Эмоциональная культура педагогического общения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Занятие с элементами тренинга

(Школа молодого специалиста для педагогов)

Тема: Эмоциональная культура педагогического общения

Цель: повышение уровня психологической компетентности и культуры эмоциональной жизни педагога.

Задачи:

1.Познакомить с понятием «эмоциональная культура», составляющими (показателями) данного понятия, их характеристикой.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, эмоциональную выразительность и эмоциональную устойчивость у педагогов.

3.Способствовать формированию активной позиции педагогов по отношению к сохранению и укреплению психического здоровья.

Дата проведения: 15.01.2016 г.

Место проведения: ГБОУ ПО г. Севастополя «СИПК им. П.К. Менькова»

Организатор: Яструб Татьяна Александровна, педагог-психолог

Категория участников: педагоги, стаж которых не превышает 3-х лет.

Время работы: 1 ч., 10 мин.

Методы и приёмы: упражнения, мозговой штурм, мини-беседа, рефлексия.

Ресурсное обеспечение: проектор, экран, памятки, салфетки, листы бумаги, ручки, магнитофон.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Приветствие. Сообщение темы (1 мин.)

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашей школе молодого специалиста. Сегодня тема нашего занятия посвящена проблеме, которая является важной и актуальной в работе учителя: «Эмоциональная культура педагогического общения». Мы обучаем, воспитываем и просвещаем молодежь в процессе общения. И от того, насколько мы эмоционально зрелые зависит результат нашего нелегкого труда, именно поэтому наше занятие посвящено повышению эмоциональной культуры.

2. Упражнение «Ожидания» (3 мин.)

Цель: осознание участниками собственных ожиданий.

Ход упражнения:

Участники по очереди выражают свои ожидания по поводу занятия. Психолог отмечает те из них, которые станут объектом обсуждения.

3. Принятие правил (2 мин.)

Для эффективной деятельности нашего занятия, предлагаю начать совместную работу с принятия правил работы в группе. Давайте их вспомним:

  • доверительный стиль общения;

  • общение по принципу «здесь и сейчас»;

  • активность;

  • тактичность и толерантность;

  • «Я» высказывания;

  • говорить на заданную тему;

  • быть позитивным;

  • говорить по очереди;

  • слушать и слышать другого;

  • конфиденциальность всего происходящего в группе.

4. Игра «Возьмите салфетки» (3 мин.)

Цель: расслабление, создание дружеской, позитивной атмосферы, знакомство с участниками.

Ход упражнения: участники тренинга сидят в общем кругу. Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток. У всех в руках салфетки? Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Посчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу Вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько у Вас в руках салфеток».

Рефлексия: что вызывало сложности в выполнении упражнения?

Замечательно! Познакомились, а теперь за работу.

5. Упражнение «Мозговой штурм» (3 мин.)

Цель: активизировать мыслительную

деятельность. Развивать умение анализировать и систематизировать знания.

Ход упражнения:

Предлагаю Вам сейчас высказаться, что, по вашему мнению, входит в понятие эмоциональная культура.

Обсуждение:

Эмоциональная культура - это мера и способ присвоения, развития и передачи эмоционального опыта, творческой самореализации педагога в процессе деятельности и общения (И. Ф. Исаев).

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нём должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния.

6. Упражнение-знакомство «Живые руки» (5м.)

Цель: снятие напряжения, развитие групповой сплочённости.

Ход упражнения:

Участники встают напротив друг друга и закрывают глаза. После чего ведущий (заведомо предупредив об этом группу) меняет участников так, чтобы никто не знал, кто стоит напротив. «Сейчас мы будем общаться при помощи рук. Я буду давать команды, а Вы старайтесь их выполнять. Познакомьтесь с руками вашего партнера, похвалите их, поборитесь с ними, обидьтесь, помиритесь, потанцуйте, поддержите, попрощайтесь… Попробуйте понять кто перед вами?»

Рефлексия: легко ли Вам было общаться при помощи рук? Удалось ли «опознать» человека, стоящего напротив? Какие новые эмоциональные ощущения возникли при проведении упражнения?

II. Основная часть

7. Информационное сообщение (5 мин.)

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. И как сказал В.А. Сухомлинский, это «работа сердца и нервов», где требуется ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.

Переживаемые негативные эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.

Преподаватель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для студентов примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Эмоции, чувства, настроения возникают в ответ на ту или иную информацию. Социологи подсчитали, что количество суточной информации, приходящейся на психику человека, распределяется приблизительно следующим образом: отрицательная - 60-70%; индифферентная - 15-20%; положительная - 15-20%. На одни и те же внешние обстоятельства, т.е. на одну и ту же информацию, разные люди эмоционально реагирует по-разному. Одни по малейшему пустяку раздражаются, доводят себя до белого каления, другие, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют душевное равновесие и даже могут испытывать чувство радости. Это зависит от воспитания, самовоспитания, темперамента и характера.

То есть на проявление тех или иных эмоций влияет не столько характер информации, сколько привычка реагировать на нее. Привычки можно переделать, следовательно, эмоциями можно и нужно управлять.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими её показателями являются эмоциональная отзывчивость (эмпатия), эмоциональная выразительность (экспрессивность), эмоциональная устойчивость.

Рассмотрим I-ый показатель эмоциональной культуры педагога: эмоциональную отзывчивость. Она основывается на эмпатии, которая проявляется в сопричастности. При этом эмпатия должна носить некоторый оттенок интеллектуальности, т.е. уметь сопереживать, но не растворяться в чувствах другого. Только в этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».

8. Игра «Пойми другого» (5 мин.)

Цель: определить особенности эмоционального состояния участников группы. Закрепить умение «считывать» информацию по невербальным проявлениям личности.

Каждый участник должен в течении 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух и подтверждается их достоверность.

Рефлексия: легко ли было представить эмоции, переживания другого? С помощью каких средств Вы угадывали настроение участника группы? Каким образом «считывание» информации по невербальным проявлениям личности помогает в общении со студентами?

9. Упражнение «Телефонный разговор» (5 мин.)

Цель: развитие чувства сопричастности, умения понимать другого.

Ход упражнения:

Упражнение выполняется в парах. Партнёры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса партнера они должны определить его эмоциональное состояние.

Рефлексия: удалось ли определить эмоциональное состояние партнёра? Какие барьеры в общении были продемонстрированы в данном упражнении?

Вывод: экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта со студентом. Как следствие этого происходит повышение самооценки обучающегося, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний преподавателя и студента в процессе обучения, что способствует сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

10. Мини - беседа « Эмоциональность учителя» (5 мин.)

II-ым показателем эмоциональной культуры педагога является позитивная эмоциональная выразительность или экспрессивность - это яркое проявление чувств, эмоций, мыслей. А также, экспрессивность включает в себя склонность к переживанию радости, рефлексию своих внутренних состояний, спонтанность их проявления .

Эмоциональность учителя является важнейшим фактором взаимодействия в учебно-воспитательной работе, от неё зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует обучающихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.

Изучая особенности эмоциональной сферы педагога, И.П. Ильин приводит интересные исследования процессов эмоционального реагирования учителя в зависимости от уровня профессионального мастерства, специальности, возрастных аспектов и контингента обучающихся. Он указывает, что с увеличением стажа наблюдается чёткая динамика изменения эмоциональной сферы. Автором отмечается, что в первые годы работы склонность к переживанию радости у молодых педагогов уменьшается, а к переживанию печали, гнева и страха увеличивается. Затем, по мере увеличения стажа и приобретения опыта, картина меняется: склонность к переживанию радости возрастает, а к переживанию отрицательных эмоций уменьшается. Возрастает и оптимизм учителей. Очевидно, это связано с тем, что, с одной стороны, у учителей становится меньше ошибок и неудач, а с другой - вырабатывается своеобразный иммунитет против неудач и огорчений, которые возникают в работе. Важно и то, что с увеличением стажа снижается гневливость учителей. Из четырёх изученных вариантов желательного проявления эмоций в педагогическом труде (радость, страх, гнев, печаль) самые высокие оценки были получены по эмоции радости. Оценки печали были выше, чем страха и гнева, что представляется закономерным: страх и гнев - плохие помощники в работе, так как они приводят к растерянности, скованности учителя, препятствуют проявлению им творческой инициативы, мешают налаживать контакт с обучающимися. Поэтому, анализируйте в конце трудового дня каких эмоций вы испытывали больше, каких меньше и делайте выводы.

А сейчас я предлагаю выполнить несколько упражнений, способствующих развитию экспрессивности.

11. Упражнение «Слон» (4 мин.)

Цель: определить режим сигнальной экспрессии (жесткая или мягкая); развивать умение использовать позитивную эмоциональную выразительность для налаживания доверительных отношений.

Ход упражнения:

В круг приглашаются 4-5 участников.

- Представьте, что маленькие дети просят маму показать, как ходит слон.

- Покажите, как ходит кошка (лиса).

Рефлексия: Какие сложности возникли при выполнении упражнения? Какие выводы для себя сделали?

Вывод: Для чего нам необходимо использовать эмоциональную выразительность? В первую очередь, это сможет упростить задачу в процессе установления эффективных коммуникаций с другими.

12.Упражнение «Угощение чаем» (5 мин.)

Ход упражнения:

Участники по очереди (4-5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.

Рефлексия: какие невербальные средства Вы использовали для передачи информации? Как Вы оцениваете уровень вашего навыка по определению невербальной информации в общении со студентами и их родителями?

13. Информационное сообщение «Эмоциональная устойчивость как условие профилактики эмоционального выгорания» (5мин.)

III-им показателем эмоциональной культуры педагога является эмоциональная устойчивость, характеризуемая способностью управлять эмоциями, настроением, умением найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включает в себя: удовлетворённость жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха, гнева и т.д.

Как вы думаете, когда формируется и отчего зависит эмоциональная устойчивость? (формируется с развитием личности, от типа нервной системы человека, его воспитания, от уровня развития познавательной сферы).

Ещё в 1927 г. М.М. Рубинштейн предупреждал, что даже начинающий педагог прежде всего должен развивать в себе эмоциональную устойчивость, чтобы справиться с трудностями педагогической деятельности.

По мнению многих исследователей, управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих - это наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического труда.

Профессия учителя коренным образом отличается от всех других, имеет повышенные профессиональные риски и вызывает нервно-эмоциональное напряжение. Причинами психологического дискомфорта являются следующие факторы: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и обучающихся. В этой связи большую роль играет умение педагога оценивать свое эмоциональное состояние и своевременно его корректировать, чтобы не допустить эмоционального выгорания.

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет знание методов и приемов нейтрализации и снятия нервно-психического напряжения и восстановления эмоционально-энергетических ресурсов личности.

14. Упражнение «Внутренний луч» (5 мин.)

Цель: снятие эмоционального напряжения, утомления, стабилизация психического состояния.

Ход упражнения:

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для того чтобы выполнить упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполняется упражнение несколько раз - сверху вниз. Выполняя упражнение, Вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стала (стал) новым человеком», «Я стала (стал) сильной (ым), спокойной (ым) и стабильной (ым)!».

Рефлексия: поделитесь своими ощущениями внутреннего состояния после данного упражнения.

15. Упражнение «Голова» (5 мин.)

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: активизировать, в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать и т.п. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя перенапряжение, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб педагогов - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Цель: снятие неприятных соматических ощущений.

Ход упражнения:

Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Рефлексия: расскажите о своих ощущениях внутреннего состояния (по желанию).

Вывод: рассмотренные выше методы и приемы выключения нервной напряженности и ее профилактики просты, действенны, не требуют предварительной подготовки, и ими всегда можно воспользоваться в учебном кабинете перед уроком или сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно заниматься в учительской на перемене между уроками.

16. Упражнение «Кувшин» (визуализация, 5 мин.)

(Упражнение проводится под музыкальное сопровождение).

Инструкция:

Составить список дел на завтрашний день. Составляя список, не забудьте включить пункты, касающиеся лично вас. Вы должны удовлетворять в первую очередь собственные потребности - и вот почему:

Представьте на минуту, что Вы - стеклянный кувшин, доверху наполненный красной жидкостью. Эта жидкость - ваша Любовь. Теперь вообразите себе, что рядом с кувшином - несколько пустых стаканов. Это ваши муж (жена), любимый человек, дети, родственники, родители, друзья, соседи, студенты, и т.д., т.е. все те, кто постоянно нуждается в вашей любви и заботе.

Ход упражнения:

Участникам раздаётся бумага, ручки и они составляют список дел.

Рефлексия: какие чувства вызвало данное упражнение? Что в составлении списка дел было легко, а что трудно?

Рекомендации:

Если Вы откликнитесь на все их просьбы без исключения, то капли вашей любви и заботы перетекут в стаканы, и в итоге кувшин опустеет. Но, ведь, исчерпав себя до дна, Вы больше никому не нужны…

Надо быть немного эгоистичными, чтобы Ваш кувшин был полон снова. Если Вы сами себя не любите и не потакаете своим маленьким прихотям и желаниям, Вы вряд ли сможете поделиться любовью с окружающими.

Помните совет св. Луки о том, что, «лишь сделав все возможное для себя, мы принесем наибольшую пользу своим семьям, друзьям, обществу».

Доставляйте себе радость. Делайте что-нибудь для себя, и все остальное придет в норму.

III. Заключительная часть

17. Общая рефлексия занятия (5 мин.)

Участникам тренинга предлагается:

  • высказаться, оправдались ли их ожидания от совместной работы в группе;

  • оценить эффективность занятия. Своё отношение к результативности своей и групповой работы выразить одной фразой, закончив предложение: «Сегодня на занятии…»

18. Заключительное слово (1 мин.)

Как мы убедились, от многих показателей зависит эмоциональная культура педагогического общения. Некоторые приёмы повышения эмоциональной культуры мы смогли отработать сегодня на практике. Я надеюсь, Вы будете их использовать в общении со студентами, коллегами и другими людьми. Примите, пожалуйста, памятки с рекомендациями по повышению эмоциональной устойчивости. А наше занятие подходит к концу. Благодарю за внимание и активное участие, и помните: МЫ САМИ СОЗДАЁМ СВОЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ!

Список использованных источников:

1.Е.М. Семёнова. Тренинг эмоциональной устойчивости. М. 2002.

2.И.Н. Авдеева, О.Н. Кажарская. Работа психолога по диагностике и профилактике профессиональных деформаций личности педагогов. -Севастополь: Рибэст, 2013.-Вып. 2.-164 с.

3.И.В. Зеленова. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов // Школьный психолог. №13. 2005. - С. 2-22



© 2010-2022