- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по профориентации педагога-психолога
Программа по профориентации педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костюнина О.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОГКОУ Измайловская специальная коррекционная школа-интернат 8в
Программа профориентационной работы педагога-психолога
Педагог-психолог Костюнина О.А.
Профессиональная ориентация подросткоа с ОВЗ- это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Цель : оказания профориентационной поддержки учащимся с ОВЗ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства
Группа учащихся класса в составе 13 человек.
Взрослые, задействованные в реализации основных задач развивающей работы : классный руководитель, воспитатели, соцпедагог, педагог-психолог, зам.директора по УВР, родители выпускников., учителя столярного и швейного дела.
Общий план работы в рамках системы развивающей работы
Этапы
Мероприятия
Сроки выполнения
Участники
1этап
Диагностический
Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за выполнение - школьный психолог
-
ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
-
Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).
-
Тест-опросник Шмишека(выявление акцентуаций характера)
-
Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9 класс)
14.01-17.01.2014
Ученики 9 класса
Педагог-психолог
2этап
Консультативно-просветительский
1.Консультации с учениками 9класса
-
Как выбрать профессию
-
Профессиональные склонности
-
Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции
2. Семинар с учителями, воспитателями выпускников на тему :
«Профориентационная работа с учащимися-выпускниками в школе»
Цель семинара:
1.Мастер-класс, как одна из форм профессионального обучения педагогов. Познакомить с опытом работы педагога-психолога по профориентации школьников.
2. Знакомство с электронными ресурсами.
Задачи мастер-класса:
-
передача педагогом-психологом своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм работы. Знакомство с опытом работы по профориентации школьников.
-
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
-
знакомство с электронными ресурсами.
3.Консультации с родителями выпускников
-
Ваш ребенок-выпускник
-
Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?
-
Индивидуальные консультации с родителями по каждому ребенку.
4.Классные часы в 9 классе:
-
Мир профессий
-
Что мы знаем о профессиях
-
Ошибки в выборе профессии.
-
Последствия ошибок в выборе профессии.
5.Родительское собрание в 9 классе
-
Ваш ребенок- выпускник!
-
Ошибки в выборе профессии(рекомендации и советы педагога-психолога родителям выпускников)
-
Составление памятки для учащихся и их родителей по выбору профессии.
6.Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов, администрации:
• Психология выбора профессии
• Использование игровых упражнений в профориентационной работе
• Трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников
• Конфликты профессионального самоопределения
7.Общешкольная акция- Рейтинг профессий «Самая востребованная профессия в нашей школе»
20.01.14
22.01.14
24.01.14
29.01.2014 г
31.01.2014г
04.02.2014г
06.02.2014г
15.01.2014
22.01.2014
29.01.2014
05.02.2014
6.09.2013г
31.01.2014г
21.03.2014г
Январь
Февраль
Март
Апрель
25.02.2014г
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Зам.директора по УВР
Педагог-психолог
Классный руководитель
Классный
Руководитель
Педагог-психолог
Социальный педагог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
3этап
Коррекционно-развивающий
Цель программы: формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего .
Задачи:
-
Активизация внутренних психологических ресурсов старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу
-
Осознание целей выбора будущей профессии;
-
Развитие навыков конструктивного взаимодействия;
-
Формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учетом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы;
-
Развитие навыков рефлексии.
Тренинг «Человек и профессия»(7часов)
1.Ознакомительное занятие (1час):
-
Знакомство с группой, введение, мотивирование, настрой группы на работу;
-
Беседа о выборе будущей профессии. Понятие и значение профессионального самоопределения.
-
Проведение активизирующей профориентационной методики «Я ХОЧУ - Я МОГУ» обработка результатов с последующим обсуждением
2.Профориентационное тренинговое занятие(2ч)
-
Правила групповой работы, работа с умением жить "здесь и сейчас".
-
Понятие о профессиях и профессиональной деятельности, профессиональные стереотипы.
-
«Мое профессиональное будущее»
(Какое у меня призвание, чем лучше заниматься в жизни? Каким видят мое профессиональное будущее члены группы?)
3.Профориентационное тренинговое занятие (2ч)
-
Понятие об особенностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
-
Требования профессии к человеку. Понятие профессионально важных качеств (ПВК)
4.Профориентационное тренинговое занятие
(2час) на коммуникативность
-
Значение эффективной коммуникации в различных ситуациях личностного и будущего профессионального взаимодействия.
-
Особенности восприятие себя и партнера по общению как участников коммуникации
-
Коммуникация как способ передачи и распространения информации. Определение коммуникативных барьеров, способы их преодоления.
-
Эффективное общение. Коммуникативные навыки при работе в группе.
-
Завершение работы тренинга, интеграция полученного опыта, соотнесение приобретенного опыта с поставленными целями
Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников - не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.
Проведение тренинга является одним из способов предоставления возможности выпускников осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.
Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.
14.02.2014г
21.02.2014
28.02.2014
6.03.2014
Ученики 9 класса
Педагог-психолог
Социальный педагог
4 этап
Деловая игра
Большая психологическая игра « Путешествие в мир профессий»
Цель: помочь учащимся закрепить полученные знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.
Задачи: осознание целей выбора будущей профессии;
проживание ситуации сотрудничества;
развитие навыков конструктивного взаимодействия;
создание благоприятных условий для работы в группе;
развитие рефлексии.
1этап. Приветствие, знакомство с правилами игры.
2этап.Введение в тему игры, постановка ведущим проблемного вопроса-вы уже определились со своим выбором профессии?
3этап. Создание атмосферы творчества и положительного настроя. Игра «Атомы»
4этап. Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). Установка и правила игры.
5этап. Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности .задание-рисование карты острова.
6этап. Построение своей деятельности, отношений с другими членами группы. Выбор профессии на необитаемом острове. Обсуждение.
7этап. Возвращение с острова и перемещение в недалекое будущее.
Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии.
8этап. Выход из ситуации игры. Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)
9этап. Подведение итогов игры. Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.
12.03.2014г
(2часа)
Классный руководитель
Педагог-психолог
5 этап
Диагностический(итоговая диагностика)
Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за заполнение - школьный психолог
-
ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
-
Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).
Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9 класс)
18-20.03.2014г
Педагог-психолог
Продолжение развивающей работы: работа по профориентации учеников 9 класса будет продолжена. Педагог-психолог принимает участие в организации встреч с яркими представителями рекомендуемых профессии: повар, швея, столяр, парикмахер, слесарь .
Педагог-психолог О.А.Костюнина