- Преподавателю
- Школьному психологу
- Планирование Программа сопровождения семейного воспитания
Планирование Программа сопровождения семейного воспитания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Данильченко А.Д. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа сопровождения
семейного воспитания
Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в раннем возрасте.
Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Пояснительная записка
Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие ребенка, влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно.
Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, либеральный). Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в его семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страхи, может стать причиной невроза о ребенка, развить негативные черты характера: лживость, лицемерие, конформность. Гиперпротекция препятствует становлению творческой независимости самой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.
Между поведением родителей и поведением ребенка прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождает в ребенке чувство безопасности и способствует гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья должны владеть определенной суммой знаний по основным вопросам воспитания и развития ненормативного ребенка, учитывать следующие типологические особенности развития.
Психическое недоразвитие при умственной отсталости имеет тотальный характер и охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, личностную. Замедленный и качественно измененный характер развития определяет своеобразие формирования психических процессов.
Слабая дифференцированность и узость восприятия, нарушение его избирательности и точности ограничивает возможности при ознакомлении и познании окружающего мира.
Небольшой объем, слабая устойчивость и переключаемость, малая произвольность внимания обуславливают затруднения учащихся при анализе предметов, при переключении внимания с одного объекта на другой.
Мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки, характеризуется своеобразием развития всех его видов, а также мыслительных операций: бедность и фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, расширение или неправомерное ограничение оснований для обобщения.
Существенные особенности памяти: ограниченный объем и замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации, недоразвитие смысловой памяти при относительной сохранности механической оказывают влияние на учебную деятельность детей.
Отклонения в речевом развитии детей обнаруживаются при характеристике различных сторон речевой деятельности: фонетико-фонематической, лексико-семантической, логико-грамматической. Бедность словарного запаса, сниженная речевая активность и потребность детей в общении ограничивают их коммуникативные возможности: плохо понимают вопросы и словесные инструкции, не принимают участие в беседе, передают содержание текста упрощенно и несовершенно, испытывают затруднения в овладении навыками чтения и письма.
Своеобразие познавательной деятельности отчетливо проявляется на всех возрастных этапах и в различных видах деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой). Деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом особенностей: слабость и неустойчивость мотивов, нарушения целенаправленности, недостаточно критичное отношение к результатам деятельности, которые выражаются в слабой ориентировке в задании, неумении планировать, подчинять отдельные действия поставленной задаче, выбирать средства для ее решения.
Наряду с недоразвитием познавательной деятельности отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы. При относительной сохранности элементарных эмоций имеет место выраженное недоразвитие эмоций социально-нравственного характера. Эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность чувств ограничивает детей в эмоциональных проявлениях, в понимании эмоционального состояния другого человека, неспособность к сопереживанию.
Кратковременность и слабость волевых усилий у данной категории детей обуславливает трудности, связанные с учебной деятельностью: учащиеся не удерживают длительное время цель действий, не умеют самостоятельно составить план, «соскальзывают» при выполнении действий.
Особенности познавательной деятельности связаны с развитием всей личности детей: они недостаточно хорошо понимают ситуацию и могут неадекватно вести себя в новой обстановке; у них снижено критическое отношение к себе и к окружающим, характерна безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны.
У детей данной категории помимо отклонений в психическом развитии наблюдается недоразвитие двигательной сферы: нарушение статических и локомоторных функций, точности и темпа произвольных движений тормозит овладение предметными действиями, что оказывает отрицательное влияние на формирование представлений об окружающем мире.
Дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специфических условиях организации образовательной среды, способствующей коррекции и компенсации дефектов развития.
Данная программа сопровождения семейного воспитания нацелена на помощь родителям в создании коррекционно-развивающей среды дома. Поможет установить тесное сотрудничество педагогов с семьей.
Программа предполагает активные формы взаимодействия с родителями: семинары, групповые занятия, тренинги, круглый стол, доверительные беседы, мини-консилиумы.
Семинары для родителей включают в себя интерактивную лекционную часть, которую проводит педагог-психолог и (или) социальный педагог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение оптимальных вариантов решения.
Тренинговые занятия обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций - здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Групповые занятия помогут уточнить и дифференцировать представления родителей о типологических и индивидуальных особенностях развития детей, научат создавать индивидуальный образовательный маршрут развития своего ребенка.
Круглый стол проводится для рефлексии полученных знаний и эмоционального реагирования на обсуждаемые проблемы.
В процессе доверительных бесед родители будут иметь возможность поделиться конфиденциальной информацией и получить индивидуальную помощь специалистов службы сопровождения.
Мини-консилиумы нацелены на решение конкретных проблем обучения, общения, поведения детей; помощь родителям в организации специфических условий для развития умственно отсталого ребенка.
Хронометраж разных видов взаимодействия с родителями:
-
диагностическая беседа - 1 час;
-
анкетирование - 20 минут;
-
групповое занятие - 1 час;
-
индивидуальное консультирование - 30-60 минут;
-
тренинг, практический семинар - 90 минут
-
круглый стол - до 90 минут;
-
мини-консилиумы - до 60 минут.
Содержание блоков программы
в таблицах:
1 БЛОК
№№
содержание
сроки
1.
Групповые занятия родительского психолого-педагогического всеобуча:
-
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (этиология, классификация, структура дефекта, перспективы развития).
-
Актуальное состояние и перспективы развития умственно отсталого ребенка.
-
Актуальные вопросы развития личности ненормативного ребенка.
-
Организация коррекционно-развивающего пространства для ребенка в домашних условиях.
октябрь, 2015
декабрь, 2015
март, 2016
май, 2016
2.
Индивидуальное консультирование
(предполагаемые вопросы для консультирования):
-
Индивидуальная карта развития ребенка.
-
Знаем ли мы своего ребенка?
-
Профилактика вредных привычек.
1 раз в четверть,
по индивидуальному заказу
3.
Заочное консультирование
Тираж материалов по актуальным проблемам:
-
Шесть рецептов избежать конфликта.
-
Поощрение и наказание детей в семье.
-
Правила общения с ребенком.
-
Упражнения для развития умственных способностей ребенка.
-
Как возникают страхи.
-
Давайте уважать чувства ребенка.
-
Берегите Ваши эмоции.
-
Ревность первенца.
-
Аутизм - болезнь века.
-
Детские тревоги: что, откуда, почему?
-
Агрессивны, потому что несчастны…
-
Бродяжничество.
-
Почему дети лгут?
-
Как правильно оценивать ребенка.
-
Неэффективные сообщения и т.д.
В течение года
по запросу родителей
2 БЛОК
№№
содержание
сроки
Родительский практикум
1.
Тренинги:
-
Как любить своего ребенка.
-
Развиваем эмоциональную культуру.
октябрь, 2016
март, 2017
2.
Практические семинары:
-
Приемы развития мышления у детей.
-
Создание индивидуальной карты развития ребенка.
декабрь, 2016
май, 2017
3.
Экстренная помощь
( в сложных жизненных ситуациях)
в течение года
3 БЛОК
№№
содержание
сроки
1.
Круглые столы:
-
Я и мой ребенок
-
Осознанное родительство
октябрь, 2017
май, 2018
2.
Мини-консилиумы:
-
Индивидуальная траектория развития ребенка
-
Индивидуальные программы нравственного, эмоционального, умственного развития ребенка
декабрь, 2017
март, 2018
Автор Данильченко Светлана Михайловна, педагог-психолог ГКС(к)ОУ «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат УШ вида №1»