- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Культура-как психологическая реальностьдля коллег образования
Статья Культура-как психологическая реальностьдля коллег образования
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остахина Л.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья. Культура- как психологическая реальность
Образовательная среда имеет теснейшую связь с общими процессами, происходящими в различных сферах культуры. Любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов.
Образовательная среда является частью социально- культурного пространства, зоной взаимодействия образовательных систем, их элементов образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
При взаимодействии всегда должно присутствовать взаимопонимание, которое, на наш взгляд, является ключевым для достижения эффективности творческого процесса, без которого невозможно.
Понимание- это способность осмыслить, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.
Взаимопонимание позволит добиться совместимости, т.е. такого состояния, когда между представителями «нет» не преобладало одно над другим, напряженности и недоверия, присутствовало осознание необходимости контакта для достижения целей, на основе культурной близости, комплиментарности.
Умение стать на место другого ( идентификация) и сочувственное отношение к нему (эмпатия).
Понимание через постижение истины, приобретение объективного знания и формирования правильного понятия.
Главным препятствием в успешном взаимодействии служит восприятие и оценка других через свою призму.
Для эффективного взаимодействия большое значение приобретут:
- знание о культуре, и обычаях наших предков;
-понимания значимости культурного разнообразия;
-уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличительных от собственных;
-умение прислушиваться к информации, дающей для размышления, не отрицая её в негативном проявлении;
-умение преодолевать трудности в коммуникативных формах взаимодействия с различными членами.
Но состояние психологического здоровья, выявленное по результатам опроса педагогов нескольких регионов, выглядит очень плачевно по статистике.
Проявление профсгорания ,равнодушия; ограничения своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Повышенная циничность установок и чувств по отношению к другим, склонность к негативизму, к зависимости от других.
Эмоциональное « выгорание» можно назвать расстройством актуального состояния, которое возникает из дефицита исполненности, человек не проживает в течении долгого времени в своей профессии ценностей.
Истинная исполнительность в работе - лучшая защита от эмоционального выгорания. При этом отношение к коллегам, да и тот кто нуждается в помощи, становится негативным. Человек выбирает автоматическое
«функционирование» и всячески избегает нагрузок.
Объяснительными моделями феномена эмоционального сгорания является:
- несоответствие между их слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которыми приходится сталкиваться ежедневно;
- загрузка психики большим количеством неглубоких контактов с разными людьми;
- проблема личности в организационной структуре, недостатком автономии и поддержки;
- ролевыми конфликтами;
- недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника.
Отсюда проявляется отсутствие радости, раздражительность, переживания, ощущение пустоты с добавлением чувства бессмысленности, т.е. утраты- инициативы.
Эмоциональное выгорание - это счёт, который предъявляет психика за давно отчужденную бедную отношениями жизнь.
И создается необходимость постановки вопроса для себя:
1.Для чего я это делаю?
2.Что это мне дает?
3.Мне нравится только результат или также процесс?
4.Что я получаю от процесса?
5.Охотно ли я вступаю в него?
Ведь не участвуя сердцем в деле или не испытывая радости от процесса, рано или поздно, у него возникает эмоциональное выгорание.
Надо знать, что путь к человеку «психологическому» извилист, и едва имеет конец дороги.
Психология- всего лишь помогающая, а не властная и руководящая сила. Она является понимающей и приглашающей силой, подобна культуре. А человек для культуры, в том числе и для психологии- желаемость, ожидаемость.
Во всяком случае психология как наука стала в жизни более чувствительной к культуре, к социальной ситуации существования и развития человека, но при этом сталкивается с действительной сложностью человека.
Но прежде всего нужно понять, что в жизнги нет ничего второстепенного, главное - ВСЕ!
Педагог -психолог Остахина Л.Н.