Подготовьте по две картинки с одним сюжетом, но имею­щие отличия. Задание: найди 10 отличий.

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7- 9класс) «Развитие памяти у подростка»

3.Упражнение «Возникшие ассоциации»

Цель: развитие ассоциативной памяти.

В течение минуты после того, как ведущий называет сло­во, игроки записывают на своих листах все ассоциации, свя­занные с этим словом, которые у них возникли. Слово, на­зываемое ведущим, не записывать.

Слова: пчела, морозный, библиотека, слуга, герой, са­харный, трамплин, агроном, энергия, скука, тарарам, изба, глагол, личность, мир, богатство, мед, ласковый, плакса, парадокс, шляпа, гигант, попугай, дым.

Затем ведущий просит по записанным ассоциациям вос­становить слова задания.

Занятие № 11.

Цель занятия:

- развитие ассоциативной памяти

- развитие зрительной памяти и воображения

1.Упражнение «Нарисуй по памяти»

Цель: развитие образной и зрительной памяти.

Перед игроком кладется рисунок. Ведущий предлагает в течение одной минуты рассмотреть его внимательно, поста­раться запомнить все детали, затем рисунок убирается и веду­щий просит нарисовать рисунок по памяти.

После рисования ведущий показывает игроку оригинал рисунка. Сравнивается результат.

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7- 9класс) «Развитие памяти у подростка»

2.Упражнение «Представь себе»

Цель: формирование ассоциативной памяти.

К каждому слову, названному ведущим, представить зри­тельный образ, который вызывает ассоциацию с этим сло­вом. Например, слово «время» вызывает зрительную ассоциа­цию - «часы». Игрок представляет зрительный образ, затем записывает его на листе бумаги. После того, как будут назва­ны все слова и записаны все образы, листок переворачивается и ведущий снова дает задание: к каждому слову представить зрительный образ и записать его. Слова при этом зачитывает те же, в том же порядке, но игрок не старается вспомнить то, что он писал в первом случае. В конце задания сравниваются первые ассоциации со вторыми. Делаются выводы.

Сумерки Война Чудо

Чаепитие Ракушка Пламя

Любовь Богатство Измерение

Колодец Конституция Ноты

Дрова Пещера Музей

Бедность Закат Кофе

Тюлень Вечность Украшение

3.Упражнение «Дорисуй»

Цель: развитие зрительной памяти и воображения.

Оборудование: должно быть две картинки с небольшими отличиями.

Предлагается рассмотреть картинку (№1), все детали. А теперь посмотри на эту картинку (№2), постарайся вспомнить, что забыл нарисовать художник, и дорисуй. Сравни картинки!



Занятие № 12.

Цель занятия:

- развитие ассоциативной и образной памяти

- увеличение объёма памяти

- выработка устойчивых навыков к запоминанию

1.Упражнение «Совсем нелогично»

Цель: развитие ассоциативной памяти, выработка устой­чивых навыков к запоминанию.

Материал: листы бумаги и карандаши для каждого игрока.

Ведущий предлагает записать несколько слов, логически не связанных. Затем просит игроков придумать ассоциации, которые могли бы связать эти слова и записать их на своем листе бумаги. Игроки записывают ассоциацию, которая при­шла им на ум. Затем каждый игрок зачитывает свои малень­кие истории.

♦ кукуруза, асфальт, троллейбус, вата;

♦ конкурс, магнит, антоним, грабли, ворота;

♦ диван, механизм, туча, кинжал, аэропорт, любовь;

♦ дракон, варенье, орден, книга, изобретение, окружность.

2.Упражнение «Логичные ассоциации»

Цель: развитие образной памяти.

Взрослый зачитывает слова. Ребёнок должен запомнить их попарно. Затем зачитываются только первые слова каждой пары, а ребёнок записывает второе слово.

Материал: ножницы - резать, барабан - музыкант, машина - дорога, письмо - почта, заяц - морковь, зонт - дождь, цветы - ваза, солнце - жара, звонок - урок, лестница - высота, кастрюля - суп, кнопка - пуск, глаза - смотреть, клоун - цирк.

3.Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Цель: развитие образной памяти.

Взрослый зачитывает слова. Ребёнок должен запомнить их попарно. Затем зачитываются только первые слова каждой пары, а ребёнок записывает второе слово.

Материал:ручка - комар, осень - кольцо, тыква - сюрприз, часы - верёвка, страус - дерево, луч - моль, трамвай - соловей, теремок - ладонь, топор - вулкан, крылья - каша, чай - город, дым - кочка.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, чётко, не торопясь, между каждым словом делать паузу 1-2 секунды.

4.Дом. задание «Всё наоборот»

Цель: активизация обоих полушарий мозга, способствование увеличению объёма памяти.

Попробуйте 1-2 раза в неделю делать всё наоборот: чистить зубы левой рукой, держать «неправильно» ложки и вилки, писать в черновике не той рукой, ходить вперёд спиной.





Занятие № 13.

Цель занятия:

- развитие ассоциативной и зрительной памяти

- обогащение словарного запаса

- развитие умения упорядочивать запоминаемую информацию

1.Упражнение «Назови ассоциацию»

Цель: развитие ассоциативной памяти, обогащение словар­ного запаса.

Ведущий зачитывает слово, игрок называет первую, при­шедшую в голову ассоциацию.

Например: кресло - мягкое, поезд - ехать и т.д.

Тетрадь Аккуратность Тиран

Фломастер Патриотизм Дружба

Чучело Очередь Жадность

Термометр Болото Пятно

Власть Микроб Орел

Болезнь Закон Справедливость

Слава Светофор Враг

Голод И фа Стадион

Мишень Тапочки Простор

Компьютер Сила Снегопад

Веселье Смысл Кораблекрушение

Свобода Привычка День

Гроза Кольцо Великодушие

Везение Больница Лень

Сердце Адмирал Музыка

2.Упражнение «Отыщи картинки»

Цель : развитие памяти, развитие умения упорядочивать запоминаемую информацию.

Подростку предлагается заметить предметы, изображённые на 5-6 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их изображение на 15-20 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок увеличивают.

3.Упражнение «Весёлый художник»

Цель: развитие зрительной памяти.

Подростку показывают 6-7 геометрических фигур, а потом просят нарисовать на бумаге те, что он запомнил, учитывая их размер и цвет.

4.Дом. задание «Воспоминания перед сном»

1.Сегодня перед сном вспомните все лица и предметы, с которыми сталкивались за день.

2.Припомните слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня.

3.Вспомните последний урок. Вспомните ответы, выступления, манеры, жесты ораторов.

Занятие № 14.

Цель занятия:

- развитие образной памяти

1.Упражнение «Вспомни предмет по памяти» (устно, в рисунке)

Цель: развитие образной памяти

Перед собой поставьте какой - либо предмет. Спокойно смотрите на него несколько минут. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях. Уберите предмет. Опишите его или сделайте рисунок.

2.Упражнение «Игра-соревнование»

Цель: развивать умение закреплять в памяти зрительный образ, учить оперативно определять отличительные признаки предмета, передавать зрительный образ с помощью образной речи.

Рассмотреть в течение 20 секунд изображение архитектурного здания, мультипликационного героя, старинного оружия, репродукцию картины известного художника и т.д. Каждый называет один из признаков, характерных этому изображению.

3.Дом. задание. «Фотографирование обстановки»

1) Зайди в незнакомую комнату.

2)Быстро осмотри обстановку и «сфотографируй» в уме как можно большее количество характерных черт и предметов.

3) Выйди и запиши всё, что видел. Сравни записанное с оригиналом.



Занятие № 15.

Цель занятия:

- развитие ассоциативной памяти с использованием приёма классификации

- развитие образной и двигательной памяти

1.Упражнение «Ассоциация»

Цель: развитие ассоциативной памяти с использованием приёма классификации.

Оборудование: предлагаются картинки, между которыми можно найти связь. Например, ложка связана с тарелкой, птица с деревом и т.д. А затем демонстрируется одна картинка, другую надо вспомнить.

2.Упражнение «Герои сказок»

Цель: развитие ассоциативной памяти.

Перед подростком раскладываются картинки героев сказок: лягушку, Золушку, волка, Бабу Ягу, Буратино, лису и т.д. И картинки с предметами и героями , с которыми они взаимосвязаны: стрела, туфелька, ступа, козлёнок, ключик, колобок и т.д.

3.Упражнение «Составь своё задание с героями»

Цель: развитие ассоциативной памяти.

Аналогичное задание, только подросток должен сам придумать героев и предметы с ними связанные. «Придумай, задание для другого».

4.Дом. задание «Изображение и движение»

1)Представьте, что изучаете изображение, например, движущегося автомобиля.

2)Вызовите при этом характерные звуковые ощущения.

3)Делайте это всегда, когда нужно что-то основательно запомнить.



Занятие № 16.

Цель занятия:

- развитие образной и словесно-логической памяти

- развитие ассоциативной памяти

1.Упражнение «Пословицы»

Цель: развитие словесно-логической памяти.

Поиграем в пословицы, которые ты хорошо знаешь. Я буду говорить начало пословицы, а ты должени её продолжить. Итак:

  1. Ученье свет, а неученье тьма.

  2. В гостях хорошо - дома лучше.

  3. Все за одного - один за всех.

  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  5. Старый друг лучше новых двух.

  6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  7. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  8. Что посеешь, то и пожнёшь.

  9. Терпенье и труд всё перетрут.

  10. Под лежачий камень вода не течёт.

Примечание: чтобы усложнить задание, можно произносить окончание пословицы, а подросток должен вспомнить начало.

2.Упражнение «Представляем и запоминаем»

Цель: развитие образной и словесно-логической памяти.

Любой текст можно представить мысленными образами. Читаем вслух подростку стихотворение:

Ночь. Мороз. Сверкают в звёзды.

С высоты небес,

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна, из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звёзды гаснут, с неба льются бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

(Н.Хвостов)

Для тог чтобы быстро и правильно запомнить стихотворение:

  • прочитай внимательно его первую строчку;

  • закрой глаза и нарисуй в мыслях то, что ты прочитал, почувствуй это;

  • сделай так с каждой строчкой стихотворения;

  • затем нужно вспомнить стихотворение, мысленно представляя образы;

  • перечитать стихотворение вслух ещё раз, вслушиваясь в звучание слов.

3.Упражнение «Логичные ассоциации»

Цель: развитие образной памяти.

Взрослый зачитывает слова. Ребёнок должен запомнить их попарно. Затем зачитываются только первые слова каждой пары, а ребёнок записывает второе слово.

Материал: нож - резать, скрипка - музыкант, велосипед - дорога, посылка - почта, лошадь - овёс, плащ - дождь, роза - ваза, лето - жара, звонок - перемена, лестница - дом, кастрюля - крышка, кнопка - звонок, глаза - видеть, клоун - смех.

4.Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Цель: развитие образной памяти.

Взрослый зачитывает слова. Ребёнок должен запомнить их попарно. Затем зачитываются только первые слова каждой пары, а ребёнок записывает второе слово.

Материал:ручка - комар, осень - кольцо, тыква - сюрприз, часы - верёвка, страус - дерево, луч - моль, трамвай - соловей, теремок - ладонь, топор - вулкан, крылья - каша, чай - город, дым - кочка.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, чётко, не торопясь, между каждым словом делать паузу 1-2 секунды.

5.Дом.задание «Работа со стихотворением»

1) Возьмите любое стихотворение.

2)Выделите в нём фразы.

3)К каждой фразе поставьте несколько вопросов. Делайте это каждый раз, когда вам нужно что-то хорошо запомнить.



Занятие № 17.

Цель занятия:

- развитие образной и словесно-логической памяти

- развитие опосредованной памяти

1.Упражнение «Устный портрет»

Перед собой поставьте какой - либо предмет. Спокойно смотрите на него несколько минут. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали. Закройте глаза. Повторяйте до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.

2.Упражнение «Путаница»

Цель: развитие логической, опосредованной памяти.

Несколько коротких предложений оказались разрезанными на две части. Вот эти предложения:

  1. Скворцы прилетают весной.

  2. Букет полевых цветов.

  3. Карандаш оставил след на бумаге.

  4. Морозные узоры на стекле.

  5. Богатыри защищают Родину от врага.

  6. Мальчик разбил чашку.

  7. Сегодня весёлое утро.

  8. Царевна спит глубоким сном.

  9. Папа пилит дрова.

  10. На поляне созрела ягодка земляничка.

Перед подростком раскладываются карточки с разрезанными предложениями, предлагается их вспомнить и составить все предложения в таком виде, в каком они были прочитаны.

3.Дом. задание «Прогулка»

1)Определите себе маршрут движения от пункта А до пункта Б.

2)Пройдите пешком этот путь, замечая все яркие приметы.

3) Составьте карту необычных примет.



Занятие № 18.

Цель занятия:

- подведение итогов работы

- выявление наиболее удобных способов запоминания для подростка

1.Рефлексия накопленного опыта и успешность применения его в жизни

- вспомни, пользовался ли ты когда-нибудь такими приёмами запоминания, с которыми ты познакомился? В каких случаях?

- какими ещё приёмами ты специально пользуешься, чтобы что-то запомнить?

- как запоминаются считалки? Вспомни одну из них.

- какие из рассмотренных на занятиях заданий тебе особенно понравились, пригодились?

2.Выполнение заданий, позволяющих проследить динамику усвоения предложенного материала.

- дайте оценку своей наблюдательности и памяти.





Диагностика развития памяти.


Методика «Оценка объема слуховой памяти»

Цель: выявить уровень развития слуховой памяти.

Задание 1.

Подготовить карточку с серией из 30 слов.

картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, ружье, туча, охотник, лягушка, белка, слива, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, карандаш, самокат, уксус, цветок, гриб, небо, спичка, пробка, отель, сковорода.

Инструкция: называть слова с интервалом в 2 секунды од­но за другим, сделать паузу в 10 секунд и попросить назвать услышанные слова в любом порядке. Инструктор должен от­метить названные слова на карточке, чтобы потом точнее под­считать результат.

Оценка результатов:

100% при воспроизведении 20-22 слов; 80% при воспроизведении 16-17 слов; 60% при воспроизведении 13-14 слов; 40% при воспроизведении 12-13 слов; 20% при воспроизведении 10-11 слов.

Выводы об уровне развития:

20-22 правильно названных слова соответствуют очень вы­сокому уровню;

16-19 правильно названных слов соответствует высокому уровню;

15-13 правильно названных слов соответствуют среднему уровню;

10-12 правильно названных слов соответствуют уровню ниже среднего;

9-0 правильно названных слов соответствуют низкому уров­ню развития зрительной памяти.

Задание 2.

Материал: лист бумаги и ручка.

Инструкция: сейчас я буду называть разные слова и пред­ложения и после этого делать паузу в 20 сек. Во время этой паузы нужно на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит запомнить и затем легко воспро­извести те слова, которые я произнес. Рисунки или записи старайтесь делать за время паузы.

Зачитать слова и выражения: Дом. Палка. Дерево. Пры­гать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

Оценка результатов:

1 балл - за правильно названное слово или выражение;

0,5 балла за приблизительно верное выражение, которое передано другими словами, например, сказано «челнок плы­вет», а правильно «лодка плывет по реке»;

0 балла - неверный ответ.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая па­мять;

0-1 балл - слабо развитая опосредованная слуховая па­мять.

Методика «Оценка объема зрительной памяти»


(Блейхер В.М., И.В. Крук, С.Н. Боков в описании R.Meili)


Цель: выявить уровень развития зрительной памяти. Этот вид памяти характеризуется тем, как долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной па­мяти служит ее основным показателем.

Подготовить 30 штук картинок 10х 10 см с изображением предметов (можно использовать изображение любых предметов, но они должны быть четко прорисованы и знакомы), карточку с названиями картинок.

Стол, воробей, ключ, грузовик, колокольчик, стул, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, телефон, дерево, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, самолет, очки, лампа, книга, пианино.

Инструкция: картинки показывать с интервалом в 2 секун­ды одну за другой.

Серия картинок: после показа серии картинок сделать паузу в 10 секунд и попросить назвать предметы в любом порядке. Инструктор должен отметить названные образы на карточке, чтобы оценка результатов была более точная.

Оценка результатов:

100% при воспроизведении 18-20 зрительных образов.

80% при воспроизведении 16-17 образов.

60% при воспроизведении 14-15 образов.

40% при воспроизведении 12-13 образов.

20% при воспроизведении 10-11 образов.

Выводы об уровне развития:

18-20 зрительных образов соответствуют очень высокому уровню;

16-17 образов соответствуют высокому уровню;

14-15 образов соответствуют среднему уровню;

12-13 образов соответствуют уровню ниже среднего;

10- 11 образов соответствует низкому уровню развития зри­тельной памяти.

Методика «Оценка объема оперативной памяти»


Цель: выявить уровень развития оперативной памяти.

Инструкция: вам будут зачитываться ряды из 5 однознач­ных чисел, ваша задача - запомнить числа в той последова­тельности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, второе сло­жить с третьим и записать сумму, четвертое с пятым и запи­сать сумму. Всего должно быть четыре суммы.

Задание:

3 1 5 2 7

4 4 3 5 2

1 3 1 5 2

6 3 1 5 2

9 1 4 7 8

5 7 3 8 6

8 7 6 5 4

Ответы:

4 6 7 9

8 7 8 7

4 4 6 7

9 4 6 7

10 5 11 15

12 10 11 11

15 13 11 934

Оценка результатов:

1 балл за правильно выполненное сложение.

Выводы об уровне развития:

От 25 до 20 баллов - очень высокий.

От 20 до 15 баллов - высокий.

От 15 до 10 баллов - средний.

От 10 до 0 баллов - низкий.

Методика «Уровень развития кратковременной и долговременной памяти»


Цель: определить состояние, в котором находится ваша па­мять на сегодняшний момент.

Инструкция: отвечайте на вопросы, долго не задумываясь. Ответы подсчитайте следующим образом: никогда - 0, ред­ко - 1, иногда - 2, часто -3.

1. Когда вы смотрите телевизионную передачу, читаете книгу, то легко можете вспомнить начало?

2. Легко ли вам вспоминать последние события?

3. Бывает, что вы входите в комнату и забываете зачем пришли?

4. Забываете ли вы о важных запланированных делах?

5. Можете ли вы заблудиться в знакомом месте?

6. Вам трудно вспоминать номера телефонов, которыми постоянно пользуетесь?

7. Трудно ли вам вспоминать фамилии людей, с которы­ми постоянно общаетесь?

8. Случается ли, что уходя, вы забываете выключить газ, свет, закрыть дверь?

9. Повторяете ли в разговоре то, что уже говорили?

10. Бывает ли, что не можете вспомнить, куда положили нужную вещь?

11. Вам необходимо все записывать, чтобы не забыть?

12. Можете ли перечислить основные события, посмотрев новости по телевизору?

13. Легко ли вы вспоминаете имена популярных людей, известных мест?

14. Бывает ли, что вы забываете о том, что вам только что сказали?

15. Теряются ли у вас вещи?

Оценка результатов:

От 7 баллов и до 0 - хорошо развитая память;

От 8 баллов до 15 - средний показатель, необходимо за­няться тренировкой памяти;

От 15 баллов и выше - низкий показатель, необходимо заняться лечением у специалиста.

Методика «Особенности процесса запоминания»


Цель: установить динамику процесса запоминания.

Подготовить карточку с рядом слов.

Собака, катер, фильм, небо, вертолет, кнопка, чучело, арбуз, шляпа, фонтан, гора, дворец, кольцо, книга, якорь, мед, чашка, свеча, карандаш, стол. Банк, кошка, стена, верблюд, машина, красный, высоко, яблоко, конверт, небо, кисть, работа, сверток, буква, хорошо, звезда, кит, ветер, лампа, корова. Окно, цветок, слива, сильный, ложка, бумага, сахар, коробка, деньги, петух, гнездо, слава, крик, весело, конфета, салют, рыбак, шкаф, шапка, бегемот.

Задание: предлагается прослушать 20 слов, повторить те слова, которые вы запомнили. Дается шесть попыток, после каждой попытки записывается результат. Полученные в ито­ге данные представляются в виде графика заучивания.

На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя дина­мики заучивания.

Динамичность заучивания.

Продуктивность заучивания.

Динамичность процесса заучивания устанавливается по ха­рактеру кривой:



Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7- 9класс) «Развитие памяти у подростка»

♦ если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх, то процесс заучивания считается до­статочно динамичным (График I);

♦ если от повторения к повторению результаты не ухуд­шаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс зау­чивания характеризуется как среднединамичный (Гра­фик 2);

♦ если от повторения к повторению результаты то улуч­шаются, то ухудшаются, это свидетельствует о недина­мичном процессе заучивания (График 3).

Оценка результатов динамики заучивания:

♦ отличный результат - достаточно динамичный процесс заучивания;

♦ средний результат - среднединамичный процесс заучи­вания;

♦ низкий результат - нединамичный процесс заучива­ния - неудовлетворительно.

Оценка результатов продуктивности заучивания:

Каждое правильно названное слово - 1 балл.

Выводы об уровне развития процесса запоминания:

от 16 до 20 баллов - высокий уровень развития; от 15 до 12 баллов - средний уровень развития; от 12 до 8 баллов - уровень развития ниже среднего; от 8 баллов до 0 - низкий уровень развития.

Методика «Запомни двузначные числа»


Цель: установить уровень развития слуховой механической памяти.

Материал: лист бумаги и карандаш.

Инструкция: сейчас вам будут прочитаны 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно выслушать и постараться за­помнить все числа. По сигналу числа, которые вы запомни­ли, надо записать в любом порядке на листке.

Набор чисел: 16, 78, 53, 23, 36, 14, 43, 31, 87, 92, 59, 64.

Оценка результатов:

Правильно записанное слово - 1 балл.

10-8 баллов - отличный показатель;

7-6 баллов - среднее развития механической слуховой памяти;

от 4 баллов и до 0 - низкий уровень развития механической слуховой памяти.

© 2010-2022