- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья: «Методы исследования ценностей. Сравнение и описание»
Статья: «Методы исследования ценностей. Сравнение и описание»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макеева С.А. |
Дата | 18.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Изучение ценностей в психологии. Методы исследования ценностей.
Автор: Макеева Светлана Александровна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ №2000
В науке существует огромное разнообразие методов и методик для изучения ценностей культуры. Однако вопрос об измерении культур и их составляющих в кросскультурных исследованиях - влечет за собой трудности и ещё большее количество вопросов. С одной стороны, нужно выбрать основание для сравнения, с другой - из всего многообразия выбрать подходящий метод исследования, и с третьей, нужно учитывать адекватность передачи смысла при работе с представителями разных культур [Емельяненко]. В данном параграфе мы сделаем краткий обзор наиболее успешных методов, используемых в кросс-культурных исследованиях и оснований, которые в них положены.
Одними из самых распространенных методов изучения ценностных ориентаций личности являются метод ранжирования и метод сравнения. К первому относится одна из самых известных и достаточно проработанных методик изучения ценностных ориентаций - методика, разработанная М. Рокичем в 1973 году, она называется «The value survey» (RVS) [].
В её основу положено разделение ценностей на терминальные или ценности-цели (здоровье, свобода, интересная работа и т.д.), и инструментальный или ценности-средства (аккуратность, воспитанность, жизнерадостность и т.д.). В методике испытуемым предлагалась проранжировать два списка ценностей (терминальные и инструментальные) по 18 ценностей в каждом, располагая их в порядке личной значимости. В методике есть свои недостатки (подверженность социальной желательности), но она обладает и несравнимыми достоинствами (универсальность, удобность, экономичность), которые сделали её одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей [Карандашев Емельянова].
Однако, ранжирование большого числа ценностей - сложная задача, и довольно часто используют другой метод - метод парных сравнений. Он лежит в основе методики А. Эдварда, по изучению мотивационных тенденций личности. В ходе исследования, испытуемому предлагают попарно сравнить 15 мотивационных тенденций. Недостатком метода является то, что этот опросник, состоящий из 210 пар высказываний, является тяжелым, громоздким как для заполнения, так и для обработки [].
В последнее время, наиболее распространенный метод в кросс-культурных исследования - это метод оценки высказываний. В пример можно привести опросник С.Морриса «Способы жизни», который представляет собой основные принципы мироощущения, заложенные в главных религиях и морально-этических системах мира. Моррис переработал религиозные учения и представил описания 13 «способов жизни», изложенных в описаниях по 150 слов каждое. Приведем здесь лишь краткие трактовки-обозначения "способов жизни" Морриса []:
-
· умеренность, сдержанность и интеллигентность;
-
· пройти путь в одиночестве;
-
· заботиться о других людях;
-
· воспринимать жизнь органами чувств;
-
· слиться с обществом, радоваться общению;
-
· постоянная активность;
-
· динамичное единство наслаждения, деятельности и размышления;
-
· простое, беззаботное, всецелое удовольствие, наслаждение;
-
· смирение;
-
· упорный жесткий самоконтроль;
-
· сосредоточенность на внутренней жизни;
-
· преодоление, властвование, завоевание;
-
· жизнь - средство претворения великих целей во вселенной.
Испытуемый должен оценить каждый из них по шкале от 1 до 7. После этого оценивается частота выбираемости тех или иных высказываний [].
Метод сравнений используется и в инструменте, разработанном Г. Олпортом с коллегами в 1931г. Опросник называется «Изучение ценностей» и был популярен в США, в больше, чем половина социологических исследований с 30-х годов [Емельян]. Фундаментом методики послужила типология Э. Шпрангера, который считал, что существует шесть основных направленностей личности: теоретическая, экономическая, эстетическая, социальная, политическая и религиозная. В методике испытуемому предъявляли 120 вопросов, касающихся повседневных ситуаций. Для некоторых вопросов давалось по два возможных ответа, а для других - по четыре. Респондента просили выбрать из альтернатив наиболее приемлемую и приписать ей наибольший балл [].
В сравнительных межкультурных исследований ценностей существуют методики, использующих несколько методов одновременно, выделяется ценностный опросник Ф. Тромпенаарса. Опросник Ф. Тромпенаарса сочетает в себе два способа сбора информации: проективную методику и метод выбора из нескольких альтернатив. В одной части анкеты респонденту предъявляются проективные ситуации, обыгрывающие определенные ценности, и респондент должен ответить, каким образом он поступил бы в этих ситуациях. Далее в анкете респондент должен выбрать одну из ценностных альтернатив в каждой заданной паре. Этот инструментарий был использован в сравнительном исследовании ценностей сотрудников организаций в 43 странах (1996 г.). В число этих стран, кстати, была включена и Россия.
Ценностный опросник Ф. Тромпенаарса построен на следующих ключевых ценностных дилеммах:
-
· универсализм - партикуляризм;
-
· достигнутое - предопределенное;
-
· ориентация на себя - ориентация на других;
-
· аффективность - нейтральность;
-
· специфичность - диффузность;
-
· внешнее - внутреннее.
Седьмое основание сравнения в опроснике измеряет временной фокус (направленность в будущее, прошлое или ориентация на настоящее). Ф. Тромпенаарс опирался в своем выборе на работы Т. Парсонса, Дж. Роттера и Т. Коттела. Вызывает интерес тот факт, что здесь, в эмпирическом исследовании, практически используются теоретические постулаты Т. Парсонса, в то время как в нашей социологии работы Т. Парсонса, в основном, так и остаются теорией.
Ещё одним примером использования метода парных сравнений, является одна из наиболее простых и рабочих моделей, широко используемая и на западе и в России, является концепция измерения культур Гирда Хофстеде[1]. В её основе лежит теории ценностных предпочтений М. Рокича [цит. по Стефаненко]. В ней испытуемому предлагается оценить пять пар высказываний, для четырех (либо пяти) измерений культуры:
-
· Дистанция власти (Power Distance) «PDI » (аналогия понятия "Иерархия", т.е. это допустимая степень неравенства между людьми, принятая в обществе);
-
· Индивидуализм /коллективизм (Individualism) «IDV» (Маркером этой шкалы является цель, ради которой люди объединяются в группу. Здесь два полюса: достижение результатов и получение эмоций);
-
· Маскулинные/фемининные культуры (Masculinity) «MAS» (Значение гендерного фактора, чья роль в группе важнее);
-
· Избегание неопределенности (Uncertainty Avoidance) «UAI» (Другими словами, это цель развития группы. Первыцй полюс - люди хотят сохранть то, что есть; второй полюс - добться нового).
Последнее пятое измерение появилось позднее в 1979 году. Коллега Хофстеде, Михаэль Харрис Бонд провел китайское исследование в 22 странах и нашел пятое измерение:
· Долгосрочная ориентация (Long Tern Orientation) «LTO» (Смысл существования группы: для стабильности или для удовлетвореня потребностей "здесь и сейчас".
Модель Хофстеда наиболее проста и удобна для исследования и работы с группами. Её используют в основном в Европе. В России эта концепция нова и малораспространена.
[1] Профессор Г. Хофстеде, голландский ученый, провел широкомасштабное исследование на гигантской выборке в 40 стран с участием 116 тыс. человек. Со временем он исследовал более чем 70 стран и сравнил культуры этих стран по четырем, позднее пяти показателям (измерениям).