Рабочая программа психологической подготовки детей к школе

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть э...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.


Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Психологическая готовность к школе включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую и социально-психологическую готовность.

Интеллектуальная готовность: не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Социально-психологическая готовность: сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевая готовность: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Формирование произвольности психических процессов.

Цель программы: формирование психологической готовности к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил, умение подчиняться общим требованиям, сознательное принятие норм поведения.

Задачи программы:

1. развитие умения управлять своим поведением:

  • произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающая возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;

  • сосредоточенность внимания для запоминания излагаемых учителем сведений.

  • умение слушать и слышать

3. развитие приемов умственной деятельности :

  • внимание, способность к длительному (15-20 мин.) сосредоточению

  • владение логическими операциями,

  • владение способами осмысленного запоминания материала.

  • творческое мышление

4. развитие умения ориентироваться в пространстве:

  • ориентировка в пространстве и времени,

  • развитие чувственного опыта, глазомера.

5. развитие координации движений:

  • точность движений, готовность руки к выполнению мелких и разнообразных движений,

  • согласованность движения руки и глаза,

  • умение владеть ручкой, карандашом.

6. формирование самостоятельности:

  • обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

  • умение переносить уже имеющийся навык в новую ситуацию

7. формирование отношения к товарищам и взрослым:

  • умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей,

  • владение навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Курс занятий рассчитан на 12 занятий по 25 мин.




На занятиях используются следующие методы: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, кинезиологические упражнения, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.






Содержание программы




№ темы

Название

Количество занятий

Развитие регулятивных УУД

6

    Развитие познавательных УУД

    2

      Развитие личностных и коммуникативных УУД

      4








      Календарно-тематическое планирование


      № п/п

      Тема занятия

      Количество занятий

      1

      Развитие регулятивных УУД


      Знакомство. Что значит быть успешным учеником? Распорядок дня школьника, правила поведения в ученическом коллективе.

      1

      2

      Ориентация в пространстве (лево, право, над, под, в, между, из и др.).

      1

      3

      Ориентация на листе бумаги (умение размещать объекты по инструкции - лево, право, низ, верх, над, под, в, между, и др.). Работа с цветом, формой, величиной.

      1

      4

      Ориентация в межклеточном пространстве (умение работать в клетке и строчке). Понятия «первый», «следующий», «последний», «предпоследний».

      1

      5

      Тренировка внимания. Графический диктант

      1

      6

      Развитие восприятия (связки «глаз-рука»), мелкой моторики. Копирование точек, фигуры, штрихование по образцу.

      1

      7

      Развитие познавательных УУД

      Слуховая и зрительная память. Наблюдательность. Тренировка памяти и внимания

      1

      8

      Мышление: классификации, умозаключения, закономерности. Тренировка

      1

      9

      Развитие личностных и коммуникативных УУД

      Развитие представлений о себе. Самооценка.


      10

      Эмоционально-волевая сфера. Развитие эмоционального словаря «радость», «грусть», «удивление», «страх», «гнев». Контроль отрицательных эмоций и чувств.

      1

      11

      Коммуникативные навыки: вежливое обращение, знаки внимания, развитие умения задавать вопросы. 1

      1

      12

      Заключительное занятие. Навыки и умения успешного ученика.

      1

      ИТОГО

      12

      Результаты освоения программы

      В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

      Метапредметные результаты.

      Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

      Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

      Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

      Предлагаемая программа предусматривает, что пo окончании курса обучающиеся будут:

      • иметь представления о позиции успешного ученика, о правилах поведения и общения в школе,

      • уметь принимать требования, выполнять инструкции на слух

      • правильно ориентироваться в пространстве и в тетради;

      • иметь навыки волевого самоконтроля

      • уметь оценивать свою деятельность

      Структура занятия

      1. ритуал начала занятия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия);

      Разминка. Подвижные игры на внимательность, на развитие произвольности, кинезиологические упражнения. Можно назначать ведущих. Начиная с 6 -го занятия в разминку включается графический диктант.

      1. основное содержание занятия (отражает цель и задачи занятия);

      2. рефлексия прошедшего занятия (подведение итога занятия, выяснение эмоционального состояния по отношению к занятию);

      3. ритуал прощания.

      Используемая литература:

      1. Введение в школьную жизнь. ЦукерманГ.А., Поливанова Н.Г. - Томск: Пеленг, 2000

      2. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

      3. Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. - Волгоград : Учитель, 2011.

      4. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] - М. : Просвещение, 2012.

      5. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. - М.: Генезис, 2012 .


      © 2010-2022