Программа занятия Познай себя

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

г. Егорьевск



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 15_________

Кофман Т.А.

_______________________

М.П.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

1А, 1Б, 1В класса



Направление: социальное

Форма организации: кружок

Название: «Познай себя»







Составитель:

Утенкова Светлана Николаевна,

Педагог-психолог



Количество часов в году: 33

Количество часов в неделю: 1



2014 г.

Пояснительная записка

Программа кружка социального направления «Познай себя» направлена на сохранение психологического здоровья детей.

В основу программы положены материалы учебно - методического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - автор Ольга Владимировна Хухлаева.

Основная цель программы - помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.

Задачи:

  1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

  2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

  3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

  4. Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.

  5. Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;

  6. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

  7. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

  8. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

  9. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь.

Актуальность и новизна программы заключается в содержании программы, которая охватывает весьма широкий круг вопросов. Учитывая возрастные особенности учащихся в занятиях используются игровые моменты, дающие возможность межличностного взаимодействия. На личном опыте дети приобретают навыки и умения понимать свои чувства и свое эмоциональное состояние, а также видят, что дружеское расположение друг к другу улучшают отношения между людьми. Разминка и упражнение «Скажи мишке добрые слова» из книги «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой.

Отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, это очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира детей, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами.

Презентации вызывают у ребят необыкновенный восторг, яркие иллюстрации, знакомые сказочные персонажи, способствуют более легкому восприятию, представленной темы. Иллюстрации к слайдам взяты из книги «Учимся понимать других» С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И,Г. Топоркова и др.

В занятиях затрагивается нравственная составляющая межличностного взаимодействия людей. Обсуждение поступков детей, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.

В течение всех занятий происходит рефлексия эмоционального состояния школьников.

В конце каждого занятия подводится итог того, что узнали и прочувствовали сами ребята.

Ожидаемые планируемые результаты

Личностные результаты.

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Количество часов в год: 33 часа.

Количество часов неделю: 1 час.

Использованная литература:

1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. М.: Генезис, 2012 г.

2. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которы играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

4. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика - Пресс, 1996.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.

6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.

7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994

8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.

9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.

11. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.

12. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.

13. Психология управления // автор-составитель Бехтемиров А.Ф. Первоуральск, 1990.

14. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в

подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.

15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.

16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.:

25. Журналы «Школьный психолог» с приложениями

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

На 2014-2015 учебный год

п/п

Наименование темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Кол-во

часов

Сроки изучения

Скорректированные сроки прохождения

1

Что такое психология?

-характеризовать

особенности

деятельности;

- анализировать

полученный

материал

1

01.09.14-07.09.14

2.

Я - школьник

- воспроизводить

сказку, рассказ;

-наблюдать за

движениями и их

воспроизводить в

точности;

-исследовать

контуры фигуры

1

08.09.14-14.09.14

3

Как я умею управлять собой

-обсуждать в

группах материал

задания;

-находить

различия и

сходства;

-проводить анализ

упражнения;

-пересказывать и

понимать

услышанное;

-описывать

явления и

предметы

1

15.09.14-21.09.14

4

Я умею преодолевать трудности

-наблюдать за

движениями и их

воспроизводить в

точности;

-объяснять

движения и

поведение в

данной ситуации

1

22.09.14-28.09.14

5

Я умею учиться у ошибки

-обсуждать в

группах материал

задания;

-находить

различия и

сходства;

-проводить анализ

упражнения;

-пересказывать и

понимать

услышанное;

-описывать

явления и

предметы

1

29.09.14-06.10.14

6

Я умею быть доброжелательным

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

12.10.14-19.10.14

7

Я - доброжелательный

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

20.10.14-26.10.14

8

Я умею быть ласковым

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

27.10.14-02.11.14

9

Я становлюсь сильным духом

- обсуждать в

группах материал

задания;

-находить

различия и

сходства;

-проводить анализ

упражнения;

-пересказывать и

понимать

услышанное;

-описывать

явления и

предметы

1

03.11.14-09.11.14

10

Я умею делать задания вместе с другими

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

10.11.14-17.11.14

11

Я учусь решать конфликты

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

13.11.14-30.11.14

12

Я умею разрешать конфликты

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

01.12.14-07.12.14

13

Мои чувства

- обсуждать в

группах материал

задания;

-находить

различия и

сходства;

-проводить анализ

упражнения;

-пересказывать и

понимать

услышанное;

-описывать

явления и

предметы

1

08.12.14-14.12.14

14

Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление страх, отвращение, радость, горе, гнев

- обсуждать в

группах материал

задания;

-находить

различия и

сходства;

-проводить анализ

упражнения;

-пересказывать и

понимать

услышанное;

-описывать

явления и

предметы

1

15.12.14-21.12.14

15

Радость. То такое мимика?

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

22.12.14-29.12.14

1

II. Мой класс и мои друзья (16 часов)

16

Радость. Что такое жесты?

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

17

Радость. Как ее доставить другому человеку?

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

18

Радость можно передать прикосновением

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

19

Грусть

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

20

Страх

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

21

Страх. Как его преодолеть?

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

22

Гнев

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

23

Гнев. С какими чувствами он дружит?

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

24

Гнев и его польза

- воспроизводить

сказку, рассказ;

-наблюдать за

движениями и их

воспроизводить в

точности;

-исследовать

контуры фигуры

1

25

Обида

- воспроизводить

сказку, рассказ;

-наблюдать за

движениями и их

воспроизводить в

точности;

-исследовать

контуры фигуры

1

26

Разные чувства

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

27

Способы человеческого общения.

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

28

Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям.

- воспроизводить

сказку, рассказ;

-наблюдать за

движениями и их

воспроизводить в

точности;

-исследовать

контуры фигуры

1

29

Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника.

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

30

Настроение мое и окружающих. Цветопись настроения.

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

31

Поступки мои и окружающих.

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

32

Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности.

-анализировать

рисунок и

работать по

плану;

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям.

1

33

«Волшебные слова», вежливое отношение к людям.

-обсуждать в

группах материал

задания;

-характеризовать

фигуры по их

особенностям

1

1

III. Мое прошлое, настоящее, будущее (7 часов)

Итого

33


Формы и методы проведения занятий

Форма работы групповая.

Используются следующие методы работы: экзистенциальное консультирование, метод амплификации, психологический эксперимент, метод экзистенциальной интерпретации, современные методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой работы в рамках оказания психологической помощи.

Принцип программы

Применение психологических принципов консультирования и коррекции:

  • не нанесения ущерба испытуемому;

  • компетентности психолога;

  • беспристрастности психолога;

  • конфиденциальности;

  • осведомленного согласия;

  • единство психокоррекции и психодиагностики;

  • нормативность развития.

Механизм реализации программы

Работа в рамках группы психологического консультирования.

Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения раз в неделю.

План занятий:

  • ориентировка и подготовка учащихся;

  • разминка;

  • структурированные упражнения;

  • резюме занятия.

Формы реализации программы: приоритет отдается групповой форме работы, возможна работа в триадах, диадах.

Состав групп

Оптимальная численность 10-15 человек.

Группы должны комплектоваться на добровольной основе.

Место проведения

Зал, предназначенный для реализации групповых методов работы.

Документация

  • программа кружка «Познай себя»;

  • календарно-тематический план;

  • журнал посещений.

Прогноз

После вовлечения в кружковую деятельность у учащихся предполагается: развить психологическое мышление, достичь психологического комфорта, ознакомится с методами выхода из трудных жизненных ситуаций, саморазвитие путем познания себя, детерминация психологических знаний.

Основные тематики, затрагиваемые в ходе реализации кружковой работы

Основные положения психологии, ее принципы, виды оказания психологической помощи;

Основные направления в психологии;

Основные виды запросов при оказании психологической помощи;

Работа с проблематикой детско-родительских отношений;

Процесс самопознания, как эффективный способ психологической помощи;

Процесс самоидентификации, как этап развития личности;

Бессознательное и сознательное проявление личности, проявление защитных механизмов;

Сон и сновидения, проблематика продуктов сна;

Внутриличностный конфликт;

Основные современные методы и техники, используемые при оказании психологической помощи.

Следует отметить, что тематики для внедрения в процесс реализации программ психологического кружка «Познай себя» выбраны исходя из специфики контингента учащихся колледж. Тематики носят просветительский характер в первую очередь, так как не на всех специальностях преподается психология. Методы и техники подбирались в зависимости от типологии личности учащихся и исходя из индивидуальных запросов учащихся.

Пример структурированного занятия по тематике внутриличностный конфликт, конфликтное поведение

План занятий:

  1. Ориентировка и подготовка учащихся:

    1. Введение в проблематику конфликта, обсуждение конфликтных ситуаций из личного опыта, тактики поведения при конфликте и пути их разрешения.

  2. Разминка:

    1. Всем участникам предлагается закрыть глаза и двигаться на ощупь, как только участники касаются чего-либо или кого-либо им следует оценить по собственным ощущениям комфортно ли им или нет, в результате формируются пары.

  3. Структурированные упражнения:

    1. Участника по очереди в парах предлагается обсудить самый острый конфликт за последнее время из личного опыта. Цель упражнения в психологическом контакте выразить конфликт вербально и с помощью партнера ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали в момент созревания конфликта?

  • Если бы вы могли выразить гнев к…как бы это было?

Если группа успешна, прошла стадию сплочения, то уместно предложить в парах разыграть конфликты по ролям с последующей рефлексией. Главная задача группы в процессе проработки тематики конфликта помочь увидеть защитные психологические механизмы, увидеть блокированные чувства и эмоции в процессе конфликта и перевести ярость в аффект с целью выражения на стадии созревания раздражения. Акцентная задача как можно быстрее вывести группу из зоны конфликта на более объективную позицию.

  1. Резюме занятия.

«Рассмотрено»

Протокол методического объединения учителей от 22.08.13 №1

Руководитель РМО ________________( Журавлева Е.Н ) Дата ______________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _____________( Дерябина О.Г.) Дата ______________



© 2010-2022