Формирование компьютерной зависимости и способы её предотвращения

Данная публикация имеет формат одновременно и беседы, и рекомендации родителям о том, как научить ребенка грамотно использовать компьютер. Уважаемые родители, поверьте, почти все зависит от контроля и твердости  в его осуществлении. Не забывайте, что вашим детям нужны больше вы, чем дорогие подарки. Потратьте на них свое время сейчас, и по прошествии времени, когда ваши детки вырастут, они будут вам благодарны. Не упустите их, компьютер при бесконтрольном использовании станет сильным конкурентом...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование компьютерной зависимости и способы её предотвращения.

Беседа с родителями.

Учитель информатики МБОУ СОШ №15 города Мурома

Баландина Е.А.

Учитель информатики МБОУ ООШ №12 города Мурома

Кручинина В.В.


Уважаемые родители!

Сегодня мы рассмотрим тему, волнующую каждого ответственного родителя. Мы поговорим о развитии компьютерной зависимости, в частности от компьютерных игр. Когда ребенок подрастает, встает вопрос о том, нужен ли компьютер в доме. Исходя из своего опыта, могу сказать, что нет острой необходимости в компьютере до 5 класса. В учебных целях занятия можно начать и ранее, но с применением специальных развивающих программ и под руководством взрослых.

Если вы уже решили купить компьютер, то встает вопрос о его назначении. Ни один родитель не скажет, что только как развлекательный центр для сына или дочки, потому что ни один родитель на самом деле не хочет навредить своему ребенку. Каждый скажет, что компьютер нужен для учебы, а не для того, чтобы просто «включить чадо в сеть». Раз не хотим навредить, значит, за использованием компьютера нужен контроль, поэтому придется это учесть при его размещении в квартире. Как правило, родители стараются поставить компьютер в комнате ребенка, что грозит полной бесконтрольностью в подростковом периоде, особенно, если ребенок овладевает функциями администрирования лучше родителей. Поэтому, целесообразно располагать компьютер в зале, общей комнате, где возможно уследить за юным «хакером». Кроме размещения компьютера речь нужно вести и о домашних правилах пользования компьютером. Единожды установленные требования не должны изменяться в сторону послабления. НИКОГДА! Особенно это касается времени и тематики игр, а также тематики посещаемых сайтов в Интернете. Это необходимо для защиты ребенка от вредной информации, а также воспитания чувства меры и ответственности. Компьютер способен навредить и физическому здоровью ребенка. В целях сохранения здоровья необходимо правильно организовать рабочее место за компьютером, постоянно следить за осанкой, а также регулярно делать перерывы на отдых и выполнять физические упражнения.

Эргономика рабочего места расскажет нам о приспособленности компьютерного уголка к строению человека и поможет нам сделать посадку за компьютером правильной, а влияние компьютера на здоровье менее опасным. Рассмотрите приведенный рисунок. Запомните, что правильная посадка сохранит здоровым позвоночник вашего ребенка, предотвратит такие серьезные заболевания как остеохондроз, туннельный синдром и близорукость.

Угроза здоровью.

Компьютер действительно не полезен и даже вреден для здоровья. Он реально представляет угрозу здоровью вашего ребенка. И в первую очередь при неконтролируемом и превышающем по времени использовании будет страдать зрение. Зрительное переутомление не заставит себя ждать. Уже через час игры появляется резь в глазах, чувство «песка в глазах». Требуется выполнение простых правил, во-первых, время, проводимое за компьютером не должно быть более 10-25 минут, причем время 25 минут - это уже для старшеклассника, необходимо проводить расслабляющую гимнастику для глаз, использовать очки, если они прописаны для постоянного ношения, и не создавайте условий резкой контрастности, при работе за компьютером вечером включайте свет, не допускайте попадания на экран бликов света, особенно, если экран глянцевый. Расстояние до монитора должно быть около 60 см, что соответствует вытянутой руке ребенка.

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья - на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь. Вы, наверное, заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на мониторе, телевизоре и компьютерном столе. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители - игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко. Если после таких развлечений ваш ребенок начинает во сне «ходить в атаки на зомби», говорить во сне, просыпаться от кошмаров, стонать во сне, то знайте, что компьютер уже навредил ему и пора применять меры. Туннельный синдром - это болезнь «геймеров» и людей, вынужденных из-за профессии проводить много времени за компьютером. Этому способствует не столько время, проведенное за компьютером, сколько неправильное положение кисти на мышке. Не следует делать упор на запястье при работе с манипуляторами (мышками, геймпадами, джойстиками и др. устройствами). Формирование компьютерной зависимости и способы её предотвращения.

Мы решили организовать свободное время ребенка и записали его в кружок по изучению компьютеров. Безусловно, знаний это добавит, в такие кружки детей загонять насильно не приходится, они туда буквально «бегут бегом». Но не переусердствуйте. Учтите санитарные нормы, здоровье своего ребенка, как физическое, так и психологическое, общую нагрузку, в том числе и игровое время, проводимое ребенком за компьютером дома. Младших ребят привлекает работа с графикой, старших - работа с графикой и видео, сайтостроение; самые серьезные начинают программировать и создают действительно непростые вещи - от карт местности для игр до программных продуктов, полезных обществу. Главное, чтобы это была действительно развивающая студия, а не игровой клуб, где детей просто включают в сеть за ваши деньги. Поинтересуйтесь, какое аппаратное и программное обеспечение стоит в данном учебном заведении, не стесняйтесь спросить программу обучения для вашей возрастной категории. Уважающее себя учреждение все это имеет и придерживается данных правил, вам не откажут.

Регулярно проводите с ребенком физкультминутки и зарядку для глаз. С малышами старайтесь сделать это в игровой форме, ребенок не откажется от игры с вами. Старшего придется убедить в необходимости этого; здесь лучше всего подействует личный пример, ведь если вы сами часами сидите за компьютером, а потом просто жалуетесь на резь в глазах и боли в шее и не делаете ничего, чтобы этого избежать, ребенок не поверит увещеваниям. Ему придется учиться на собственном опыте, а значит, собственном здоровье.

Почти каждый современный родитель однажды сталкивается с тем, что ребенок играет. Это бесконтрольно происходить не должно. Раз детей любим, значит, стараемся не навредить. Стоит ответить на следующие вопросы:

Где он играет?

Что такое игротека?

Во что он там играет?

Кто там за ним смотрит?

Соблюдают ли там санитарные нормы?

А не сходить ли нам туда?

Обратимся к неутешительной статистике: На сегодняшний день, по данным многочисленных исследований, до 80% школьников в возрасте 12-13 лет страдают компьютерной зависимостью. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в специализированных клубах. Возможно, вы замечали, что ребенок быстро утомляется, у него появляется покраснение белков глаз, он отказывается со всеми обедать, часами напролет сидит за компьютером, а если общается с вами, то только на тему компьютерной игры. Если вы не видели игровой среды, не знаете тематики и персонажей, к тому же игровым сленгом вы тоже не владеете, то весь его рассказ для вас - «птичий язык» от начала до конца. Знайте, что не просто пора контролировать ребенка, а это нужно было сделать еще вчера.

Найдите это место, куда ходит ваш ребенок. Чаще всего это игротека рядом с домом. Вы должны будете узнать, откуда он берет деньги, а это уже очень щекотливый вопрос. Как правило, администраторы такого заведения не интересуются ни тем, откуда у ребенка деньги, ни то, во что он играет, сколько он играет, можно ли ему это делать вообще. Их интересует проданное время, они не несут ответственности за физическое и психическое здоровья Вашего ребенка.

Информационная зависимость имеет ряд симптомов. Во-первых, разберемся с вопросом, что такое информация. Сведения об окружающем мире, в том числе и виртуальном. Ребенок получает массу завораживающей информации, в первую очередь, визуальной, ведь не секрет, что большую часть информации об окружающем мире мы получаем визуально. Компьютерные игры - это особенная среда - это симуляторы побед для слабых, и не только в так называемых «стрелялках». Компьютерные игры позволяют уйти в параллельный мир побед и триумфа, найти он-лайн друзей, которые не знают, как ты выглядишь, как учишься (особенно, если давно уже никак) и дают возможность быть бесконтрольными со стороны взрослых.

Рассмотрим разные виды игр. Именно, зачастую в зависимости от ролевой разновидности возникает разная степень зависимости.

Ролевые игры.

Игры «от первого лица». Здесь игрок видит игровое поле глазами персонажа игры. Во время игры пользователь компьютера через некоторое время теряет связь с внешним миром, полностью «превращаясь» в персонажа, от имени которого ведется игра.

Игры «от третьего лица», где игрок видит поле игры как бы со стороны. Во время игры пользователь компьютера в меньшей степени подвержен «вхождению в образ», хотя желание выжить или победить у игрока бывает не меньше, чем во время игр «от первого лица».

Руководительские игры, где игрок одновременно управляет множеством персонажей. К руководительским видам относятся многочисленные стратегии, в которых игрок может почувствовать себя главой государства, главнокомандующим или «богом». Погружение в новую роль в руководительской игре может наблюдаться только у людей с очень хорошим воображением.

Аркады.

Часто этот вид игр называют «приставочными», так как они имеют «линейный» сюжет и зависимость от таких игр носит кратковременный характер.

Традиционные азартные игры.

К этому типу игр относятся игры, которые популярны в казино. В связи с закрытием большинства игорных заведений в России существует прослойка людей, у которых выработалась зависимость от этого вида игр.

Логические игры.

Обычно к этому виду игр относят популярные настольные игры и головоломки, основной мотивацией игрока в этом случае является желание обыграть искусственный интеллект.

Игры на быстроту реакции.

Данный тип игр может вообще не иметь сюжета, основной задачей игрока является попытка набрать максимальное количество очков, что может вызвать психологическую зависимость.

Как определить, подвержен ли ваш ребенок компьютерной зависимости? Стоит проанализировать домашнюю обстановку и психологический климат в семье. Иногда весьма благополучная внешне семья имеет множество скелетов в шкафу в виде скрытого неприятия ребенка, компенсируя недостаток внимания удовлетворением материальных запросов ребенка, недостаток внимания выражается и в стойком нежелании родителей решать проблемы с учебой. Ежедневный вопрос «Как дела в школе?» - это еще не решимость помочь с учебой или распутать клубок проблем со сверстниками или учителями. На дежурный вопрос следует дежурный ответ: «Нормально, ма». Еще хуже, если ваши отношения с ребенком таковы, что вы давно перестали нормально и бесконфликтно разговаривать. Также полная бесконтрольность ребенка и компьютерная безграмотность родителей, уйма времени, не занятого выполнением домашнего задания, дополнительным образованием, не сформированные интересы в реальном мире приводят к зависимости, потому что компьютер-то как раз для формирования интереса в виртуальном мире вы своему чаду предоставили. А думали, что для учебы.

Проще говоря, это происходит в семьях, где ребенок предоставлен самому себе: один дома, не ходит в секцию, разрешено играть часами - лишь бы не мешал; не помогают с учебой - накоплены проблемы с учебой, а в играх у него свой мир.

Вспомните о санитарных нормах для занятий за компьютером. Теперь статистика: установлено, что 38% детей 11-летнего, 29% 14-летнего и 16% 13-летнего возраста проводят за экраном монитора от 2 до 5 часов в сутки. Некоторые из опрошенных могут играть за компьютером по 8-10 часов. Вот это, возможно, происходит и с вашим ребенком. Причем, дети бравируют перед сверстниками количеством времени, проведенным за компьютером, выдавая при это свою беспризорность при полной семье нянек.

Проблемы не заставят себя ждать.

Нахождение за компьютером в позднее вечернее и ночное время приводит к недосыпанию, нарушает физиологические суточные биоритмы жизнедеятельности ребенка.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к гиподинамии и нехватке времени на активный отдых на свежем воздухе, что необходимо для развития здорового организма.

Кроме того, посещение клубов может происходить во время школьных уроков. При этом снижается успеваемость, возникают конфликтные ситуации с учителями и родителями, на что указали более 15% опрошенных детей.

Ну, а теперь о симптомах. Ему практически не нужна еда, старые друзья, общение ребенка с вами сокращается до минимума, ребенок полностью демотивирован по отношению к учебе, тематика разговора становится специфической и вообще, разговаривает он теперь, в основном, с партнерами по игре в режиме он-лайн. Ранее поддаются игровой зависимости способные, любознательные, «глубоко копающие» дети. Слабые ребята, способные пройти один-два уровня часто быстро теряют интерес к компьютерным играм, но уходят на улицу - там своя стихия.

Ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере или становится тревожным;

большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за компьютером;

у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора, он вообще часто забывает о еде;

ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

ребенок становится более агрессивным;

трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер;

обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.

Любая компьютерная программа - это дорогой продукт. Тем более, если это игра. Дорогой, потому что это колоссальные интеллектуальные затраты. Разработаны они не психологами и никакой экспертизы в плане безопасности для психологического здоровья ребенка они не проходят. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» на информационной продукции находится отметка о возрасте, с которого данный информационный продукт разрешен к использованию. Но это касается только игр, купленных у официальных продавцов данного товара и если этот диск лицензионный. Надо сказать, что родителю, не являющимся специалистом в области компьютерной техники не всегда удается удачно купить диск с игрой даже подходящим по системным требованиям, не говоря уже о том, что ребенок-геймер просто ненасытен в своем поиске игр на просторах интернета, где вы проконтролировать данный контент не в состоянии вовсе. Купить все новинки не представляется возможным. Так ребенок становится еще и правонарушителем, нарушив чьё-то интеллектуальное право.

Обратимся к живым примерам, доказывающим что игра способна привести к зависимости. Вот как вспоминает один из игроманов о своей патологической зависимости: - «Не было тогда в моей жизни ничего важнее игры. Я терял своих друзей, учеба шла кое-как. Такого понятия как свободное время для меня не существовало - оно все уходило на игры. У меня началась длительная депрессия, с нередким желанием покончить с собой. В душе разрасталась пустота и тоска».

Почему-то никому не приходит в голову спорить о том, является ли зависимостью карточная игра на деньги и прочие ценности, а также многие из нас, кто в детстве читал запоем днем, а если возможно, то и ночью, а если нельзя легально, то в кладовке, на чердаке, под одеялом с фонариком, пропуская уроки и не уча их дома тоже могут подтвердить, что сюжет книги для ребенка с хорошим воображением также является очень привлекательным, если не сказать более. А здесь, в отличие от книги сюжет оживлен посредством компьютерной графики, имеет трехмерный вид и позволяет вершить чьи-то судьбы даже от первого лица. Идеальное перевоплощение, ведь в детстве мы отождествляли себя с Каем и отважной Гердой, героями Жюля Верна, Каверина, Гайдара. Они все были для нас примером, психология не меняется, дети продолжают брать из сказок примеры, просто теперь герой - не гарант хорошего примера, вы как родитель не можете положиться на издателя книг и даже энциклопедий, компьютерных игр, продюсеров детских фильмов. Реалии времени таковы, что родитель должен являться и цензором, и воспитателем.

Как известно, болезнь легче предупредить, чем вылечить. Необходимо проводить профилактические меры по предупреждению компьютерной зависимости у детей и подростков на уровне семьи и школы. Родители и учителя помогают ребенку освоить реальный мир. Важно, чтобы они же обучили детей «правилам безопасности» в виртуальном мире.

Предупреждение компьютерной зависимости - дело непростое, хлопотное, но доступное для современных родителей. Ну, нашли же вы сейчас этот урок-беседу, освоили скайп для беседы с друзьями и родственниками, встретились с одноклассниками в социальных сетях. Значит, определенные знания у вас есть. Они вам помогут вместе с родительским авторитетом, и вы не допустите этой беды в своем доме.

Контроль содержимого компьютера должен осуществляться регулярно, вы должны проводить ревизию всех носителей, которыми пользуется ваш ребенок, каждая папка должна быть вам доступна, не допускайте, чтобы ребенок «запороливал» от вас свои папки, флешки, диски и т.д.

Нормирование времени. Не совершайте ошибок типа: сегодня час, завтра два, а потом под напором нытья, слез, просьб, обещаний сколько душе угодно, лишь бы отстал. Ограничить потом будет просто не возможно без испорченных отношений. Ребенок, да и взрослый не чувствует проведенного за компьютером времени, он будет уверен, что выполнил свое обещание, и три часа для него будут «чуть-чуть». Компьютер должен включаться только после выполненных уроков и домашних дел, закрепленных за ребенком, секций и с учетом того, что за два часа до сна компьютер уже должен выключаться. Если по причине занятости не удается играть в будни, значит, придется смириться с этим и получать доступ к компьютеру только в выходные.

Вам, как ответственному лицу должно выбирать игры для ребенка, это ваша святая обязанность. Вы устанавливается правила, и только вы. Дело это затратное по времени Вам придется в Интернете посмотреть обзоры по играм, отзывы других родителей, и даже картинки из этих игр, что сформирует ваше представление об игровой среде данного ресурса. Внешний вид персонажей игр очень красноречив, даже посмотрев картинки, вы определитесь с сюжетом и контекстом игры. Главное, твердость вашего решения и неотступность.

Программы - помощники - это действительно здорово, особенно, если у ребенка меньше навыков администрирования, чем у вас. То есть программа должна быть такой, чтобы перекрывала выход на сайты с нежелательным содержимым и достаточно сложна в удалении. Их обзор будет далее.

Пароль на компьютер - это гарант того, что ваш ребенок, находясь один дома если и не будет корпеть над уроками, то и в компьютере до красных глаз и головной боли не просидит.

Но если вы со всем этим опоздали и уже вырастили достойного геймера, то вам остается только договориться о рациональном использовании времени, что с закоренелым геймером практически не возможно, или обратиться за помощью к специалисту.

© 2010-2022