• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Состояние, проблемы и перспективы развития ученического самоуправления в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе в свете модернизации

Состояние, проблемы и перспективы развития ученического самоуправления в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе в свете модернизации

Состояние, проблемы и перспективы развития ученического  самоуправления в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе в свете модернизации. Добрый день. Я, Герасимова Ирина  Анатольевна, в должности  педагога-организатора в данной школе работаю третий год.  Одной из первоочередных задач в воспитательной работе является создание и развитие в школе органов ученического соуправления. Цель которого - включение воспитанников в социально значимую и общественно полезную деятельность. В котор...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Состояние, проблемы и перспективы развития ученического самоуправления в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе в свете модернизации.

Добрый день. Я, Герасимова Ирина Анатольевна, в должности педагога-организатора в данной школе работаю третий год.

Одной из первоочередных задач в воспитательной работе является создание и развитие в школе органов ученического соуправления. Цель которого - включение воспитанников в социально значимую и общественно полезную деятельность. В которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. ( Слайд )

На базе школы-интерната в течение 14 лет существует детская общественная организация «город Мастеров», которая состоит из обучающихся 1- 9 классов и является органом соуправления, основанным на согласии и сотрудничестве.

( Слайд )

Детская организация имеет свою символику:

- герб (Слайд)

- девиз (Слайд )

- гимн (Слайд )

- виртуальную валюту- гроши (Слайд )

Деятельность организации строится на принципах: (Слайд )

  • равноправия;

  • самоуправления;

  • законности;

  • милосердия;

  • инициативности;

  • творческого поиска.

На этих принципах реализуется содержание всей школьной деятельности, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным.

Нормативно- правовой основой ( Слайд ) функционирования «Города Мастеров» являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка,

  • Закон РФ « Об общественных объединениях»,

  • Закон «Об образовании РФ»,

  • Гражданский кодекс РФ,

  • Конституция РФ,

  • Устав и программа детской общественной организации.

●Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

●«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,

●«Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области»,

● Концепция Воспитания детей Иркутской области,

● Программа «Развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на 2013-2018 годы»

  • Концепция федерального государственного

образовательного стандарта обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Для успешной деятельности организации совместно со взрослыми и школьниками разработана нормативная база, в том числе программа детской общественной организации, устав, положение о порядке избрания Мэра детской общественной организации «Город Мастеров», в которых прописаны права и обязанности членов школьного соуправления.

( Слайд)

Структура ученического соуправления у нас в школе имеет 2 уровня (Слайд )

1 уровень. Первый уровень развивается в классных коллективах. Органы соуправления избираются для каждого вида деятельности так, чтобы все обучающиеся входили в тот или иной орган: староста, редколлегия, ответственные за спортинвентарь, мебель, библиотекарь, цветовод, физорг и т.п.

У каждого представителя классных органов соуправления есть свои обязанности.

2 уровень. Общешкольное ученическое соуправление.

В деятельности «Города Мастеров принимают участие обучающиеся классов, педагоги, работники школы- граждане города Мастеров.

Во главе города Мастеров стоит мэр, который избирается сроком на один год. Есть законодательная и представительная власти- Совет города Мастеров, в который входят:

- мэр, заместитель мэра (Слайд )

- комиссии:

«Спокойной ночи», «Мы чистюли», «Живи книга», «Наш двор», «Редколлегия», «Зелёный патруль», «Физорг», Ответственный за дежурство, костюмер.

Каждую неделю мы проводим совет города Мастеров. Подводим итоги работы за неделю, оформляем экран соревнований, обсуждаем возникшие проблемы , проверяем работу комиссий. Работа по соуправлению опирается на Концепцию федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основании федерального государственного образовательного стандарта для категории детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся работа по следующим направлениям:

- «Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни». Формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника.

- «Овладение навыками коммуникации». Формирование знания правил коммуникации и умения их использовать.

- «Дифференциация и осмысление картины мира». Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

Все эти требования я стремлюсь реализовать в своей работе.

Воспитание творческой личности, развитие лидерских качеств, организаторских способностей - одни из важнейших задач, которые я ставлю перед собой.

В своей работе я столкнулась со следующими проблемами:

Быстрая утомляемость детей

Нежелание на протяжении длительного времени выполнять данное поручение.

Забывчивость

Не способность самостоятельно выполнять поручения

Неуверенность в своих способностях

Снижение эмоционально-волевой сферы

Низкая мотивация воспитанников

В своей работе стремлюсь поддерживать любое творческое начало, в каждом ребёнке видеть прежде всего личность с её проблемами .

Руководствуюсь прежде всего интересами детей, их желанием заниматься той или иной деятельностью.

Если воспитанники устали выполнять данное им поручение, предлагаю изменить вид деятельности. За каждым ребёнком закрепляю более старшего наставника, способного самостоятельно проконтролировать деятельность выполнение данного поручения.

Неуверенность в своих способностях, снижение эмоционально- волевой сферы решаем через участие в мероприятиях.

Предлагаю небольшую роль в сценарии, занимаюсь отдельно с каждым ребёнком. Подбадриваю ребёнка перед выступлением. Стремлюсь к развитию эмоциональной сферы : вызываю положительные эмоции от выступления, побороть страх перед залом. При посещении спектаклей, наблюдаем за игрой актёров, подбором костюмов, музыкой, обсуждаем изготовление оформления. Стараемся из каждого посещения вынести для себя, что-то полезное и применить это в своих мероприятиях.

Низкую мотивацию отдельных ребят решаем через вовлечение в трудовую деятельность посредством деловой игры «Биржа труда». Воспитанники получают гроши за выполнение несложных поручений, помощь старшим и участие в общешкольных мероприятиях. Это даёт возможность получить представление о роли работающего человека, о мире труда и экономики.

На заключительном этапе проводится ярмарка «Славянский базар», на которой воспитанники могут потратить заработанные гроши.

Важно создавать для ребят благоприятную среду для развития их способностей.

Не навязываю своё мнение и не требую неукоснительного выполнения.

Подбирая, материал для оформления сцены оставляю возможность для творческого поиска. Ребята самостоятельно обсуждают изготовление и эскиз оформления. Вовлекают в подготовку к празднику как можно большее количество детей. Воспитанники получают небольшое, но посильное задание (погладить шторы, подобрать костюмы, оформить сцену), что позволяет ребятам почувствовать свою значимость в подготовке к празднику. Решая тем самым задачу повышения лидерского потенциала и организаторских способностей. Старшие дети обучают младших, - это даёт возможность непрерывно прививать необходимые навыки для работы в детской организации.

Проявить себя и реализовать свои лидерские способности воспитанники могут через участие в школьных мероприятиях, где они могут выступать в роли ведущих или работать в паре со взрослыми, перенимая опыт. (Слайды)

Это даёт возможность научиться работать с залом, развивать самостоятельность, умение принимать решения по организации праздников, оформлению сцены, подбору музыки. Воспитанники сами подбирают игры для предстоящего праздника, которые включаются в сценарий. Выступление на сцене дает им уверенность в своих силах, воспитывает чувство собственного достоинства, сглаживает комплекс неполноценности.

Школьные мероприятия дают возможность охватить до 80% участников, КВН, соревнования, конкурсы требуют непосредственной активности каждого, что также ведёт к развитию лидерских качеств. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве лидеров- организаторов и исполнителей. Сопереживание, возникшее, от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива и проявления лидерских качеств личности.

Перед выступлением обсуждаю с каждым ребёнком его желание участвовать в той или иной роли, внушаю способность достичь поставленной задачи.

Не скуплюсь на похвалу, но всегда призываю самокритично относиться к своей работе.

После мероприятия индивидуальная беседа с каждым из участников, если были какие-то недочёты в работе, обсуждаем и ищем способы устранения.

Одобрение, похвала, советы как выполнить то, или иное задание, - всё это создаёт у ребят уверенность в себе, положительное отношение к работе.

Вместе с ребятами устраиваем чаепитие, где за кружечкой чая обсуждаем

все вопросы, и отношение детей становиться другим, они чувствуют свою значимость, не стесняются предлагать новые идеи, такие беседы помогают ребятам раскрыться.

Два раза в год проводим дни самоуправления, где все желающие могут попробовать свои силы в роли воспитателей и учителей.

Акции «Будьте добрыми и человечными», «Друг в беде не бросит» решают проблемы самостоятельной организации мероприятия.

Изготовление колючек по дежурству, выпуск газет к календарным праздникам.

Оказание шефской помощи младшим ребятам и ветеранам педагогического труда, концерты, помощь в подготовке к празднику.

Участие в городских и областных конкурсах и соревнованиях, общение со сверстниками из других школ даёт возможность адаптироваться в обществе, повышать самооценку воспитанников.

Развитие лидерских качеств, организаторских умений - это актуальная социальная, психологическая и педагогическая задача, которую мы решаем через вовлечение ребят в детскую организацию. Опыт работы по соуправлению даёт возможность детям почувствовать себя в роли хозяина своей жизни, служит средством самоутверждения и самоопределения личности, что так важно для социализации воспитанников.

С целью решения проблем и перспективы развития ученического соуправления мы работаем по следующим направлениям:

Формируем умение школьников:

- включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

- начать и поддержать разговор, задать вопрос, свои намерения, просьбу, выразить пожелание, опасения, завершить разговор;

- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,

сочувствие;

- получать и уточнять информацию от собеседника.

- устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада

собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

Развиваем:

- стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника.

- любознательность, наблюдательность, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность.

- качества лидера: целеустремлённость, сдержанность, рассудительность, инициативность, уверенность в себе.

- Развиваем коммуникативные навыки общения.

С развитием соуправления непременно меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и мы, взрослые, становимся ближе друг к другу, а атмосфера в школе - родной и домашней!



6

© 2010-2022