В гармонии с чувствами

Эмоции и чувства человека   -  это то  что, наполняет его жизнь особым трепетом, обогащающий его духовный мир, позволяющий ему воспринимать окружающий мир через призму своих  переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, то есть жить полноценной жизнью. «Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки :что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его    чувства, что его радует и что  печалит, обычно ярче всего выявляет...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новокрымская школа»

Коррекционно-развивающая программа

«В гармонии с чувствами»

(для учащихся 4-5 классов по формированию эмоциональной стабильности.)


Программа разработана на основании программы Шваб Е Д.. «Психологическая профилактика и коррекционно-развовающие

занятия» Волгоград: Учитель,2007.



Педагог- психолог

Трутнева Л.И

Пояснительная записка

Эмоции и чувства человека - это то что, наполняет его жизнь особым трепетом, обогащающий его духовный мир, позволяющий ему воспринимать окружающий мир через призму своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, то есть жить полноценной жизнью.

«Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки :что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет -а иногда и вызывает-истинную сущность человека»-пишет Л.С.Рубинштейн.

Воспитание эмоциональной культуры личности можно назвать одной из центральных проблем воспитательного процесса современной школы.

Ее актуальность обусловлена повышенным уровнем тревожности школьников, и причин для этого много: как субъективных, так и объективных.

Сегодня наиболее острые проблемы стоят в области воспитания, а следовательно со снижением базовых показателей обученности и воспитанности .Проявления : стресс, тревога, личностные расстройства, которые приводят к отсутствию не только интереса, целеполагания, а и развития глубоких ценностей (духовный дистресс).

Задача психолога помочь учащимся научиться управлять эмоциями, чувствами:

контролировать свои эмоциональные реакции, учиться осмысленно регулировать их, находить адекватные способы выражения чувств и эмоций т.е. научить развивать в себе «комплекс произвольности»

Данная коррекционная программа предлагает через игровые методы:

Выработку конструктивных способов в трудных ситуациях; овладение приемами, позволяющими справиться излишним волнением, тревогой.

Сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных

расстройств.

В ходе наших занятий ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, способствующая, интуитивному стремлению к установлению внутреннего баланса, гармонии

жизни в согласии с собой и с миром.

Методика программы включает беседы, релаксации, ролевые игры, психо-гимнастику, самовыражение в рисунках, методы кинезиологии, способствующие совершенствованию регулирующей и координирующей роли

нервной системы.

Каждому участнику предлагается вести дневник, который состоит из двух

частей .Первая-самооценка эмоционального состояния по методике «Градусник» .Состояние этой методики заключается в том, что каждый день

на протяжении коррекционных занятий ученики фиксируют эмоциональное состояние : радостное, спокойно-уравновешенное, безразличное, раздражительное.

Вторая часть дневника: дети закрепляют методы кинезиологии и выставляют

сами себе оценки за технику выполнения.

Для того, чтобы занятия проходили эффективно, нужно разработать правила поведения:

1.Правила постоянства.

2.Правила откровенности и искренности.

3.Правила активности.

4 Правило « Молчания» для того члена группы ,кто не хочет отвечать в каком-то упражнении.

Цель программы: Обучить учащихся развитию «комплекса произвольности», умению отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции.

Задачи коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;

  2. направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;

  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей;

  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Предполагаемый результат:

Занятие тренинга саморегуляции проводится 1раз в неделю. Подведение итогов и анализ работы тренинга предполагает рефлексию успехов и неудач, выделение проблемных зон и их разрешение.

Данная программа используется для коррекции эмоциональных состояний учащихся 4-5 классов.


Структура программы:

1.Диагностика психо-эмоционального состояния репициентов.

Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с младшими школьниками

п/п

Название методик

Автор

Предмет исследования

Возр. Категории

исследованных

1

Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе

О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова;

адаптация

учителя,родители

2.

Проективная методика «Школа»

мотивация

младш. школьн

3

Цвето-рисуночный тест

А.О.Прохоров, Г.Н.Генинг

диагностики психических состояний

младш. школьн

4

Тест тревожности

Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки

тревожность

младш. школьн

5

Опросник для учителя

учителя

6

Анкета для родителей

родители

7

Тест тревожности

Т.Филлипс

тревожность

8

Склонность к враждебности, проявляемойчерез обидчивость и мстительность

Методика «Личностная

агрессивность и

конфликтность» (Е.П.Ильина, П.А.Ковалева) (прил. №1.15)

Личностная агрессивность и конфликтность»

младш. школьн

9

«Самооценка»

Т.В. Дембо, С.Я Рубенштейн

самооценка

младш. школьн

10

Личный профиль реагирования на различные эмоциональные ситуации;

склонность к «открытому агрессивному поведению» ( в т.ч. сексуальному

Тест эмоций Басса-Дарки*,

проективная методика исследования личности «HAND-ТЕСТ

Личностная агрессивность

младш. школьн




Конспекты занятий:

Занятие 1 «Знакомство»

Занятие 2 «Учимся справляться с гневом»

Занятие 3 «Разговор без слов»

Занятие 4 «Мой внутренний мир»

Занятие 5 «Я и другие»

Занятие 6 «Про слова « надо» и « нет»

Занятие 7 « Почувствуй себя любимым»

Занятие 8 «Я изменился»

Занятие 1 Знакомство.

Цель:

Создание благоприятных условий для работы группы, ознакомление с понятием «гармония»

1.Упражнение «Кляксы» Определение эмоционального состояния учащихся.

Детям предлагается покрасить ладошки в любимый цвет, отпечатать на листке, и определить воображаемые образы, Экспресс диагностика.

2.Упражнение «Моделирование выражений эмоций» Приложение №3

Перед учащимися выкладываются пиктограммы, изображающие различные эмоции: радость, удивление, гнев, страх, огорчение.

По мере знакомства с отдельными эмоциями ученики изменяет свое выражение лица так, чтобы оно соответствовало той или иной эмоции.

3. Информационное сообщение «Жизнь в гармонии»

Психолог: Только счастливые люди живут в гармонии.

Глаза этих людей светятся радостью. У них всегда много друзей. Жизнь в гармонии - это, когда на душе у человека хорошо светло ; жизнь приносит много интересного ,неожиданного и прекрасного.

Совместно с участниками выводится характеристика гармоничного человека :

Г-готовность откликнуться, прийти на помощь другому.

А- активность

Р- радость

М-мягкость

О- открытость

Н- независимость

И - интерес

Я- позитивный , (спокойный, доброжелательный)

Для того, чтобы быть счастливым, нужно себя представить таким человеком :

-Вообрази себя, счастливым!

Ведь только ты - хозяин счастья.

Открой лишь дверцу и , как птица,

Оно взовьется в поднебесье…

…Для этого одно лишь надо-

Вообрази себя счастливым [ 4, с.33 ]

4.Упражнение «Колечко» Использование методов кинезиологии.

Цель: Совершенствование регулирующей и координирующей роли нервной системы.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук в прямом и обратном порядке.

В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Локти должны иметь опору.

4.Релакс. Звучит музыка «Шум волны» Упражнение «Учимся дышать правильно»

Цель: Обучение регулированию своего состояния.

Ложимся на коврик, закрываем глаза. Медленно расслабляем тело, сосредотачиваемся на своем дыхании; прислушиваемся к нему.

Дышим ровно, глубоко от пупка. Прислушиваемся к шуму волны,

представляем ее шум, движение, брызги, привкус соли на губах. Обсуждаем ощущения.

Рефлексия. Оценивание с помощью 10 пальцев интереса к занятию, желание посещать занятия.

Определите свое эмоциональное состояние на градуснике «эмоций»

Занятие 2

Тема «Учимся справляться с гневом»

(гармония внутреннего и внешнего)

Цель: Учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния, познакомить детей со способами

выражения отрицательных эмоций.

1. Упражнение «Угадайка»

Цель: Определение эмоционального состояния учащихся.

Детям предлагается определить на градуснике свое эмоциональное состояние. Экспресс диагностика.

2. Литеризация имени. Назвать свое имя с буквой (Ласковая Лена) и т.д.

Детям предлагается улыбнуться как веселый ребенок, добрая птица. Позлиться как: сердитый дракон, сердитый мальчик.

Игра «Жужа»

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг него, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь хлеснуть их полотенцем по спинам

Замечание.: психолог следит за формой выражения « дразнилок» : они не должны причинять душевную боль.

Беседа с детьми.

-Вам приходилось в жизни злиться?

-Из-за чего вы злитесь?

Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?

-что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? ( С помощью этого вопроса психолог может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, произвольно управлять своим поведением)

Психолог предлагает детям. способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами.:

Потопать ногами

Психолог должен объяснить детям : чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам, которые охватили человека,
Надуть воздушный шарик злостью

Послушайте стихотворение:

-Прости обиды! Улыбнись!

Освободи себя от страха и волнений,

С подошв, стряхни ты гнев и зло,

Не мучь себя приливами сомнений.

Дети имитируют встряхивание гнева и зла.

4. Игра «Воздушный шар»

Представьте себе, что у вас нет живота, а надувной шарик.

Сначала он маленький, а потом начинает расти-расти, расти (вдох, живот выпячиваем), а потом как лопнет (выдох, хлопок в ладоши).

5. Релаксация. Упражнение «Небо» 5.минут.

Цель: Ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями.

Закройте глаза. Представьте себе прекрасное голубое небо. По небу плывут облака. Вы наблюдайте за ними. Если о чем-то другом думаете, пусть эти мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Очень спокойны, уравновешенны и счастливы. Вы ощущаешь покой ,тишину, радость. Теперь медленно откройте глаза. Некоторое время полежите спокойно. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете ,выполняя это упражнение

6.Упражнение «Колечко» (См. Занятие№1)

Рефлексия.

Что понравилось сегодня на занятии?

Отметить на градуснике свое эмоциональное состояние.

Прощание: подарить воздушный поцелуй.

Занятие№3

Тема: «Разговор без слов»

Гармония жизни в согласии с самим собой.

Цель: Создание условий для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения; формирование операционных компонентов невербального общения.

1.Упражнение «Лесная школа»

Дети пантомимой изображают сказочного героя , который ему больше всего нравится (заяц, белка, тигр) и т.д.

2. Информационное сообщение «Слова и жесты в общении» В большинстве

случаев люди общаются с помочью слов, т.е. речи. В таком общении информация усиливается интонацией, логическими ударениями, быстротой разговорной речи и т.д. Но наряду со словесным общением существует и

бессловесное общение людей. Это жесты, мимика, взгляды. К бессловесному общению относятся так же плач, улыбка, кашель, возгласы, например, «Ой»,

«Да ну» и т.д.

Улыбка- царство смеха !

Сам смех-тропа к успеху,

И все нам удается,

когда душа смеется.

2.Игра «Кот в мешке» Выбрать закрытыми глазами игрушку на «ощупь» и передать эмоцию (тактильная чувствительность)

Обсуждение: что ты при этом чувствовал?

3.Релаксация: «Сад чувств»(10 минут)

Садимся удобно в кресло. Представь, что ты пришел в заброшенный сад

и становишься его садовником. Тебе хочется его очистить от мокрых листьев

и веток. Ты берешь инструменты, и начинаешь работать. Заглядываешь в каждый уголок сада, и наводишь порядок. Сажаешь новые красивые цветы и деревья. Сад наполняется прекрасными звуками, слышится пение птиц ,звуки

водопада, жужжание пчел и потаенный звук глубокого покоя. Запах цветов, чистого воздуха, сильный крепкий запах земли.

Воздух отдает дымом. Кто-то разжег костер. Представь, что ни будь вкусненькое, чтобы потекли слюнки. Представляя это, опусти руки, коснись прохладной влажной земли. Полюбуйся своим маленьким садом. Ты в этот сад можешь прийти в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день цветут новые цветы. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни. Медленно открой глаза.

Выразите мимикой свое душевное состояние. Вы теперь научились стремлению жить, растворяться в красоте природы. Ваши глаза светятся радостью, а жизнерадостность - это светящийся взгляд гармоничного человека.

-

4.Упражнение «Лезгинка» (Методы кинезиологии)

Цель: Совершенствование регулирующей и координирующей роли нервной системы.

Левую руку сжать в кулак ,большой палец отставить в сторону, кулак развернуть к себе .Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. Затем наоборот. В течении упражнения должно быть 8-10 смен позиций.

Домашнее задание :добиваться высокой скорости и правильности выполнения.

5.Рефлексия .

Что вы чувствовали сегодня во время занятий?

Поблагодарим друг друга за работу глазами, жестами.

Занятие 4

Тема «Мой внутренний мир»

Стремление к внутренней гармонии.

Цель: Создание условий для осознания и принятия ребенком себя как уникального, помочь ребенку в осознании и переживании им своего «образа-Я»

1. Упражнение «Спаси птенца» Представь ,что у тебя на ладоне у маленький, беззащитный, птенчик. Согрей его своим дыханием ,любовью, теплом.

Посмотри ,оно очень слабенькое было ,а теперь представь его сильным Раскрой

ладони и выпусти птенца на свободу. Птичка радостно взлетает .

1 Рисунок . Цель: Диагностика ценностных ориентаций. Демонстрация образа

«Я» в его экстериоризованных проявлениях.

Предлагается нарисовать на листе с одной стороны то ,что они любят больше всего ,а на другой -то что не любят. После завершения рисования ребенок комментирует изображенное на рисунке.

3 Беседа с ребенком «Мои плюсы и мои минусы»

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера.

Положительные человек старается сберечь, закрепить ,а отрицательные пытается скрыть. Что нужно сделать, чтобы отрицательных черт стало меньше?

Послушайте стихотворение:

Сияет счастьем добрый человек,

Переливаясь в капельках хрустальных.

И звонким голосом мой мир сказал:

«Все тучи - временно, а солнце постоянно!

4 Игра «Сыграй роль»

Имитация « трусливого зайца», «храброго медведя», «злую девочку» и т.д.

5Упражнение «Ступеньки»

Цель: Диагностика самооценки и уровня притязаний.

Предложить две лесенки семью ступенями.

Психолог: представь себе, что, всех детей разместили на ступеньках. На седьмой ступени посадили тех детей ,которые хорошо себя ведут, никогда не сорятся .На шестой дети ,которые тоже хорошо себя ведут ,но бывают невнимательными .Кто будет на последующей ступеньке ? А теперь подумай, где бы посадили тебя? А где бы ты хотел быть?

Обработка результатов: 1-2-заниженная, 3-5 адекватная, 6-7 завышенная.

5.Релаксация «Танец радости»

Сидя, ребенок придумывает движения; потом на цыпочках тянет руки к солнцу

Выше и выше, подпрыгивая сначала низко затем все выше и выше

6. Упражнение «Зеркальное рисование» ( Методы кинезиологии)

Цель: совершенствование регулирующей и координирующей роли нервной системы.

Положить на стол чистый лист бумаги. Дать ребенку в обе руки по карандашу. Начинать рисовать одновременно обеими руками зеркально симметрические буквы. При выполнении ребенок должен чувствовать ,как расслабляются мышцы глаз и рук .Когда деятельность обеих полушарий улучшится, то заметно улучшится качество.

Рефлексия.

1.Что вы чувствовал сегодня во время игры, танца?

Поблагодарим друг друга за работу глазами и жестами.

Занятие №5

Тема «Я и другие»

В гармонии с людьми.

Цель: Способствовать усилению ориентации ребенка на другого человека как партнера по общению, анализ образа «Я» другого человека.

1.Беседа «Моя семья»

Каждый из нас живет в семье. В одного она большая: есть отец, мама, бабушка с дедушкой, в другого совсем маленькая.

Диагностическая методика «Проективный рисунок семьи»

2.Сказка о стране «Теплого пуха» [ 2,с53 ]

-Существует ли теплый пух в жизни человека?

-А что такое теплый пух?

-А что такое «холодная колючка?

-А что бы ты сделал с колючкой?

Вывод: добрые слова лечат человека ,а злые ранят.

Послушайте стихотворение:

Друзей имейте - в трудный час

Они поддержат, и помогут.

Не будет трудною дорога

Ни для друзей, и ни для вас. [ ]

3.Игра «Черное, белое не бери, да и нет не говори.»

Ты ездил на море?

Там дети плавали?

А когда ты загорел, какого цвета ты будешь? И т.д.

Релаксация. Звучит музыка « Каприс» Н.Поганини.

«Дождик» - Смывается злость, обида .

«Радуга «- Предлагается «увидеть», «представить» радугу ,пройти под ней,

Дотронуться до нее, почувствовать тепло или холод цветов, .покататься на радуге .

4.Упражнение «Ухо-нос» (Методы кинезиологии )

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение

Рук с точностью до наоборот. Повторить 8-10 раз

5.Рефлексия

Что вы нового узнали?

Покажите пантомимой свое настроение?

Занятие №6

Тема: «Про слова «надо и нет»»

В гармонии с противоречивыми желаниями.

Цель: Выделить содержание норм взаимодействия между людьми и их рефлексию, дать понятие о трудном слове « нет» и научиться говорить слово «надо».

1Беседа с учащимися.

Когда вы были маленькими, то легко говорил «нет», особенно когда вам чего-то не хотелось.

Но вот и появилось такое слово «нет», которое стало говорить сложнее

( например, когда уговаривают пойти гулять, а надо делать уроки и.т.д.)

Предлагается поучиться говорить «нет»

Вы любишь очень горькую пищу?

Вам бы хотелось спать в ледяной пещере?

Вам бы хотелось всю жизнь не выходить из дома?

Просто ли вам сказать «нет»?

Но жизнь строится по правилам, и представь себе, что случилось бы на белом свете - если бы все люди - взрослые и дети забыли слово «надо». И здесь часто густо нужна сила воли.

2. Упражнение «Я не могу - Я могу -Я попробую»

Ребенок кладет руки на открытые ладони психолога говорит :

Я не могу…, и рассказывает, что трудно дается.

- Я могу…, - что любит делать.

Я попробую и сделаю,… рассказывает, что если приложить усилия ,то получится все что ты хочешь.

3. Упражнение «Змейка» Приемы «Кинезиологии»

Скрестить руки ладонями друг другу, сцепить пальцы в замок и вывернуть руки. Двигать пальцами, на которые укажет психолог.

4. Игра «Упрямый»

Цель: Повышение самооценки, самоконтроля, внимания.

Психолог показывает движения, а дети на оборот.

Например, психолог поднимает руки вверх, а ученики в низ.

Обратить внимание ребенка на нравственную сторону.

5.Релаксация.

Цель: Обучение регулированию своего состояния.

Ложимся на коврик. Под музыку медленно расслабляем тело, сосредотачиваем

Внимание на дыхании, прислушиваемся к нему. Дышим ровно глубоко (от пупка). По слушаем свои ощущения, понаблюдаем за фазами дыхания (вдох-выдох, пауза и т.д.)

Прислушаться к шуму дождя, который смывает обиды, огорчения, злость. Но вот появилось солнышко, которое делает тебя спокойным, уверенным, радостным человеком.

6. Рефлексия.

У вас столько силы , энергии, что вы можете теперь поделиться с другими людьми. Ребенок прикладывает руки ко рту и «посылает» это тепло всем людям.

Занятие№7.

Тема «Почувствуй себя любимым».

Гармония чувства меры.

Цель: создание позитивного настроения, способности к самовыражению.

1.Упражнение «Ласковое имя». Ребенок обрисовывает свою ладошку, и вырезает ее.

На пальчиках пишет ласкательные варианты своего имени.

2. Беседа «Еще раз о характере»

В одного ребенка хороший характер, в другого плохой. С человеком, в которого хороший характер, легко и спокойно. Что же такое плохой характер?

Чаще всего этот это эгоизм. Кто такой эгоист? Эгоист любит только себя, не понимает интересы других Плохой характер это жадность, злость, трусость, грубость. Таких людей никто любит.

Послушайте стихотворение:

Создай свой мир, тебе подвластный.

В нем царствуй, управляй собою.

И, овладев своей судьбою,

Старайся повлиять на ближних,

Даря им мир и милосердье. [ ]

3.Этюд «Хочу и все»

Мальчик пришел в магазин, чтобы купить красовки. Но в этом магазине продавались велосипеды.

«Я хочу этот велосипед»- сказал мальчик.

Мама показала ему день деньги в кошельке, и шепотом сказала, что у нее

нет денег на велосипед.

- А мне что до этого! - громко закричал мальчик и начал топать ногами.

- Хочу и все!

Мама увидела, что продавец и покупатели обратили на них внимание.

Она потянула за руку сына, но у нее не хватило сил удержать его в своих руках.

Мальчик упал на пол, стал бить кулаками и ногами по полу, требуя купить велосипед.

Вопрос:

Тебе нравится поведение мальчика?

Этюд 2.

Мама принесла к чаю три пирожинки.

Мальчик взял себе одно и, показав пальцем на два другие: «А эти я съем вечером. Мама подумала: «мой сын эгоист»

Вопрос: Почему так подумала мама?

Как бы ты поступил в этой ситуации?

Этюд 3

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла рукавичку .У нее замерзли пальчики .Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и одел на ее руку свою рукавичку.

Вопрос: какой поступок тебе больше всего понравился?

4.Упражнение « Змейка» См. занятие № 6.Методы кинезиологии.

5.Релаксация. «Танцуем сидя»В сидячем положении, под веселую музыку, дети выполняют произвольные танцевальные движения.

1.Что понравилось сегодня на занятии?

2Мгновенная социометрия.

Возьмите за руки двух человек, с которыми вам приятно общение в этой группе.

3. Подарите друг другу воздушный поцелуй.

Занятие №8

Тема «Я изменился»

Гармония полноты жизни.

Цель: Создание условий для рефлексии ребенком собственных изменений в процессе индивидуальных занятий, осознание новых смыслов этих изменений.

Упражнение 1 «Четыре стихии»

Цель: Развитие произвольности внимания, связанного с координацией слухового и двигательного аппарата.

Психолог договаривается с ребенком, если он скажет слово «Земля»,то он должен опустить руки в низ, если слово «Вода»- вытянуть руки в перед;

на слово «Воздух»- поднять руки в вверх, а на слово «Огонь»произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

2.Проэктивное рисование.

Осознание ребенком себя изменяющегося.

Психолог предлагает ребенку изобразить в рисунках что произошло с ним в течении занятий.

Рисуется два рисунка «Я до занятий», Я после занятий».

Ребенок делится своими впечатлениями, переживаниями.

3.Игра «Цветик - семицветик.

Для игры понадобится цветик - семицветик ,который можно сделать по-разному-главное, чтобы лепестки отрывались(вынимались из цветка),а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей-

Ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение -

красную. В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям, и почему.

5. Информационное сообщение «Счастье- гармония многообразия»

Гармония-это слияние, слаженность тонов в музыке. Это приятное созвучие, которое не «режет» в уши своим звучанием. В человеческой жизни гармония отражается в прекрасном физическом самочувствии, оптимистическом (позитивном настроении) настроении, чувстве красоты, чувстве меры,

открытости, готовности откликнуться на помощь другому.

Давайте «мозговым штурмом» составим синквейн на понятие «Гармония»

Гармония-это:

2.прилагательных: позитивный, счастливый.

3.глагола: действовать, жить в согласии, чувствовать.

Предложение: Гармония-жизнь в согласии с собой, с людьми, с природой.

Вывод: Гармония-это счастье

6.Релаксация. Упражнение «Улыбка»

Играет веселая музыка. Улыбнитесь! Представьте себе, что вы очень счастливы Почувствуйте, что ваша улыбка освещает вас ярким светом, и это тепло вы дарите всем людям.

Улыбке час, а грусти - миг.

И этим мудрость ты постиг.

Так и живи , хороший мой!

И я порадуюсь с тобой. [ ]

Окончание занятий.

Как вы можете себе помочь при плохом настроении?

Оценка на пальцах своего состояния пользы от занятий.

Анализ своих эмоциональных состояний на « градуснике эмоций»

Литература.

1Минеева В.М. «Развитие эмоций» Москва ,1999г.

2.СавичЖ.В..Безпалько О.В. «Спілкуємося й діємо» Навч.-метод.посіб.-

К.: Наш час,2006.

3 Шваб Е Д.. «Психологическая профилактика и коррекционно-развовающие

занятия» Волгоград: Учитель,2007.

4 Мерзляков Ю.А «Путь к долголетию»:Энцикл. самооздоровления. Мн.ППК Белфакс»,1994.







Приложение 1

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция:

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов

1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

Σ = 22

2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

Σ = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

Σ = 13

4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45

Σ = 6

5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26

Σ = 6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22

Σ = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28

Σ = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

Σ = 8

Ключ к вопросам:

«+» - да

«-» - нет

1 - 19 - 37 - 55 -

2 - 20 + 38 + 56 -

3 - 21 - 39 + 57 -

4 - 22 + 40 - 58 -

5 - 23 - 41 +

6 - 24 + 42 -

7 - 25 + 43 +

8 - 26 - 44 +

9 - 27 - 45 -

10 - 28 - 46 -

11 + 29 - 47 -

12 - 30 + 48 -

13 - 31 - 49 -

14 - 32 - 50 -

15 - 33 - 51 -

16 - 34 - 52 -

17 - 35 + 53 -

18 - 36 + 54 -

Результаты

1) Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥50%; ≥75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%; ≥50%; ≥75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥50% и ≥75% (для всех факторов),

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.




Приложение 2

В гармонии с чувствами

В гармонии с чувствами

В гармонии с чувствами


В гармонии с чувствами

В гармонии с чувствами

В гармонии с чувствами




Литература.

  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

  2. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - С. 173.

  3. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

  4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.: Педагогика, 1988.

  5. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,1985. 48 с.

  6. Изард К. Эмоции человека / К.Изард- М.,1980.

  7. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.

  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. - 2007. - 784 с.

  9. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - С.372 - 377.

  10. Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67.

  11. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2005. - 583 с.

  12. Мерзляков Ю.А «Путь к долголетию»:Энцикл. самооздоровления. Мн.ППК

  13. Минеева В.М. «Развитие эмоций» Москва ,1999г.

  14. Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии. Учебное пособие для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 463 с.

  15. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 688 с.

  16. Психология / Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2001. - 584 с.

  17. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с

  18. Шваб Е Д.. «Психологическая профилактика и коррекционно-развовающие

занятия» Волгоград: Учитель,2007.

Цель программы: Обучить учащихся развитию «комплекса произвольности», умению отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции.

Задачи коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;

  2. направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;

  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей;

  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Предполагаемый результат:

Занятие тренинга саморегуляции проводится 1раз в неделю. Подведение итогов и анализ работы тренинга предполагает рефлексию успехов и неудач, выделение проблемных зон и их разрешение.

Данная программа используется для коррекции эмоциональных состояний учащихся 4-5 классов.

Конспекты занятий:

Занятие 1 «Знакомство»

Занятие 2 «Учимся справляться с гневом»

Занятие 3 «Разговор без слов»

Занятие 4 «Мой внутренний мир»

Занятие 5 «Я и другие»

Занятие 6 «Про слова « надо» и « нет»

Занятие 7 « Почувствуй себя любимым»

Занятие 8 «Я изменился»

27


© 2010-2022