Статья Резервы детского Я

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Резервы детского «Я»

Формирование положительного отношения к себе

«Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал В.А. Сухомлинский. - Ее всестороннее развитие - цель воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек».

Одним из самых надежных, эффективных способов воспитания в семье является строительство собственного «я» ребенка, его представления о самом себе как о достойном человеке. Даже в самых сложных семейных обстоятельствах можно вырастить хороших детей, если научиться видеть огромные резервы детской души, резервы детского «я». Именно этой стороне воспитания посвящен этот семинар.

Разумеется, личность человека в конечном счете обусловлена социальными влияниями, определяется характером общества, в котором он живет. Человек воспитывается обществом, но воспитание во многом зависит от усилий родителей. Речь сегодня пойдет главным образом о психологической стороне воспитания.

Душевная связь с ребенком, контакт - первое условие воспитания, первый шаг или первая ступенька; только если установлена такая связь, может идти целенаправленное воспитание. Что же делать, чтобы воспитание было эффективным?

…Человек далеко не всегда есть то, что он думает о себе. Одни люди склонны преувеличивать свои достоинства, другие - недостатки. Но человек всегда действует, поступает в соответствии со своим представлением о себе. В психологии это называется «Я- концепция». Следовательно, если я хочу изменить поведение человека в каком-то отношении, я должен влиять не на его поведение, а на его представление о самом себе. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о самом себе, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих…

Таким образом, поступки человека определяет: представление о самом себе. Следовательно, самый, простой, действенный путь воспитания: воспитывать - значит изменять представление человека о себе в лучшую сторону. Это и есть объект воспитательной деятельности - не сам ребенок и даже не его внутренний мир, а его представление о себе самом как о достойном человеке.

Если меняется отношение к человеку - меняется его представление о самом себе - меняется он сам!

Когда у ребенка вырабатывается дурное, низкое представление о самом себе, когда ему с детства упреками и замечаниями внушают, что он хуже других, то возможны последствия двух видов.

Возможно, что ребенок смирится с этим и полностью выпустит из рук свою судьбу. Он будет плохо учиться, не будет желания стремиться к чему-либо. И в дальнейшей своей жизни он может вести себя по-разному, но он никогда не сделает попытки улучшить свою судьбу. У него сложится психология неудачника. Его и вправду будут преследовать неудачи - именно потому, что он невнимателен к самому себе и к своей судьбе. Человек, постоянно ожидающий неудач, теряет силы, теряет способность к борьбе, он сворачивается как ежик. Раздавленные в детстве люди не знают цены чужой жизни потому, что не знают цены своей. Закон для таких людей ничего не значит, потому что они в детстве не видели закона, правил и справедливости.

Но возможен и второй вариант, еще более опасный. Ребенок, не получивший в детстве достаточно любви, внимания и поощрения из чувства самосохранения вырабатывает самые высокие самооценки. Вся жизнь уходит на доказательства, что он лучший. Сначала они стараются стать лидерами, став взрослыми рвутся к власти, потому что только признаки власти могут уравновесить их личностные недостатки.

Особенно страшен обездоленный в детстве человек, когда он становится отцом, матерью. Он компенсирует свои недостатки за счет подлинных или мнимых недостатков других. В результате чувство собственной неполноценности передается и детям - часто это бывает единственным наследством, которое оставляет отец.

Итак, с первого дня рождения ребенка создаем его представление о себе самом, как о желанном, достойном, сильном человеке, который успешно справляется со всеми своими делами. Всякое слово отца или матери передает их веру в ребенка, в его стремление стать лучше. Именно в этом выражается наше уважение к ребенку и наша требовательность к нему.

Требовательность к ребенку - это прежде всего требовательность к самому себе. Не один только ребенок - объект нашей требовательности, а вся жизнь семьи, в которую включена и жизнь ребенка.

Обычно ставят в одну строку поощрение и наказание. Но эти действия имеют неравную силу. Поощрение сильнее наказания, как только мы начинаем улучшать представление человека о себе самом. Но именно потому, что похвала и поощрение, если они исходят от авторитетного человека, очень сильно действуют, опытные воспитатели хвалят детей редко и осторожно хотя бы потому, что и похвала от частого употребления теряет силу.

Однако в целом люди обычно испытывают дефицит одобрения. В три года нас хвалят каждую минуту, в пять лет - каждый день, в двадцать хорошо, если раз в году. Количество похвал начинается с максимума и идет на убыль, похвалы становятся все более осторожными.

Цель похвалы одна: побуждение к нужному действию. Поэтому лучше не хвалить ребенка в общей форме: «Какой хороший», всегда стоит добавить отчего же хороший? Надо уметь находить и видеть те действия за которые можно похвалить. Мальчик застегивал пальто, попутал пуговицы и петли, одна пола ниже другой, но мама не говорит ему: «Неряха», а говорит «Молодец», сам застегнулся! И все так хорошо получилось, только одна пуговичка не в ту петлю попала!».

Особенно важно сопровождать похвалами действие, представляющее для ребенка трудность (например, кушать самостоятельно с ложки).

С годами тон и смысл похвал изменяется. От ликования - к обычному тону удовлетворения, потом наступает черед сдержанной, скромной похвалы.

Если похвала искренняя, если она исходит из представления о хорошем ребенке, то она всегда достигнет цели и нечего бояться ребенка перехвалить. Перехваливают, когда неискренни, когда ребенку льстят, подделываются под него, пытаются лестью завоевать его расположение. Ребенок начинает поступать назло, он словно отбивается от похвал. Это значит, что контакт с ребенком разрушен, воспитание прекратилось, и теперь все равно - хвалить или наказывать. Сначала надо найти общий язык.

Похвала действует не количеством, а качеством. Качество же ее полностью зависит от нашего авторитета. Некоторые похвалы дети запоминают на всю жизнь. Всякая похвала уважаемого человека вызывает восторг, а похвала нелюбимого человека - смятение. Лучше всего действует сдержанная похвала и утешающее порицание (ничего, ничего… в следующий раз лучше получится).

Золотое правило воспитания: никогда не хвалить и не ругать ребенка в присутствии чужих людей.

Главное - попасть похвалой в цель, иначе она не нужна и потому опасна.

Не бойтесь хвалить детей, не бойтесь перехвалить их. Ведь у взрослых так же. Если кто-то, оценивая твою работу, начинает с признания достоинств, то потом легко принимаешь самые серьезные замечания. Важно, чтобы ребенок получил сполна всю порцию похвал и поощрений, необходимую для того, чтобы у него было хорошее представление о себе самом. За что обругать - каждый найдет, а похвалить не всегда.

Кого хвалит ребенок (пример подражания)

Это очень важно - как и когда хвалим мы нашего ребенка. Но еще важнее для внутреннего его представления о себе самом, для стремления быть хорошим - кого хвалит ребенок. Другими словами, кто ему нравится? Кому он готов подражать? На кого он равняется? Ведь все строится по какому-то образцу, внутренний мир человека не исключение. Растущий человек тоже остро нуждается в проекте, в модели, в образце. Ребенок растет, подражая другому, но не всякому, а лишь тому, кто важен для него.

Пример всемогущ, но полагаться на то, что он действует автоматически, нерасчетливо. Есть выражение «подавать пример» и есть - «брать пример». Очень важно подавать хороший пример, но как научить ребенка брать его, принимать эту подачу? Конечная наша цель чтобы нашему примеру следовали.

Самое опасное в воспитании примером - это назойливость, нарочитость, поучительность. «Бери пример с меня, я с шестнадцати лет пошел на работу» - ничего опаснее для воспитания нет. Пример, соединенный с упреком полностью теряет свою силу.

Не будем путать пример и поучение. Пример чаще всего не вызывает немедленных благородных действий, и не надо их ждать и требовать. Достаточно одного: чтобы пример вызывал восхищение или одобрение.

Каждый пример имеет свой внутренний вес, который сразу улавливается людьми. Пример, прежде всего, должен быть убедительным, действовать сам по себе.

Дурная компания - серьезное испытание для родителей. Но ведь и в дурной компании - такие же ребята, в которых есть плохое, и есть хорошее. Наша задача - увидеть это хорошее и на это хорошее указать.

Мы не можем научить ребенка избегать дурных примеров. Искусство воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка искать и в дурном хорошее.

И, как во всех трудных случаях, наша вера в лучшие свойства ребенка поможет ему не впитать плохое.

Больше всего дети берут пример с родителей. Но не тот пример, на который мы им настойчиво указываем, - дети видят нас насквозь, и им передаются те наши черты, о которых мы порой и не подозреваем или хотели бы спрятать от посторонних. В представление детей о себе почти всегда входит наше представление о самих себе. Если мы чувствуем себя достойными людьми, то и у детей сложится примерно такое же отношение к себе. Хотя проявится это, быть может, лишь в зрелые годы.

Чтобы все были довольны, мы должны быть на высоте в каждой из своих ролей. Нельзя детьми укреплять брак. Многие женщины ошибаются, стараясь сделать из собственного мужа хорошего отца ребенку. Нужно стремиться к полноценному общению со своим мужем не за счет ребенка и с ребенком - не за счет мужа.

Надо понять главный секрет семейной жизни: нельзя строить отношения только на любви и интересе друг к другу. Должен быть общий интерес к чему-то, лежащему вне семьи. В таких семьях дети вырастают независимыми, с большим чувством собственного достоинства.

Должно быть безмерное уважение ко всему, что ребенок действительно любит: к другому ребенку, к воспитательнице в детском саду и т.д. Тогда ребенок знает, что можно доверять маме.

Ребенка воспитывает в семье не отец, не мать, а семья, ее направленность. Для представления ребенка о семье крайне важно, может ли он открыто гордиться своими родителями или ему приходится отрекаться от них на каждом шагу.

Если жизнь родителей наполнена высоким содержанием, то они могут все: и редко видеться с детьми, и баловать их - они все равно будут мощно влиять на детей. Так влияет на воспитание моряк, капитан, постоянно находившийся в дальнем плавании, а дети растут хорошими. «Я сын капитана» - вот представление ребенка о себе.

Эффективный путь воспитания

Ничто не может с такой силой повлиять на представление о себе, своих возможностях, как собственная деятельность ребенка. Только тогда, когда побуждение извне (словом и примером) соединяется с побуждением изнутри (собственной успешной деятельностью), воспитание становится эффективным.

А самый успешный путь воспитания - организация успешной деятельности ребенка. Только успех придает силы и дает веру в себя.

На воспитании успехом, успешной деятельностью сходятся все педагоги. Воспитание словом, примером и успешной деятельностью - единый процесс.

Воспитание в крестьянской семье шло как бы само собой, потому что с семи лет дети и взрослые трудились вместе, сотрудничали. Источником дисциплины был не отец, а дело. Делу одинаково все подчинялись - вся семья. Дело -авторитет, против которого не возразишь.

Любая совместная работа с детьми - драгоценнейшая возможность. Именно в такой работе воспитывается дисциплина, а не послушание. О чем бы вы ни попросили ребенка, подумайте, как организована работа. Мы посылаем сына в магазин, а он не идет. Мы кричим, что он лентяй, а он просто стесняется выходить во двор с бабушкиной сумкой…

Задача остается прежней…

Мы стараемся сделать детство нашего ребенка счастливым, мы как строители - кирпичик за кирпичиком… Но вот ребенок идет в школу, и выясняется, что он не способен хорошо учиться, что он медлителен в работе. Его бранят, ему внушают тем самым, что он хуже других…. Вся постройка может рухнуть.

Но при всех обстоятельствах главная наша задача остается прежней: сохранить хорошее представление о себе самом. Это основное, и любой из выбранных нами пути должен вести к решению этой задачи.

Если ребенок хорошо справляется со школьными делами, то единственное, что мы должны делать, интересоваться его успехами и сдержанно хвалить его.

Если ребенок не справляется, если ему не хватает усидчивости, или внимания, мы должны помочь ему.

Учить ребенка, если он сам не научился - дело трудное, оно требует терпения и благожелательности. Помогать своим детям может не каждый. Если взрослый не может пересилить себя во время занятий с ребенком, если срывается на крик, то лучше всего оставить его в покое. Не так страшна двойка, как ссоры, брань и крик.

Заинтересованность родителей и надежда сделают свое дело. Если сохранится чувство уверенности в себе - все будет в порядке.

Успехи ребенка в школе также зависят от школьного учителя. У него в руках все средства увлечения ребенка учением. И даже самый ленивый и неспособный, на одних уроках ленится, а на других - нет. Лень еще никому не удавалось выбить, и никому не принесло пользы из-под палки. Лень проявляется там, где общая разболтанность в школе или дома, где нет общего порыва к труду. Кроме того, лень может быть и следствием возрастных перемен.

Заставлять ребенка учиться - занятие совершенно бесполезное. Желание учиться зависит от многих причин, часто не зависящих от родителей.

Сухомлинский - крупнейший специалист в психологии детского учения. Не обучения детей, а именно учения! Мы внушаем ребенку: учение - твой долг, не будешь учиться - пойдешь в дворники и т.д. Сухомлинский же пишет: «Учеников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнуют такие убедительные, с точки зрения учителя, доводы, как «надо учиться хорошо, надо выполнять свой ученический долг, ваш труд - это учение».

Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладениями знаниями не может быть главным стимулом умственных усилий, как у взрослого. Источником желания учиться - в самом характере детского труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях.

Учение детей зависит от того, каков общий порядок в доме, насколько все трудолюбивы, как относятся к знанию, каков контакт с детьми, - от тысячи причин, кроме одной: оно не зависит от того, заставляем мы детей учиться или не заставляем.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Усидчивость можно назвать вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха.

Вдохновение рождается от успеха, успех - от усидчивости, усидчивость - от уверенности в успехе…

Контакт - основанный на внимании к ребенку

В силу занятости многие родители видятся со своими детьми три-четыре часа в день: то ребенок в детском саду или школе, то родители на работе. Дети живут своей жизнью И все же взрослые должны направлять их, руководить ими, воспитывать.

Проблема контакта с детьми становится особенно острой. Нам приходится чуть ли не каждый день вновь налаживать отношения. Удивительно ли, что дети не всегда вырастают такими, какими мы хотели бы их видеть.

Все воспитатели (и дома, и в школе) делятся на тех, кто нашел общий язык со своими воспитанниками, и на тех, кто его не может найти. Первых непременно ждет успех, вторых - почти всегда неудача. Лишь только прекращается наш контакт с детьми процесс воспитания больше не подчиняется нам.

Очень важно слышит ли нас ребенок или не слышит, понимает или не понимает. Нам кажется будто вина ребенка в том и состоит, что он нас не слышит, на самом деле такая «потеря слуха» - наша вина. Ответственность за контакт всегда лежит на взрослом.

В основе понимания ребенка ( и всякого человека) лежит внимание к нему. Педагог М. Кнебель так и сказал: «Наиболее верный путь к общению - это внимание. Без внимания нет общения одного человека с другим». Великое педагогическое орудие - контакт, основанный на внимании к ребенку.

С детьми надо разговаривать! Это простейшая истина нуждается в объяснении, потому что по всем наблюдениям в огромном числе семей с детьми просто напросто не разговаривают ни на какие темы, кроме одной: были ли они послушны в детском саду, какие получили оценки в школе. Родителям нужно учиться быть открытыми с детьми. С ребенком можно разговаривать как со сверстником чуть ли не с самого рождения. Сначала дети улавливают только интонации, потом настроения, потом общий смысл, а потом начинают слушать с вниманием. Заботы сегодняшнего дня, встречи с людьми, события городской жизни, события из собственной детской жизни - все годится, если все открыто, без хвастовства. Самое простое правило таких разговоров состоит в том, чтобы не было и тени назидания, упрека, если ребенок нас понял как-то не так, как хотелось бы.

Не грубите детям

Родители нередко бывают грубы со своими детьми, сами того не замечая и не видя себя со стороны.

Грубость - это как инфекционная болезнь, но важен источник заражения. Если ребенок заразился грубостью дома, то вылечить его очень трудно. Если же вне дома, в детском саду, в школе, то она сама собой пройдет.

Главное, не вызывать детей на грубость, не превращать дом в школу скандала.

Скандал - почти единственная форма общения детей с родителями в семьях, где полностью потерян, разрушен контакт между ними. Скандал - не общение, а столкновение людей между которыми нет взаимопонимания.

Любой человек имеет право сердиться, возмущаться. Граница между обычным негодованием и скандалом в том, что негодующий просто проявляет свои чувства, дает им вылиться, а скандалист упорно добивается победы.

Пусть дети плачут от детских ссор, от разбитых коленок, но не должны они плакать от взрослых.

Любите своих детей, верьте в них - и все будет хорошо. Если в детстве потребность человека в безопасности, любви и уважении была полностью удовлетворена, он вырастет самостоятельным, будет развиваться даже в самых неблагоприятных условиях. Для воспитания, как и для жизни, нужны любовь и разум. Любовь всегда есть любовь, и лишь в одном надо быть внимательным: кого мы любим на самом деле, ребенка или себя? Действительно ли мы любим наших детей, или мы любим себя и потому не можем обойтись без детей, забавляемся ими или тешимся.





© 2010-2022