Планирование Программа сопровождения семейного воспитания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа сопровождения

семейного воспитания



Родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального

развития личности ребенка в раннем возрасте.


Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании»


Пояснительная записка


Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие ребенка, влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно.

Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, либеральный). Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в его семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страхи, может стать причиной невроза о ребенка, развить негативные черты характера: лживость, лицемерие, конформность. Гиперпротекция препятствует становлению творческой независимости самой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.

Между поведением родителей и поведением ребенка прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождает в ребенке чувство безопасности и способствует гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья должны владеть определенной суммой знаний по основным вопросам воспитания и развития ненормативного ребенка, учитывать следующие типологические особенности развития.

Психическое недоразвитие при умственной отсталости имеет тотальный характер и охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, личностную. Замедленный и качественно измененный характер развития определяет своеобразие формирования психических процессов.

Слабая дифференцированность и узость восприятия, нарушение его избирательности и точности ограничивает возможности при ознакомлении и познании окружающего мира.

Небольшой объем, слабая устойчивость и переключаемость, малая произвольность внимания обуславливают затруднения учащихся при анализе предметов, при переключении внимания с одного объекта на другой.

Мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки, характеризуется своеобразием развития всех его видов, а также мыслительных операций: бедность и фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, расширение или неправомерное ограничение оснований для обобщения.

Существенные особенности памяти: ограниченный объем и замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации, недоразвитие смысловой памяти при относительной сохранности механической оказывают влияние на учебную деятельность детей.

Отклонения в речевом развитии детей обнаруживаются при характеристике различных сторон речевой деятельности: фонетико-фонематической, лексико-семантической, логико-грамматической. Бедность словарного запаса, сниженная речевая активность и потребность детей в общении ограничивают их коммуникативные возможности: плохо понимают вопросы и словесные инструкции, не принимают участие в беседе, передают содержание текста упрощенно и несовершенно, испытывают затруднения в овладении навыками чтения и письма.

Своеобразие познавательной деятельности отчетливо проявляется на всех возрастных этапах и в различных видах деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой). Деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом особенностей: слабость и неустойчивость мотивов, нарушения целенаправленности, недостаточно критичное отношение к результатам деятельности, которые выражаются в слабой ориентировке в задании, неумении планировать, подчинять отдельные действия поставленной задаче, выбирать средства для ее решения.

Наряду с недоразвитием познавательной деятельности отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы. При относительной сохранности элементарных эмоций имеет место выраженное недоразвитие эмоций социально-нравственного характера. Эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность чувств ограничивает детей в эмоциональных проявлениях, в понимании эмоционального состояния другого человека, неспособность к сопереживанию.

Кратковременность и слабость волевых усилий у данной категории детей обуславливает трудности, связанные с учебной деятельностью: учащиеся не удерживают длительное время цель действий, не умеют самостоятельно составить план, «соскальзывают» при выполнении действий.

Особенности познавательной деятельности связаны с развитием всей личности детей: они недостаточно хорошо понимают ситуацию и могут неадекватно вести себя в новой обстановке; у них снижено критическое отношение к себе и к окружающим, характерна безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны.

У детей данной категории помимо отклонений в психическом развитии наблюдается недоразвитие двигательной сферы: нарушение статических и локомоторных функций, точности и темпа произвольных движений тормозит овладение предметными действиями, что оказывает отрицательное влияние на формирование представлений об окружающем мире.

Дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специфических условиях организации образовательной среды, способствующей коррекции и компенсации дефектов развития.

Данная программа сопровождения семейного воспитания нацелена на помощь родителям в создании коррекционно-развивающей среды дома. Поможет установить тесное сотрудничество педагогов с семьей.

Программа предполагает активные формы взаимодействия с родителями: семинары, групповые занятия, тренинги, круглый стол, доверительные беседы, мини-консилиумы.

Семинары для родителей включают в себя интерактивную лекционную часть, которую проводит педагог-психолог и (или) социальный педагог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение оптимальных вариантов решения.

Тренинговые занятия обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций - здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

Групповые занятия помогут уточнить и дифференцировать представления родителей о типологических и индивидуальных особенностях развития детей, научат создавать индивидуальный образовательный маршрут развития своего ребенка.

Круглый стол проводится для рефлексии полученных знаний и эмоционального реагирования на обсуждаемые проблемы.

В процессе доверительных бесед родители будут иметь возможность поделиться конфиденциальной информацией и получить индивидуальную помощь специалистов службы сопровождения.

Мини-консилиумы нацелены на решение конкретных проблем обучения, общения, поведения детей; помощь родителям в организации специфических условий для развития умственно отсталого ребенка.

Хронометраж разных видов взаимодействия с родителями:

  • диагностическая беседа - 1 час;

  • анкетирование - 20 минут;

  • групповое занятие - 1 час;

  • индивидуальное консультирование - 30-60 минут;

  • тренинг, практический семинар - 90 минут

  • круглый стол - до 90 минут;

  • мини-консилиумы - до 60 минут.


Содержание блоков программы

в таблицах:

1 БЛОК

№№

содержание

сроки

1.

Групповые занятия родительского психолого-педагогического всеобуча:


  1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (этиология, классификация, структура дефекта, перспективы развития).


  1. Актуальное состояние и перспективы развития умственно отсталого ребенка.


  1. Актуальные вопросы развития личности ненормативного ребенка.


  1. Организация коррекционно-развивающего пространства для ребенка в домашних условиях.


октябрь, 2015


декабрь, 2015

март, 2016

май, 2016

2.

Индивидуальное консультирование

(предполагаемые вопросы для консультирования):

  1. Индивидуальная карта развития ребенка.

  2. Знаем ли мы своего ребенка?

  3. Профилактика вредных привычек.

1 раз в четверть,

по индивидуальному заказу

3.

Заочное консультирование

Тираж материалов по актуальным проблемам:

  • Шесть рецептов избежать конфликта.

  • Поощрение и наказание детей в семье.

  • Правила общения с ребенком.

  • Упражнения для развития умственных способностей ребенка.

  • Как возникают страхи.

  • Давайте уважать чувства ребенка.

  • Берегите Ваши эмоции.

  • Ревность первенца.

  • Аутизм - болезнь века.

  • Детские тревоги: что, откуда, почему?

  • Агрессивны, потому что несчастны…

  • Бродяжничество.

  • Почему дети лгут?

  • Как правильно оценивать ребенка.

  • Неэффективные сообщения и т.д.


В течение года

по запросу родителей

2 БЛОК

№№

содержание

сроки

Родительский практикум

1.

Тренинги:


  1. Как любить своего ребенка.

  2. Развиваем эмоциональную культуру.

октябрь, 2016

март, 2017

2.

Практические семинары:


  1. Приемы развития мышления у детей.

  2. Создание индивидуальной карты развития ребенка.


декабрь, 2016

май, 2017

3.

Экстренная помощь

( в сложных жизненных ситуациях)

в течение года

3 БЛОК

№№

содержание

сроки

1.

Круглые столы:

  • Я и мой ребенок

  • Осознанное родительство

октябрь, 2017

май, 2018

2.

Мини-консилиумы:


  • Индивидуальная траектория развития ребенка

  • Индивидуальные программы нравственного, эмоционального, умственного развития ребенка

декабрь, 2017

март, 2018

Автор Данильченко Светлана Михайловна, педагог-психолог ГКС(к)ОУ «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат УШ вида №1»

© 2010-2022