Отчет психолога за учебный год

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ψ

Отчет психолога за учебный год


Отчёт о проделанной работе

педагога-психолога Болтовской Н.А.

за 2014 - 2015 учебный год.


Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.

ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).

ЗАДАЧИ:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.

  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.

  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение при подготовки и сдачи ЕНТ и государственных экзаменов.

  5. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Проведение мониторингов, согласно плана работы психолога.

  2. Работа с педагогическим коллективом.

  3. Активное взаимодействие с учащимися.

  4. Психолого-педагогический всеобуч родителей.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги (диагностика):

методика

класс

1.

Проективная методика «Несуществующее животное»

1-5

2.

Филлипинский тест

0-1

3.

Кратковременная память

0-1

4.

умозаключения

0-1

5.

Социометрический тест

0-11

6.

Психогеометрический тест

1-11

7.

Теппинг-тест Ильина

1-11

8.

Методика объем внимания

1-7

9.

Методика «Корректурная проба»

8-11

10.

Тест развития видов памяти

1-11

11.

Методика «Исключение лишнего» (мышление)

1-5

12.

Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника

3-11

13.

Тест школьной тревожности Филипса

5-11

14.

Изучение самооценки учащися

5-11

15.

Опросник Айзенка

6-11

16.

Тест темперамента по формуле Белова

6-11

17.

Методика «Интеллектуальная лабильность»

8-11

18.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

9-11

Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (14 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия, арт-терапия. Это позволило повысить уровень адаптации первоклассников.

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения подобраны методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

проективные методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»; «Дерево»;

анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов. Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей.

Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса (15 уч-ся) (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится «разноголосица» в требованиях новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.

В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа с разными категориями детей по программам дополнительного обучения «Я выбираю жизнь», «Дружный класс», «Мой выбор», «Успешный ученик».

Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.

Название программы

Класс

Кол-во учащихся

Кол-во

занятий

1.




Тренинг на формирование ценностного отношения к своему здоровью и профилактика наркомании «Я выбираю жизнь»

10класс

1

10

2.

Профориентационный тренинг «Мой выбор»

8-11 классы

41

34

3.

Тренинг на сплочение коллектива и профилактику девиантного поведения «Дружный класс»

5-6 классы

28

17

4.

Тренинг на профилактику школьной дезадаптации «Успешный ученик»

1, 5 классы

29

10

Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, в 5-6-х классах сократилось число конфликтов между учениками классов, учащиеся 8-11 классов определились профилем на будущие. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.

В течении года проводилась работа с ребенком обучающимся на дому, общий язык найти было очень сложно, но мы это сделали и агрессия ребенка снизилась на значительную отметку.

За 2042 -2015 учебный год проведено 50 консультаций, из них 30 с учащимися, 10 с педагогами, 10 с родителями. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,

2) с неопределённостью в выборе профессии и профиля.

Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ «Дружный класс», классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжен комплекс работ по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся; рекомендации по самоопределению; индивидуальная (семейная) консультация по выбору профиля обучения).

В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса.

Определённая работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи экзаменов велась с учениками 11 и 9 классов. Два раза в год проводилась диагностика уровня тревожности во время экзамена (Октябрь - апрель). Курс занятий «Экзамен без стресса».

Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.

В течение года велась методическая работа по организации конференций, семинаров: Конкурс проектов, неделя психологии в школе, тренинги.

Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобуч - это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.

«Нет!» насилию в семье», «Профилактика вредных привычек у подростков», «О адаптации» выступление на родительском собрании для родителей пятиклассников, первоклассников и т.д.

Работа с педколлективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на педсоветах и семинарах. В качестве взаимоотношений педагогов и учеников необходимо затронуть вопрос об участии психолога в педсоветах. В течение года участвовала в работе педсоветов, готовя при этом диагностику и результат выносится на обсуждение коллектива. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.


  1. Оформление информационного уголка психолога, куда входит различная информация.

  2. Подготовлены и поведены тематические классные часы совместно с классными руководителями. «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое занятие «Как стать успешным в профессии».

  3. Участие в общешкольных, классных родительских собраниях по данной теме.

С целью профориентации проводились ряд исследований. Проводилась диагностика учащихся 8-11-х классов по различным методикам. Исследование проводится фронтально в нескольких группах. Первоначальное исследование проводится в феврале контрольное - в апреле - мае.

ВЫВОДЫ

В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано - выполнено. За этот год в кабинете психолога пополнилась методическая копилка. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Введение дополнительных образовательных программ «Успешный ученик», «Мой выбор», «Дружный класс», «Я выбираю жизнь». Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает). И всё-таки я старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат.

В школе есть дети с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.


В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.

  2. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их в внеурочной деятельности.

  3. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.

  4. Продолжение сопровождения обучения детей «группы риска».

  5. Продолжить проведение занятий по программам:

    • «Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 - 11-х классов,

    • Комплексная программа профилактики наркомании «Я выбираю жизнь» для уч-ся 10 - 11 классов,

    • «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл., «Дружный класс. Без агрессии» для уч-ся 6 - 7 кл.

  6. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.

  7. Особое внимание уделить углубленной работе по пропаганде здорового образа жизни.


Педагог-психолог Болтовская Н.А.

____________________

КГУ «Октябрьский комплекс «Общеобразовательная средняя школа - детский сад»

отдела образования Шемонаихинского района»









Отчет психолога за учебный год

о проделанной работе

за 2014-2015 учебный год









педагог-психолог:

Болтовская Н.А.

















с. Октябрьское

2015г.

© 2010-2022