Проективная методика коллективной работы «Рисунок именем» на интерактивной доске

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проективная методика коллективной работы «Рисунок именем»

на интерактивной доске.

Цель:

  • выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

  • выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности

  • выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций

  • определение уровня самооценки.


Удобство методики: не тратится бумага, карандаши, экономится время, работа уже в электронном варианте, повторный просмотр хода рисования если упущены детали, нужен только протокол и аудио - видео запись и кабинет с интерактивной доской. Детям очень нравится работать на доске.

Вид работы: групповой рисуночный тест.

Ход работы: ребятам предлагается при помощи своего имени нарисовать поляну цветов. Вы работаете на интерактивной доске, выбираете цвет на палитре и пишете своё имя (будем называть наше изогнутое, цветное имя «штриховка»), изгибайте его как вам нравится. Договоримся, что сверху имени вы пишете свой номер штриховки по порядку. В итоге, каждый должен нанести от 3-х до 5 штриховок. При этом вы можете пригласить вне очереди одноклассника для штриховки или изъявить желание нанести штриховку вне очереди. И так кто пойдет первым -желающий (многие дети желают начать рисунок), а давайте решим коллективно кто пойдет первым - голосование (обычно выбирают лидера в классе, или хорошо рисующего). Имя - если ребенок желает использовать псевдоним нужно обязательно спросить почему и какой это персонаж отрицательный или положительный.

Анализ методики:

Аудио запись помогает анализировать обстановку коллективной работы, выявить уровень сплоченности, лидера и отверженного. Выявить агрессию по отношению к одноклассникам и «костяк» класса.

Нумерация штриховки помогает выявить лидера в коллективе, художественно-творческую личность - опора класса и уважение к личности.

Рисунок заменяет социометрические исследования. На рисунке видны дружеские предпочтения учащихся. Открываются группа и отвергнутые.

Так же рисунок позволяет определить самооценку учащегося:

Лидер - центр цветка или крупно написано имя, или имя занимает центр всего рисунка и при этом выбран яркий цвет.

Отверженный - пишет свое имя в виде травы, отдельного целого цветка, тучка (не облако) - агрессия.

Группа - обычно эти дети работают группой и уже к 4-му штриху обсуждают, кто, что будет рисовать.

Самооценка: завышенная - солнце, луна, центр цветка, крупное имя, яркое, имя использовано как полное или в уменьшительно ласкательном падеже. Заниженная - трава, камень на траве, земля.

Агрессия - большая туча, отдельный темный цветок, черное насекомое, осадки. (открывается даже агрессия на определенного одноклассника - только вокруг него отрицательные штрихи).

Предпочтения - если ученика не принимают в группу, а он все равно делает штрих около определенного штриха - видит в нем друга, хочет начать общение.

Творческие личности обычно изображают штрих в виде листов на цветках или радуга надо всем рисунком.

Стирание нарисованного. Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило, эти ребята не удовлетворены собой и испытывают огромное беспокойство. В случае, если стираний в рисунке слишком много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении.
Детали рисунка. Недостаток деталей в рисунке может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции ухода от действительности. Чрезмерная детализация может быть связана с ригидностью, чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью). Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей. Люди испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.

Значения цветов: Цвета могут символизировать определённые чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, в обществе существует определённое соглашение по поводу определённых цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем спонтанное. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара даёт меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации. Однако, одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.

Цвета делятся на основные: красный, синий и жёлтый, - и дополнительные: зелёный, оранжевый, фиолетовый. Красный - цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, лёгких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции - все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными. Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным отреагированием. Жёлтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие. Зелёный цвет - самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он указывает на наличие желания настоять на своём, самоутверждение, желание доминировать. Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Серый цвет отражает невключённость, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.
Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность.

.


© 2010-2022