- Преподавателю
- Школьному психологу
- Самоанализ работы педагога - психолога ДОУ
Самоанализ работы педагога - психолога ДОУ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Герасимова Е.А. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Стаж педагогической работы - 13 лет. В МБДОУ «ДСКВ№102» - 13 лет. В 2001 году закончила Иркутский государственный лингвистический университет по специальности педагог-психолог дошкольных учреждений.
С 2001 года работаю в дошкольном учреждении по данной специальности.
Владею знаниями нормативно-правовых документов в области дошкольного образования, ориентируюсь в современных достижениях педагогической науки и практики. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через изучение научно-методической литературы, посещение сетевых методических сообществ, семинаров, конференций, прохождение курсов повышения квалификации:
2010г.- Филиал ГОУ ВП «Иркутский государственный университет» в г. Братске: «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (в обьеме72 часов)
-2012г.- ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» по программе «Психологическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей в ДОУ» в объеме 144 часов.
-2013г.- Институт развития образования Иркутской области по теме:
«Подготовка экспертов по проведению аттестационной экспертизы педагогической деятельности» в объеме 96 часов.
-2013г.- Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ФГБОУВПО «Братский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Совершенствование психолого - педагогических навыков коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовании» в объеме 72 часа.
-2013-14г. - Министерство образования Иркутской области ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», кафедра психологии и коррекционно-развивающего обучения по профессиональной переподготовке по специальности «Специальная педагогика (Дефектология)» (1, 2сессия) в объеме 288 часов.
Основная цель работы: создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации образовательной программы.
Воспитательно-образовательный процесс с детьми организую в соответствии с годовыми задачами учреждения и согласно комплексно-тематическим планам. Отдаю приоритет интеграции образовательных областей, используя различные виды детской деятельности.Владею современными технологиями в работе с дошкольниками.
- здоровьесберегающая (проведение психогимнастики, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр);
- социо-игровая (игры на развитие коммуникативной и эмоционально - волевой сферы детей);
-Личностно-ориентированная (с учетом типа личности и индивидуальным подходом).
Постоянно применяю и информационно-компьютерные технологии, позволяющие расширить возможности организации работы со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с современными возможностями.
Работа ведется в трех направлениях. Первое направление - работа с детьми, посещающими дошкольное учреждение. Свою работу с детьми я выстраиваю с учетом результатов первичных диагностик.
Психологическая диагностика направлена на изучение психического развития и становления личности воспитанников:
- познавательные процессы;
- эмоционально-волевая и личностная сфера;
- межличностные отношения и коммуникативные способности;
- психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Психокоррекционно-развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на следующие сферы воздействия:
-
эмоционально-волевая (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль);
-
познавательная (низкий уровень развития познавательных процессов);
-
коммуникативная (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми).
Основные методы коррекционных воздействий:
-
индивидуальная игровая терапия (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, релаксационные, графические и др.);
-
сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком);
-
куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка);
-
арттерапия (рисование, драматизация);
-
психогимнастика;
-
релаксация (нервно-мышечное расслабление, визуализация);
-
психокоррекционные игры.
В группах раннего возраста для облегчения протекания периода адаптации и развития психических процессов проходит цикл игровых занятий по программе А.С. Роньжиной.Результаты адаптационного периода за период 2011-14г.г показали положительную динамику в среднем 33%.
В младшем и среднем возрасте организованы интегрированные подгрупповые игровые занятия по программам эмоционального развития детей Крюковой С.В., Слободянник Н.П. «Давайте жить дружно!»
С детьми старшей группы продолжается работа по эмоционально-волевому и социально-коммуникативному развитию. Проводится цикл занятий «Давайте познакомимся», автор И.А. Пазухина.
По итогам школьной диагностики в подготовительной группе в течение всего года проходят подгрупповые занятия по программе подготовки детей к школе«Развивайка».Индивидуальные занятия по программе Е.О. Севостьяновой «Хочу все знать!» на развитие познавательных процессов и школьнозначимых функций, которые посещают дети с низким и средним уровнем школьной готовности.
По данным мониторинга результаты школьной готовности детей и адаптации первоклассников, выпускников ДОУ стабильны. Повторная диагностика школьной готовности, развития коммуникативных качеств показывает стабильную положительную динамику (в среднем 32%).
год
уровни
2011-2012
динамика
2012-2013
динамика
2013-2014
динамика
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
Высокий
23%
59%
36%
22%
53%
31%
25%
60%
35%
Средний
73%
41%
32%
78%
47%
31%
75%
40%
35%
Низкий
4%
-
4%
-
-
-
-
Сравнительная таблица «Результаты готовности детей к школе».
Тема моего самообразования «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Мною разработан и введен проект «Чудесные средства общения», утвержденный МДОУ «ДСКВ№102» г. Братска, для детей логопедических групп, целью которого является оптимизация социально - коммуникативных умений и навыков, развитие активной социальной позиции дошкольников. Составлена, защищена и утверждена адаптированная программа для успешной подготовки детей к школе «Развивайка», на основе которой и проводится кружковая работа по подготовке детей к школе. На основе социального запроса родителей для детей старшего возраста в ДОУ организован кружок «Здоровячок», направленный на психофизическое развитие детей и подготовку к школе. Программа кружка разработана на основе составленной и защищенной мною
программе «Развитие эмоционально - волевой сферы дошкольников», утвержденной МАО ЦРО г. Братска в 2012г., на чем и основывается тема моего углубленного профессионального самообразования.
Коррекционная работа в данном направлении заключается:
1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным состоянием;
2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
3) обучении релаксационным техникам.
4)формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.
5) развитие позитивной самооценки.
Таким образом, в ходе использования вышеперечисленных образовательных технологий можно уверенно сказать, что данные технологии делают развивающую и коррекционную работу ярче, эффективнее и интереснее. Проблемные стороны развития ребенка быстрее приходят в норму. Динамика развития эмоционально - волевой сферы в среденем за 5 лет 31%.
Второе направление - работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Основной целью моей работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. Всвоей деятельности я делаю особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах ", а так же специально организованной мною, как педагогом - психологом, «Школе заботливых родителей». От встречи к встрече растет заинтересованность и активность родителей, что определяет эффективность работы в данном направлении.
Третье направление - работа с педагогическим коллективом.В этом направлении решаются следующие задачи: формирование устойчивой мотивации к саморазвитию; закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей; индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с их родителями; формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы. С педагогами и сотрудниками в течение учебного года провожу индивидуальные консультации и групповые занятия на снятие эмоционального напряжения, по профилактике синдрома эмоционального выгорания, на сплочение коллектива, семинары-практикумы, занятия с элементами тренинга,так же ведется работа с молодыми специалистами.
Все эти три направления работы нашли свое отражение в4 блоках:
Блок 1. Сопровождение процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Цель: оказание помощи участникам воспитательно-образовательного процесса в преодолении трудностей адаптационного периода.
Блок 2.Развитие высших психических функций в дошкольном возрасте.
Цель: развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.
Блок 3. Формирование навыков общения и произвольной регуляции эмоционального состояния в старшем дошкольном возрасте.
Цель: обучение навыкам продуктивного общения.
Развитие эмоционально-волевой сферы:
год
уровни
2011-2012
Динамика
2012-2013
Динамика
2013-2014
Динамика
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Высокий уровень
16%
40%
34%
15%
41%
26%
19%
43%
24%
Средний уровень
36%
51%
15%
61%
54%
7%
33%
38%
5%
Низкий
уровень
48%
9%
38%
26%
5%
21%
52%
19%
33%
Блок 4. Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Цель: способствовать формированию предпосылок учебной деятельности дошкольника.
год
уровни
2011-2012
Динамика
2012-2013
Динамика
2013-2014
Динамика
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Высокий уровень
18%
45%
27%
17%
46%
29%
47%
66%
14%
Средний уровень
64%
55%
9%
63%
54%
9%
32%
34%
2%
Низкий
уровень
18%
0%
18%
20%
0%
20%
21%
0%
21%
Одним из важнейших условий деятельности считаю повышение профессионализма. - с2011 г. - являюсь экспертом при проведении процедур аттестации педагогов и специалистов ДОУ, включена в региональную базу экспертов по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Муниципального образования г. Братска. Являюсь так же членом Оргкомитета дошкольного отдела ДО г. Братска, осуществляю деятельность в качестве эксперта детских конкурсных работ, в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях города.Являюсь участником Школы современного педагога - психолога, городской проблемно-творческой группы педагогов-психологов по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ, проблемно-творческой группы педагогов-психологов «Преемственность ДОУ и школы». Являюсь руководителем проблемно - творческой группы педагогов-психологов города «Психолого - педагогическое сопровождение педагогов в работе с детьми с СДВГ». Являюсь постоянным руководителем Психолого-медико-педагогической службы МДОУ «ДСКВ№102» и руководителем творческой группы по внедрению ФГОС в работу педагогов ДОУ, членом Межшкольной Интеллектуальной Ассоциации Педагогов России «Агора», «Парнас» и «МГИА КЛИиО» (сертификаты)
Мною создан блог на сайте мaam.ru,сайты на образовательном портале nsportal.ru, infourok.ru, где также размещены мои различные материалы психологической направленности (сертификаты).На сайте дошкольного учреждения создана «страничка педагога-психолога», на которой размещены рекомендации, консультации для родителей различной тематики.
Активно принимаю участия в конкурсах на различных уровнях:
-2012г.- Победитель конкурса «Золотое сердце» в рамках форума «Образование Братска - 2012».
-2014г.-Победитель конкурса «Лучший педагогический работник в сфере дошкольного образования» в номинации «Лучший педагог - психолог в сфере дошкольного образования» с получением премии губернатора.
А так же являюсь постоянным участником и победителем конкурсов, организуемых ИМЦ«КЛИиО»,Центр педагогического мастерства «Новые идеи», «Талантоха», ИМЦ МОУ «Эврика»,«Я-ПЕДАГОГ»,и другихВсероссийских дистанционных конкурсов работников образования.
Являюсь активным участником различных мероприятий всех уровней в области образования: участникоммеждународной ярмарки социально-педагогических инноваций, участницей в работе стажировочной площадки по теме «Формирование социально-нравственного опыта дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ - ближайший социум». А так же в работе учебного модуля Научно - Методического Центра курсов повышения квалификации по теме: «Содержание и технология обучения дошкольников по учебно-методическому комплекту ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКЛЕНИЯ»
Уделяю должное внимание публикации в средствах массовой информации и интернет - изданиях на международном, федеральном и муниципальном уровнях, имею Свидетельства о публикации статей, методических разработок, проектов, программ и конспектов на образовательных проектахмаааm.ru/, infourok.ru,nsportal.ru, в Сборниках материалов Международной практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования», «Психологические аспекты семьи», «Модернизация образовательной среды в условиях внедрения ФГОС нового поколения», «Инновационно-педагогические технологии современного образования»,
Принимаю активное участие в международных, региональных и муниципальных практических конференциях, семинарах,награждена сертификатами и дипломами за активное участие.
В течении 2011-2014г. награждена дипломами, грамотами департамента образования г. Братска, а так же Благодарностью Министерства образования Иркутской области за достигнутые успехи в деле воспитания детей дошкольного возраста.
С детьми участвуем и побеждаем в конкурсах на различных уровнях: городской интеллектуальный конкурс «Турнир для дошколят»,Всероссийский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», «Мудрый Совенок», «Дошкольник XXI века», «Пони, скоро в школу!», «Классики для дошколят», награждены грамотами и благодарностями за участие и победу.
Практика моей психолого-педагогической деятельности и результаты диагностики за межаттестационный период показали успешность применения современных образовательных технологий. В дальнейшем планирую продолжить работу: по осуществлению научного поиска, по изучению и внедрению «эффективных методов развития и воспитания дошкольников, направленных на повышение уровня развития компетентностей и социализации дошкольников». Проведенная работа позволила мне проявить себя, повысить собственные профессиональные знания, выявить свои профессиональные возможности, простимулировала дальнейший интерес к выбранной профессии.
Педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ№102» ____________________ Е.А. Герасимова
Заведующий МБДОУ «ДСКВ № 102» ____________________ И.А. Шведова
подпись руководителя
20 марта 2015г.