Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Количество школьников, которых выделяют как уч-ся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio - отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют: Биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.) Психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка. Социально - психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно: *дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.; *конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; *асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность. Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности. Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация. Технология социально -педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы. Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников. В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется. При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.
При взаимодействии с агрессивным ребенком -
принимайте ребенка таким, каков он есть; -
предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности; -
расширяйте кругозор ребенка; -
включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле; -
игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. -
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением.Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу. Если ребенок испытывает страхи. -
принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться; -
развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание; -
с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх; -
заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Если ребенок лжет, следуйте таким правилам: -
чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки; -
если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи; -
найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему; -
не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку. ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ. 20 век - самый агрессивный век. Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности. Теории агрессивности. У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» - инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность - врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному. Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному. Проявление агрессии связано с окружением, социумом. Этапы формирования агрессивного поведения. -
Присвоение индивидуумом (ребёнком) системы норм, образцов и правил поведения в процессе взаимодействия с ближайшей микросредой (семьёй). -
Формирование стереотипов агрессивного поведения, одобряемых семьёй и референтной группой. -
Наличие опыта безнаказанного насильственного поведения. -
Повышенная конфликтность, враждебность по отношению к другим людям при низком уровне самоконтроля. Формирование черты личности. Признаки агрессивного поведения. -
Нанесение вреда физического, морального другому физическому лицу или материальному объекту. -
Нарушение социальных норм общества. Агрессивность - это личностная позиция, свойство личности, которая заключается в деструктивных тенденциях, в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей. Виды агрессивного поведения. -
Импульсивная агрессия - непосредственная реакция на ситуацию. -
Инструментальная агрессия - средство достижения различных, значимых для субъекта целей. -
Враждебная агрессия - насилие, в котором проявляются деструктивные тенденции личности человека. -
Мотив групповой солидарности, сплочённости. Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки). -
Физическая агрессия, нападение. -
Косвенная агрессия (вспышки ярости, крик, топанье ногами, злобные шутки). -
Склонность к раздражению, повышенная возбудимость, склонность к проявлению негативных чувств. -
Негативизм. Оппозиционная манера поведения от пассивного поведения до открытой борьбы. -
Обида, зависть и ненависть к окружающим людям. -
Подозрительность от недоверия до убеждения, что окружающие люди приносят вред. -
Вербальная агрессия (крик, ссоры, проклятия, ругань, угрозы). Различия в агрессивности мальчиков и девочек. Врождённая предрасположенность одинаковая. В процессе воспитания мальчики становятся более агрессивные, чем девочки, так как существует поло - ролевой стереотип в обществе. Д Е Т С К А Я А Г Р Е С И В Н О С Т Ь___________________ От рождения до одного года. Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный». Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения - крик, движение телом, кусание. Почему кусается? Что делать? Кормить в спокойном состоянии. Отодвинуть, посмотреть в глаза, чётко, спокойно сказать «нельзя», продолжить кормление. Устранить причину, вызвавшую укус. Нельзя: ругать, стыдить, угрожать. Много эмоций + негативная реакция = испуг. Кормление очень важно для эмоционального развития малыша, поэтому должно быть приятным. Укус может быть попыткой установить контакт с мамой. От её реакции будет зависеть сохранится такой способ общения или нет. В 7 месяцев новое - кидает игрушки, дёргает за волосы, кричит. Выражает агрессию, когда взрослый мешает достичь цели. Реакция мамы: неверная, если мама сердится. Ребёнок ещё больше кричит. Если мама наказывает, ребёнок сначала пугается и притихает, затем привыкает и не реагирует. Тупиковый путь. Лучше: -
Объяснить, почему «нельзя». -
Отвлечь. -
Спокойно разговаривать. -
Дать ребёнку удовлетворить любопытство. -
Поддерживать. -
Проявлять терпение, дружелюбие. Один год. Ребёнок исследователь. Задача родителей помогать осваивать правила поведения. Учить сдерживать гнев. Вводить запреты в разумном количестве. Нельзя бить по рукам! Один - два года. Учить общаться. Важно общение с мамой. Если родители эмоционально холодны, ребёнок ищет внимание у других людей, часто через проявление агрессии. Дошкольник. Агрессивное поведение может появляться в результате: -
Несовпадения темпераментов мамы и ребёнка. -
При ревности старшего ребёнка к младшему. -
При третировании ребёнка одним из членов семьи. -
При поощрении агрессивного поведения у мальчиков. Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему. Школа и агрессивность. Школьник от 7 до 11 лет. Период адаптации к школе сложен. Быстрые изменения не каждый принимает, отсюда сопротивление, желание, чтобы было как прежде и как следствие агрессивные реакции: грубость, отказ выполнять требования, нервное реагирование на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят принадлежности). Начальный период опасен для развития и закрепления агрессивности. Наиболее часто ведут себя агрессивно те дети, чьи притязания на роль в коллективе выше, чем есть в действительности (причины: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности, походка, привычки, печь, неумение общаться). Важность периода 7-8 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями. Зафиксирована зависимость между агрессивностью в 8 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-ти летнем возрасте. Самостоятельность и агрессивность. -
Стараются адаптироваться в мире, вне семьи, хотят подражать детям своего возраста и пола. -
Хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей. -
Дети готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира. Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость. Что способствует развитию агрессивности? -
Школьная нагрузка. -
Учитель. -
Другие дети. -
Семья. Школьная нагрузка. Агрессивное поведение - предохранительный механизм. Лишнее напряжение находит выход извне, не разрушая личность ребёнка. Учитель. Вопросы - агрессивное действие. Учитель вынужден быть агрессивным. Если добавляется грубость учителя как вербальная форма агрессии, то учитель является для ребёнка примером. Дети. В начальной школе дети достаточно жестоки друг к другу. Если учитель или лидер класса не принимают кого-то, то ребёнок становится объектом насмешек и поэтому начинает проявлять агрессию. Если не вмешаются взрослые, поведение закрепляется. Семья. Если у ребёнка нет эмоционального контакта с матерью, недостаёт любви, заботы, то ребёнок пробует различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители часто не реагируют, воспринимая их как должное. А вот на агрессивные, анти-социальные поступки ребёнка, которые нарушают их собственное состояние или затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), но всё же это эмоции, которых так не хватает ребёнку. Этим родители сами закрепляют негативное поведение ребёнка. В таких семьях нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви. Иногда агрессивное поведение демонстрируется родителями. Подросток от 12 до 16 лет. Формы проявления те же. Причины: -
Стремление к личной свободе. Не получается. Обозлённость на всех. -
Желают убедить весь мир, что они мужчины. Реальных возможностей нет, чтобы продемонстрировать взрослость. Кто-то начинает заниматься спортом, другие следят за телом, третьи демонстративно нарушают родительские требования. -
Подростки с низкой самооценкой чаще бывают агрессивны. Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться. Агрессивность и сексуальность. Гормональный сдвиг служит причиной полового созревания и возникновению полового влечения. Принимают проснувшуюся сексуальность на подсознательном уровне, но осмыслить не могут. Изменение в теле, чувствах вызывает дискомфорт, отсюда может появиться необоснованная грубость, повышенная импульсивность, агрессивность. Статистика. 13-15 лет подростки полагают, что гнев - плохое чувство (85%), сильную злость к кому-то испытывают только плохие люди (78%), когда люди злятся, они становятся хуже (74%). По мнению исследователей личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно показателем личностной зрелости. Запрет на выражение гнева транслируется старшим поколением (родители, учителя). Неумение проявлять отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого поведения, особенно в ситуации, когда надо защитить свои права. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ. Задача психолога познакомить с особенностями агрессивных детей, обучать способам взаимодействия. Психологическое просвещение, коррекция проводится через следующие формы работы: -
Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах). -
Тренинги. -
Индивидуальное консультирование по проблеме. -
Семинары и диспуты. -
Круглые столы. Можно использовать следующие упражнения: -
Коллективный продукт (определение агрессии). -
Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка». -
Упражнение «Мир глазами агрессивного ребёнка». -
Знакомство со способами выражения гнева. -
Упражнения на развития эмпатии. -
Упражнение «Письмо агрессивного ребёнка». -
Упражнения на релаксацию, выведения гнева. -
Психологический театр. СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ. Стратегия несовместимых ответов. Человек не может одновременно испытывать две противоположных, несовместимых эмоции. Необходимо делать упор на проявление таких эмоций, которые не совместимы с агрессивностью: Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми. Работа с детьми. Цели: 1. Учить выражать гнев в приемлемой форме. 2. Обучать поведению в различных ситуациях. 3. Развивать эмпатию, чувство доверия к людям. «Крутой» = уверенное поведение + много агрессии. «Сильная личность» = уверенное поведение + много поддержки. «Стиральная машина», «Дождик». «Уверенное, неуверенное, грубое поведение» «Прогноз погоды» «Два барана» «Камешек в ботинке» «Доброе животное» «Спустить пар» «Толкалки» «Датский бокс» «Тух - тиби - дух» «Довольный, сердитый» «Ворвись в круг» «Листок гнева» «Эмоциональный словарь» «Маленькое привидение» «Волшебные шарики» «Обзывалки» |