Программа спецкурса Точка опоры (психолого-педагогическая поддержка учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам)

    Данная программа направлена на поддержку и развитие талантливых детей, сохранение психологического и физического здоровья в процессе их самореализации и профессиональном самоопределении.  Создавая возможности для самореализации и  саморазвития учащихся, новая образовательная технология индивидуальных учебных планов  требует  от них (по сути 14- или 15-летних детей) принятия взрослого   и ответственного решения – выбора  своей траектории  образования. Каждый учащийся должен в этих условиях в...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 ГОРОДА КОВРОВА




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

(заседание НМС, (протокол № (заседание педсовета

протокол № от ) протокол №

Зам.директора по УР Заведующий ИМЦ Директор школы

Е.В. Соленкова О.Н. Смирнова И.В. Иголкина




Программа спецкурса

«Точка опоры»

(психолого-педагогическая поддержка учащихся,

обучающихся по индивидуальным учебным планам)


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель:

Андрианова И.Н.

педагог-психолог

первой квалификационной категории



ГОРОД КОВРОВ

2014


Пояснительная записка.

Данная программа направлена на поддержку и развитие талантливых детей, сохранение психологического и физического здоровья в процессе их самореализации и профессиональном самоопределении.

Создавая возможности для самореализации и саморазвития учащихся, новая образовательная технология индивидуальных учебных планов требует от них (по сути 14- или 15-летних детей) принятия взрослого и ответственного решения - выбора своей траектории образования. Каждый учащийся должен в этих условиях выбрать такой вариант индивидуального плана, при реализации которого с одной стороны может быть достигнута оптимизация его учебной, психической и физической нагрузок, а с другой удовлетворены познавательные потребности, интересы, амбиции.

Для подростка такая ситуация - зачастую первый серьезный жизненный выбор, предопределяющий во многом степень успешности в определении дальнейшего профессионального пути.

Именно это обстоятельство поставило психологическую службу перед необходимостью психологического сопровождения образовательного процесса, создания условий психологической поддержки выбора ребенка.

Однако выбор индивидуального учебного плана может и должен стать положительным движущим фактором личностного развития подростка. В процессе выбора учащиеся должны постоянно отвечать на вопрос - насколько выбранное содержание, выбранный индивидуальный план соответствует их ожиданиям, и насколько они оказались успешными в своем выборе. И школьники, не сразу конечно, а весьма постепенно, учатся выбирать и принимают ответственность за успехи и неудачи на себя.

Цель программы: поддержка и развитие талантливых детей, сохранение психологического и физического здоровья в процессе их самореализации и профессиональном самоопределении.

Задачи:

  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих является то, занятия строятся в основном из практических упражнений, тренингов, самонаблюдений, самоанализов, что дает детям знания и умения, необходимые для регуляции своей эмоционально-волевой сферы и личностного роста.

Организационные формы

  1. Диагностическая часть программы предназначена для психологов.

  2. Психолого-профилактическая часть программы осуществляется за счет школьного компонента учебного плана или на классных часах.

  3. Индивидуальные консультации.

Форма и организация занятий.

Срок реализации программы - 2014-2015 учебный год. Начало занятий приходится на начало учебного года. Диагностическая часть проводится до психолого-профилактической части и после. Психолого-профилактическая часть включает 8 занятий по 40-45 минут (1 раз в месяц). По запросу учащихся проведение индивидуальных консультаций. Содержание занятий можно корректировать в зависимости от особенностей учащихся и уровня подготовки класса.

Методы и приемы.

  1. Диагностика.

  2. Информирование (доступно и корректно о результатах диагностики).

  3. Упражнения социально-психологического тренинга.

  4. Техники телесно-ориентированной терапии.

  5. Дыхательные упражнения.

  6. Элементы арт-терапии.

Предполагаемый результат данной программы: успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

Целевая группа, на которую рассчитана программа. Учащиеся 9-11 классов, обучающихся по индивидуальным учебным планам (дети с высоким уровнем развития).

Материальное обеспечение - кабинет, рабочая доска, компьютер, проектор, наглядный материал (карточки, памятки), ручки, цветные карандаши или фломастеры, бумага.

Технологии обучения.

В основу занятий заложены здоровьесберегающие и социально-личностные технологии личностного развития школьников.

Форма подведения итогов реализации этой программы предполагает общее заключительное занятие, на котором дети заполняют контрольную анкету.







Диагностическая часть


Содержание

1. Методики изучения мотивационной сферы (сентябрь, апрель):

  • Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы / Лукьянова М. И., Калинина Н. В. психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-208 с.

  • Методика изучения мотивации обучения старшеклассников. Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Методики изучения личностных особенностей (сентябрь, апрель):

  • Шкала тревожности Кондаша. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие - М.: ВЛАДОС, 1996 г.-с. 126-131.

  • Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Н. Ханина)./Ануфриев АП. Ф., Костромина С. Н. как преодолеть трудности в обучении детей, - М., 1999г.

  • Тест на выявление уровня самооценки

  • Карта методики САН (самочувствие, активность, настроение).

3. Изучение интеллектуальных способностей (ноябрь)

  • ТУС (Тест умственных способностей). Руководство. Авторы адаптации: Сенин И. Г., Сорокина О. В., Чирков В. И.), Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1992г.

  • Школьный тест умственного развития. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: : Учеб. пособие - М.: ВЛАДОС, 1996 г.-с.104-126.

4. Определение удовлетворенности учащихся качеством обучения (май):

  • Анкета «Удовлетворённость учащихся качеством профильного обучения по индивидуальным учебным программам»

5. Определение профессиональных интересов и склонностей (октябрь):

  • Компьютерная диагностика









Психолого-профилактическая часть


Тематическое планирование


Тема занятий

Количество часов

1

«Взаимодействие и личностный рост учащихся»

1 ч.

2

«Мой выбор»

1ч.

3

«Неуверенность в себе»

1 ч.

4

«Как стать уверенным»

1 ч.

5

«Точка опоры»

1 ч.

6

«Чувство собственного достоинства»

1 ч.

7

«Уверенное и неуверенное поведение»

1 ч.

8

«Я в своих глазах и в глазах других людей»

1 ч.








Литература


  1. Андросова Ю. Вирус сквернословия Школьный психолог - № 20 - 2008.

  2. Байкер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М., 1997.

  3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., Книголюб, - 2004.

  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248с.

  5. Онишина В.В. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника. - М. - 2008.

  6. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2005.

  7. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979.

  8. Селевко Г.К. Утверждай себя. - М.:Народное образование . - 2006.

  9. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. - М.: Народное образование, 2001.

  10. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.- СПб.: КАРО, 2003.







ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение № 1

Содержание психолого-профилактической части программы по темам:


Тема 1: «Взаимодействие и личностный рост учащихся»

Цель: Создать благоприятный психологический климат.

Содержание: знакомство, упражнение «Познакомьтесь - это Я», притча «Открытые возможности», упражнение «Мои ресурсы», упражнение «Энергетика ума», упражнение «Метод Л.Н. Толстого», упражнение «Обычное в необычном», релаксация, притча «Все в твоих руках», рефлексия.


Тема 2: «Мой выбор»

Цель: формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

Содержание: ритуал приветствия, упражнение «Продолжи фразу», техника «Трудно быть Богом», упражнение «Чемодан», рефлексия.



Тема 3: «Неуверенность в себе»

Цель: осознание специфики неуверенного поведения.

Содержание: ритуал приветствия, упражнение «Уверенно-неуверенно», упражнения «Копилка», «Хвалить или ругать», «Я горжусь», рефлексия.



Тема 4: «Как стать уверенным»

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Содержание: ритуал приветствия, игра «Я могу, я умею», упражнение «Волшебное зеркало», сказка «Лети вверх, Соня», упражнение «Чувства», рефлексия.



Тема 5: «Точка опоры»

Цели: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон; оказание психологической поддержки с помощью медитации; актуализация личностных ресурсов участников занятий.

Содержание: ритуал приветствия, упражнения «Тройка», «Точка опоры», релаксация «Горная вершина», игра «Тень», упражнение «Групповой рассказ», проективный рисунок, рефлексия.



Тема 6: «Чувство собственного достоинства»

Цели: углубление процесса самораскрытия; получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов; развитие умения познать себя при помощи группы.

Содержание: ритуал приветствия, упражнения «Пожелания», «Ответы за другого», «Найди свою пару, «Круг нашей жизни», «Скульптура», Карусели», рефлексия.



Тема 7: «Уверенное и неуверенное поведение»

Цели: обучение навыкам отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного; отработка приемов уверенного поведения и содействие тому, чтобы учащиеся в любых ситуациях чувствовали уверенность в себе.

Содержание: ритуал приветствия, упражнения «Воспроизведение», «Моё поведение», «Сила слова», «Зеркало» «Город уверенности», «Круг уверенности», «Трон», рефлексия.



Тема 8: «Я в своих глазах и в глазах других людей»

Цели: активизация процесса рефлексии, дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения Я-концепции; раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

Содержание: ритуал приветствия, упражнения «Подарок», «Каким ты выглядишь в глазах других», игры «Автобус», «Комиссионный магазин», «Ассоциации», «Приятный разговор», «Листок за спиной», рефлексия.







© 2010-2022