- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа психологической подготовки детей к школе
Рабочая программа психологической подготовки детей к школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матюшева Н.Г. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая готовность к школе включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую и социально-психологическую готовность.
Интеллектуальная готовность: не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Социально-психологическая готовность: сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевая готовность: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Формирование произвольности психических процессов.
Цель программы: формирование психологической готовности к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил, умение подчиняться общим требованиям, сознательное принятие норм поведения.
Задачи программы:
1. развитие умения управлять своим поведением:
-
произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающая возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
-
сосредоточенность внимания для запоминания излагаемых учителем сведений.
-
умение слушать и слышать
3. развитие приемов умственной деятельности :
-
внимание, способность к длительному (15-20 мин.) сосредоточению
-
владение логическими операциями,
-
владение способами осмысленного запоминания материала.
-
творческое мышление
4. развитие умения ориентироваться в пространстве:
-
ориентировка в пространстве и времени,
-
развитие чувственного опыта, глазомера.
5. развитие координации движений:
-
точность движений, готовность руки к выполнению мелких и разнообразных движений,
-
согласованность движения руки и глаза,
-
умение владеть ручкой, карандашом.
6. формирование самостоятельности:
-
обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
-
умение переносить уже имеющийся навык в новую ситуацию
7. формирование отношения к товарищам и взрослым:
-
умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей,
-
владение навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Курс занятий рассчитан на 12 занятий по 25 мин.
На занятиях используются следующие методы: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, кинезиологические упражнения, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.
Содержание программы
№ темы
Название
Количество занятий
Развитие регулятивных УУД
6
Развитие познавательных УУД
2
Развитие личностных и коммуникативных УУД
4
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество занятий
1
Развитие регулятивных УУД
Знакомство. Что значит быть успешным учеником? Распорядок дня школьника, правила поведения в ученическом коллективе.
1
2
Ориентация в пространстве (лево, право, над, под, в, между, из и др.).
1
3
Ориентация на листе бумаги (умение размещать объекты по инструкции - лево, право, низ, верх, над, под, в, между, и др.). Работа с цветом, формой, величиной.
1
4
Ориентация в межклеточном пространстве (умение работать в клетке и строчке). Понятия «первый», «следующий», «последний», «предпоследний».
1
5
Тренировка внимания. Графический диктант
1
6
Развитие восприятия (связки «глаз-рука»), мелкой моторики. Копирование точек, фигуры, штрихование по образцу.
1
7
Развитие познавательных УУД
Слуховая и зрительная память. Наблюдательность. Тренировка памяти и внимания
1
8
Мышление: классификации, умозаключения, закономерности. Тренировка
1
9
Развитие личностных и коммуникативных УУД
Развитие представлений о себе. Самооценка.
10
Эмоционально-волевая сфера. Развитие эмоционального словаря «радость», «грусть», «удивление», «страх», «гнев». Контроль отрицательных эмоций и чувств.
1
11
Коммуникативные навыки: вежливое обращение, знаки внимания, развитие умения задавать вопросы. 1
1
12
Заключительное занятие. Навыки и умения успешного ученика.
1
ИТОГО
12
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предлагаемая программа предусматривает, что пo окончании курса обучающиеся будут:
• иметь представления о позиции успешного ученика, о правилах поведения и общения в школе,
• уметь принимать требования, выполнять инструкции на слух
• правильно ориентироваться в пространстве и в тетради;
• иметь навыки волевого самоконтроля
• уметь оценивать свою деятельность
Структура занятия
-
ритуал начала занятия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия);
Разминка. Подвижные игры на внимательность, на развитие произвольности, кинезиологические упражнения. Можно назначать ведущих. Начиная с 6 -го занятия в разминку включается графический диктант.
-
основное содержание занятия (отражает цель и задачи занятия);
-
рефлексия прошедшего занятия (подведение итога занятия, выяснение эмоционального состояния по отношению к занятию);
-
ритуал прощания.
Используемая литература:
1. Введение в школьную жизнь. ЦукерманГ.А., Поливанова Н.Г. - Томск: Пеленг, 2000
2. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
3. Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. - Волгоград : Учитель, 2011.
4. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] - М. : Просвещение, 2012.
5. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. - М.: Генезис, 2012 .