Программа по профориентации педагога-психолога

Профессиональная ориентация подросткоа  с ОВЗ– это целенаправленная деятельность по подготовке подростков  к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГКОУ Измайловская специальная коррекционная школа-интернат 8в







Программа профориентационной работы педагога-психолога

Педагог-психолог Костюнина О.А.



Профессиональная ориентация подросткоа с ОВЗ- это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Цель : оказания профориентационной поддержки учащимся с ОВЗ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;

дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства

Группа учащихся класса в составе 13 человек.

Взрослые, задействованные в реализации основных задач развивающей работы : классный руководитель, воспитатели, соцпедагог, педагог-психолог, зам.директора по УВР, родители выпускников., учителя столярного и швейного дела.

Общий план работы в рамках системы развивающей работы

Этапы

Мероприятия

Сроки выполнения

Участники

1этап

Диагностический

Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за выполнение - школьный психолог

  • ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).

  • Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).

  • Тест-опросник Шмишека(выявление акцентуаций характера)

  • Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9 класс)

14.01-17.01.2014

Ученики 9 класса

Педагог-психолог

2этап

Консультативно-просветительский

1.Консультации с учениками 9класса

  • Как выбрать профессию

  • Профессиональные склонности

  • Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции

2. Семинар с учителями, воспитателями выпускников на тему :

«Профориентационная работа с учащимися-выпускниками в школе»

Цель семинара:

1.Мастер-класс, как одна из форм профессионального обучения педагогов. Познакомить с опытом работы педагога-психолога по профориентации школьников.

2. Знакомство с электронными ресурсами.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом-психологом своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм работы. Знакомство с опытом работы по профориентации школьников.

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

  • знакомство с электронными ресурсами.

3.Консультации с родителями выпускников

  • Ваш ребенок-выпускник

  • Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?

  • Индивидуальные консультации с родителями по каждому ребенку.

4.Классные часы в 9 классе:

  • Мир профессий

  • Что мы знаем о профессиях

  • Ошибки в выборе профессии.

  • Последствия ошибок в выборе профессии.

5.Родительское собрание в 9 классе

  • Ваш ребенок- выпускник!

  • Ошибки в выборе профессии(рекомендации и советы педагога-психолога родителям выпускников)

  • Составление памятки для учащихся и их родителей по выбору профессии.

6.Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов, администрации:

• Психология выбора профессии

• Использование игровых упражнений в профориентационной работе

• Трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников

• Конфликты профессионального самоопределения

7.Общешкольная акция- Рейтинг профессий «Самая востребованная профессия в нашей школе»

20.01.14

22.01.14

24.01.14


29.01.2014 г






31.01.2014г

04.02.2014г

06.02.2014г


15.01.2014

22.01.2014

29.01.2014

05.02.2014

6.09.2013г

31.01.2014г

21.03.2014г


Январь

Февраль

Март

Апрель

25.02.2014г

Педагог-психолог


Педагог-психолог

Зам.директора по УВР





Педагог-психолог

Классный руководитель


Классный

Руководитель

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог




Педагог-психолог

3этап

Коррекционно-развивающий

Цель программы: формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего .

Задачи:


  • Активизация внутренних психологических ресурсов старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу


  • Осознание целей выбора будущей профессии;


  • Развитие навыков конструктивного взаимодействия;


  • Формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учетом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы;


  • Развитие навыков рефлексии.

Тренинг «Человек и профессия»(7часов)

1.Ознакомительное занятие (1час):


  • Знакомство с группой, введение, мотивирование, настрой группы на работу;


  • Беседа о выборе будущей профессии. Понятие и значение профессионального самоопределения.


  • Проведение активизирующей профориентационной методики «Я ХОЧУ - Я МОГУ» обработка результатов с последующим обсуждением

2.Профориентационное тренинговое занятие(2ч)

  • Правила групповой работы, работа с умением жить "здесь и сейчас".

  • Понятие о профессиях и профессиональной деятельности, профессиональные стереотипы.

  • «Мое профессиональное будущее»

(Какое у меня призвание, чем лучше заниматься в жизни? Каким видят мое профессиональное будущее члены группы?)

3.Профориентационное тренинговое занятие (2ч)

  • Понятие об особенностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.


  • Требования профессии к человеку. Понятие профессионально важных качеств (ПВК)

4.Профориентационное тренинговое занятие

(2час) на коммуникативность


  • Значение эффективной коммуникации в различных ситуациях личностного и будущего профессионального взаимодействия.


  • Особенности восприятие себя и партнера по общению как участников коммуникации


  • Коммуникация как способ передачи и распространения информации. Определение коммуникативных барьеров, способы их преодоления.


  • Эффективное общение. Коммуникативные навыки при работе в группе.


  • Завершение работы тренинга, интеграция полученного опыта, соотнесение приобретенного опыта с поставленными целями

Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников - не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

Проведение тренинга является одним из способов предоставления возможности выпускников осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.









14.02.2014г




21.02.2014



28.02.2014



6.03.2014




Ученики 9 класса

Педагог-психолог

Социальный педагог

4 этап

Деловая игра

Большая психологическая игра « Путешествие в мир профессий»

Цель: помочь учащимся закрепить полученные знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Задачи: осознание целей выбора будущей профессии;

проживание ситуации сотрудничества;

развитие навыков конструктивного взаимодействия;

создание благоприятных условий для работы в группе;

развитие рефлексии.

1этап. Приветствие, знакомство с правилами игры.

2этап.Введение в тему игры, постановка ведущим проблемного вопроса-вы уже определились со своим выбором профессии?

3этап. Создание атмосферы творчества и положительного настроя. Игра «Атомы»

4этап. Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). Установка и правила игры.

5этап. Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности .задание-рисование карты острова.

6этап. Построение своей деятельности, отношений с другими членами группы. Выбор профессии на необитаемом острове. Обсуждение.

7этап. Возвращение с острова и перемещение в недалекое будущее.

Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии.

8этап. Выход из ситуации игры. Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)

9этап. Подведение итогов игры. Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.

12.03.2014г

(2часа)

Классный руководитель

Педагог-психолог

5 этап

Диагностический(итоговая диагностика)

Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за заполнение - школьный психолог

  • ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).

  • Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).

Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9 класс)

18-20.03.2014г

Педагог-психолог

Продолжение развивающей работы: работа по профориентации учеников 9 класса будет продолжена. Педагог-психолог принимает участие в организации встреч с яркими представителями рекомендуемых профессии: повар, швея, столяр, парикмахер, слесарь .

Педагог-психолог О.А.Костюнина

© 2010-2022