Социализация подростков через систему социальных проб

Социализация подростков  через систему социальных проб. Социализация подростков через систему естественных социальных проб включает следующие направления:    «Познай себя»  - самопознание.    «Сделай себя сам» - самовоспитание.    «Научи себя и других» - самообучение.    «Деловое и межличностное общение» - самоутверждение.    «Найди себя» - самоопределение.    «Учись владеть собой» - саморегуляция.    «Реализуй себя» - самоактуализация.   Приоритетные управленческие шаги в школе социализации на...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация подростков

через систему социальных проб.

«Школа призвана воспитывать обучающихся -

будущих выпускников так, чтобы:

научить их учиться;

научить жить;

научить жить вместе;

научить работать и зарабатывать.»

Из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»


Что такое социализация?

Социализация - развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Процесс социализации условно можно представить как совокупность трёх составляющих:

  • стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

  • относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определённые экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя образовательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

  • относительно социально контролируемой социализации - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания).

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Это происходит как в процессе приспособления человека к обществу, так и в процессе его обособления в социуме.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрий Медведев отметил, что главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовый к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире.

(Вестник образования России, №4, 2010)

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.

Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционной технологии - педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Ведущий вектор развития личности в технологии саморазвития направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Это выражается в том, чтобы:

  • решать задачи социальной адаптации и социальной автономизации (перевод социальной ситуации в педагогическую);

  • стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальностью;

  • формировать и проводить профилактическую работу с трудновоспитуемыми детьми и подростками;

  • использовать идеи социальных ситуаций-проб, т.е. упражнений по самооценке учащихся своих возможностей и выбору способов поведения в различных социальных ролях. Благодаря этому у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду;

  • ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой (в частности, с технологией социализации).

Социализация подростков через систему естественных социальных проб включает следующие направления:

  • «Познай себя» - самопознание.

  • «Сделай себя сам» - самовоспитание.

  • «Научи себя и других» - самообучение.

  • «Деловое и межличностное общение» - самоутверждение.

  • «Найди себя» - самоопределение.

  • «Учись владеть собой» - саморегуляция.

  • «Реализуй себя» - самоактуализация.

Предлагаю решить несколько социально-педагогических задач-проб:

  1. Ситуация «трудный подросток» 5,6кл. - самопознание. В вашем классе появляется «трудный»…Он прогуливает занятия, врет на каждом шагу, страшно грубит учителям и родителям, ругается, ввязывается в драки с одноклассниками, курит и подбрасывает окурки в портфели девочкам и т.д. В классе складывается общее неприятие этого мальчишки, но при этом из-за него все страдают и ничего не могут поделать. Задание. Что делать в этой ситуации? Кто должен оказать самое большое влияние на него? Какой план действий вы можете предложить? Можете ли вы лично сделать для этого человека? Социально приемлемая позиция: неприятие отвратительных поступков по отношению к окружающим и близким людям; уважение прав другого человека; внимание к чувствам другого; стремление понять причины происходящего; умение не обвинять, а понимать.

  2. Ситуация «Друг выдал вашу тайну» 7,8кл. - самопознание. У вас есть тайна, о которой никто не должен знать. Вы доверяете её только своему близкому другу. А он открыто рассказывает о ней другому однокласснику. Задание. Это предательство? Вы осуждаете его за это? Вы никогда не поступили бы так? Бывают случаи, когда это может быть оправдано? Если да, приведите условие, когда это может быть оправдано. Социально приемлемая позиция: человек должен хранить доверенную ему тайну; человек несёт ответственность за свои слова и обещания.

  3. Ситуация «Публичное оскорбление» 7,8кл. - саморегуляция. Вас оскорбил учитель при всех на уроке. Задание. Ваша реакция: уйти из класса; отказаться от посещения школы; при всех потребовать извинения; уйти и посоветоваться с родителями; поговорить с директором; сговориться с одноклассниками и устроить бойкот; ответить оскорблением на оскорбление; свой вариант ответа. Социально приемлемая позиция: выдержка и чувство такта; уважение окружающих людей; уважение себя самого; умение избежать скандала и ответных оскорблений; стремление посоветоваться с близкими людьми и затем принять решение.

В школе как социализирующей системе на первый план выходит цель - адаптировать ребёнка к современному, сложному и многоликому обществу, научить его жить в нём, самоопределяться в его противоречиях и альтернативах. А потому и различные виды совместной деятельности взрослых и детей характеризуются здесь тесной связью с жизнью, ориентированностью на потребности современного общества. В учебной деятельности, например, много внимания уделяют тем предметам, которые пригодятся выпускникам в их взрослой жизни - праву, экономике, политологии, информатике. Если это игры, то игры, имитирующие мир взрослых и социальные процессы, происходящие в нём - избирательные кампании, выборы, парламентские дебаты, бизнес-игры и т.д.

Если это труд, то тот, который престижен, социально востребован и оплачиваем. В школе создаётся атмосфера, максимально приближенная к реальной жизни за её пределами. Здесь широко распространены органы ученического самоуправления, школьные средства массовой информации, нормотворчество учащихся.

В школе социализации поддерживаются равноправные отношения между взрослыми и детьми, стимулируется индивидуальная активность школьников, их самореализация и самовыражение. Здесь одинаково развиты и деловые, и неформальные отношения. Педагоги такой школы - в первую очередь, партнёры детей, хорошо ориентирующиеся в современной культуре, умеющие создавать для школьников ситуации самоопределения. Можно сказать, что свобода самоопределения ребёнка считается здесь самооценкой. Отношения педагогов и детей в школе социализации часто характеризуются максимально возможным невмешательством первых в самоопределение вторых.

Школа как социализирующая система является открытой системой. Она активно включается в процессы, происходящие за её стенами, - через социальные проекты, акции, экскурсии в госучреждения, встречи с представителями власти и гражданского общества. В неё открыт доступ представителям различных общественных организаций, религиозных конфессий, политических движений. Здесь школьнику предоставляется возможность мировоззренческого (нравственного, религиозного, политического) самоопределения в хаосе современной общественной жизни без воспитывающего влияния взрослых, занимающих здесь, скорее, позицию наблюдателей.

Приоритетные управленческие шаги в школе социализации направлены на то, чтобы сделать образовательное учреждение своеобразным полигоном, экспериментальной площадкой, где отрабатываются навыки социального взаимодействия, где открываются широкие возможности для свободного самоопределения ребёнка, где снимаются препятствия на пути поиска и отстаивания им своей индивидуальности.

Девизами такой школы, отражающими её дух, могли бы стать, к примеру: «Самоопределяйся!», «Будь современным!», «Ты хозяин своей судьбы» и т.д.

Павлова Е.Д.

Учитель математики и физики






© 2010-2022