Исследовательская работа № 2

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

59

Введение.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу модернизации и инновационного развития страны, перехода на новые образовательные стандарты. В решении этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 г. № 1340-р., «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» особое внимание уделяется «предшкольному образованию» детей от (5-6,5 лет).

В дошкольных учреждениях акцент делается в основном на интеллектуальном развитии: ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь делать все это и не быть готовым к школьному обучению. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Определяя школьную готовность, нельзя оценивать ее только по формальному уровню умений и навыков письма, счета, чтения. Большую роль по проблеме готовности к обучению играет психологический аспект. Этой проблемой занимались многие ученые. Одним из них был Л.С.Выготский, который утверждал, что готовность к школьному обучению формируется в процессе обучения: « До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого года обучения». ( Выготский Л.С.,1991 г).

Значительное количество детей, несмотря на "паспортный" возраст и имеющиеся у них "школьные" навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще "психологически" не готовы к школьному типу обучения.

Прежде всего, по мнению Д.Б.Эльконина, надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения: как ребенок играет, подчиняется ли правилам, какие роли предпочитает в игре. Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности к школе.

Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников

Вопрос развития высших психических функций на основе пропедевтического курса информатики как одно из условий психологической готовности к обучению в теории и практике раскрыт не достаточно глубоко и полно. В этом и состоит противоречие: с одной стороны довольно глубоко, основательно и научно трактуется вопрос о готовности детей в школе, но недостаточно разработан вопрос о развитии ВПФ на основе пропедевтического курса информатики. Из противоречия вытекает проблема исследования:

Проблема: каковы возможности пропедевтического курса для развития высших психических функций как психологического компонента подготовки детей к обучению в школе.

Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования выявить и реалиовать приемы развития ВПФ на материале пропедевтического курса информатики с целью психологической подготовки к обучению в школе.

Объектом исследования является процесс психологической подготовки детей к обучению в школе.

Предмет исследования - приемы развития ВПФ как психологического компонента подготовки к обучению на основе пропедевтического курса информатики.

Гипотеза исследования подготовка детей к школе будет более успешной, если будут выявлены, систематизированы и реализованы приемы развития познавательных процессов как компонента психологической готовности детей к обучению в школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ основных теоретических подходов к исследованию проблемы психологической готовности детей к обучению.

  2. выявить и описать психологические типы детей поступающих в школу.

  3. Изучить и систематизировать приемы развития высших психических функций как компонента психологической готовности к обучению на материале пропедевтического курса информатики.

  4. Изготовить пособие для первоклассников по формированию и развитию ВПФ на материале пропедевтического курса информатики с целью психологической подготовки к обучению.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов исследования:

  1. Теоретические: анализ, синтез, моделирование, классификация, обобщение.

  2. Эмпирические: наблюдение.

  3. Диагностические: эксперимент, тесты.

  4. Методы математической статистики.

База исследования: 1 класс школы №7 с.Миндяк Учалинского района.

Теоретическая основа: в исследовании использованы работы Л.С.Выготского «Избранные психологические исследования», Л.И.Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте», Д.Б.Эльконина «Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей », И.В.Дубровиной «Готовность к школе».

Новизна исследования:

  • Изучены и проанализированы теоретические основы развития высших психических функций первоклассников

  • Выявлены возможности пропедевтического курса информатики для развития высших психических функций для обучения в школе.

Практическая значимость исследования заключается:

- в систематизации основных психологических типов детей, поступающих в школу

- в разработке содержания психолого-педагогической работы по развитию высших психических функций на основе пропедевтического курса информатики

- в использовании материала исследования в практической деятельности студентов БПК.

Структура исследования:

ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический аспект формирования психологической готовности детей к обучению.







1.1. Научные исследования по проблеме готовности детей к школьному обучению.

В словаре «Педагогическая психология, термины» дается определение психологической готовности к обучению - это сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью. Выделяют: общую психологическую, специальную и личностную готовность к обучению. В общую психологическую готовность входят показатели интеллектуального и сенсомоторного развития. Специальную готовность к обучению составляют достижения по программам дошкольного обучения (состав числа в пределах десяти, умение читать) и общая личностная готовность содержит интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослыми и сверстниками, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

В психологическом словаре «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Проблема психологической подготовки к школе носит культурно-исторический характер.

В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К.Д. Ушинский назвал слабость внимания отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов».

Значительный научный вклад в проблему готовности к обучению внес Л.С. Выготский. Он утверждал, что именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Л.С. Выготский в своем труде «Избранные психологические исследования» обратил внимание на следующие два аспекта, которые имеют общий характер: во-первых, предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Вместе с тем Л.С. Выготский указывал, что успех обучения обуславливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений. Он подчеркивал, что уровень развития психических функций есть лишь предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки.[3]

С.Л.Рубинштейн в исследовании не рассматривает специально проблему готовности к школьному обучению, но отмечает принцип единства сознания и деятельности, а его проявление трактовал с позиций единства обучения и развития. Он писал: «Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психического развития на другой совершается в процессе обучения… надо изучать ребенка, обучая его»… С.Л.Рубинштейн выделял роль игры в подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит развитие не только способностей ребенка, но и самой деятельности ребенка. Он постоянно подчеркивал связь игры с практической деятельностью, с воздействием на мир и с отношением к окружающей действительности. «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность».

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «выращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.[5]

Л.А.Венгер в работе «Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника», дает наиболее полное понятие «готовности к школе», под которой он понимал определенный набор знаний и умений, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [7]

В исследовании Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» отмечается новая позиция ребенка, она становится со временем содержательнее. Автор называет ее «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием психологической готовности к обучению в школе.

Рассматривая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович рассматривает личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

  1. определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения

  2. достаточное развитие произвольного поведения;

  3. определённый уровень развития интеллектуальной сферы. [4]

М.И. Лисина в работе «Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе» пишет, что показателем готовности к школе является уровень сформированности у ребенка внеситуативно-личностного общения, что характеризуется стремлением к взаимодействию со сверстниками, сопереживанию и взаимопониманию. [6]

Последние исследования Н.Г. Салминой выделяют ряд психологических показателей готовности к обучению:

- произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

- уровень сформированности семиотической функции (способность человека создавать и использовать системы знаковые - символы, представляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать ими как соответственными реальными объектами);

- личностные характеристики, включающие особенности общения,

-развитие эмоциональной сферы.

Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причём степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребёнка.

В работах Е.Е. Кравцовой «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. критерием готовности к школе является уровень развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

В 2001 году выходит в свет книга Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психологическая готовность детей к обучению в школе», в которой представлена психологическая готовность к обучению в школе через структуру учебно-важных качеств (УВК). Выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Базовые и ведущие УВК в начале обучения в первом классе совпадают. К ним относятся:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ (образное мышление);

3) способность принимать учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графический навык;

6) произвольность регуляции деятельности;

7) обучаемость

В теории Т.А.Нежнова «Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту» указывается, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». [8]

Таким образом, рассмотрев теоретический аспект изучаемой проблемы, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. [9]

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

- мотивационная (личностная),

- интеллектуальная,

- эмоционально - волевая.

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е определенный уровень развития самосознания. В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,

обобщенно определяющим способ действия,

- умение ориентироваться на заданную систему требований,

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их , видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий:

- необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,

- учитывать возрастные особенности ребенка,

- использовать игры с правилами.

Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении.

В. В. Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Подводя итог выше изложенному, можно придти к выводу, что высокие требования жизни к организации воспитания и обучения предполагают поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка, с развитием ВПФ.

Таким образом, в психологии рассматриваются разные подходы к вопросу о компонентах психологической готовности к школе. Спорным остается вопрос о «ядре» такой готовности. Тем не менее, каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставания развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям. Рассмотрим психологические типы детей поступающих в школу.

1.2. Показатели психологической незрелости первоклассника и психологические типы детей поступающих в школу.

Показатели психологической незрелости первоклассника.

По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятный вариант развития детей. Но встречаются и другие варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого- либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги склонны считать, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. При личностной неготовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем. Исследования А.Н.Гуткиной, выявили проблему отсутствия у 7-летних детей внутренней позиции школьника.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руку и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Дети обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. Это, в свою очередь, сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является так называемый вербализм (от слова «вербальный» - словесный).

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. Как правило, речь у таких детей развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом, могут воспроизводить «взрослые» фразы и целые высказывания. Благодаря этому их часто считают вундеркиндами. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию и т.д., - способствующим, прежде всего развитию образного мышления.

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажения в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

Остановимся на 3-х вариантах развития будущих первоклассников, описанных А.Л.Венгером.

Тревожность, как известно, бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилии замечаний, упреков, других отрицательных оценок. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно снова включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредоточиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот прочный круг можно, изменив установки и оценки родителей и учителя. Близкие взрослые, концентрирую внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют выполнению учебных заданий.

Второй вариант развития получил название «негативистическая демонстративность». Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий таким свойством, ведет себя несколько нарочито, манерно. Его театрализованное поведение, утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять повышенную потребность во внимании другими способами. Его поведение приобретает негативную социальную окраску: театрально, аффективно, может проявлять агрессивность. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и чисто на учебные требования учителя.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными».

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. И пусть это отнюдь не доброжелательное внимание (раздражение, замечания, нотации и прочие отрицательные оценки), все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким образом, желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для учителя и родителей, чем бережное отношение к ребенку.

«Уход от реальности» - ещё один вариант неблагоприятного развития. Он наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее к резкой театрализованной форме не могут благодаря своей тревожности. Они малозаметно опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.[9]

Психологические типы детей поступающих в школу.

Основная проблема, с которой сталкивается учитель, проводя диагностику готовности к обучению в школе - это выраженное разнообразие в отношении детей к школьной действительности. Одна и та же объективная ситуация урока для одних детей может выступать как учебная, для других - ситуация игры, общения. Рассмотрим основные типы психологического развития детей 7-го года жизни.

Предучебный тип. Главный признак, отличающий работу этих детей на уроке - существенная разница между выполнением задания в присутствии взрослого и при самостоятельной работе. Для них задача имеет смысл лишь постольку, поскольку она предложена учителем. Для них авторитет учителя очень высок. Характерно, что для активизации работы ученика достаточно кратковременного участия, он как бы «включает» ребенка в работу, дольше ребенок может работать самостоятельно.

В работе по выявлению у ребенка учебного содержания огромную роль может содержать оценка. Дети еще не умеют разделять оценку выполнения конкретного задания и оценку себя как ученика. Поэтому в отношениях этих детей должно соблюдаться жесткое правило: оценка всегда должна быть положительной.

Для того чтобы избежать неблагоприятных вариантов развития, учитель не должен ограничивать свою помощь детям этого типа, но при этом необходимо подчеркивать значимость самостоятельного выполнения заданий, отмечать свои успехи ребенка в этом направлении.

Таким образом, основное усилие учителя класса шестилеток по отношению к детям предучебного типа должны быть направлены на формирование у них содержательного отношения к задаче как главному элементу учебного процесса.

Учебный тип. Эти дети легко справляются с предлагаемыми задачами. Они менее чувствительны к оценке своей работы и отличаются четкой ориентацией на содержание заданий и особой легкостью их выполнения. В дальнейшем у этих детей наблюдается ярко выраженная познавательная направленность. Однако дети учебного типа могут совершенно игнорировать внешнюю, дисциплинарную сторону школьной жизни, т.е. оставаться дошкольниками в социально - эмоциональном плане.

Если содержание урока увлекательно, дети обычно заняты делом и не мешают учителю. Поэтому главное в работе с ними - терпимость. При работе с таким детьми, следует избегать чрезмерного подчеркивания как интеллектуальных успехов ребенка, так и нарушений им дисциплины.

Игровой тип. Поведение таких детей на уроке бывает различным. Ребенок может активно включаться в общую работу, но и может «выпасть» из урока, вести себя вызывающе, ходить по классу, мешать. Следует понять, что такое поведение ребенка обусловлено его неспособностью долго подчиняться общим требованиям. Школьная ситуация превращается для него в игровую.

Дети этого типа отличаются дошкольным отношением к учебе. Учителю, прежде всего, важно понять, что попытка совладать с ними строгостью, наказанием заранее обречена на провал. Единственное, что можно делать в данном случае - это поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе. Очень важным элементом в работе с такими детьми является организация коллективной, групповой работы.

Если наряду с игровым поведением ребенок обнаруживает и низкий уровень интеллектуального развития, то с ним следует заниматься индивидуально.

Псевдоучебный тип. Этот вариант принятия школьной ситуации связан с низким уровнем самостоятельности, с интеллектуальной пассивностью. Такие дети в присутствии учителя работают пассивнее, иногда вовсе не делая попыток решить задачу, при том, что они относительно легко подключаются к выполнению фронтальных заданий. Работая с такими детьми, важно способствовать развитию у них вопросной формы деятельности. Огромную роль в формировании содержательного отношения к учебе играет четкая оценка действий ребенка со стороны учителя. Детей этого типа учитель никогда не должен выпускать из поля своего внимания, они требуют постоянной заботы.

Коммуникативный тип. Такие дети постоянно стараются завладеть вниманием учителя. В свободное время они, как правило, мало играют со сверстниками, при любых осложнениях жалуются учителю, напрашиваясь на жалость или сочувствие. Иными словами, они стремятся к общению с взрослыми в ущерб общения со сверстниками. Такой ребенок не хочет и не может работать самостоятельно. Прибегает к разным уловкам, чтобы привлечь внимание учителя. Чаще всего это связано с тем, что дома ребенку уделяется слишком мало внимания.

Этот тип детей труден для коррекции, поскольку причины трудностей лежат вне школы. Учителю, по возможности, следует такому ребенку максимум внимания, стараясь перевести разговор на учебные темы. Предметом поощрения всегда должно быть учебное содержание. Такие дети не могут самостоятельно найти места в детском коллективе. Следует им в этом помочь.

Таким образом, учитель в работе с детьми должен учитывать особенности психологической готовности детей 7-го года жизни к обучению с целью эффективного управления учебно-воспитательным процессом. В педагогической практике встречаются случаи неготовности детей к обучению.

Диагностика психологической готовности к школе - сложная, но вполне разрешимая проблема. При учёте личностных особенностей детей, при поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. Понятие школьная тревожность обозначает комплекс негативных переживаний ребенка (страх, тревога, нервозность и т.д.) по поводу ситуаций, связанных со школой и учителем. Высокий уровень «школьной тревожности» приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем и, в частности, непринятию учебных задач и целей школьного обучения. Кроме того, нужно знать особенности высших психических функций у детей, именно от развития внимания, памяти, мышления зависит успешность дальнейшего обучения.

1.3 Приемы развития ВПФ как компонента психологической готовности к обучению на основе пропедевтического курса информатики.

Одним из важнейших итогов дошкольного периода развития должна стать готовность ребенка к школьному обучению.

Более адекватный подход к установлению готовности ребёнка к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воли, мышления.

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения слуха, точность цветоразличия, развивается фонематический и звуковысотный слух.

При поступлении ребёнка в школу, он должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств по тому или иному эталону. Если речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично - видеть форму, размер предмета.

Исследования показали, что дети 7 лет способны адекватно воспринимать предметы на картине с точки зрения перспективы: они понимают, что с удалением размер предмета уменьшается.

Внимание семилетнего ребенка тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделений деталей, сопоставление с эталоном - все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Ребенок подолгу может рисовать, строить домик из песка. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть объект детально. Начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер.

В предшкольном детстве развиваются оба вида внимания. Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов и т.д. все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что, объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но и необычное - то, чего не было в их опыте. Внимание теперь зависит не только от свойств объекта, но и от эрудиции ребенка, и смещение от объекта к субъекту усиливается с каждым годом.

Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи - рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца предшкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Если не получилось то, что задумал, ребенок даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать, а тут корова какая- то вышла!» можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит, что-то затевает.

Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника.

Развитие памяти. Предшкольный возраст - начало нашей биографической памяти. Память ребенка имеет несколько интереснейших особенностей. Во-первых, она непроизвольна. Если по вашей просьбе ребенок не может вспомнить, не удивляйтесь, что через несколько минут все ему вспомнится само собой. Во-вторых, это память ситуативная - вспоминается не только сюжет книги, но и все сопутствующие объекты, вся ситуация восприятия сюжета. В- третьих, она подчиняется физиологическому закону силы, согласно которому из нескольких раздражителей, действующих одновременно, реакцию определяет наиболее сильный. Дети могут вспомнить один яркий образ и забыть все остальное в сюжете. В первые же дни школьной жизни ребенок должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам.

В разных видах деятельности перед будущими первоклассниками возникает осмысленная задача - запомнить, и он начинает использовать известные и изобретенные им самим способы запоминания и осознавать их.

Без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения.

Развитие воображения. Воображение можно определить как способность к перекомбинированию информации и созданию новых образов или идей, способность достраивать целостный образ по отдельным его деталям. Воображение позволяет «отойти» от непосредственных впечатлений, создать идеальное, даже несуществующее.

Проблема «готовности к школе» на современном этапе охватывает развитие воображения, составляющего основу творчества. Ребенок, обладающий творческими способностями, готов к самостоятельному познанию нового учебного материала, к поисковой деятельности, к построению взаимоотношений и сотрудничества с педагогом и сверстниками. Он любознателен, активен, инициативен, может не только решать предлагаемые взрослым задачи, но и сам ставить новые.

В развитии воображения прослеживается закономерность, отмеченная Л.С.Выготоским в развитии высших психических функций: зарождаясь в совместном действии со взрослым, воображение становится индивидуальным средством познания реальности через ее изменение. Вначале этот процесс развертывается на основе действия, а с развитием речи - на ее основе.

В семилетнем возрасте складывается и собственная словесная форма воображения, не требующая опоры в действиях и предметном восприятии.

Таким образом, создание новых образов путем изменения, достраивания впечатлений совершается вначале на уровне условных материальных действий, затем посредством речи с опорой на условное значение на материальных предметов - заместителей и наконец без опоры, в чисто словесном плане и с учетом логической связи событий.

Воображение дает ребенку новое впечатление, доставляет радость удовлетворения познавательных потребностей. В то же время ребенок замечает интерес окружающих к его фантазиям и использует воображение для самореализации, самовыражения.

Развитие мышления. В предшкольном возрасте функционируют и развиваются все три вида мышления: наглядно- действенное, образное и словесно- логическое. Каждый из них по своему обеспечивает установление связей и отношений, обобщение свойств предметов. Это дает детям возможность предвидеть результаты действия, планировать их, находить причины успехов или неудач. Первоклассники выходят за рамки задач, возникающих в собственной практической деятельности. Они любознательны, наблюдают окружающее и начинают ставить себе познавательные задачи и рассуждать о причинах и следствиях. К 6 годам усваивают обобщенные свойства живого - неживого и обосновывают свои суждения.

Наглядно- действенное мышление обеспечивает решение таких задач, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, направлено на решение практического результата: доставание, соединение, измерение предмета.

Образное мышление позволяет рассуждать о явлениях, находящихся за пределами личного опыта, но образы привносят в эти суждения много внешнего, несуществующего. Поэтому основания суждений могут часто меняться.

Особенностями образного мышления объясняются знаменитые феномены Пиаже о несохранении объема, количества или длины при видоизменении предмета.

В русле образного мышления складывается более сложная его форма - наглядно- схематическая - как отображение связей и отношений действительности в виде наглядной схемы. Умение пользоваться схемами - большое достижение в развитии мышления. На этой основе можно познавать сложные явления, недоступные образному отражению. Для более продуктивного мышления необходим переход от суждений на основе знаков - к логическому мышлению.

Итак, в центре развития ребенка - будущего первоклассника - поставлена осознанность и произвольность. Эти качественно новые образования появляются к концу предшкольного возраста на основе овладения ребенком элементами математики, грамоты, в специфических видах деятельности.

Кандидат педагогических наук Н.Н.Булгакова в работе «Интеграция информатики в учебную среду начальной школы» отмечает: «Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования - в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, развития основных психических качеств личности учащихся». По утверждению Н.Н.Булгаковой для эффективного внедрения информатики в учебный процесс начальной школы необходим некий подготовительный период, охватывающий дошкольный и предшкольный возраст и время обучения в первом классе, а также требуется специальная методика проведения уроков, обоснованный подбор программного обеспечения и дидактического материала.

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям и задачам начального общего образования. К основным целям общего начального образования относятся:

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться

  • Освоение школьниками системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Пропедевтический курс информатики для младших школьников характеризуется специфической инструментальной базой, в которую входят традиционные элементы урока для возрастных групп - учебники, рабочие тетради, игровые приемы на различных этапах проведения занятия - занимательные вопросы, задания, физкультминутки, считалки, стихотворения, беседы, логические задачи.

Обучение информатике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах

  • Овладения умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные технологии

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов

  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе, проектной деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики основной школы. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развития логического, алгоритмического, системного мышления, и таких мнемических процессов памяти, как запоминание и воспроизведение. По утверждениям Л.С.Выготского основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет, и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

В то же время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе.

Мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитие воображения, памяти, мышления школьников и на освоение ими практической работы на компьютере.

В процессе занятий школьниками приобретаются начальные навыки работы на компьютере, но в целом курс имеет развивающее, а не обучающее значение.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит становление потребности и мотивов учения. На основе формирования учебной деятельности у младших школьников возникают теоретическое сознание и мышление, восприятие, память, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование). Но в то же время для учеников первого класса основной все еще является игровая форма деятельности. Информатика в начальной школе - это прежде всего обучающие игры, в которых широко используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные формы работы ребенка.

Изучение информатики учащимися младшего школьного возраста более эффективного при использовании знаний, полученных из других школьных дисциплин. В начальном звене общеобразовательной школы существует естественная потребность постоянно повторять и закреплять приобретаемые знания, умения и навыки, что объясняется психологическими особенностями учащихся данной возрастной группы, преобладанием у них в течение длительного времени восприятия, непроизвольного внимания и памяти.

Использование первоклассниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как внимание, память и мышление.

Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в процессе пропедевтического курса информатики, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.

Пропедевтический курс информатики развивает желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализовываться впоследствии на всех ступенях образования.

В этот возрастной период происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, формируется развитие высших психических функций, и всё это, естественно, предполагает собой способствованию развития психических функций для дальнейшего успешного обучения в школе. Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программой в условиях обучения в группе сверстников. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций: внимания, памяти, мышления на основе пропедевтического курса информатики.

Вывод:

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка - дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.

Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в науке.

Авторы исследований предполагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.

Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного и предшкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально- волевую готовность.

Авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

На протяжении предшкольного происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:

  1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

  2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

  3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.

  4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

  5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

  6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей предшкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. Но успешность обучения в большей степени зависит от развития высших психических функций.

В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих выявить уровень готовности детей к школе. Вариативный комплекс методик позволяет изучить уровень сформированности всех компонентов, в том числе и развития ВПФ, психологической готовности к школе.

Педагог будущих первоклассников должен принимать активное участие в подготовке детей к школьному обучению:

  1. Осуществлять психологическую диагностику уровня готовности детей к школе.

  2. Консультировать родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

  3. Осуществлять коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке к школе.

Психолого-педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Глава 2. Опытно-Экспериментальная работа по определению готовности детей к обучению в школе




2.1 Цели и задачи опытно- экспериментальной работы. Диагностика ВПФ как компонента психологической готовности детей к обучению.

Цель: составить пособие для развития ВПФ не основе пропедевтического курса информатики.

Гипотеза опытно-экспериментальной работы: психологическая готовность к школе будет успешной, если целенаправленно и систематично реализуется психолого-педагогическая работа по развитию ВПФ на материале пропедевтического курса информатики.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи опытно экспериментальной работы:

Задачи:

  1. подобрать диагностический инструментарий для определения уровня развития внимания, памяти, мышления, провести диагностику ВПФ и обработать результаты

  2. на основе интерпретации диагностических данных смоделировать содержание, приемы развития ВПФ через пропедевтический курс информатики

  3. составить пособие для детей по развитию ВПФ, методические рекомендации для педагогов, памятку для родителей.

Базой исследования был определен 1 класс школы №7 с.Миндяк Учалинского района, в классе 2 девочки и 3 мальчика. Они еще не изучают предмет информатики, но имеют достаточно большой интерес к компьютерам. Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, совершенствуется память. Исходя из особенностей развития высших психических функций у первоклассников, мы провели диагностику для способствования этих функций на основе пропедевтического курса по информатике.

Тест «Переплетенные линии»

Автор: М.Н.Ильина.

Цель методики: выявить степень устойчивости внимания.

Стимульный материал: рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. (Приложение1)

Возраст: 7 лет.

Место и время проведения: компьютерный класс, 3 мин.

Инструкция: «Перед тобой рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Внимательно проследи за каждой линией от ее начала до конца. Нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Вслух назови номер линии слева и затем номер этой линии справа» (Приложение 1).

Обработка результатов: фиксируем время выполнения всего задания, сбои в работе.

Индикаторы:

Устойчивость внимания

Высокая

Средняя

Низкая

1 мин.20 сек.

1.5-2 мин.

2-3мин.

Критерии оценки:

  1. Высокая устойчивость внимания - задание выполняется равномерно, ошибок нет. Затрачено 1 мин 20 сек и меньше.

  2. Средняя устойчивость - ошибок нет, но времени затрачено 1,5-2 минуты (или 1-2 ошибки, но быстрее).

  3. Низкая ycтойчивость - 3 и более ошибок за 2-3 мин.

Тесту «Переплетенные линии »соответствует данная таблица, по которой проводятся результаты исследования.

Результаты исследования: результаты исследования представлены в таблице №1.

Таблица 1

имя исследуемых

Затрачено времени

Ошибки

Результат

1

Лилия А.

1 мин.12 сек.

Нет ошибок

Высокий

2

Миляуша М.

2 мин. 3 сек.

2 ошибки

Средний

3

Динислам Н.

2 мин.38 сек.

3 ошибки

низкий

4

Ильмир Р.

1 мин.19 сек.

Нет ошибок

Высокий

5

Венер Х.

1 мин.46 сек.

1 ошибка

Средний

Анализ и интерпретация полученных результатов.

Результаты теста показали преобладание среднего уровня устойчивости внимания у двоих испытуемых, высокий уровень также у двоих, низкий - у одного. Мальчик с низким уровнем устойчивости внимания в ходе тестирования отвлекался, проявлял беспокойство, плохо был сосредоточен на задании, много времени потратил на выполнение теста. Ребята со средними показателями в основном выполняли задание правильно, но делали 1-2 ошибки. Соответственно, ребята с высокими показателями внимательно слушали инструкцию, с интересом выполнили тести и все задания правильно.

Тест «Картинки»

Цель теста: Оценка оперативной памяти.

Возраст: 7 лет.

Место и время проведения: компьютерный класс, время демонстрации каждой картинки -1-2 секунды, общее время - 5 минут.

Стимульный материал: 10 картинок, на каждой из которых изображён знакомый предмет. (Приложение 2)

Инструкция: «Познакомься со всеми десятью картинками и по очереди назови предметы, которые ты запомнил»

Обработка результатов: учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребёнком по памяти.

Критерий оценки. Индикаторы:

Общая оценка производится по следующим параметрам:

1.Высокий показатель - 7-8 предметов из 10.

2.Средний показатель - 5-6 предметов из 10.

3.Низкий показатель - менее 5 слов из 10.

Результаты исследования: результаты исследования представлены в таблице №3.

Таблица 2

имя испытуемого

Индивидуальные показатели в запоминании слов

Уровень

1

Лилия А.

8

высокий

2

Миляуша М.

7

высокий

3

Динислам Н.

4

низкий

4

Ильмир Р.

8

высокий

5

Венер Х.

6

средний

Анализ и интерпретация полученных результатов.

В ходе тестирования установили, что уровень развития оперативной памяти у большинства в классе высокий, что соответствует 60%, средний уровень - 20%, низкий - 20%.

Ребята, воспроизводившие то количество картинок, что соответствует возрастным нормативам, слушали внимательно, проявили заинтересованность и в большинстве случаев отвечали в той последовательности, которое дано было изначально. Соответственно, мальчик с низким уровнем развития оперативной памяти в воспроизведении слов проявил забывчивость, рассеянность.

Тест для оценки словесно-логического мышления

Цель: выявить уровень развития словесно-логического мышления у исследуемой группы.

Возраст: 7 лет

Место и время проведения: компьютерный класс, 10 мин.

Инструкция: «Я буду читать тебе ряд вопросов, тебе нужно будет внимательно слушать и ответить ни них».

Стимульный материал: бланк, состоящий из 20 вопросов. (Приложение 3)

Обработка результатов: оценка производится по количеству правильных ответов.

Индикаторы:

  1. Высокий уровень словесно-логического мышления - 15-16 вопросов

  2. Средний уровень - 12-14 вопросов

  3. Низкий уровень - менее 12 вопросов

Результаты исследования: результаты исследования представлены в таблице № 2.

Таблица 3

имя испытуемого

Индивидуальные показатели

Уровень

1

Лилия А.

14

средний

2

Миляуша М.

13

средний

3

Динислам Н.

12

средний

4

Ильмир Р.

15

высокий

5

Венер Х.

13

средний

Анализ и интерпретация полученных результатов.

Методика выявила у 20% - высокий, у 80% - средний уровни развития словесно- логического мышления. Мальчик с высоким показателем во время упражнения правильно отвечал на вопросы, излагал логически связанные ответы. У большинства первоклассников средний уровень развития словесно-логического мышления, во время задания они в основном отвечали правильно, но в некоторых местах допускали ошибки.

Результаты всех проведенных методик представлены в диаграмме №1

Диаграмма 1

Исследовательская работа № 2

Относительно хорошие показатели развития высших психических функций у испытуемых можно пронаблюдать в диаграмме №1, послужат хорошей предпосылкой для успешного обучения. Низкий уровень развития познавательных процессов говорит о недостаточной готовности к обучению. Для выявления группы учащихся с низким уровнем развития высших психических функций была проведена цветодиагностика.

Ф.И.О.

Внимание

мышление

Память

Лилия А.

Миляуша М.

Динислам Н.

Ильмир Р.

Венер Х.

Проанализировав результаты, мы выделили три группы учащихся. Данные выделенные группы можно пронаблюдать в диаграмме №2

Диаграмма 2

Исследовательская работа № 2

В диаграмме № 2 - 1 группа - 35%, ребята с высокими показателями, 50% средними показателями, 15% - с низкими показателями.

К первой группе мы отнесли учащихся с высокими показателями. Учащихся этой группы отличает высокое развитие познавательных процессов, стремление познавать, узнавать новое, стремление к преодолению трудностей, активность. На диаграмме такие учащиеся составляют 35% всех обучающихся.

Ко второй группе мы отнесли учащихся со средними показателями, высшие психические функции которых требуют систематических побуждений. Учащихся второй группы отличает стремление познавать окружающий мир с помощью учителя, помощника, зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуаций, наличие побуждений, преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи.

К третьей группе - группе риска - мы отнесли учащихся с низкими показателями. Учащихся этой группы характеризует слабое проявление развития высших психических функций, мнимая самостоятельность действий, рассеянность, полная бездеятельность при затруднениях, эмоцианальная возбудимость, неусидчивость, повышенная двигательная активность. Такие учащиеся составляют 15% всех испытуемых. .

Зная особенности внимания, памяти, мышления первоклассников, можно более рационально организовать их учебную деятельность с целью повышения познавательной активности, через развитие ВПФ на материале пропедевтического курса информатики.

2.2 Моделирование комплекса задач, игр, упражнений для развития высших психических функций на материале пропедевтического курса информатики

Игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Игры на развитие внимания.

Четыре стихии

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра с камушками. «Находим различия»

БИсследовательская работа № 2ыстро взгляни на картинку. Теперь закрой глаза и угадай, сколько в мешке камешков вот такого вида:

Исследовательская работа № 2

ПИсследовательская работа № 2роверь, все ли такие камешки ты увидел?

Исследовательская работа № 2Исследовательская работа № 2Исследовательская работа № 2

Сосчитай камешки в каждом наборе.

СИсследовательская работа № 2колько таких камешков?_____

СИсследовательская работа № 2колько таких камешков?_____

СИсследовательская работа № 2колько таких камешков?_____

СИсследовательская работа № 2колько таких камешков?_____

Игры на развитие памяти.

Что исчезло?

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки или мелкие предметы

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

«Добавь слово»

В игре участвуют несколько человек. Один из игроков называет слово, другой повторяет сказанное слово и добавляет свое, третий повторяет уже два слова и добавляет в этот ряд следующее…

Например: стол

Стол, стул

Стол, стул, штора

Сто, стул, штора, выключатель…

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не спутает порядок слов или не сможет вспомнить слово. Этот игрок временно выбывает из игры. Остальные продолжают, пока не будет выявлен победитель.

Он и начинает следующую игру, называя первое слово.

Игры на развитие мышления.

Что лишнее?

Количество игроков: любое

Дополнительно: карточки с изображениями предметов

Выложить перед ребенком три карточки, относящиеся к одной смысловой группе, а четвертую из другой группы (транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т.п.). Ребенок должен выделить лишнюю карточку. (Приложение 4)

Игра «Живое и неживое».

Исследовательская работа № 2

Классификация по заданному основанию.

Все «живое» соедини синими стрелками с левым кругом, а все «неживое» - желтыми стрелками с правым кругом.

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Упражнения на развитие внимания.

Картинки "Найди отличие".

Предложите ребенку взглянуть на картинку. Пусть постарается обнаружить различия.

Исследовательская работа № 2

Картинка - упражнение «Два всадника».

У второго всадника и лошади дорисуй то, что забыл нарисовать художник.

Исследовательская работа № 2

Упражнения на развитие памяти.

Цифры.

Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке.

2 3 5 7 3 5 7

попытайся воспроизвести эти цифры.

Запомни фигуры.

Исследовательская работа № 2

Исследовательская работа № 2

В течение 3 секунд посмотрите на нарисованные ниже фигуры, затем быстро закройте их и попытайтесь воспроизвести их у себя в тетрадях в таком же порядке.

Исследовательская работа № 2

Рассмотри в течение 3 секунд этих человечков и попробуй в точности нарисовать их по памяти.

А теперь попробуй в течение 10 секунд запомнить лица и потом нарисуй их.

Исследовательская работа № 2



Упражнения на развитие мышления.

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, больной - здоровый, ребенок - взрослый, огонь - вода, сильный - слабый, веселый - грустный, красивый - безобразный, трус - храбрец.

Задания по развитию внимания, памяти, мышления.

Задания на развитие внимания.

Задание на формирования навыка правильного распределения внимания.

Пересчитайте вслух все фигуры: треугольники, круги, углы, отрезки. Считайте вслух. Начинайте счет сверху вниз, по рядам.

Например: первый треугольник, первый угол, первый круг, второй угол и т.д.

Исследовательская работа № 2

Задания на развитие памяти.

Запомни слова.

Прочитай слова и запомни их:

Лес гриб куст мох

Лиса заяц волк еж

Лист ель орех дуб

Муха оса пчела жук

Какие слова ты запомнил? Сколько слов: 5, 10, 13, 16?

Если ты запомнил 7-15 слов - ты просто МОЛОДЕЦ!

Задания на развитие мышления.

Прочитай, сообрази, доскажи!

Необходимо закончить фразу, которую произносит учитель.

Заяц прыгает, а ласточка …

Червяк ползает, а рыба …

Лошадь бегает, а змея …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Корова мычит, а лошадь …

Собака лает, а кошка …

Свинья хрюкает, а овца …

Курица кудахчет, а кукушка …

Лягушка квакает, а мышь …

Сорока стрекочет, а ворона …

Голубь воркует, а воробей …

После проведения психолого-педагогической работы по развитию ВПФ на основе пропедевтического курса информатики, мы провели контрольное исследование.

2.3.Некоторые результаты исследования

По нашему мнению, важным условием развития ВПФ является реализация задач, упражнений, игр по развитию высших психических функций на материале пропедевтического курса информатики. Реализация заданий, игр, упражнений осуществлялась в течении месяца в первом классе школы №7 с. Миндяк Учалинского района в учебной деятельности, во внеклассной работе, на классных часах. В конце педагогической практики мы провели контрольное исследование развития высших психических функций с помощью диагностики развития ВПФ.

Корректурная проба Ландольта.

Цель: оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Стимульный материал: таблица с кольцами, имеющих разрыв в разных частях. (Приложение 5)

Возраст : 7 лет

Место и время проведения: компьютерный класс, 2 минуты

Инструкция: для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа) за 2 минуты.

Обработка результатов: при обработке результатов выявляется уровень развития устойчивости, распределения и переключения внимания.

Индикаторы:

Показатель развития устойчивости, распределения и переключения внимания.

Рассмотренные строки

Высокий

10-11 строк

Средний

6-9 строк

Низкий

Менее 6 строкРезультаты исследования:

Результаты исследования представлены в таблице №4. (Таблица 4)

Анализ и интерпретация полученных результатов:

Результаты теста определили следующие показатели: высокий уровень развития устойчивости, распределения и переключения внимания у двоих детей, средний - у троих. Во время тестировния дети проявили активность и инициативу, что говорит о их заинтересованности в заданиях.

Тест «Картинки»

Цель теста: Оценка объема долговременной памяти.

Возраст: 7 лет.

Место и время проведения : компьютерный класс, время демонстрации каждой картинки -1-2 секунды, общее время - 5 минут.

Стимульный материал: 10 картинок, на каждой из которых изображён знакомый предмет. (Приложение 2)

Инструкция: «Познакомься со всеми десятью картинками и по очереди назови предметы, которые ты запомнил»

Обработка результатов: учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребёнком по памяти ; предлагаем вспомнить все картинки через 1 час.

Критерий оценки.

Общая оценка производится по следующим параметрам:

1.Высокий показатель - 7-8 предметов из 10.

2.Средний показатель - 5-6 предметов из 10.

3.Низкий показатель - менее 5 слов из 10.

Результаты исследования: результаты исследования представлены в таблице №5. (Таблица 5)

Анализ и интерпретация полученных результатов.

В ходе наблюдения было установлено, что большее число детей имеет высокий уровень развития долговременной памяти -60 %, 20% - средний уровень,20% - низкий уровень.

Тест для оценки словесно-логического мышления

Цель: выявить уровень развития словесно-логического мышления у исследуемой группы.

Возраст:7 лет

Место и время проведения: компьютерный класс, 10 мин.

Инструкция: «Тест состоит из ряда вопросов, тебе нужно будет ответить ни них, хорошо?».

Стимульный материал: бланк, состоящий из 20 вопросов. (Приложение 3)

Обработка результатов: оценка производится по количеству правильных ответов:

  1. Высокий уровень словесно-логического мышления - 15-16 вопросов

  2. Средний уровень - 12-14 вопросов

  3. Низкий уровень - менее 12 вопросов

Результаты исследования: результаты исследования представлены в таблице №6

Анализ и интерпретация полученных результатов.

Как видно из таблицы №6 высокий уровень развития словесно-логического мышления у 40% ребят, которые во время упражнения были внимательными, не отвлекались, правильно и с интересом выполняли задания. Средний уровень у 60% - детей, они ответили на 12-13 вопросов.

Результаты всех проведенных методик представлены в диаграмме №3

Диаграмма 3

Исследовательская работа № 2

Цветодиагностика:

Ф.И.О

внимание

мышление

Память

Лилия А.

Миляуша М.

Динислам Н.

Ильмир Р.

Венер Х.

Проанализировав результаты, мы выделили три группы учащихся. Данные выделенные группы можно пронаблюдать в диаграмме №4

Диаграмма 4

Исследовательская работа № 2

После проведения повторной диагностики высших психических функций, мы сравнили полученные результаты с первоначальными. (Таблица 7)

Таким образом, в результате реализации игр, упражнений, заданий по развитию высших психических функций на основе пропедевтического курса информатики. Динамика роста не велика, но достижение таких результатов за столь короткий срок уже успех. Учащимся нравится заниматься, т.к. здесь были использованы игровые формы занятий, различные задания, упражнения были направлены на развитие высших психических функций. Им нравится учиться, познавать, усваивать новые знания, столь важные и необходимые в условиях информатизации образования.

Выводы.

Резюмируя выше изложенное, отмечаем: существует много методик по определению психологической готовности ребенка к обучению. Л. В нашей работе мы выбрали методики по развитию высших психических функций. Изучив индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления, мы систематизировали упражнения, задания, игры по материалам пропедевтического курса информатики, которые по нашему мнению помогут в развитии высших психических функций для успешности обучения. Реализация работы производилась в течении месяца. По истечении пятинедельного срока было проведено повторное обследование с целью качественного и количественного анализа выполненной работы. Анализ результатов исследования показал, что процент учащихся с низким уровнем развития высших психических функций уменьшился, т.е. учащихся с высокими показателями стало больше. Отсутствие нормальной динамики роста уровня развития высших психических функций обусловлено тем, что работа проводилась в сжатые сроки.

Заключение.

Психологическая готовность - самый очевидный компонент готовности к школьному обучению - уровень умственного развития ребенка. Умственная готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, развитие ВПФ, наличие у ребенка достаточного круга знаний и представлений об окружающем мире, способность наблюдать, анализировать и понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия и выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой, то есть умение интересоваться, думать и понимать.

Готовность к школьному обучению - совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка предшкольного возраста обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления). Условия жизнедеятельности ребенка, усвоением им социального опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают влияние на формирование готовности к школьному обучению.

По утверждению Н.Н.Булгаковой для эффективного внедрения информатики в учебный процесс начальной школы необходим некий подготовительный период, охватывающий дошкольный и предшкольный возраст и время обучения в первом классе.

Пропедевтический курс информатики характеризуется специфической инструментальной базой, в которую входят традиционные элементы урока для возрастных групп - учебники, рабочие тетради, игровые приемы на различных этапах проведения занятия - занимательные вопросы, задания, физкультминутки, считалки, стихотворения, беседы, логические задачи.

Мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитие воображения, памяти, мышления школьников на основе пропедевтического курса. В процессе занятий школьниками приобретаются начальные навыки работы на компьютере, но в целом курс должен имеет развивающее, а не обучающее значение.

В возрасте 7 лет у детей происходит становление потребности и мотивов учения. На основе формирования учебной деятельности у младших школьников возникают теоретическое сознание и мышление, восприятие, память, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование). Но в то же время для учеников первого класса основной все еще является игровая форма деятельности. Информатика в начальной школе - это прежде всего обучающие игры, в которых широко используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные формы работы ребенка.

Использование первоклассниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как восприятие, память и мышление.

Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.

Основным итогом первого года обучения информатике является создание предпосылок для формирования учебно-информационной среды на уроках информатики в следующих классах, под воздействием которой происходит активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализовываться впоследствии на всех ступенях образования.

В ходе исследования теоретических основ развития ВПФ , нами были определены возможности пропедевтического курса по информатике для развития ВПФ с целью подготовки детей к обучению. Цель исследования, заключающаяся в проведении диагностики уровня развития ВПФ и исследовании возможности пропедевтического курса по информатике для развития ВПФ с целью подготовки детей к обучению была достигнута, гипотеза исследования получила своё подтверждение. В заключении учителям, начинающим работу с первоклассниками для развития ВПФ на основе пропедевтического курса информатики для развития ВПФ хочется посоветовать:

  • использовать разнообразные приёмы поддержания и развития ВПФ учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении;

  • вести работу по развитию высших психических функций для обучения систематично, дифференцированно с учётом индивидуальных возможностей первоклассников;

  • организовывать внеурочную работу с целью развития психических функций для успешного обучения;

  • вовлекать в данную деятельность родителей учащихся, используя в комплекс упражнений, заданий, игр на основе пропедевтического курса информатики;

  • выстраивать учебный план и каждый урок, согласуя его для развития ВПФ.

Для практического использования материалов исследования было создано пособие для родителей и будущих первоклассников по формированию и развитию ВПФ как одного из важных компонентов психологической готовности к обучению в школе. Материалы составлены на основе пропедевтического курса обучения информатики.

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты проблемы развития ВПФ на основе пропедевтического курса, как компонента психологической подготовки к обучению. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего развития и уточнения.

Дальнейшее развитие и углубление исследуемой проблемы может быть связано с совершенствованием технологических подходов к развитию ВПФ у первоклассников.

© 2010-2022