Конспект занятия с элементами тренинга Психологический портрет педагога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие для учителей с элементами тренинга




Конспект занятия с элементами тренинга Психологический портрет педагога


Конспект занятия с элементами тренинга Психологический портрет педагога














Подготовила

практический психолог

Серкина Елена Васильевна

г. Волгоград, 2015 г.

Цель: развитие профессионально важных качеств, как эффективного стиля профессиональной деятельности; умение успешно общаться с коллегами по работе и руководителем; вырабатывание позитивного отношения к детям, эмоциональное принятие ребенка, развитие коммуникативных качеств, как средств развивающего обучения; знакомство со способами саморегуляции.

Оборудование и подготовка: по 2 листа бумаги на человека: большого и меньшего размеров; карточки ля игры; профессиограмма по Лири; высказывание Горького, Сухомлинского; инструментарий для упр. «Философия жизни», пожелание, раздаточный материал с упражнениями саморегуляции.

Ход занятия.

1. Ознакомление с темой встречи. Приветствие. Упражнение

- Меня зовут , а обо мне люди говорят … , я люблю ….

2. Теоретический материал

- Педагогическая психология традиционно включает отдельный раздел - «психология педагога», где подчеркивается важность профессиональной роли. Профессия Педагога, как и профессия врача, одна из древнейших. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта, общественных знаний и ценностей.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Че­ловек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определя­ется следующими качествами человека:

  • устойчиво хорошим са­мочувствием в ходе работы с людьми,

  • потребностью в общении,

  • способностью мысленно ставить себя на место другого челове­ка,

  • стремительно понимать намерения, помыслы, настроение других людей,

  • быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

  • хоро­шо помнить и держать в уме знание о личных качествах мно­гих и разных людей и т.д.

Человеку этой профессиональной схе­мы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осу­ществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широ­кий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; быстрое реше­ние нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Для анализа профессиональной пригодности человека, рабо­тающего по схеме «Человек-Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости:

- дефекты речи, невыразительная речь,

- замкнутость, погружен­ность в себя, необщительность,

- выраженные физические недо­статки, нерасторопность, излишняя медлительность,

- равнодушие к людям, отсутствие призна­ков бескорыстного интереса к человеку - интереса "просто так".

3. Упражнение «Моя профессиональная роль»

Цель: поиск группой эффективных средств общения с группой детей и внутренней позиции, с которой учитель должен взаимодействовать с учащимися.

Группа садится в круг и каждому участнику психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется иметь следующий набор таких карточек: «Помощник», «Мама», «Воспитатель», «Лидер», «Авторитет», «Идеал», «Самый-самый...», «Добряк», «Наблюдатель», «Посредник между воспитанником и poдителем», «Интеллектуал», «Урокодатель», «Предметник», «Сухарь», «Судья», «Друг», «Игрок», «Товарищ».

- Каждый из участников группы получает свою карточку, на которой обозначена позиция-роль. Он зачитывает то, что написано на карточке и рассказывает в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позицией педагога, а в чем не согласен. При выражении активного несогласия с обозначенной позицией-ролью учителю предлагается определить и назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовать при общении с детьми.

Обсуждение проводится в группе или по кругу, или в той очередности, в которой учителя проявляют свое желание высказаться. При групповом обсуждении психолог стремится акцентировать внимание учителей на следующих моментах: поиске каждым педагогом собственной внутренней позиции-роли, проявлении положительного отношения к детям, их воспитанникам и стремлении транслировать ученикам тепло и доброту.

4. Упражнение «Обо мне говорят…». Психолог предлагает взять небольшие листы бумаги и написать на них свои данные Ф.И.О.

- Перед тем как передать его по кругу - сверните его пополам (он обязательно вернется к вам) и вы оставите его себе на память, в уголке нарисовать пиктограмму, которая будет обозначать: «солнышко» - пишите обо мне только хорошее, «тучка» - напишите и отрицательные мои качества, «?» - все, что знаете обо мне.

5. Заключение. Упражнение "Философия жизни" приготовлена стеклянная банка с камнями, горох, песок, вода - в отдельной посуде)

- Полная ли банка? (добавляю горох) Горошек занял свободное место. Полная ли банка? (добавляю песок, потом воду)

Банка - это ваша жизнь. Камни - важнейшие вещи Вашей жизни: семья, здоровье, друзья, все то, от чего ваша жизнь всегда кажется полной, если даже что-то потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас считаются главными: учеба, спорт, работа, увлечения и хобби. Песок - все остальное, мелочи жизни. И если сразу наполнить банку одним песком, то не останется места для камней и гороха. Так и в жизни, если тратить все время на мелочи, то не останется места для более важных вещей. Занимайтесь, прежде всего, главным, необходимым, тем, к чему мы отнесли камни. Определите для себя ценности, ведь все остальное - это песок. - Обо всем сказала? .. Как бы не была ваша жизнь занята - всегда должно в ней быть место для здравого досуга. Как было бы плохо, если бы жизнь состояла только из работы и в ней совсем не было бы удовольствий.

- В конце занятия разрешите Вам пожелать

Мужества - найти в себе силы, изменить то, что возможно в себе изменить.

Смирения - принять то, что нельзя в себе изменить.

Разума - отличить одно от другого.


Литература: 1. Матра Станеки-Козвоски, Уильям Хейнс, Ороти Феллини-Усами «Мой мир и я» пособие для учителя // Б.П. Битинаса международный фонд образования

2. Зимняя И. А. «Педагогическая психология» - М.: Логос, 2001. - 384 с.

3. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. - Дубна: ООО «Феникс+», 2002. - 192 с.

4. Бамаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2. - 160 с.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.


© 2010-2022