Статья Культура-как психологическая реальностьдля коллег образования

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья. Культура- как психологическая реальность

Образовательная среда имеет теснейшую связь с общими процессами, происходящими в различных сферах культуры. Любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов.

Образовательная среда является частью социально- культурного пространства, зоной взаимодействия образовательных систем, их элементов образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

При взаимодействии всегда должно присутствовать взаимопонимание, которое, на наш взгляд, является ключевым для достижения эффективности творческого процесса, без которого невозможно.

Понимание- это способность осмыслить, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.

Взаимопонимание позволит добиться совместимости, т.е. такого состояния, когда между представителями «нет» не преобладало одно над другим, напряженности и недоверия, присутствовало осознание необходимости контакта для достижения целей, на основе культурной близости, комплиментарности.

Умение стать на место другого ( идентификация) и сочувственное отношение к нему (эмпатия).

Понимание через постижение истины, приобретение объективного знания и формирования правильного понятия.

Главным препятствием в успешном взаимодействии служит восприятие и оценка других через свою призму.

Для эффективного взаимодействия большое значение приобретут:

- знание о культуре, и обычаях наших предков;

-понимания значимости культурного разнообразия;

-уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличительных от собственных;

-умение прислушиваться к информации, дающей для размышления, не отрицая её в негативном проявлении;

-умение преодолевать трудности в коммуникативных формах взаимодействия с различными членами.

Но состояние психологического здоровья, выявленное по результатам опроса педагогов нескольких регионов, выглядит очень плачевно по статистике.

Проявление профсгорания ,равнодушия; ограничения своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Повышенная циничность установок и чувств по отношению к другим, склонность к негативизму, к зависимости от других.

Эмоциональное « выгорание» можно назвать расстройством актуального состояния, которое возникает из дефицита исполненности, человек не проживает в течении долгого времени в своей профессии ценностей.

Истинная исполнительность в работе - лучшая защита от эмоционального выгорания. При этом отношение к коллегам, да и тот кто нуждается в помощи, становится негативным. Человек выбирает автоматическое

«функционирование» и всячески избегает нагрузок.

Объяснительными моделями феномена эмоционального сгорания является:

- несоответствие между их слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которыми приходится сталкиваться ежедневно;

- загрузка психики большим количеством неглубоких контактов с разными людьми;

- проблема личности в организационной структуре, недостатком автономии и поддержки;

- ролевыми конфликтами;

- недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника.

Отсюда проявляется отсутствие радости, раздражительность, переживания, ощущение пустоты с добавлением чувства бессмысленности, т.е. утраты- инициативы.

Эмоциональное выгорание - это счёт, который предъявляет психика за давно отчужденную бедную отношениями жизнь.

И создается необходимость постановки вопроса для себя:

1.Для чего я это делаю?

2.Что это мне дает?

3.Мне нравится только результат или также процесс?

4.Что я получаю от процесса?

5.Охотно ли я вступаю в него?

Ведь не участвуя сердцем в деле или не испытывая радости от процесса, рано или поздно, у него возникает эмоциональное выгорание.

Надо знать, что путь к человеку «психологическому» извилист, и едва имеет конец дороги.

Психология- всего лишь помогающая, а не властная и руководящая сила. Она является понимающей и приглашающей силой, подобна культуре. А человек для культуры, в том числе и для психологии- желаемость, ожидаемость.

Во всяком случае психология как наука стала в жизни более чувствительной к культуре, к социальной ситуации существования и развития человека, но при этом сталкивается с действительной сложностью человека.

Но прежде всего нужно понять, что в жизнги нет ничего второстепенного, главное - ВСЕ!

Педагог -психолог Остахина Л.Н.



© 2010-2022